Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Аистенок»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5» городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
На заседании педагогического совета Заведующий МАДОУ Д/С№5
МАДОУ Д/С№5 ______________Е.Н.Шварц
от «____»_______2017г. протокол № Приказ от «____»______2017г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
«Аистенок»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Составил: Шорохова Лариса Николаевна
воспитатель МАДОУ Д/С 5
ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан
Межгорье, 2017
Оригами – это сказка.
Оригами – это веселый труд.
Оригами – это волшебный мир.
Оригами – это фокус.
Оригами – это физкультминутка.
Оригами - это мир превращений и квадрат.
Оригами – это то, что я могу сделать.
Оригами – это праздник.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания.
Прежде всего, он учиться общаться с бумагой, укладывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Специалисты рекомендуют малышам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами – мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный простор – мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. У большинства людей ведущей является правая рука. И это приводит к непропорциональному развитию полушарий мозга. А занятия оригами координируют работу обоих полушарий мозга, потому что все действия в оригами производятся двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Можно соединить знания оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. А ребята уже постарше легко усваивают такие понятия, как диагональ, деление угла пополам, базовая форма или модуль – обычно это называют заготовкой. Важно и то, что маленький ребенок обычно перегружен впечатлениями, а оригами дает ему возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей в условиях дошкольного учреждения комбинированного вида.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по формированию элементарных математических знаний и рисованию. Общеобразовательная программа детского учреждения не предусматривает занятия оригами. Данный вид деятельности был вынесен в совместную деятельность с детьми.
При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовывать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Тематический подход позволяет оптимально организовывать образовательный процесс для детей в учреждении комбинированного вида.
Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, которое способствует формированию умения занимать себя. Поэтому в кружковой работе занято 10 детей.
Программа имеет художественную направленность.
Новизна программы Одним из основных условий реализации образовательной программы «Оригами» является соблюдение возрастных особенностей детей, в том числе преобладание игровой формы организации занятий тесное переплетение нескольких областей интересов. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе.
Актуальность программы кружка «Модульное оригами» в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществления совместной деятельности в процессе освоения программы. Программа способствует развитию личностных познавательных процессов, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной творческой деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит сформировать, развивать и корректировать у старших дошкольников пространственные и зрительные представления, а также помочь детям легко и радостно включиться в будущем в учебный процесс.
Педагогическая целесообразность. Педагогами многих стран давно замечено, что оригами благотворно влияет на развитие ребенка, а именно:
- учит слушать устные инструкции учителя
- учит совершать последовательные действия
- улучшает пространственное воображение и умение мысленно оперировать с объемными предметами
- совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера
- стимулирует развитие памяти,
- развивает пространственное воображение
- развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
- совершенствует трудовые навыки
Отличительные особенности данной программы
Отличительными особенностями программы «Оригами» от уже существующих программ, рассчитанных на обучение детей дошкольного возраста являются: постепенность, акцентирование занимательности, возврат к пройденному ранее содержанию, с тем, чтобы применить его в качестве основы или элемента для формирования содержания других разделов.
Цель программы:
Создание условий для подготовки руки к письму; развитие мелкой моторики рук, творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы:
Обучающие
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Развивать пространственное воображение.
- Развивать конструктивное мышление и сообразительность.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Расширять коммуникативные способности детей.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Здоровьесбережение:
- Создать условия для сохранения здоровья воспитанников.
Срок реализация программы:
Программа «Чудесные превращения бумажного листа» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять не более 10 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц, с октября по май, продолжительностью 25 минут.
Формы и режим занятий:
В ходе реализации задач программы предполагается использовать такие методы обучения как:
1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- словесный метод (устные изложения, беседы, рассказы);
- практический метод (выполнение работ по инструкциям, картам, схемам).
2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- пояснительно – иллюстративные методы (восприятие детьми готовой информации);
- репродуктивные методы (воспроизведение дошкольниками полученных знаний и освоенных способов деятельности);
- частично – поисковые методы (методы, предполагающие коллективный поиск и решение поставленной задачи вместе с педагогом);
- исследовательские методы (заключающиеся в осуществлении самостоятельной творческой работы детьми).
3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
- фронтальные методы (одновременная работа педагога со всеми детьми);
- индивидуально – фронтальные методы (индивидуальные и фронтальные формы работы чередуются);
- групповые методы (организованная работа детей в группах);
индивидуальные методы (индивидуальное выполнение заданий и учебных проблем детьми).
Ожидаемые результаты:
При успешном освоении программы дети смогут достичь следующий уровень развития интегративных качеств.
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
– овладеют различными приемами работы с бумагой;
– узнают основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся работать по правилу и образцу, слушать взрослого и следовать устным инструкциям;
- будут способны предложить собственный замысел и воплотить его в изделия оригами и композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- научатся ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости;
- сформируется мелкая моторика рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазия;
- будут владеть навыками культуры труда.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Составление альбома тематических работ.
- Проведение выставок детских работ.
- Инсценировка детских художественных произведений.
Мониторинг позволяет отслеживать результаты деятельности детей в соответствии программы. Результат программы определяется диагностическими исследованиями в начале и конце года. Диагностика проводится в форме наблюдений, бесед, игр и упражнений.
Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе. По желанию дети забирают работы домой.
Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем | Кол-во занятий | Кол-во часов | Форма контроля | |
теория | практика | ||||
1 | Знакомство с оригами | 1 | 25мин. | Беседа, обсуждение | |
2 | Знакомство с условными знаками и приемами оригами | 2 | 50мин. | Беседа, обсуждение | |
3 | Бумага. Учимся складывать | 2 | 20мин. | 30 мин. | Беседа, обсуждение |
4 | Базовая форма «Треугольник» | 8 | 1ч 20м | 2 часа | Беседа, выставка, сказка |
5 | Базовая форма «Воздушный змей» | 4 | 40мин. | 1 час | Беседа, выставка, сказка |
6 | Базовая форма «Книжечка» | 3 | 30мин. | 45мин. | Обсуждение, выставка, сказка |
7 | Базовая форма «Конверт» | 3 | 30мин. | 45мин. | Обсуждение, выставка |
8 | Базовая форма «Двойной квадрат» | 4 | 40мин. | 1 час | Беседа, выставка, сказка |
9 | Базовая форма «Рыба» | 2 | 20мин. | 30 мин | Обсуждение, выставка |
10 | Итоговые занятия | 3 | 25мин. | 50 мин | Беседы, обсуждение, выставки |
всего | 32 | 6 час. | 7 ч 20м |
Содержание программы
Раздел № 1.
Тема: «Ознакомление детей с новым видом искусства «оригами». (1ч)
Практика: Д/И «В некотором царстве, в Бумажном государстве». Вводное диагностическое занятие:
- Что такое оригами? Сказка: «Оригами».
- Общие понятия о свойствах бумаги и картона.
- Давайте поиграем. Геометрические фигуры: треугольник,
квадрат, прямоугольник, геометрические понятия: угол,
сторона.
Раздел № 2.
Тема: «Знакомство с условными знаками и приемами оригами» (2ч)
Практика: Складывание квадрата по правилам (точное совмещение углов и сторон). Изготовление складок «вогнутой» и «выпуклой».
Раздел № 3
Тема: «Простые базовые формы» (17ч)
Практика: Понятие «базовая форма». Знакомство со схемами, умение читать схемы. Базовые формы «Треугольник», «Книжка», «Дверь», «Воздушный змей» Модели, выполняемые на основе базовых форм.
Самостоятельное выполнение квадратной заготовки из прямоугольного листа, из листа произвольной формы. Игровые занятия с моделями, выполненными на основе базовых форм «Треугольник» и «Книжка» («Попадайка», «Веселая семейка», «Клюв птицы»). Выполнение творческих заданий по группам (новогоднее украшение).
Раздел №4.
Тема: «Основные базовые формы» (12ч)
Практика: Основные базовые формы: «Дверь», «Рыба», «Двойной квадрат». Деление квадрата на три части. Изучение принципа построения схем.
