ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности по робототехнике «Леготехник»
рабочая программа (старшая группа)
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.
Конструирование - любимый детьми вид деятельности, оно не только увлекательное, но и полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой моторики рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства.
Лего конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО технологии является игра-ведущий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
legotehnik.docx | 35.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление народного образования администрация городского округа город Бор
Нижегородской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Неклюдовский детский сад «Рукавичка»
Принято: Утверждено:
на заседании педагогического приказ от
совета
протокол № от
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
технической направленности по робототехнике
«Леготехник»
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации программы –1 год
Автор-составитель:
Воспитатель Соловьева М.В.
Городской округ г.Бор
2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка ……………………………………………………………………….3
1.1. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы……………….3
1.2. Направленность программы………………………………………………………………..5
1.3.Отличительные особенности данной программы от уже существующих……………….5
1.4.Возраст детей, участвующих в реализации программы…………………………………..6
1.5. Цели и задачи программы…………………………………………………………………..8
1.6 Принципы и подходы к формированию программы……………………………………...9
1.7 Формы обучения……………………………………………………………………………10
1.8.Режим занятий………………………………………………………………………………11
1.9 Ожидаемые результаты освоения программы…………………………………………....11
2. Учебный план ( темы, часы: № раздела, всего часов, в том числе теория и практика), тематический план по месяцам……………………………………………………………….14
3. Календарный учебный график ( сколько месяцев осуществляется, сколько занятий в месяц. Наименование разделов, часы административные, фактические часы, длительность занятий………………………………………………………………………………………….21
4. Оценочный и методический материал……………………………………………………..25
4.1 Диагностический материал………………………………………………………………...25
4.2 Способы определения результатов освоения программы……………………………….30
4.3 Методический материал…………………………………………………………………...30
4.4 Условия реализации программы…………………………………………………………..35
4.5 Программно – методическое обеспечение………………………………………………..36
1.Пояснительная записка
1.1. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.
Конструирование - любимый детьми вид деятельности, оно не только увлекательное, но и полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой моторики рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства.
Лего конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО технологии является игра-ведущий вид детской деятельности. Лего позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
В процессе конструирования дети учатся работать по инструкции, по схеме, учатся работать в коллективе. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Образовательная робототехника – одна из самых известных и распространенных ныне педагогических систем, широко использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
Внедрение робототехники в содержание образования обусловлено необходимостью создания условий формирования повышенного интереса детей к исследовательской, творческой деятельности в сфере науки и техники, что соответствует требованиям ФГОС ДО. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. В этом случае конструктивная деятельность стала идеальной формой работы, которая позволила нам (педагогам) сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры.
Создание конструкций – это система практического познания окружающего мира.
Конструирование направлено, в-первую очередь, на развитие таких процессов:
-психических процессов (пространственное мышление, творческое воображение, долгосрочная память),
-физиологическое развитие (развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз),
-развитие речи (формирование навыков построения монологической и диалогической речи).
Игра ребёнка с деталями конструктора близка к инженерно-технической деятельности взрослых, хотя постройка не имеет общественного значения. Педагог, руководя деятельностью детей, оказывает положительное влияние на развитие конструкторских способностей у детей. Наиболее популярным оборудованием на сегодняшний день считаются материалы Лего, в которые входят различные виды конструкторов. Материал Лего является универсальным и многофункциональным, поэтому он может использоваться в различных видах деятельности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Леготехник» предлагает использование образовательных конструкторов LEGO как инструмента для обучения дошкольников конструированию, моделированию на играх-занятиях Лего. Данная программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и дает возможность осуществлению интегративных связей между образовательными областями. Работа по конструированию проводится в рамках дополнительного образования. Для реализации программы используется конструктор "Lego WeDo", с помощью которого дети смогут почувствовать себя юными учеными и инженерами, который поможет им понять принципы работы простых механизмов, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, алгоритм движения. Данная программа способствуют созданию в группе веселой, но вместе с тем мотивирующей атмосферы, позволяющей развивать навыки творческого подхода к решению задач, совместной выработки идей и командной работы. На занятиях учащиеся получают первый опыт научного подхода к исследованиям, включающим в себя наблюдение, осмысление, прогнозирование и критический анализ.
