Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Пластилиновая страна»
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5» городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
На заседании педагогического совета Заведующий МАДОУ Д/С№5
МАДОУ Д/С№5 ______________Е.Н.Шварц
от «____»_______2017г. протокол № Приказ от «____»______2017г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
«Пластилиновая страна»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Составил: Шорохова Лариса Николаевна
воспитатель МАДОУ Д/С 5
ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан
Межгорье, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Данное направление деятельности выбрано мной не случайно. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Как известно, развитие мелкой моторики напрямую влияет на умственное развитие ребенка, его мышление и речь. Кроме того занятия с пластилином способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению. Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. Дети с удовольствием придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи обязательно вызовут у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве, с удовольствием принимать участие в конкурсах и побеждать, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес. Разработанная программа «Пластилиновая страна» составлена в соответствии с условиями модернизации современной системы дошкольного образования, а также с учетом психологических аспектов развития ребенка дошкольного возраста, ориентирована на ФГОС ДО.
Программа имеет художественную направленность.
Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
«Пластилинография» помогает подготовить руку ребенка к письму. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина), тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.
Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.
Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша. …Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет себя вести естественно и непринужденно. В работе с пластилином привлекает не только доступность, разнообразие выбора и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества. Лепка в нетрадиционной технике имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Пластилинография так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Педагогическая целесообразность программы «Пластилинография» объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих.
Для того чтобы развивать индивидуальные творческие способности у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. И в качестве приоритетной деятельности, на мой взгляд – стала пластилинография.
Во-первых: дети очень любят рисовать, но часто мы встречаемся с трудностями у детей в овладении графомоторных навыков (хочу рисовать, но не умею).
Во-вторых: ребят очень привлекает пластилин. Это материал, который можно мять, сворачивать, раскатывать, отщипывать, сплющивать, смешивать с другим материалом. Не только с пластилином, с блестками, крупой, песком.… Все эти движения не только формируют мелкую моторику, но снимают страх, напряжение, позволяют эмоционально разгрузить себя от лишних негативных эмоций. Способствуют возникновению чувства самодостаточности: “Я - творю!”, “Я - создаю!” и вот здесь уже включается важнейший психический процесс – творческое воображение!
В-третьих: с помощью пластилина можно “оживлять” и сам рисунок, придавая предметам выпуклую форму. Кроме того, если что-то не получилось, легко убирается. Это не вызывает чувство неудовлетворения и эмоциональной депривации, то есть разочарования в себе.
Основой программы является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.
Цель программы: развитие художественно – творческих способностей и мелкую моторику рук у детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Задачи программы:
Обучающие:
- Познакомить с более сложными приёмами изображения в технике пластилинография.
- Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
- Обучать детей умению создавать выразительные образы посредством объёма и цвета, формировать у детей изобразительные навыки.
- Учить детей свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.
Развивающие:
- Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции, развивать мелкую моторику рук.
- Развивать у детей интерес к художественной деятельности.
- Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.
Воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус, аккуратность в работе.
- Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
- Воспитывать у детей способность замечать красоту окружающего мира.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения (32 недели, продолжительность с октября по май) для детей 4-5 лет, в том числе воспитанников с ОВЗ.
Форма и режим занятий: групповая; занятия проводятся в кружке с группой воспитанников в количестве 12-14 человек, 1 раз в неделю; время проведения занятий – 20 минут с проведением физкультурной паузы в середине занятия.
Ожидаемые результаты освоения программы:
К концу курса обучения программы «Пластилиновая страна» у детей развиваются:
Знания:
- Правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;
- Основные инструменты и материалы, применяемые при работе с пластилином;
- Разнообразие техник работ с пластилином;
- Основы композиции, выполненные в технике пластилинографии;
- Правила работы в коллективе.
Умения:
- Пользоваться инструментами и материалами, применяемыми при работе с пластилином, выполнять правила техники безопасности;
- Владеть разнообразными техниками при работе с пластилином;
- Следовать устным инструкциям педагога;
- Уметь пользоваться технологическими картами;
- Анализировать образец, анализировать свою работу;
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике пластилинография, уметь оформить изделие;
- Планировать предстоящую практическую деятельность;
- Осуществлять самоконтроль;
- Выполнять коллективные работы.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются:
- Выставки детских работ для родителей, детей ДОУ.
- Оформление холлов ДОУ работами детей, которые занимаются в кружке.
