Картотека опытов для дошколят
картотека по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Картотека опытов и экспериментов зимой
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами.
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Цель: Развитие опытно – экспериментальной деятельности, через исследование свойств снега и льда.
Задачи:
- Узнать, что такое снег и как он образуется.
- Узнать, почему снег белый.
- Рассмотреть формы снежинок.
- Изучить свойства снега.
- Определить чистоту льда.
- Воспитывать любовь к природе.
Опыт № 1. «Какие свойства?»
Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
Проблема: «Какие свойства?»
Материалы и оборудование: Емкости со снегом, водой, льдом.
Ход: Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает), воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет), снега и льда (не взаимодействуют).
Опыт № 2. «Чудесный мешочек»
Цель : Научить определять температуру веществ и предметов, развивать логическое мышление, умение сравнивать. Побуждать детей обследовать и определять качества предметов, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов.
Материал: Предметы из металла, дерева, мешочек
Ход: Воспитатель предлагает детям достать из мешочка предметы по одному. « Холодные предметы складывают вместе и выясняют, из чего они сделаны. ( из железа).
Аналогично дети достают из мешочка предметы из дерева.
Взрослый предлагает подержать предметы в руках. Каким они стали?
Если предметы долго держать на улице, то предметы из какого материала станут холоднее?
Выводы: Предметы из металла остывают быстрее, и медленнее согреваются.
Опыт № 3. Почему снег мягкий?
Цель: Совершенствовать знание детей о снеге.
Проблема: почему снег мягкий?
Материал: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бумага.
Ход: Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?
Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод: Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
В зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит.
Опыт № 4. Где лучики?
Цель: Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
Проблема: От чего зависит форма снежинки?
Материал: Темная ткань, лупа, вертушки.
Ход: Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель предлагает рассмотреть их на темном полотне, через лупу.
Вывод: Снежинки очень мелкие и лучики просто так не увидеть, при сильном ветре нет лучиков, они поломались из-за ветра.
Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.
Мы с детьми часто на прогулке раскапываем снежные сугробы в поисках чего-то интересного, необычного. Добравшись до земли, дети видят там маленькие зелёные растения. Как же детям не показать.
Опыт № 5. Почему снег греет?
Цель: Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.
Проблема: Почему снег греет?
Материал: Лопатки, две бутылки с тёплой водой.
Ход: Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросить детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).
Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.
Вывод: В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.
Опыт № 6. Замерзание жидкостей.
Цель: Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
Проблема: Какая жидкость замерзает быстрей?
Материал: Стаканчики с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.
Ход: Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят стаканчики с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.
Вывод: Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.
Опыт № 7. Разноцветные сосульки.
Цель: Помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре).
Материал: вода, краски.
Оборудование: формы для замораживания льда, нитки, алгоритм деятельности.
Ход: Воспитатель вспоминает с детьми три агрегатных состояния воды (жидкость, пар, лед). Предлагает украсить ель, растущую на участке, разноцветными сосульками. Спрашивает детей, каким образом можно изготовить такие игрушки.
Дети под руководством воспитателя составляют алгоритм действий изготовления ледяных игрушек: взять форму, опустить в нее сложенную вдвое нить (это будет подвеска-дом сосульки), подкрасить воду акварелью, залить приготовленные формочки, вынести в холодное место. После замерзания воды сосульку освобождают от формы и вешают на ветку ели.
Воспитатель зарисовывает алгоритм получения разноцветных сосулек.
Вывод. Вода изменяет цвет. Вода замерзает.
Опыт № 8. Ледяной секретик.
Цель: Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.
Проблема: Какой лед?
Материал: Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают).
Ход: Загадать детям загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». (Лёд).
Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают: «Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как лёд прозрачный. Предлагает достать записку из-под льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.
Вывод: Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.
Опыт № 9. Откуда берётся иней?
Цель: Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.
Проблема: Откуда берется иней?
Материал: Термос с горячей водой, тарелка.
Ход: На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.
Вывод: При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Я использую эти свойства природы для организации интересных, познавательных прогулок с детьми старшего дошкольного возраста.
Опыт 10. «Первый снег»
Цель: выяснить, как быстро растает одинаковое количество снега на ладошке или в рукавичке.
Ход: Слепить два снежка, один положить в рукавичку, а другой держать в руке. Сделать вывод.
Вывод: Снег в ладошке быстрее превратиться в воду от тепла ладошки.
Опыт 11. «Что такое лед?»
Цель: выяснить, как вода превращается в лед.
Ход: Взять две емкости с одинаковым количеством воды. Одна емкость выносится на улицу, а другую оставить в группе. На следующий день — в одной емкости вода превратилась в лед, так стояла на улице; в другой емкости вода была комнатной температуры и льда не образовалось.
Вывод: Вода превращается в лед при низкой температуре воздуха.
Опыт 12. «Прозрачность льда»
Цель: Наблюдение за льдом, выявление его свойств.
Ход: Предложить детям пройти по кромке льда, выяснить, почему он хрустит.( Там, где воды много, лед твердый, прочный, не ломается под ногами). чтобы убедиться, что лед прозрачный, надо в емкость с водой поместить различные предметы и выставить на улицу. Утром рассматриваем и приходим к выводу, что все предметы, которые опускали в воду видны сквозь лед.
Вывод: Предметы видны потому, что лед прозрачен.
