Опыты для дошколят
картотека (средняя группа)
В помощь молодым воспитателям по экспериментированию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyty_dlya_doshkolyat.docx | 924.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Статическое электричество
Оборудование:
шерстяная тряпочка или мех,
шарики воздушные
Задачи: 1. Развивать интерес к экспериментальной деятельности.
2. Продолжить эксперименты с шариками. Показать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
3. Вызывать желания детей самим проводить опыты с обычными предметами, окружающими нас в быту.
Ход выполнения:
Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное — к ребенку. О второй шарик тоже потрите шерсть. Теперь приближайте их друг к другу.
Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.
Электричество и трение
Оборудование:
Соломинка, лист бумаги, папирусная бумага,
цветные карандаши, шерстяная ткань, лягушки из бумаги
Задачи: 1. Установить причину возникновения статического электричества.
Откуда оно берется и что нужно для того, чтобы его получить.
2. Вызывать желания детей самим проводить опыты с обычными предметами, окружающими нас в быту.
Ход выполнения:
Вырезать лягушек из папирусной бумаги и раскрасить их цветными карандашами.
Заряди с помощью трения соломинку, а затем поднеси ее к лягушкам. Лягушки начнут прыгать. Поставьте бутылку на поднос. Залейте в нее полстакана перекиси водорода и добавьте немного моющего средства
Когда два предмета приходят в трение друг с другом, то равновесие зарядов нарушается. Соломинка приобретает отрицательный заряд, если потереть ее о шерсть, становится отрицательно заряженной. Теперь она притягивает положительный заряд нейтральных предметов.
Конфеты «Скитлс»
Оборудование:
Вода, тарелка, конфеты - скитлс
Задачи: 1. Развивать интерес к экспериментальной деятельности
2. Наблюдать влияние конфет «Скитлс» при взаимодействии с водой;
3.Формировать у детей правильное понимание здорового питания и желание питаться правильно, в соответствии с основами здорового питания.
Ход выполнения:
Раскладываем конфеты «Скитлс» на плоской тарелке по кругу.
Льем на середину тарелки обычную воду. Наблюдаем за процессом.
Красивую радугу стоит оставить на немного. Дети наблюдают за тем, как от конфет отклеивается и всплывает пленка с буквой.
Ну и напоследок, оставляем конфетки еще на время. Видим, что они превратились в бурую мерзкую жижу. Осталось спросить у ребят, хотят ли они теперь есть эти конфеты.
Вывод: пищевая краска растворяясь окрашивает воду, тоже самое происходит с нашим желудком.
Окрашивание воды
Оборудование:
6 баночек с крышками, теплая вода,
холодная вода, палочки, краски (акварели),
кисточки для рисования
Задачи: 1. Развивать интерес к экспериментальной деятельности
2. Выявить свойства воды (теплая и холодная), некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет, чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
3. Обогащать и активизировать речь детей новыми словами (окрашивается, изменяет цвет). Учить делать простейшие выводы.
Ход выполнения:
1.Берем 3 баночки с крышками, наполненные водой не полные. Крышки снять и покрасить их разными красками. Закрыть крышки. Перевернуть крышкой вниз, и смотрим, как краска поднимается вверх и растворяется в воде разными полосками. Краска снизу поднимается вверх.
2.Капли краски капаем в воду. Берем 3 баночки с крышками, наполненные водой не полные. Намоченную кисточку макаем в краски и потом капаем в банку с водой аккуратно. Посмотрите, как краска растворяется в воде разными полосками и опускается вниз.
Вывод: В воде хорошо растворяются краски, и чем больше красок, тем интенсивнее цвет. Чем вода теплее, тем быстрее растворяется краска.
Яйцо затягивается в бутылку (сгорание кислорода)
Оборудование:
Стеклянная бутылка, поднос,
вареное яйцо очищенное, спички,
растительное масло,
бумага, сложенная гармошкой
Задачи:
1. Развивать интерес к экспериментальной деятельности
2. Познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом.
3. Вызывать желания детей самим проводить опыты с обычными предметами, окружающими нас в быту.
Ход выполнения:
Поставьте бутылку на поднос. Смажьте горлышко растительным маслом. Возьмите бумагу, подожгите ее и бросьте в бутылку. Положите быстро яйцо на горлышко бутылки.
Во время горения бумаги, кислород исчезает, поэтому в бутылке ослабевает давление, а с внешней стороны давление на яйцо остается прежним. Поэтому яйцо втягивается внутрь бутылки легко.
Карта языка
Оборудование:
4 маленьких стаканчика,
сахар, соль, лимонный сок, кофе,
зубочистки.
Задачи:
1. Развивать интерес к экспериментальной деятельности
2. Познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом.