- Презентация – самостоятельное представление ребенком своих изделий взрослым и сверстникам.
- Участие в международных, всероссийских, областных и районных конкурсах.
Мониторингв соответствии с ФГОС осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за развитием каждого ребенка в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними. Мониторинг развития ребенка в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года. Выявленные показатели развития каждого дошкольника фиксируются педагогом. Результативность программы «Пластилиновая страна» определяется диагностическими исследованиями которые проводятся в два этапа. Начальная и итоговая диагностика проводятся в форме творческих заданий
Оценка результатов заключается ванализе работы ребенка по критериям: аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика. Критика работ не допускается. Работы детей служат отчетным материалом, который может быть выставлен на выставке в конце занятия или в конце года. По желанию дети могут забрать свои работы домой.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Прямая пластилинографии – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности. | 11 | 0,25 | 0,75 |
2 | Обратная пластилинография – изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности или витражная. | 7 | 0,2 | 0,8 |
3 | Модульная пластилинографии – изображение лепной картины с использованием различных элементов - валиков, шариков, дисков. | 5 | 0,2 | 0,8 |
4 | Мозаичная пластилинографии – изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина. | 5 | 0,2 | 0,8 |
5 | Контурнаяпластилинографии – изображение предмета при помощи жгутиков. | 4 | 0,25 | 0,75 |
Всего 32 часа
Учебный план (тематический)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | «Осенние мотивы» | 8 | ||
1.1 | «Воздушные шары» | 1 | 0,25 | 0,75 |
1.2 | «Созрели яблочки в саду» | 1 | 0,2 | 0,8 |
1.3 | «Божья Коровка, до весны!» | 1 | 0,2 | 0,8 |
1.4 | «Листья падают, кружатся…» | 1 | 0,2 | 0,8 |
1.5 | Плоскостное изображение. Натюрморт. «Консервируем овощи» | 1 | 0,2 | 0,8 |
1.6 | Лепная картина. Формирование композиционных навыков «Ромашка для мамы» (ко дню матери) | 1 | 0,2 | 0,8 |
1.7 | «Ежик – наш колючий друг!» | 1 | 0,2 | 0,8 |
1.8 | «Золотая рыбка!» | 1 | 0,25 | 0,75 |
2. | «Зимние кружева» | 12 | ||
2.1 | Пейзаж, как жанр изобразительного искусства. «Зимний сад» | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.2 | «Новогодние шары так прекрасны и важны» | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.3 | «Веселый снеговичок» | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.4 | «Елка новогодняя огоньками светится!» | 1 | 0,25 | 0,75 |
2.5 | «Красногрудый, чернокрылый прилетел снегирь с Сибири...» | 1 | 0,25 | 0,75 |
2.6 | Морковка для зайчика | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.7 | Веточка рябины | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.8 | «Волшебная снежинка». | 1 | 0,25 | 0,75 |
2.9 | Северное сияние | 1 | 0,25 | 0,75 |
2.10 | «Кораблик для папы!» | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.11 | «Петушок – золотой гребешок!» | 1 | 0,25 | 0,75 |
2.12 | «К нам прилетела Совунья» | 1 | 0,2 | 0,8 |
3. | «К нам весна шагает» | 12 | ||
3.1 | « Тюльпаны для любимой мамы!» | 1 | 0,25 | 0,75 |
3.2 | «Ромашка в вазе!» | 1 | 0,2 | 0,8 |
3.3 | «Чайник» | 1 | 0,25 | 0,75 |
3.4 | «Волшебные зонтики» | 1 | 0,2 | 0,8 |
3.5 | «Пасхальное яйцо!» | 1 | 0,2 | 0,8 |
3.6 | «Кактус в горшочке» | 1 | 0,2 | 0,8 |
3.7 | «Улитка, улитка, выпусти рога!» | 1 | 0,2 | 0,8 |
3.8 | «Одуванчики – цветы, словно солнышко желты» | 1 | 0,25 | 0,75 |
3.9 | «Душистый снег» | 1 | 0,25 | 0,75 |
3.10 | Картина «Вечер» | 1 | 0,2 | 0,8 |
3.11 | «Рыдуга-дуга» | 1 | 0,2 | 0,8 |
3.12 | «Весна в родном краю» (все изученные виды лепки) | 1 | 0,25 | 0,75 |
Содержание программы:
Раздел №1 «Осенние мотивы» (8 часов).