Опыт 13. «Вода и снег»
Цель: с помощью эксперимента закрепить у детей знания о том, что вода может иметь различные состояния.
Ход: Внести в группу лед и снег и выяснить, что быстрее растает. Взять три емкости с рыхлым снегом, с утрамбованным снегом и со льдом.
Вывод: Рыхлый снег растает первым, затем — утрамбованный, а последним растает лед.
Опыт 14. «Защитные свойства снега»
Цель: познакомить детей со свойствами снега.
Ход: Поместить емкости с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег, зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за емкостями в течение прогулки и сделать вывод.
Вывод: Чем глубже будет находиться емкость с водой, тем теплее будет вода. Самая холодная вода будет в емкости , стоявшей на поверхности сугроба. Корням растений под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.
Опыт 15. «Таяние и замерзание воды»
Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать экспериментально причинно- следственные зависимости.
Ход: Детям ( один из них в рукавичках) предложить взять кубик льда, и наблюдать , как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лед- кто держал его в рукавичках или голыми руками. Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.
Вывод: лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло и холод льда.
Опыт 16. «Свойства снега»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега, развивать способность видеть красивое в зимней природе.
Ход: Рассмотреть снежинки. Какие они? На что они похожи? Как их лучше рассмотреть?
Вывод: В природе не встречаются ни одной одинаковой снежинки.
Опыт 17. «Слепи снежок»
Цель: подвести к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха( пластичность зависит от влажности, а влажность — от температуры воздуха)
Ход: В морозный день предложить детям слепить снежки ( обратить внимание, что это невозможно). Принести в этот же день этот снег в группу, через некоторое время слепить снежки и оказывается, что это легко сделать.
Вывод : Снег стал липкий , так как у него изменилась влажность.
Опыт 18. «Глубина снега»
Цель: установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугроба; измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада.
Ход: После снегопада измерить глубину сугробов в разных местах. Объяснить детям, что условной мерой длины люди установили метр, показать детям и промерить глубину выпавшего снега в разных местах.
Вывод: Чем выше сугроб, тем больше глубина.
Опыт 19. «Лед — твердая вода»
Цель: продолжать знакомство со свойствами воды.
Ход: Принести сосульки в группы. Поместить их в емкости, каждую отдельно. Наблюдать за таянием сосулек. Если сосульки разного размера, то обратить внимание, какая их них растает быстрее.
Вывод: Лед — твердая вода.
Опыт 20. «Чьи следы»
Цель: расширять кругозор, воспитывать любознательность.
Ход: Пройти, пробежать, пропрыгать на одной ноге, на двух ногах, на носочках, на пятках по свежему снегу. Рассмотреть следы птиц, животных.
Вывод: Разные люди оставляют разные следы. Следы птиц, животных тоже отличаются друг от друга.
Опыт 21. «Как согреть руки?»
Цель: выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение, сохранение тепла);
Ход: Воспитатель предлагает детям надеть на прогулке разные варежки – толстые и тонкие и выяснить, что чувствуют руки ( одной тепло, другой прохладно).
Далее предложить детям похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали ( рукам стало жарко). Предложить потереть обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали.
Вывод: предметы могут согреваться при трении и движении.
Опыт 22. «Что легче снег или вода?»
Ход: Дети на прогулке набирали в ведёрко снег, не прихлопывая его лопаткой, и сравнивал с таким же ведром наполненным водой. Делали вывод, что ведро с водой тяжелее, чем ведро со снегом.
Вывод: Снег легче воды, так как он состоит из легких, пушистых снежинок, между которыми много воздуха, а капельки воды соединены плотно и в ней нет воздуха.
Опыт 23. «Почему снег греет?»
Цель: Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.
Ход: Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).
Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше.
Зима
Исследовательская деятельность
- Измерить глубину снега снегомером в разных частях участка.
- Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период.
- Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).
- Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны. Ответить, чем отличаются птицы от зверей?
- Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на
- их пути попадается какой-нибудь предмет, то он отбрасывает темную тень. Провести наблюдение — утром, в полдень, вечером. (В полдень солнце стоит прямо над головой, тень очень короткая; рано поутру и вечером солнце на небе опускается, тени становятся длинными.)
- Набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В конце прогулки сравнить, где снег осел быстрее.
- Делать срез лопатой. Почему мы не можем сделать срез почвы? (Почва промерзла от сильных морозов.)
- Сравнить снегоочиститель с машиной «скорой помощи».
- Сравнить ягоды до мороза и после
- На следующий день после метели укрыть снегом почву на грядках, корни у деревьев, так как сильный ветер все изменил: сугробы перенес на другое место; там, где ненужно, оголил землю.
- Предложить утрамбовать на небольшом участке снег и зарисовать палочкой увиденные следы птиц.
- Поискать на участке детского сада следы птиц.
- Понаблюдать, где быстрее тает снег — на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательные опыты для дошколят
Подробное описаны опыты, как их проводить, что использовать...
Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста
Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...
Картотека опытов с детьми (опыты с водой)
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ» Опыт № 1. «Окрашивание воды»....
Картотека опытов к проекту "Астрономия для дошколят"
Элементарные опыты к проекту "Астрономия для дошколят"...
Картотека "Опыты и эксперименты для дошколят"
Картотека "Опыты и эксперименты" для детей старшего дошкольного возраста....
Опыты для дошколят
В помощь молодым воспитателям по экспериментированию...