3. Вызывать желания детей самим проводить опыты с обычными предметами, окружающими нас в быту.
Ход выполнения:
В четыре стаканчика налейте немного лимонного сока (кислый) в одну чашку и немного тонизирующую воду (горькую) в другую. Смешайте сахарную воду (сладкую) и соленую воду (соленую) для последних двух стаканов. Можем ли определить что за вода там находится?
Дайте ребенку некоторые зубочистки и окуните в одну из чашек. Попросите ее положить палочку на кончик ее языка. Какая на вкус?
Окуните снова и повторите по бокам, плоской поверхности и задней части языка. Ребенок узнает вкус и где на его языке вкус самый сильный.
Дайте ребенку возможность прополоскать рот водой и повторить этот процесс с остальными жидкостями.
Когда мы берем пищу или воду в рот, она раздражает нам язык, и мы ощущаем вкус пищи или воды. С помощью языка мы узнаем соленое, сладкое, горькое, кислое. Передняя часть языка реагирует на сладкое, задняя на горькое, боковые на кислое, кончик на соленое.
Свечка и монеты
Оборудование:
2монеты, блюдце с водой,
свеча, большой стакан,
спички
Задачи:
1. Развивать интерес к экспериментальной деятельности
2. Познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом.
3. Вызывать желания детей самим проводить опыты с обычными предметами, окружающими нас в быту.
Ход выполнения:
Налить воду в блюдце и поставить в центр свечу. Положить монеты.
Поджечь свечу.
Накрыть сверху большим стаканом и наблюдаем как свеча гаснет, а вода всасывается в стакан.
Для горения свечи нужен кислород. Когда мы накрываем ее стаканом, свеча сжигает кислород и гаснет. Воздух внутри охлаждается и всасывает воду из блюдца внутрь. А на блюдце остаются монеты.
Разделяем цвета («Хроматография цвета»)
Оборудование:
Фломастеры, стакан, кофейный фильтр,
клейкая лента
Задачи:
1. Развивать интерес к экспериментальной деятельности
2. Познакомить детей с предметом экспериментирования – разложить цвета на составляющие.
3. Вызывать желания детей самим проводить опыты с обычными предметами, окружающими нас в быту.
Ход выполнения:
Смешать то цвета легко, а вот разделить можно ли?
На полоске бумажного полотенца в двух сантиметрах от края рисуем фломастером полоску. Опускаем край салфетки на 1 см в воду, чтобы вода непосредственно не намочила след от фломастера. Бумагу достаем и подвешиваем вертикально.
Вода, поднимаясь по бумаге, увлекает за собой краску. Но разные частицы краски двигаются с различной скоростью, и поэтому визуально краска раскладывается на составляющие ее компоненты. Таким образом, мы можем узнать, с помощью каких цветов получен конкретный оттенок. Этот метод называется хроматографией и широко используется в промышленности и научных лабораториях для разложения веществ на составляющие. Получается, что воспользовавшись методом хроматографии, можно посмотреть из каких цветов состоят черный, фиолетовый, коричневый и другие сложные цвета.
Получение нового цвета
Оборудование:
3 стакана, пищевые красители, две салфетки,
краска желтая и синяя
Задачи:
1. Развивать интерес к экспериментальной деятельности
2. Познакомить детей с предметом экспериментирования – получение нового цвета.
3. Вызывать желания детей самим проводить опыты с обычными предметами, окружающими нас в быту.
Ход выполнения
Возьмите 3 стакана: в первый налейте воду и добавьте синий краситель, во второй – воду и желтый краситель. Третий (пустой стакан) поставьте между стаканами с красителями.
Теперь возьмите две салфетки, сверните и опустите в стаканы так, чтобы один их конец был в стакане с красителем, а второй - в пустом стакане. Начинаем следить как окрашенная вода, впитываясь в салфетки, будет переходить в пустой стакан и смешиваться.
По истечении определенного времени замечаем, что в пустом стакане начала появляться вода, окрашенная в зеленый цвет. Благодаря этому эксперименту дети заинтересуются процессом смешивания красок.
Змейка
Оборудование:
Спираль из бумаги, свеча,
нить, спички
Задачи:
1. Развивать интерес к экспериментальной деятельности
2. Познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом.
3. Вызывать желания детей самим проводить опыты с обычными предметами, окружающими нас в быту.
Ход выполнения:
Сделали спираль из бумаги. И держим ее над свечей, змейка вращается в потоке восходящего воздуха, происходит расширение воздуха под действием тепла, наблюдаем процесс превращения тепловой энергии в механическую (движение).
Держится на поверхности воды или тонет
Оборудование:
Таз с водой, пробка, шишка,
лед, черное дерево, гранит, железо, свинец
Задачи:
1. Развивать интерес к экспериментальной деятельности
2. Познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом.