Темы: «Воздушные шары» (прямая пластилинография); «Созрели яблочки в саду»(прямая пластилинография) ; «Божья коровка, улети на небко…»(прямая пластилинография); «Листья падают, кружатся..» (обратная пластилинография); «Консервируем овощи» (прямая пластилинография); «Ромашка для мамы» (модульная пластилинография); «Ежик – наш колючий друг» (модульная пластилинография); «Золотая рыбка»(прямая пластилинография).
Практика:
1. Дидактические игры:«Насекомые»;«Назови признаки осени»; «С какого дерева листик?»; «Чего не хватает»; «Время суток».
2. Художественное слово: С. Маршак «Кораблик»; В. Викторова «Цветок»; разучивание осенних примет; потешки «Дождик, дождик, пуще».
3.Пальчиковые игры: «Мы, ребята, мастера»;«Солнышко, солнышкопогуляй у речки».
4. Физминутки: «У реки росла рябина»; «Вышли уточки на луг»;«Часы с кукушкой»; «Елочки зеленые на ветру качаются»;«Заинька».
5. Дыхательная гимнастика: «Ворона»; «Гуси»; «Трубач»; «Насос»; «Заблудился»; «Я расту»
Раздел №2 «Зимние кружева» (12 часов).
Темы: «Зимний сад» (обратная пластилинография); «Новогодние шары так прекрасны и важны» (контурная пластилинография); «Веселый снеговик!» (контурная пластилинография); «Ёлка новогодняя огоньками светится!»(модульная пластилинография); «Красногрудый, чернокрылый прилетел снегирь с Сибири..» (прямая пластилинография); «Морковка для зайчика»(прямая пластилинография);«Веточка рябины» (модульная пластилинография); «Волшебная снежинка»(контурная пластилинография);«Северное сияние» (прямая пластилинография); «Кораблик для папы»(обратная пластилинография); «Петушок – золотой гребешок» (мозаичная пластилинография); «К нам летит Совунья» (прямая пластилинография).
Практика:
1. Дидактические игры: «Загадки волшебного сундучка»; «Волшебные превращения»; «Загадки о зиме»; «Какая бывает ёлочка?».
2. Художественное слово: С. Есенина «Белый снег, пушистый»; Е.Трутнева «Вырастала ёлка в лесе на горе»;А.С.Пушкин «Зимнее утро»; О. Высотская «Елочка».
3. Беседы: «Любимые забавызимой»; «Что такое пейзаж?».
4. Рассматривание картин русских художников; картины Ивана Вельца «Иней».
5. Пальчиковые игры: «Замок»; «Строим дом»; «Сидит зайка косой под высокой сосной».
6. Физминутки: «Едет белка на тележке»; «На дворе мороз и ветер»; «В зимнем лесу»; расскажи стихи руками М. Ивенсен «Ёлочка»; «Зайка, заинька сидит»; «Снег, снег кружится»; «Здравствуй, зимушка-зима».
7. Дыхательная гимнастика: «Чем пахнут у ёлочки иголочки»; «Снежинки».
Раздел №3 «К нам весна шагает» (12 часов).
Темы: «Тюльпаны для любимой мамы (обратная пластилинография); «Ромашка в вазе»(модульная пластилинография); «Чайник» (мозаичная пластилинография); «Волшебные зонтики» (обратная пластилинография); «Пасхальное яйцо» (мозаичная пластилинография); «Кактус в горшочке» (обратная пластилинография); «Улитка, улитка, выпусти рога» (контурная пластилинография); «Одуванчики – цветы, словно солнышко желты» (прямая пластилинография); «Душистый снег» (обратная пластилиграфия); «Вечер» (прямая пластилинография); «Радуга-дуга» (мозаичная пластилинография); «Весна в родном краю» (все изученные виды нетрадиционного рисования).
Практика:
1. Дидактические игры:«Назови первоцветы»;«Назови признаки весны»; «На что это похоже?».
2. Художественное слово: С. Маршак «Кораблик»; В. Викторова «Цветок»; разучивание весенних примет; потешки «Дождик, дождик, пуще».
3.Пальчиковые игры: «Мы, ребята, мастера»;«Солнышко, солнышкопогуляй у речки».
4. Физминутки: «Дождик»; «К речке быстрой мы спустились»; «Цветы».
5. Дыхательная гимнастика: «Бабочка»; «Ветерок».