Актуальность программы заключается в следующем:
-востребованность развития широкого кругозора старшего дошкольника, в том числе в естественнонаучном направлении ( раскрывает для дошкольника мир техники, подготавливает почву для развития технических способностей детей);
-недостаточное методическое обеспечение формирования основ технического творчества, навыков начального программирования;
-необходимость ранней пропедевтики научно – технической профессиональной ориентации в связи с особенностями градообразующих предприятий города Бор: внедрение наукоёмких технологий, автоматизация производства, недостаток квалифицированных специалистов. Программа отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования - развитие основ технического творчества детей в условиях модернизации образования.
Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность. Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд приобщить детей к творчеству. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Также обучающиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
1.2. Направленность программы
По содержанию данная программа соответствует технической направленности дополнительных общеобразовательных программ.
1.3.Отличительные особенности данной программы от уже существующих
Данная программа составлена на основе обобщенного педагогического опыта Соловьевой М.В. При составлении программы была использована программа Парамоновой Л.А. «Детское творческое конструирование», методические разработки Корягина А.В. «Образовательная робототехника», Фешиной Е.В. «Лего-конструирование в детском саду», а также собственные методические разработки и пособия автора программы. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области конструирования и робототехники.
Программа призвана обеспечить преемственность между кружком и ДОУ. Программа предполагает гибкое построение образовательно-воспитательного процесса в условиях дополнительного образования, смену видов деятельности, широкие возможности индивидуального участия детей и развитие их способностей.
Работа в кружке осуществляется на принципах доступности, наглядности, систематичности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
1.4.Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана на детей от 6 до 7 лет независимо от наличия у них специальных физических и умственных данных. Программа рассчитана на 1 (один) год обучения и служит фундаментом для полноценного разностороннего развития личности ребенка.
1.5. Цели и задачи программы
Цель программы: развитие технического творчества и формирование научно – технической ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора лего и робототехники с использованием робота LEGO WeDO;
Задачи:
- формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств;
- приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, сбирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
- развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств;
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей;
- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
1.6 Принципы и подходы к формированию программы
Программа основывается на следующих принципах: 1) обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в продуктивной творческой деятельности; 5) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 6) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в продуктивной творческой деятельности; 7) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
1.7 Формы обучения
Программа предусматривает проведение теоретических и практических игр-занятий. Занятия проводятся с одной подгруппой детей до 8-10 человек.
Теоретические занятия по дополнительной образовательной деятельности проводятся в виде бесед и рассказов, которые сопровождаются презентациями. Беседы по конструированию с дошкольниками закладывают основы конструктивных знаний.
Тем не менее их содержание должно на доступном для детского понимания уровне отражать принципы мехатроники, классификацию строительного материала, принципы чтения схем и чертежей, лежащие в основе конструктивной деятельности, осознание которых необходимо для формирования конструктивных знаний и умений. Поэтому значительное место отводится проведению интегрированных занятий, предусматривающих проведение бесед, просмотр презентаций, на фоне выполнения заданий по конструированию из предложенных конструкторов.
На практических занятиях используются следующие методы и приемы в деятельности с Лего-конструктором.
- Обследование Лего-деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа), восприятия целостности постройки из Лего – деталей.
- Показ некоторых действий и комментирование действий с конструктором. Для того чтобы задать направление деятельности, необходимо показать один вариант действия, чтобы дети, в дальнейшем активизируя мыслительную деятельность, нашли другие. Например, показать, как скрепляются две детали, и попросить найти другие способы скрепления.
- Предъявление речевого образца. Педагог должен предъявить детям образцы высказываний.
- Выполнение словесных инструкций. Словесные инструкции в процессе занятия сначала формулируются воспитателем, а потом – детьми.
- Использование словесного объяснения, просьбы, поручения.
- Показ картинок, слайдов, фотографий с изображением Лего- деталей, моделей Лего и предметов окружающего мира.
- Проведение бесед.
- Оценка работы.
В процессе деятельности с Лего-конструктором используются разнообразные формы заданий:
- по образцу;
- по карточкам с моделями;
- по собственному замыслу;
- задание дает воспитатель, выполняют дети;
- задания формулируется ребенком, и выполняются детьми и
- воспитателем;
- задания дают дети друг другу;
- задание дает воспитатель, выполняют родители с ребенком.
Завершаются тематические циклы теоретических и практических занятий проведением конкурсов конструктивной направленности, тематических выставок или созданием театра.
1.8 Режим занятий
Дополнительная образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю. Продолжительность 1 занятия в подготовительной группе 30 минут, в месяц - 4 занятия - 120 минут - 2 часа, в год - 36 занятий - 1080минут - 18 часов. В середине занятий проводят физкультминутки, во время которых необходимо проветрить помещение, проводить гимнастику для глаз, мышц шеи, спины, рук в форме игры.
