Финансовая грамотность Тема: «Бартер»
план-конспект занятия (старшая группа)

Игровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Бартер»

Цель: формировать элементарные экономические знания.

Задачи: Раскрыть сущность понятия «бартер» как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей; Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах; Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность.

Предварительная работа: чтение сказок, заучивание пословиц; посещение с родителями магазина, рынка. Сюжетно-ролевая игра «Магазин», изготовление товара (овощей). Словарная работа: деньги, товар, обмен, бартер.

Материал и оборудование: сундучок, самовар, горшочек, скалка. Иллюстрации сказок: «Дудочка и кувшинчик» В. Катаев, «Петушок и бобовое зернышко». Проектор, компьютер, презентацией игры «Хочу и надо». Раскраски, карандаши, фломастеры, восковые мелки.

Ход образовательной деятельности: Воспитатель: Ребята, посмотрите какой чудесный сундучок, но сундучок не простой, а волшебный - хранитель сказок. Хотите посмотреть, что там внутри? Дети: Да хотим. Воспитатель: Но здесь замок и мы его должны открыть. Для этого давайте вместе проговорим слова. Физкультурная минутка На двери замок-чудак. Не открыть его никак. (пальцы сцеплены в замок) Я его и так, я его, и сяк, я его туда, я его сюда. (несколько раз эмоционально и с ускорением выворачивать «замок» в разные стороны) Ну, никак не открывается! (выполнять потягивания, пытаясь открыть «замок») Вынул связку я ключей - ну-ка, ключик, поскорей! (энергично встряхивать кистью одной руки) Этот ключик не подходит, этот ключик не выходит, Этот ключ не открывает, этот ключ не вылезает. (поочередно, начиная с мизинца, крутить пальцы одной руки в кулачке другой) Этот ключик - от сарая. (поднять большой палец вверх) Вынул связку я другую. Этот ключик не подходит, этот ключик не выходит, Этот ключ не открывает, этот ключ не вылезает. (те же движения выполнить другой рукой) Этот ключик - повертели, покрутили, Постучали и открыли. (развести руки в стороны) Воспитатель: Я открываю сундучок… и что это? Дети: Самовар Воспитатель: Ответьте ребята, в какой сказке есть этот предмет? Дети: «Муха-Цокотуха» Корнея Чуковского. Воспитатель: Давайте вспомним начало сказки (Муха, муха, Цокотуха, Позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.) Воспитатель: А что было дальше? (Пошла муха на базар И купила самовар). Воспитатель: А что она отдала за самовар? (денежку) Дети: Она заплатила за самовар денежку. Воспитатель: Ребята, денежка - это что такое? (ответы детей) Воспитатель: Да, деньги - это рубли и монеты, на которые можно что-то купить. А зачем муха купила самовар? Дети: Чтобы угостить гостей чаем. Воспитатель: Нужную покупку сделала муха? Игра презентация «Хочу и надо» (Показ слайдов. «Надо» - предметы, без каких человек не сможет жить, потребности физиологические, общение). Физминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Раз, два - выше голова. Три, четыре - руки шире. Пять, шесть - всем присесть. Семь, восемь - встать попросим. Девять, десять - И работать продолжаем. Воспитатель: А что еще можно купить на рынке? (дети перечисляют) Как все это называется? Дети: Товар. Воспитатель: У меня нет денег, но есть вот такие красивые яблоки. А мне очень хочется слив. Как мне их получить? (предположения детей). Да, я могу обменять сливы на яблоки. И это называется бартер. Воспитатель: Сейчас я достану еще один сказочный предмет. Что это, ребята? Дети: Горшочек. Воспитатель: Как вы думаете, горшочек, из какой сказки? Дети: «Горшочек каши» Братьев Гримм. Воспитатель: О каком обмене рассказывается в этой сказке? Дети: Старушка за ягоды дала девочке горшочек. Воспитатель: Как по-другому можно сказать об их обмене? Дети: Бартер. Воспитатель: А вот еще один предмет из сундучка. Дети: Скалочка. Воспитатель: Какому сказочному герою она принадлежит? Дети: Лисичке. Воспитатель: А сказка называется? Дети: Лисичка со скалочкой. Воспитатель: Что делала лисичка в сказке? Дети: Она делала обмен. Воспитатель: Правильно. Как по-другому можно сказать? Дети: Она совершала бартер. Воспитатель: Действия лисы были честными? Дети: Нет. Воспитатель: Почему вы так думаете? (ответы детей) Верно, обмен был выгоден только лисе. Каков конец у сказки? Давайте вспомним пословицы и поговорки о честности. Не честно просишь, неохотно дать. Честность всего дороже. Честные глаза в бок не глядят. Честное дело не таится. А в каких еще сказках герои совершают бартер? («Кувшинчик и дудочка», «Петушок и бобовое зернышко». Если дети затрудняются, показываю картинки-подсказки). Практическая работа детей: Составление книги о бартере. Раскрашивание иллюстраций к выше названным сказкам. Итог: Воспитатель: Какое новое слово вы сегодня узнали? Дети: Бартер. Воспитатель: Что оно означает? (ответы детей) Рефлексия: Воспитатель: Какие сказочные герои помогли нам познакомиться с этим словом? (ответы детей) Ребята, вы постарались, и у нас теперь будет замечательная книга о бартере. Мы познакомим с ней наших родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема: «Бартер»16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД. Тема: «Юные финансисты» (для детей старшей группы)

Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические представления; обобщение знаний о потребностях человека.

Задачи:

Образовательные: Повторить понятие «потребности человека»; Закреплять названия основных потребностей и что к ним относится; Уточнить от чего зависят потребности человека; Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

Развивающие: Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.

Воспитательные: Способствовать воспитанию нравственных качеств; Воспитывать социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Материал и оборудование: картинки (вода, одежда, еда, жилье), монеты, за ламинированные смайлики (любым цветом на выбор), игрушка Незнайка,

Ход образовательной деятельности:

Идет Незнайка считает монеты. Воспитатель: Незнайка, куда ты идешь? Незнайка: У меня есть 5 золотых монет, вот в магазин и я иду, хочу купить на них шахматы. Уж очень мне эта игра понравилась. Воспитатель: Что ты Незнайка, разве можно на игрушки сразу тратить все деньги? Сейчас мы с ребятами тебе Буратино поможем. Садись. Воспитатель: Мы можем начинать, но сначала Станем рядышком, по кругу, Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!», Если каждый улыбнётся - Утро доброе начнётся. - ДОБРОЕ УТРО!!! Воспитатель: Незнайка, сегодня ты с нами много интересного узнаешь о деньгах и для чего они нам нужны. Воспитатель: Ребята, я хочу вам предложить сыграть в игру, которая называется «Брейн-ринг». Игра состоит из 4-х раундов за каждый раунд команда, давшая правильный ответ, получает монетку. Вы разделитесь на две команды, команда «Барбарики» и команда «Фиксики», а я буду ведущей нашей игры. Команде «Барбарики» я даю желтые смайлики. Команде «Фиксики», - красные для того, чтобы ребёнок, знающий правильный ответ, поднимал смайлик. 1-раунд «Деньги». Воспитатель: Ребята ВНИМАНИЕ! Послушайте мою загадку: Это - средство обращения, Это - средство накопления. Средство стоимости также, Также средство платежа. Воспитатель: Как вы думаете, что это? Дети: Деньги, монеты. Воспитатель: Совершенно верно. А для чего нужны людям деньги? Дети: Купить мороженое, оплатить за свет, оплатить за телефон и т.д. Воспитатель: Вы правы. Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно! Воспитатель: Обе команды дали правильные ответы и получают по монетке. 2-раунд «Потребности». Воспитатель: Что такое потребности? (ответы детей) Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности - это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь. Перед вами картинки для каждой команды, вы должны среди них определить и выбрать жизненно важные потребности человека (вода, одежда, еда, жилье). Воспитатель: Без чего человек не может жить? Дети: Без воды, еды, телевизора и т.д. Воспитатель: Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет. Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток. А кому ещё нужна вода для существования? (Животным, растениям). Человек не может прожить без воздуха. Давайте, проведём эксперимент, сколько времени мы с вами сможем без воздуха (Зажимают нос). Воспитатель: Чтоб нам лучше дышалось, давайте потренируем наше дыхание. Дыхательная гимнастика «Вырасти большим» Исходное положение - встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки - вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох, произнося: «У-х-х-х!». Повторить 2-3раз. Воспитатель: Давайте дальше будем играть, какие же ещё потребности у человека? (ответы детей) Воспитатель: Ребята, у человека есть еще потребность в одежде. Для чего существует одежда? Дети: Одежда защищает человека от холода, от жары. Воспитатель: А какая бывает одежда? Дети: Осенняя, зимняя, летняя, демисезонная. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, животные испытывают потребность в одежде? А что их защищает от холода, от жары? (Шерсть, шкура, мех) (ответы детей) Воспитатель: Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей. Дом - это семейный очаг, где собирается вся семья вместе. Воспитатель: Назовите такие предметы, которые человек хочет иметь, но без которых он может обойтись, они ему не обязательно нужны? (ответы детей) Воспитатель: Обе команды дали правильные ответы и получают по монетке. 3-раунд «Хочу и надо». Воспитатель: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. А давайте с вами вспомним, что такое бюджет? (ответы детей) Воспитатель: Бюджет - это подсчет доходов и расходов. Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы. Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей. Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает? (ответы детей) Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет. Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет поиграем в игру «Хочу и надо». Игра «Хочу и надо» Материал: схема потребностей, монеты, цветная бумага, клей-карандаш, салфетки. Воспитатель: Ребята, перед вами схема потребностей и пять монет. Ваша задача распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность. Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора. Сначала нужно оплатить квартплату - 2 монеты, купить одежду - 1 монета, на продукты - 1 монета. Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку. Воспитатель: Обе команды дали правильные ответы и получают по золотой монетке. Физминутка 1, 2, 3, 4, 5 - будем вместе мы скакать. (Дети прыгают на месте) Прыгаем на правой - 1, 2, 3. (подпрыгивают на правой ноге) Прыгаем на левой - 1, 2, 3. (подпрыгивают на левой ноге) А теперь подняли ручки. Все мы тянемся до тучки. (поднимают руки вверх, тянутся) Чтобы тучку нам достать нужно выше нам скакать. (стараются подпрыгивать повыше). 4-раунд «Домик, в котором живут деньги» Воспитатель: Ребята, вы все знаете из мультфильма, что Буратино на Поле чудес в «Стране Дураков» закопал в землю пять золотых монет и ждал, когда из них вырастет дерево с целой кучей денег. Хочу спросить у вас: - «Вырастут ли деньги? - Где они могут «расти»? - Куда Буратино надо было положит деньги? (ответы детей) Воспитатель: У каждой монеты - есть дом, в котором они живут. Давайте и мы с вами сделаем кошелечек из бумаги для нашего друга Незнайки, что бы он мог спрятать в него свои монеты. Изготовление, детьми кошелечка используя схему. Воспитатель: Молодцы ребята. Красивые кошелечки у вас получились. Воспитатель: Подошло время подвести итог нашей игры. Ребята посчитайте, сколько у каждой команды золотых монет. Дети приносят золотые монетки, сообщая, сколько заработала каждая команда. Воспитатель: Вот и пришло время прощаться с нашим другом Незнайки. Давайте, ребята, попробуем для Незнайки сформулировать правила обращения с деньгами, чтобы он никогда и не подумал отнести их как герой Буратино из мультфильма в «Страну Дураков». 1. Экономно распоряжаться деньгами. 2. Потраченные средства уже не вернешь. 3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности. 4. Невозможно иметь все, что хочешь. 5. Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие - завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». Можно вместе с родителями своими руками изготовить копилки. 6. Бережно относиться к деньгам. Незнайка: Спасибо, ребята! Я понял, что такое деньги и как нужно с ними обращаться. Теперь ни кто не обманут меня, и я смогу купить своему любимому другу Знайке книги. Воспитатель: Поиграли мы для вас. Вам понравилось у нас? Приходите в гости к нам - Мы споём и спляшем вам. А сейчас уже пора - Ждут нас игры и дела. Благодарю всех участников этой игры за активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Тема: «Фея Копеечка» 2021 г.

Образовательная деятельность направлена на формирование у детей подготовительной группы первых  предпосылок экономического мышления и финансовой грамотности, правильного восприятия денег и денежн...

ООД по финансовой грамотности. Тема : "Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта"

Задачи:Обучающая: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота» , «пластиковая карта» ; наличные и безналичные деньги ;Развивающая: развивать...

Конспект НОД в старшей группе по финансовой грамотности Тема : «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

Цель : раскрыть сущность понятия «деньги» , «монета» , «банкнота» , «пластиковая карта» ; наличные и безналичные деньги ; закрепить знания детей о внешн...

Конспект НОД по познавательной деятельности (финансовая грамотность) тема «Банк».

Конспект НОД по познавательной деятельности ( финансовая грамотность) Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений...

Конспект ООД по формированию у детей финансовой грамотности. Тема: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» (для детей старшей группы)

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота»,«пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закреплять знания детей о внешнем вид...

Конспект интегрированного занятия по финансовой грамотности Тема: «Посвящаем Буратино в финансовую грамотность»

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закреплять знания детей о внешнем ви...