3. Вызывать желания детей самим проводить опыты с обычными предметами, окружающими нас в быту.
Ход выполнения:
Налить в таз воду. Опускать в воду пробку, шишку, лед, веточку и т.д.
Наблюдать, что происходит с предметами. Что тонет, что плавает?
Легкие предметы из дерева плавают, а тяжелые из металла тонут.
Прочность бумаги
Оборудование:
12 листов бумаги, клей,
большая книжка
Задачи:
1. Развивать интерес к экспериментальной деятельности
2. Познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом.
3. Вызывать желания детей самим проводить опыты с обычными предметами, окружающими нас в быту.
Ход выполнения:
Разноцветные растения
Оборудование:
2 баночки из-под йогурта, вода,
чернила или пищевые красители,
цветы (гвоздика, нарцисс) или
(петрушка, сельдерей)
Задачи:
1. Развивать интерес к экспериментальной деятельности
2. Познакомить детей с тем, что растения "пьют" воду и меняются в зависимости от того какая по качеству и цвету вода.
3. Вызывать желания детей самим проводить опыты с обычными предметами, окружающими нас в быту.
Ход выполнения:
Обрежьте по высоте цветы так, чтобы они хорошо стояли в вазочках (баночках). Обратите внимание, даже если цветы подходят по размеру, нужно сделать свежий срез - так они быстрее поменяют цвет.
Заполните банки водой и добавьте в каждую вазу свой краситель. Погрузите в воду цветы.
Поставьте вазы в солнечном или хорошо освещенном месте и наблюдайте в течение нескольких дней как меняется окрас.
По мере того как цветы будут "пить" воду они будут менять цвет - от еле заметного оттенка к насыщенному.
Вывод: Разные цветы окрашиваются с разной скоростью. Например, розы меняют цвет буквально за сутки, а маргариткам требуется гораздо больше времени. Можете взять разные сорта цветов для эксперимента и устроить между ними соревнования - кто быстрей изменит цвет.
Также на примере такого опыта можно рассказать детям, что нужно беречь окружающую среду. Ведь мусор и химикаты разлагаясь, загрязняют почву из которой "пьют" не только цветы , но и все растения. И от того насколько чистая вода зависит здоровье и внешний вид этих растений.
Узоры из опилок
Оборудование:
Лист бумаги, магнит, железные опилки (булавки)
Задачи:
1. Развивать интерес к экспериментальной деятельности
2. Познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом.
3. Вызывать желания детей самим проводить опыты с обычными предметами, окружающими нас в быту.
Ход выполнения:
Надо насыпать на лист бумаги немного металлических опилок (они есть, например, в наборе "Юный химик"). Если поднести снизу бумаги магнит, то опилки "оживают". Они топорщатся, ощетиниваются, рисуют "морозные узоры". Если положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить, что все опилки расположатся вокруг магнита по определенным линиям. Это и есть линии магнитного поля. Они идут их положительного полюса к отрицательному.
Вывод: Магнитное поле заставляет располагаться железные частички вдоль магнитных линий.
Какие материалы притягивает магнит?
Оборудование:
Магнит, кусок ткани, бумага,
деревянная зубочистка, монетка,
железная скрепка, камень,
стеклянный шарик, алюминиевая крышка и т.п
Задачи:
1. Развивать интерес к экспериментальной деятельности
2. Познакомить детей с предметом экспериментирования – магнитное поле.
3. Вызывать желания детей самим проводить опыты с обычными предметами, окружающими нас в быту.
Ход выполнения:
Возьмите предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик, алюминиевую крышку и т.п. Предложите детям подносить к ним по очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту?
Для детей обычно бывает большим открытием, что не все блестящие штучки сделаны из железа. Оказывается, что не все, они привыкли называть "железкой" (а это и алюминий, и никель, и другие металлы) магнит не притягивает.
Вывод: Магнит притягивает к себе только железо.
Реактивный шарик
Оборудование:
Воздушный шарик, соломинка, скотч,
Зажим, бечевки 2-4 м, 2 стула
Задачи:
1. Развивать интерес к экспериментальной деятельности
2. Познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом.
3. Вызывать желания детей самим проводить опыты с обычными предметами, окружающими нас в быту.
Ход выполнения:
Сначала для реактивного шарика нужно проложить путь. Для этого пропусти через соломинку для напитков длинную нитку. Привяжи её к двум креплениям в натянутом состоянии.
Теперь нужно подготовить реактивный шарик. Надуй воздушный шар и зажми его прищепкой, как показано на рисунке слева. Приклей шарик к соломинке с помощью скотча. Пододвинь шарик к одному из концов нити. Зажатое прищепкой горлышко должно находиться у крепления.