Изготовление моделей с использованием основных базовых форм, объеди-
ненных с простейшими (например, «Книжка» и «Дверь»). Самостоятельная
работа: составление композиции «Цветы». Выполнение творческих заданий по группам (поздравительная открытка).
Методическое обеспечение
№ п/п | Темы за-нятий | Формы занятий | Формы контроля | Обеспечение |
1. | Вводное занятие | Беседа, за- нятие - игра | Вопросник по техни- ке безопасности | Правила работы с ножницами, клеем. Работы в технике оригами. |
2. | Введение в оригами | Беседа, за- нятие- практикум, занятие- иг- ра | Вопросник по условным знакам и истории оригами, наблюдение; упражнения на складывание квадрата, «вогнутой» и «выпуклой» складок | Таблица с условными знаками оригами. Презентация по теме «История оригами» |
3. | Простые базовые формы | Беседа, за- нятие практикум, занятие - игра | Наблюдение, тестирование, упражнения на умения складывать простейшие базовые формы. Игровые соревнования. Тематические выставки. | Схемы базовых фигур, схемы фигур оригами на основе базо- вых. Загадки, игры. Подборка интересных фактов о представителях флоры и фауны. |
4. | Основные базовые формы | Беседа, за- нятие - практикум, занятие - игра | Наблюдение, упражнения на умение складывать основные базовые формы, са-моанализ, конкурс на лучшую поделку | Схемы основных базовых фигур, схемы фигур оригами на основе основных базо-вых форм. Загадки, игры. Подборка интересных фактов о представителях флоры и фауны. |
Материально-техническое обеспечение:
1. Программа кружка «Оригами».
2. Методическая литература по оригами.
3. Материалы для бесед.
4. Наглядные пособия (иллюстративный материал, как в бумажном, так и
в электронном виде)
5. Образцы фигурок, пооперационные карты (Каждая пооперационная
карта должна быть не рисованная, как это принято в литературе по оригами, а представлять собой реальный квадратик бумаги с фиксированием всех этапов складывания изделия. Эти квадратики-схемы прикрепляются на лист плотной бумаги, а все этапы обозначены условными знаками, что позволит ребенку следить за последовательностью складывания. На каждой карте указано та базовая форма, из которой все это складывается. Такие карты поэтапного складывания поделки позволят детям в свободное время еще раз вспомнить последовательность изготовления базовых форм и поделок, рассказать, как надо сложить ту или иную поделку и сделать
самостоятельно. А так же с помощью такой карты можно одновременно
знакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами; учить
«читать» схемы; искать, где была допущена ошибка, разобрав поделку до
нужного этапа и исправить эту ошибку; развивать речь, память, внимание).
6. Материал для складывания, необходимый каждому ребенку (заготовки для поделок должны иметь точно квадратную форму, бумага для поделок
должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной)
7. Диски с музыкой (классической, народной, детскими песенками, звуками природы).
8. Ноутбук или интерактивная доска.
9. Магнитофон
Литература
1. Агапова, И.А. 100 лучших оригами для детей [текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 240 с.- (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
2. Афонькин, С. Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – СПб.: Химия, 1994. – 64 с.
3. Афонькин, С.Ю. Бумажный конструктор [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1997. – 64 с.
4. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [текст] / З. А. Богатеева. − М.: Просвещение, 1992. – 208 с.
5. Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников [текст]: конспекты и тематические занятия и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005. – 48 с.
6. От рождения до школы [текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. − М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. − 304 с.
7. Просова, Н. А. Сказка из бумаги: оригами [текст]: пособие для детей 5-6 лет / Н. А. Просова. – М.: Просвещение, 2007. – 16 с.
8. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [текст] / Т. Б. Сержантова. – М.: Айрис Пресс, 2006. – 208 с.
9. Соколова, С. В. Театр оригами. Игрушки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – М.: Эксмо, 2003. – 246 с.
10. Соколова, С. В. Сказки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – СПб. : Валери СПб, 1998. – 224 с. - (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»).
