Формирование представлений о здоровом образе жизни у младших дошкольников
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predstavleniy_o_zozh_u_mladshih_doshkolnikov.docx | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование представлений о здоровом образе жизни у младших дошкольников.
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
В.А. Сухомлинский.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей отражена в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Решается эта проблема через создание здоровьесберегающей среды, рациональное питание и режим, развитие физических качеств, и конечно же, формирование у самих дошкольников привычки к здоровому образу жизни.
При этом у детей здоровье занимает самые последние ступеньки в ряду личностных ценностей. Ведь малышу сложно представить, что ему могут грозить какие-то заболевания, а запас здоровья, имеющийся у него, ограничен.
Именно детский сад должен быть «школой здорового образа жизни» детей, любая деятельность здесь должна носить оздоровительно-педагогическую направленность, способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Детей необходимо учить ориентироваться в правилах рационального питания, соблюдения режима дня, приучать к безопасному поведению в соответствующих ситуациях на природе и дома.
Учитывая, что здоровье на 50% зависит от самого человека, его образа жизни, надо научить детей самих заботиться о своем здоровье, вооружить их знаниями и умениями необходимыми для формирования привычки здорового образа жизни, исходя из этого, можно выделить следующие задачи:
- учить детей любить себя и окружающих, свое тело, свой организм;
- формировать представления о строении и работе человеческого организма;
- формировать у детей практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.
И чем раньше начать обучение навыкам здорового образа жизни, тем лучше.
Формирование представлений о ЗОЖ у младших дошкольников возможно во всех видах деятельности ребенка во время его пребывания в дошкольном учреждении и дома.
В процессе работы детям даются представления об индивидуальности человеческого организма, о строении некоторых частей тела и об основных органах чувств, об условиях их охраны и гигиены. Детей подводят к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.
В детском саду работа осуществляется в процессе непосредственной образовательной деятельности, на прогулках, во время режимных моментов.
В работе с детьми используют следующие группы методов:
- Наглядные методы включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видео материалов, иллюстраций, выставки работ по изобразительной деятельности, выставки плакатов.
- Словесные методы включают рассказы педагога, беседы, объяснения, методы проблемного обучения.
- Практические методы включают опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей.
Для закрепления представлений детей о здоровье и ЗОЖ используют приемы, предусматривающие постановку ребенка в позицию субъекта деятельности, например, в таких ситуациях, как «Маленький учитель» или «Совет по телефону».
Одним из важных направлений работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию представлений о здоровом образе жизни является формирование у малышей культурно-гигиенических навыков.
Приложение 1
Подборка мультфильмов на формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников
1. Об опрятности и грязнулях
Неумойка (Киевнаучфильм, 1964)
Бурёнка Даша. Хрюшки (Animator Pro)
Жила-была царевна. Замарашка (X-Media Digital)
Маша и Медведь - Песня «О чистоте» (Большая стирка) (Анимаккорд)
Мудрые сказки тетушки Совы. Грязнуля (ТО «Маски», 2008)
2. Уход за зубами
Бурёнка Даша. Чистим зубы (Animator Pro)
Аркадий Паровозов спешит на помощь. Почему надо чистить зубы (Анимационная студия «Паровоз»)
Синий трактор. Зубки
Ми-ми-мишки. Зубная фея (Анимационная студия «Паровоз»)
Птичка Тари (Киностудия «Союзмультфильм», 1976)
Фикси-советы: Как правильно чистить зубы («Аэроплан»)
3. Моем руки
Приключения Лунтика и его друзей. Невидимая грязь (Студия анимационного кино «Мельница»)
Аркадий Паровозов спешит на помощь. Почему нужно мыть руки перед едой (Анимационная студия «Паровоз»)
Смешарики. Личная гигиена (Студия компьютерной анимации «Петербург»)
Смарта и Чудо-сумка
Бурёнка Даша. Ладошки (Animator Pro)
4. Про порядок и уборку
Малышарики. Уборка игрушек (Студия компьютерной анимации «Петербург»)
Бурёнка Даша. Борька-чистюля (Animator Pro)
Жила-была царевна. Про уборку (X-Media Digital)
Тяпа-растяпа. Учимся аккуратности (Сундучок Историй: сказки на ночь)
Приложение 2
Опыты и эксперименты по гигиене для дошкольников
Как правильно чистить зубы?
https://vk.com/video-194345056_456241342
Еда и грязные руки
https://www.youtube.com/watch?v=cgOiy3HFvfQ
Для чего мыть руки с мылом?
https://www.youtube.com/watch?v=gEf_1nV6eN0
Зачем нужна зубная паста?
https://www.youtube.com/watch?v=1IuYf0VY0MY
Приложение 3
Дидактические игры
(Формирование культурно-гигиенических навыков в младшей группе)
1.Перемешанные картинки
Задачи игры.
Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.
Пособия Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие маленькие картинки. Например, к большой картине, на которой изображена растрепанная девочка, - расческа; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик, - мыло и мочалку; к картине с изображением девочки в грязных ботинках - щетку и пр.
Ход игры.
Воспитательница вешает на доску большую картину, изображающую неопрятного ребенка, а детям раздает маленькие картинки, на которых нарисованы предметы туалета. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым необходимо дополнить большую картину. Когда они отдают картинку воспитательнице, то должны объяснить его назначение, например, «Вот мыло и мочалка для умывания». Или: «Вот расческа для того, чтобы девочка причесалась».
2.Чистоплотные дети
Задачи игры.
Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Ход игры.
Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).
Затем воспитательница говорит: «Руки». Дети, которых она вызывает, отвечают: «Мыло, щетка, полотенце». Подобным же образом дети реагируют на слова «волосы» (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), «купание» (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).
Вариант. Воспитательница задает вопрос: «Что нам нужно, когда мы утром встаем?» Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок).
3.Что нужно кукле?
Задачи игры.
Упражнять культурно-гигиенические навыки.
Пособия Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).
Ход игры.
Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: «Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?»
Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например, она говорит: «Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?»
4.Что ты можешь о них сказать!
Задача игры.
Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
Пособия. Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.
Ход игры.
Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле.
Воспитательница называет по имени одного ребенка: «Миша, скажи, что ты видишь здесь?» Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.
Далее воспитательница задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: «Милана, есть у вас дома мыло?»
Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?”
Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)
Воспитательница может задать и наводящие вопросы: «Для чего мама купила мыло?» (Она хочет стирать.) «Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?» (Выстирает его.) «Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?».
В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.
5.Водичка, водичка!
Цель:
воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Оборудование: две куклы.
Ход игры:
взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: «Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!» Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку «Водичка, водичка!»
6.Вымой руки
Цель:
учить ребенка мыть руки.
Оборудование: заяц резиновый.
Ход занятия:
взрослый обращается к ребенку: «Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки». Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.
7.Сделаем лодочки
Цель:
учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Ход занятия:
взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:
засучить рукава (взрослый произносит потешку: «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!»); открыть кран; сложить ладони рук «лодочкой»; подставить руки под струю воды; закрыть кран; вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.
8.Мыльные перчатки
Цель:
учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование:
детское мыло, полотенце.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: «Вот, какие у нас перчатки - белые!» Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
Например:
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
9.Умывалочка
Цель:
учить ребенка умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход занятия:
взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!
В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: «Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!»
10.Делаем прическу
Цель:
учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры:
взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
11.Почистим зубки
Цель:
учить ребенка чистить зубы.
Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.
Ход занятия:
взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:
Ротик, ротик! Где ты ротик?
Зубки, зубки! Где вы зубки?
Щечка, щечка! Где ты щечка?
Будет чистенькая дочка!
В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
12.Фонтанчики
Цель:
учить ребенка полоскать рот.
Оборудование: стакан.
Ход занятия:
взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:
Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет!
Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот.
Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.
Кукла заболела
Цель:
учить ребенка пользоваться носовым платком.
Оборудование: кукла, носовые платки.
Ход игры:
взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: «Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!» Взрослый произнести потешку:
Маша заболела, трудно ей дышать,
Мы платочком будем носик вытирать!
Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.
13.Носики-курносики
Цель:
учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
Оборудование: индивидуальные носовые платки.
Ход занятия:
взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:
Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),
Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять (убирает платок в карман).
Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников
В дошкольном детстве, вовлекая ребёнка в образовательный процесс, следует воспитывать у него ценностные представления о здоровье, потребность в его укреплении и сохранен...
"Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников"
Самая большая ценность, которую человек получает от природы, - это здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому всё здорово». Жить долго, не болея, сохраняя интерес к жизни и полную мощь физических ...
Образовательные ситуации как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
Образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач разв...
Доклад на тему "Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников"
Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и поэтому сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и ДОО. Известно, что дошкольный возраст...
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у младших дошкольников с ОВЗ
Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании использования непосредственно образовательной деятельности в формировании основ культуры здоровья у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ...
СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
в статье раскрываются формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников...
Буклет "Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с ЗПР посредством использования интеллект-карт"
Буклет "Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с ЗПР посредством использования интеллект-карт"...