СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
занимательные факты по физкультуре (старшая группа)
в статье раскрываются формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sportivnye_meropriyatiya.odt | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ
ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: В статье раскрываются вопросы формирования
представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Рассматривается
содержательный аспект работы по формированию представлений о здоровом
образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения
спортивных праздников и развлечений.
Ключевые слова: образовательны й процесс, дошкольное образование,
представления о здоровом образе жизни, спортивные праздники и развлечения.
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей является
на современном этапе одной из важнейших черт государственной политики
Российской Федерации. Об этом свидетельствует и создание специальной
федеральной целевой программы, и внесение вопросов разработки и
использования здоровьесберегающих технологий в стратегию модернизации
дошкольного образования [3].
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна,
своевременна и достаточно сложна. Вопросу физического воспитания и
физического развития дошкольников, формирования у них основных
двигательных умений и навыков, представлений о здоровом образе жизни,
посвящены работы педагогов (Е.А. Аркина, В.В. Гориневского, Т.И. Осокиной,
А.В. Кенеман, П.Ф. Лесгафта, Н.В. Полтавцевой, Э.Я. Степаненковой и пр.),
психологов (Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, М.И. Лисиной, А.Р.
Лурии, Л. Рубинштейна, Н.Н. Поддъякова), физиологов (Н.А. Бернштейна, Ю.Ф.
Змановского, И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского) и т.д.
Ими отмечено, что дошкольный возраст является решающим в
формировании фундамента физического и психического здоровья детей, ведь
именно до семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый
на протяжении последующей жизни. В этот период идет развитие органов и
систем организма, закладываются черты личности, формируется характер,
отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей
базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную
потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Однако имеющиеся на сегодняшний момент технологии и программы
дошкольного воспитания не всегда уделяют достаточно внимания обучению
дошкольников навыкам здорового образа жизни, предлагая стандартный набор
средств физического воспитания - режим дня, закаливание, упражнения для
развития физических качеств, подвижные игры, упражнения с элементами
спортивных игр и пр. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждает
также статистика показателей здоровья:
1. За последние 5 лет резко ухудшилось состояние здоровья детей. По
данным Научного центра здоровья детей в Российской академии Медицинских
наук физиологически зрелыми рождаются не более 14 %.
2. Количество здоровых дошкольников на сегодняшний день составляет
всего лишь 10 %.
3. 50 % детей имеют хронические заболевания.
Поэтому в настоящее время ведется активный поиск педагогических
технологий, способствующих формированию представлений о здоровом образе
жизни у дошкольников.
Дошкольник должен получить знания о здоровье и его значении в жизни
человека, узнать свои физические возможности, индивидуальные особенности
своего физического развития, элементарные способы управления своим
эмоциональным и физическим состоянием. Дети могут познакомиться с
физической культурой и спортом, что расширит их кругозор и положительно
повлияет на развитие интереса к занятиям физической деятельностью [5].
При этом важно использовать все формы работы дошкольного учреждения -
занятия, игровую и трудовую деятельность, среди которых особое место
занимают праздники и развлечения. Досуговая деятельность позволяет создать
особую атмосферу, которая способствует развитию эмоциональной
восприимчивости и отзывчивости детей, способствует развитию
познавательного интереса и познавательной активности. Положительные
эмоции, по мнению психологов, являются могучим побудителем человеческой
деятельности, а, следовательно, влияют на сознание, чувства и поведение, в том
числе на формирование представлений о здоровом образе жизни. Спортивные
праздники и развлечения, методика их проведения рассмотрена в работах Л.П.
Глазыриной, Н.Н. Кожуховой, Т.Н. Захаровой [1;4;6]. Однако в педагогическом
процессе дошкольного учреждения познавательный компонент часто
превалирует над эмоциональным, умственное развитие осуществляется на
занятиях и в свободной деятельности, а праздники и досуги используются лишь
с целью развлечения. Между тем, положительные эмоции, испытываемые
ребенком в досуговой деятельности, влияют и на развитие его познавательного
интереса, в том числе, интереса к своему здоровью.
Существующие программы дошкольного образования рекомендуют в
каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, устраивать развлечения,
во время которых дети в интересной, увлекательной форме получают сведения оздоровом образе жизни.
Досуги в то же время развивают речь детей, эстетический вкус,
способствуют проявлению творческой инициативы, становлению личности
ребенка, формированию у него нравственных представлений (положительное
отношений к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия,
сопереживание, заботливое отношения друг к другу). Дети с удовольствием
занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью,
которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг
общения с взрослыми и сверстниками, на-полняет его значимым содержанием, а в итоге формирует основы общей культуры.
В процессе развлечений у детей, с одной стороны, закрепляются навыки и
умения, полученные па занятиях, а с другой - углубляется потребность в
познании нового, расширении кругозора, совместных действиях и
переживаниях. Чтобы развлечения действительно способствовали развитию и
воспитанию детей, необходимо тщательно планировать их, заранее продумывать подготовку, определять степень участия детей, проявления их индивидуальных
особенностей и интересов (кто будет рисовать, а кто играть в спектакле и т.п.). В подготовке развлечения может принимать участие вся группа. Иногда детей
целесообразно объединять в подгруппы или использовать индивидуальную
форму работы.
Литература:
1. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного
возраста / Л.Д. Глазырина. – М. ВЛАДОС, 2000. – 176с.
2.Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных
учреждениях / Н.Н. Кожухова, Н.А. Рыжова, М.М. Самодурова. - М. : Академия,
2002. - 320 с.
3. Калина, И. О создании и основных направлениях деятельности Департамента
развития системы физкультурно-спортивного воспитания Минобрнауки России /
И. Калина // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 4.– С. 31–32.
4. Кожухова, Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка : учеб.
пособие / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова ; под ред. С.А.
Козловой. – М. : Академия, 2008. – 352 с.
5. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у
дошкольников. Для работы с детьми 5–7 лет / И.М. Новикова. – М. : Мозаика-
Синтез, 2010. – 96 с.
6. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития
детей раннего и дошкольного возраста / под ред. С.О. Филипповой. – 3-е изд.,
испр. и доп. – М. : Академия, 2011. – 220 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников
В дошкольном детстве, вовлекая ребёнка в образовательный процесс, следует воспитывать у него ценностные представления о здоровье, потребность в его укреплении и сохранен...
Дидактическая игра, как эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
Дидактическая игра — эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников....
"Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников"
Самая большая ценность, которую человек получает от природы, - это здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому всё здорово». Жить долго, не болея, сохраняя интерес к жизни и полную мощь физических ...
Образовательные ситуации как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
Образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач разв...
Доклад на тему "Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников"
Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и поэтому сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и ДОО. Известно, что дошкольный возраст...
Буклет "Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с ЗПР посредством использования интеллект-карт"
Буклет "Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с ЗПР посредством использования интеллект-карт"...