11. Соколова, С. В. Игрушки из бумаги: Оригами для малышей [текст] / С. В. Соколова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с. - (Серия «Я расту!»).
12. Табарина, Т. И. Оригами и развитие ребенка [текст] / Т. И. Табарина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 224 с.
13. Художественно-творческая деятельность. Оригами [текст]: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И. А. Рябова, О. А. Дюрлюкова. − Волгоград: Учитель, 2012. – 95 с.
14. Черенкова, Е. Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей [текст] / Е. Ф. Черенкова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. – 154 с. – (серия «Учимся играючи», «Азбука развития»)
Календарно-учебный план
Приложение 1
№ п/п | Месяц | Дата и время | Форма занятия | Кол-во занятий | Тема занятия | Цель | Место проведения |
1 | О К Т Я Б Р Ь | И Г Р О В А Я | 1.Знакомство с оригами. 2.Знакомство с условными знаками и приемами оригами. 3 (4).Бумага. Учимся складывать и резать. | Ознакомление детей с новым видом искусства «оригами». Познакомить с условными знаками и основными приемами складывания бумаги. Научить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, с помощью отреза получать квадрат. | Группа | ||
2 | Н О Я Б Р Ь | И Г Р О В А Я | Базовая форма «Треугольник»
| Преобразование базовой формы в разные поделки. Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования. | Группа | ||
3 | Д Е К А Б Р Ь | И Г Р О В А Я | Базовая форма «Треугольник»
4. Базовая форма «Книжка» - теремок. Ожившая сказка «Теремок» | Преобразование базовой формы в разные поделки. Научить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Закрепить прием перегибание треугольника пополам, с опусканием острых углов вниз. | Группа | ||
И Г Р О В А Я | Развивать диалогическую речь. Развитие эстетического вкуса.Закрепить умение мастерить поделки, использую базовую форму «книжка» для изготовления домика – теремка.
| Группа | |||||
4 | Я Н В А Р Ь | И Г Р О В А Я | Базовая форма «Воздушный змей»
| Развитие глазомера, мелкой моторики рук, объяснительной речи.Научить детей делать новую игрушку, используя новую базовую форму «воздушный змей». | Группа | ||
5 | Ф Е В Р А Л Ь | И Г Р О В А Я | Базовая форма «Треугольник»
| Развитие воображение, умение создавать живописную композицию, красиво и выразительно оформить ее.Научить преобразовывать базовую форму в разные поделки, отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Построить предметную композицию из цветов и листьев. | Группа | ||
6 | М А Р Т | И Г Р О В А Я | Базовая форма «Конверт», «Воздушный змей»
| Развитие воображение, умение создавать живописную композицию, красиво и выразительно оформить ее.Использовать новую базовую форму «конверт»; учить детей изготавливать модель парохода. Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания; учить работать по линиям. | Группа | ||
7 | А П Р Е Л Ь | И Г Р О В А Я | Базовая форма «Конверт», «Двойной квадрат», «Рыба»
| Знакомство с предметной композицией.Использовать новую базовую форму «двойной квадрат», «рыба». Научить детей делать новую поделку. Построить предметную композицию из корабликов, пароходов, морских обитателей. Развивать воображение, умение выразительно оформить морскую композицию. | Группа | ||
8 | М А Й | И Г Р О В А Я | Базовая форма «Двойной квадрат» «Воздушный змей»
| Повышение интереса к занятиям оригами через показ сказки «Серая Шейка». Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания; учить работать по линиям Изготовить уточку, используя базовую форму «воздушный змей», «елочку», «двойной квадрат». | Группа |
Приложение 2
№ п/п | Ф.И. воспитанника | Моторика рук | Ориентировка на листе бумаги | Умение складывать бумагу по инструкции педагога | Внимание, усидчивость | Уровни развития | № п/п | Ф.И. воспитанника | Моторика рук |
осень | |||||||||
весна |
+ + Высокий – выполняет по инструкции педагога, проявляет инициативу
+ Средний уровень – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или самостоятельно
- Низкий уровень невыполнение задания с помощью взрослого, использует направляющую и стимулирующую помощь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...