1.9 Ожидаемые результаты освоения программы
Определяющей задачей изучения курса является достижение следующих уровней обученности.
Иметь представление:
- О базовых конструкциях;
- О правильности и прочности создания конструкции;
- О техническом оснащении конструкции.
Знать:
- Правила создания устойчивых конструкций для правильного функционирования модели;
- Технические основы построения модели.
- Использовать полученные знания для создания выигрышных, готовых к функционированию конструкций;
- Создавать программы для выбранной модели;
- Работать с программой и использовать множество различных соединений для проведения исследовательской работы по предложенной теме.
Личностными результатами реализации данной программы:
- умение оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- умение называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- умение самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы;
Метапредметными результатами реализации данной программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Познавательные УУД: умение определять, различать и называть детали конструктора; умение конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
- Регулятивные УУД: умение работать по предложенным инструкциям; умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; умение определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- Коммуникативные УУД: уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке; уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Предметными результатами реализации данной программы является формирование следующих знаний и умений:
Знать:
-простейшие основы механики;
-виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
-технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
-с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
-реализовывать творческий замысел.
Ожидаемые результаты:
-формирование устойчивого интереса к робототехнике и образовательным областям основной образовательной программы детского сада: Познавательное, Речевое, Художественно- эстетическое; Социально-коммуникативное развитие;
- формирование умения работать по предложенным инструкциям;
- формирование умения творчески подходить к решению задачи;
- формирование умения довести решение задачи до готовности модели;
- формирование умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
-формирование умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
В процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы воспитанники подготовительной группы смогут:
- видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части;
- соотносить конструкцию предмета с его назначением;
- создавать различные конструкции одного и того же объекта;
- создавать различные конструкции модели по схеме, чертежу, по словесной инструкции педагога, по собственному замыслу;
- создавать конструкции, объединенные одной темой.
- освоить компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования.
2. Учебный план ( темы, часы: № раздела, всего часов, в том числе теория и практика), тематический план по месяцам
Учебный план
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Прак-тика | |||
1. | Вводное занятие. Знакомство с конструктором «LEGO WeDo» | 2 | 1 | 1 | беседа |
2. | Изучение механизмов «Мотор и зубчатые колеса» | 1 | 0,5 | 0,5 | Дидактическая игра |
3. | Изучение механизмов «Повышающая и понижающая зубчатые передачи. Датчик наклона» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
4. | Изучение механизмов «Шкивы». | 1 | 0.5 | 0.5 | беседа |
5. | Изучение механизмов «Датчик расстояния и датчик наклона» | 1 | 0,5 | 0,5 | беседа наблюдение |
6. | Изучение механизмов «Коронное зубчатое колесо, червячное колесо, кулачок» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
7. | Изучение механизмов «Цикл, прибавить к экрану, вычесть из экрана, начать при получении письма, маркировка» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
8. | Создание творческих проектов. | 24 | 12 | 12 | |
Творческое задание: «Танцующие птицы» | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
Творческое задание: «Умная вертушка» | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
Творческое задание: «Обезьянка-барабанщица» | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
«Голодный аллигатор» | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
«Рычащий лев» | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
«Порхающая птица» | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
«Нападающий» | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
«Вратарь» | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
«Ликующие болельщики» | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
«Спасение самолёта» | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
«Спасение от великана» | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
«Непотопляемый парусник» | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
наблюдение | |||||
наблюдение | |||||
10. | Подведение итогов. Коллективное конструирование «Lego-Город» | 2 | 1 | 1 | выставка |
Итого: | 36 | 16 | 20 |
В течение реализации программы возможны небольшие изменения перераспределения часов по темам или самих тем, включённым в план.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» для детей 5 - 7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» - это пространственная система познаний окружающего мира....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности по робототехнике «Электроник»
Дополнительная общеразвивающая программа "Электроник" предлагает использование образовательных конструкторов ЛЕГО, как инструмента для обучения дошкольников конструированию....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Аистенок»
Ручной труд. Оригамми...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Пластилиновая страна»
пластилинопластика....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Основы робототехнике»
Дополнительная программа кружка...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности по робототехнике «СЕНСОРИК»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАтехнической направленности по робототехнике«СЕНСОРИК»...
Рабочая программа (модуль) дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Роботенок» для детей от 5 до 7 лет
Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Всегда ли мы, взрослые, внимательно и серьезно относимся к детской игре? Можем ли...