Методическое обеспечение:
методы и приемы:
- информационно-репродуктивный метод. Он направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания новой информации. И чем продуктивней он используется, тем более и существеннее опыт ребенка, обширнее знания его об окружающем мире, что является основой воображения.
- Репродуктивный метод направлен на закрепление, упрочнение, углубление знаний, способов оперирования знаниями, упрочнение способов деятельности, суть и образец которых уже известны.
Репродуктивный метод позволяет формировать не только конкретные знания, способы действия, но и обобщенные (одно и тоже задания для неоднократного повторения; вариативные задания, сходство которых с ранее усвоенным образцом легко опознаваемо). Ведь сложность задач, возникающих перед воображением, зависит от характера сведений о тех предметах, явлениях, которые мы пытаемся себе представить – от того, на сколько эти сведения полны, подробны и точны, и в какой форме они выражены.
- Эвристический метод направлен на пооперационное или поэлементное обучение чертам и процедурам творческой деятельности. Педагог включает ребенка в поиск решения не целостной задачи, а отдельных ее элементов (например, педагог сообщает проблему – выводы делают дети и т.д.). Для развития творческого воображения этот метод заключается в направленности на создание новых образов, замыслов на основе усвоенных.
- Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
Приемы:
- Воспроизведение движений в воздухе.
- Совместные (или«пассивные») действия.
-Работа детей на общем фоне. Для этого организуется коллективная деятельность: дети на больших листах бумаги (фон) выполняют работу с общим сюжетом. Сначала на своих рабочих местах делают «заготовки», а потом подходят к фону.
- Стихи, загадки подбираются к теме и помогают изображению характерных особенностей объекта. Вопросы к детям должны иметь наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую они выполняют.
- Игровая мотивация. Ее создание – важный стимул развития познавательного процесса. Ее суть состоит в том, что педагог создает проблемную ситуацию и ставит перед детьми для ее разрешения проблемную задачу, наталкивая на поиск путей и средств решения, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Игровая задача в используемых приемах – своеобразная формулировка цели предстоящих игровых действий. В условиях игрового действия рождается воображаемая ситуация. Внешнее выражение действий может быть представлено по-разному: моторным, практическим действием, изобразительным действием (ритмичным движениям пальца размазывать кусочки пластилина); звукоподражанием. Обучая детей пластилинографии, необходимо учитывать, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам.
В конце деятельности следует - педагогическая оценка. Оценке подлежит как результат решения учебной задачи, так и ход ее выполнения.
Материально-техническое обеспечение:
- папки с репродукциями картин;
- пластилин;
- стеки;
- бумажная или полотняная салфетка;
- картон.
- дополнительный материал (перышки, семечки, бисер, пуговицы, баночки, формочки..);
- пластиковые дощечки разного формата;
- мольберты;
- рабочие столы;
- магнитная доска;
- муляжи и макеты для постановки натюрмортов;
- ИКТ (компьютер, мультимедийная доска).
Список литературы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
2. Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 года № 696-з;
3. Конституция Республики Башкортостан (24.12.1993);
4. Конституция Российской Федерации (12.12.1993);
5. Конвенция о правах ребенка (утверждена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989г.);
6. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
7. СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
10. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
11.Грошенкова В. А., Шилова Т. С. Интегрированные занятия по развитию речи и изодеятельности. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2012 – 64 с. (Модули программы ДОУ).
12. Шкицкая И.О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009.
13. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. — М.: АСТ СПб: Сова, 2006
14. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Пластилиновая Бусинка»
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности«Пластилиновая Бусинка»Программа разработана в соответствии с требованиями программы «От рождения...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности " Пластилиновая фантазия" 2018 -2019 учебный год.
Рабочая программа по пластилинографии. Цель: развитие у детей творческих способностей посредством нетрадиционной техники - пластилинографии....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «В стране правильной речи»
Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Первые шаги» (далее - Программа) разработана в соответствие с Федеральным законом о...
Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программа "Страна роботов"
Программа «Страна роботов» технической, естественно-научной направленности, модульная, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, модели...
Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности "Пластилиновая страна"
Учебно-темотический план программы. Содержание занятий с детьми 4 - 5 лет....
Отчет о работе по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности "ПЛАСТИЛИНОВАЯ СТРАНА"
Отчет о работе по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности "Пластилиновая страна"" средняя группа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности " Пластилиновое чудо"
Дополнительная образовательная программа «Дошколенок» (далее -программа) разработана на основе следующих нормативных правовых документов:- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «...