СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
занимательные факты по физкультуре (старшая группа)

Валеева Альфия Каюмовна

в статье раскрываются формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sportivnye_meropriyatiya.odt28.88 КБ

Предварительный просмотр:

СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ

ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: В статье раскрываются вопросы формирования

представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Рассматривается

содержательный аспект работы по формированию представлений о здоровом

образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения

спортивных праздников и развлечений.

Ключевые слова: образовательны й процесс, дошкольное образование,

представления о здоровом образе жизни, спортивные праздники и развлечения.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей является

на современном этапе одной из важнейших черт государственной политики

Российской Федерации. Об этом свидетельствует и создание специальной

федеральной целевой программы, и внесение вопросов разработки и

использования здоровьесберегающих технологий в стратегию модернизации

дошкольного образования [3].

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна,

своевременна и достаточно сложна. Вопросу физического воспитания и

физического развития дошкольников, формирования у них основных

двигательных умений и навыков, представлений о здоровом образе жизни,

посвящены работы педагогов (Е.А. Аркина, В.В. Гориневского, Т.И. Осокиной,

А.В. Кенеман, П.Ф. Лесгафта, Н.В. Полтавцевой, Э.Я. Степаненковой и пр.),

психологов (Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, М.И. Лисиной, А.Р.

Лурии, Л. Рубинштейна, Н.Н. Поддъякова), физиологов (Н.А. Бернштейна, Ю.Ф.

Змановского, И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского) и т.д.

Ими отмечено, что дошкольный возраст является решающим в

формировании фундамента физического и психического здоровья детей, ведь

именно до семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый

на протяжении последующей жизни. В этот период идет развитие органов и

систем организма, закладываются черты личности, формируется характер,

отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей

базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную

потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Однако имеющиеся на сегодняшний момент технологии и программы

дошкольного воспитания не всегда уделяют достаточно внимания обучению

дошкольников навыкам здорового образа жизни, предлагая стандартный набор

средств физического воспитания - режим дня, закаливание, упражнения для

развития физических качеств, подвижные игры, упражнения с элементами

спортивных игр и пр. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждает

также статистика показателей здоровья:

1. За последние 5 лет резко ухудшилось состояние здоровья детей. По

данным Научного центра здоровья детей в Российской академии Медицинских

наук физиологически зрелыми рождаются не более 14 %.

2. Количество здоровых дошкольников на сегодняшний день составляет

всего лишь 10 %.

3. 50 % детей имеют хронические заболевания.

Поэтому в настоящее время ведется активный поиск педагогических

технологий, способствующих формированию представлений о здоровом образе

жизни у дошкольников.

Дошкольник должен получить знания о здоровье и его значении в жизни

человека, узнать свои физические возможности, индивидуальные особенности

своего физического развития, элементарные способы управления своим

эмоциональным и физическим состоянием. Дети могут познакомиться с

физической культурой и спортом, что расширит их кругозор и положительно

повлияет на развитие интереса к занятиям физической деятельностью [5].

При этом важно использовать все формы работы дошкольного учреждения -

занятия, игровую и трудовую деятельность, среди которых особое место

занимают праздники и развлечения. Досуговая деятельность позволяет создать

особую атмосферу, которая способствует развитию эмоциональной

восприимчивости и отзывчивости детей, способствует развитию

познавательного интереса и познавательной активности. Положительные

эмоции, по мнению психологов, являются могучим побудителем человеческой

деятельности, а, следовательно, влияют на сознание, чувства и поведение, в том

числе на формирование представлений о здоровом образе жизни. Спортивные

праздники и развлечения, методика их проведения рассмотрена в работах Л.П.

Глазыриной, Н.Н. Кожуховой, Т.Н. Захаровой [1;4;6]. Однако в педагогическом

процессе дошкольного учреждения познавательный компонент часто

превалирует над эмоциональным, умственное развитие осуществляется на

занятиях и в свободной деятельности, а праздники и досуги используются лишь

с целью развлечения. Между тем, положительные эмоции, испытываемые

ребенком в досуговой деятельности, влияют и на развитие его познавательного

интереса, в том числе, интереса к своему здоровью.

Существующие программы дошкольного образования рекомендуют в

каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, устраивать развлечения,

во время которых дети в интересной, увлекательной форме получают сведения оздоровом образе жизни.

Досуги в то же время развивают речь детей, эстетический вкус,

способствуют проявлению творческой инициативы, становлению личности

ребенка, формированию у него нравственных представлений (положительное

отношений к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия,

сопереживание, заботливое отношения друг к другу). Дети с удовольствием

занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью,

которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг

общения с взрослыми и сверстниками, на-полняет его значимым содержанием, а в итоге формирует основы общей культуры.

В процессе развлечений у детей, с одной стороны, закрепляются навыки и

умения, полученные па занятиях, а с другой - углубляется потребность в

познании нового, расширении кругозора, совместных действиях и

переживаниях. Чтобы развлечения действительно способствовали развитию и

воспитанию детей, необходимо тщательно планировать их, заранее продумывать подготовку, определять степень участия детей, проявления их индивидуальных

особенностей и интересов (кто будет рисовать, а кто играть в спектакле и т.п.). В подготовке развлечения может принимать участие вся группа. Иногда детей

целесообразно объединять в подгруппы или использовать индивидуальную

форму работы.

Литература:

1. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного

возраста / Л.Д. Глазырина. – М. ВЛАДОС, 2000. – 176с.

2.Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных

учреждениях / Н.Н. Кожухова, Н.А. Рыжова, М.М. Самодурова. - М. : Академия,

2002. - 320 с.

3. Калина, И. О создании и основных направлениях деятельности Департамента

развития системы физкультурно-спортивного воспитания Минобрнауки России /

И. Калина // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 4.– С. 31–32.

4. Кожухова, Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка : учеб.

пособие / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова ; под ред. С.А.

Козловой. – М. : Академия, 2008. – 352 с.

5. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у

дошкольников. Для работы с детьми 5–7 лет / И.М. Новикова. – М. : Мозаика-

Синтез, 2010. – 96 с.

6. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития

детей раннего и дошкольного возраста / под ред. С.О. Филипповой. – 3-е изд.,

испр. и доп. – М. : Академия, 2011. – 220 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников

В дошкольном детстве, вовлекая ребёнка в образовательный процесс, следует воспитывать у него ценностные представления о здоровье, потребность в его укреплении и сохранен...

Дидактическая игра, как эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

Дидактическая игра — эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников....

"Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников"

Самая большая ценность, которую человек получает от природы, - это здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому всё здорово». Жить долго, не болея, сохраняя интерес к жизни и полную мощь физических ...

Образовательные ситуации как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.

Образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач разв...

Доклад на тему "Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников"

Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и поэтому сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и ДОО. Известно, что дошкольный возраст...

Буклет "Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с ЗПР посредством использования интеллект-карт"

Буклет "Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с ЗПР посредством использования интеллект-карт"...