Результат
Всё готово к запуску ракеты! Сними прищепку с шарика. Воздушный шар очень быстро станет передвигаться по нитке, как показано на рисунке. Он успеет пройти весь путь!
Объяснение
Снимая прищепку, ты освобождаешь путь воздуху. Под давлением стенок шарика воздух выходит наружу. Это явление называется действием и реакцией. Оно характеризуется движением в одном направлении, которое порождает движение в другом направлении. Воздух движется назад, а шарик – вперёд.
Цветы лотоса
Вырежем из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Чудесные спички
Вам понадобится 5 спичек.
Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.
Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Опыт. «Подводная лодка»
Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой несколько столовых ложек соли.
1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой — яйцо опустится на дно стакана.
2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.
3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой — яйцо останется плавать на поверхности воды.
Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду — того, что яйцо будет тонуть.
Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
Эксперимент (опыт) с водой и конфетти
Этот эксперимент похож на волшебство, но на самом деле он имеет научное объяснение. От прикосновения "волшебной палочки" к воде и команды "Посторонись!" все плавающие в воде конфетти сразу же отплывут к краям блюдца. Можно использовать не палочку, а кусочек мыла или капнуть моющее средство в центр блюдца - конфетти разбегутся по сторонам, как будто не любят мыло.
Что понадобится:
- вода, блюдце, дырокол, моющее средство (жидкое мыло, шампунь или жидкость для мытья посуды), шпажка (вместо нее можно взять зубочистку или спичку)
Ход эксперимента:
- Налить воду в блюдце.
- С помощью дырокола сделать из бумаги конфетти (или проводить эксперимент с маленькими пенопластовыми шариками).
- Насыпать конфетти в центр блюдца.
- По желанию шпажку можно превратить в волшебную палочку, если красиво раскрасить ее акриловыми красками, или обмотать тонкой полоской .
- Обмакнуть в моющее средство самый кончик волшебной палочки, вернее, шпажки, и прикоснуться ею к поверхности воды в центре блюдца.
Результат
Конфетти после прикосновения шпажки сразу же послушно переместятся к краям блюдца. Это связано с тем, что моющие средства являются поверхностно-активными веществами, они собираются на поверхности воды и уменьшает ее поверхностное натяжение. На воде образуется мыльная пленка, она растекается, оттесняя конфетти к краям.
«Дождевые облака»
Дети будут в восторге от этой простой забавы, объясняющей им, как идет дождь (схематично, конечно): сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю.
Понадобится: пена для бритья, стакан с водой, окрашенная вода, пипетка.
Ход: в банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну стакана.
Опыт 9: Сладкий и цветной
Понадобится: сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка, шприц
Ход: в каждый стакан добавляется разное количество ложек сахара. В первый стакан одна ложка, во второй – две и так далее. Пятый стакан остается пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый красную, во второй – желтую, в третий – зеленую, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с красного, затем желтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно. Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя. Поговорим? Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот слой будет в стакане самым низким. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она окажется наверху..
Опыт 1: Получение нового цвета
Во время этого эксперимента можно пронаблюдать процесс получения нового цвета при смешивании двух цветов: желтого и синего.
Понадобится: Три стакана, пищевые красители, две салфетки
Ход: возьмите три стакана: в первый налейте воду и добавьте синий краситель, во второй – воду и желтый краситель. Третий (пустой стакан) поставьте между стаканами с красителями. Теперь возьмите две салфетки, сверните и опустите в стаканы так, чтобы один их конец был в стакане с красителем, а второй - в пустом стакане. Начинаем следить как окрашенная вода, впитываясь в салфетки, будет переходить в пустой стакан и смешиваться. По истечении определенного времени замечаем, что в пустом стакане начала появляться вода, окрашенная в зеленый цвет. Благодаря этому эксперименту дети заинтересуются процессом смешивания красок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательные опыты для дошколят
Подробное описаны опыты, как их проводить, что использовать...
Из опыта работы. Программа "Нейропсихология для дошколят"
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается среди детей «массовых» учреждений. Объективные клинические ...
Методическая разработка. Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любознательных дошколят
Рекомендации для пап по проведению опытов с детьми дома...
Пояснительная записка к презентации опыта работы воспитателя Сметанниковой Виктории Владимировны «Профи-тур для дошколят»
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Актуальность работы...
Картотека опытов для дошколят
Опыты для дошкольников...
Картотека опытов к проекту "Астрономия для дошколят"
Элементарные опыты к проекту "Астрономия для дошколят"...
Опыты со статическим электричеством для дошколят
Опыты со статическим электричеством для детей и их родителей....