Доклад на тему "Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников"
материал
Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и поэтому сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и ДОО. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Поэтому, важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность систематических занятий физической культурой и спортом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 28.07 КБ |
prezentatsiya_k_dokladu.pptx | 2.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8»
Доклад
«Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников»
Подготовила: инструктор по
физической культуре
Должикова Е.С.
г. Балахна
2019 год
Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и поэтому сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и ДОО. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Поэтому, важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность систематических занятий физической культурой и спортом.
2 сл. Одна из основных и самых первых задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлена на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Физическое развитие является одним из основных направлений развития и образования детей и включает в себя приобретение опыта в двигательной деятельности детей.
3 cл. ЗОЖ – здоровый образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.
Цель здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовании:
-это обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
4 сл. В нашем детском саду созданы условия для физического развития детей: просторный, хорошо оборудованный музыкально- физкультурный зал; на территории детского сада имеется большая спортивная площадка, оснащенная спортивным оборудованием.
5 сл. Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика, относящаяся к технологии обучения детей здоровому образу жизни.
Варианты проведения утренней гимнастики могут быть разнообразные, например:
- Традиционная гимнастика с ОРУ.
- Гимнастика игрового характера.
- С использованием полосы препятствий.
- С включением оздоровительных пробежек.
- Ритмическая гимнастика.
6 сл. Формы проведения зарядки могут быть разнообразны. Дети с удовольствием выполняют упражнения под музыкальное сопровождение, в игровой форме, что способствует бодрому началу дня. Профессионально подобранные физические упражнения для определенного возраста, способствуют физическому совершенствованию дошкольников. Помимо оздоровительных задач во время утренней гимнастики решаются задачи нравственного воспитания, а именно формирование навыков сотрудничества и дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
7 сл. В ДОУ так же разработан комплекс утренних гимнастик с использованием ИКТ, которые сочетают в себе учет сезонности, возрастные особенности детей и тематики. Таким образом, в ходе организации работы по проведении утренней гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста можно сделать вывод, что мультимедийный показ является развивающим и демонстрационным материалом. Такой подход обеспечивает позитивные основы для развития представлений у детей о здоровом образе жизни, формирует потребность и желание к занятиям, способствует улучшению уровня физического развития ребенка.
8 сл. Важное место в валеологическом воспитании занимает занятие по физической культуре, целью которого является сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание выразительности движений, формирование правильной осанки. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
Во время проведения мероприятий, направленных на физическое развитие мы используем информационно-коммуникационные технологии, а именно видео- зарядка с участием сказочных героев и животных. Необычные, яркие, движущиеся изображения помогают детям лучше выполнять упражнения и повышают активность и интерес детей, так как сочетают в себе динамику, звук и изображение, которое наиболее долго удерживает внимание детей.
9 сл. В работе с воспитанниками старшего возраста так же используется здоровьесберегающая технология, как музыкотерапия.
Она позволяет снять стресс и усталость. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения после занятий физической культурой можно воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненный звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются и расслабляются.
10 сл. И еще одна здоровьесберегающая технология, это сочетание ритмики с музыкотерапией. Целью ее является психофизическое развитие ребенка, формирование средствами музыки ритмичных движений, разнообразных умений, способностей, коммуникативных качеств.
Занимаясь ритмикой, дети учатся выражать различные музыкальные образы через пластику своего тела. Ритмика способствует формированию и развитию природных физических данных, таких как правильная осанка, подъём, гибкость, прыжок и даже артистичность, более того, занятия способствуют раскрепощению детей и раскрытию индивидуальности.
11 сл. Неотъемлемой частью по здоровьесбережениию является взаимодействие специалистов в ДОУ, направленное на достижение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
12 сл. Взаимодействие инструктора и воспитателя.
Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ развивающую двигательную среду, при этом учитываются возрастные особенности детей и их интересы.
В свою очередь, инструктор по физической культуре оказывает помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников: подбирает упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики, организовывать игры на прогулке, а также самостоятельную двигательную деятельность воспитанников.
13 сл. Взаимодействие с педагогом-психологом
Воспитанники дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели: педагог- психолог, инструктор по физической культуре. Данные знания необходимо использовать в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные психологические особенности и проблемы. Поэтому здесь очень необходимо сотрудничество с педагогом-психологом, который подскажет, какие игры и упражнения предложить детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, с неврозами и другими нервно-психическими расстройствами.
14 сл. Взаимодействие с музыкальным руководителем
Кроме того, что музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, помогает активировать умственную деятельность, музыкальное сопровождение способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации, освобождает инструктора или воспитателя от подсчета, привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике. Именно поэтому необходима помощь музыкального руководителя.
Очень важно, чтобы музыка на занятии звучала в соответствии движениям, тематики. Поэтому если на утренней гимнастике, занятии или развлечении необходимо музыкальное сопровождение, музыкальный руководитель подбирает музыкальные произведения к различным упражнениям и играм. Энергичный бодрый марш для ходьбы, легкая танцевальная музыка для прыжков – полька, галоп.
Чаще всего используется музыка и звукозаписи в подвижных и хороводных играх, во время проведения эстафет и соревнований, а так же в заключительной части занятия, когда музыка выступает как успокаивающее, обеспечивающее постепенное снижение физической нагрузки, средство. В этой части использую звуки природы и звучание лирических произведений, релакс.
15 сл. Взаимодействие инструктора и учителя-логопеда
Учитель – логопед работает над коррекцией звукопроизношения у детей, инструктор по физвоспитанию обучает детей основным видам движений, поэтому взаимосвязь инструктора и логопеда можно проследить в двигательно-речевой деятельности.
Речевые игры, потешки, скороговорки, считалки и т.д. помогают развивать мышление и речь ребёнка, преодолевать логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь богатой и выразительной, поддерживают интерес детей к занятию, и физиологическую потребность в движениях. Кроме того, в речевых играх есть возможность совершенствовать те основные виды движений, которые должны быть развиты у детей дошкольного возраста.
16 сл. Деятельность педагога, направленная на укрепление здоровья детей, будет иметь малый успех, если она ведется в аспекте воспитатель — дети. Активное взаимодействие в системе «ребенок - родитель - педагог» будет иметь эффективное развитие на ребенка. Поэтому работу по формированию ЗОЖ в ДОУ необходимо планировать совместно с семьями.
17 сл. Педагоги ДОУ и инструктор по физ.культуре используют в работе с родителями следующие формы и методы:
- Традиционная: участие в родительских собраниях, семейные спортивные соревнования; вечера развлечений на определенные тематики.
- Просветительская: выпуск информационных листков; оформление стенда ; уголки здоровья в группах, буклеты, папки передвижки, консультации.
- Интерактивная форма: анкетирование; дискуссия; круглые столы; консультации специалистов.
18 сл. В ДОУ было проведено анкетирование с родителями о педагогической компетентности в физическом развитии детей, обработка данных показала следующие результаты: 1. Дети в старшей группе часто болеют, основные причины болезни- простуда и вирусные заболевания; большинство родителей знают физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием ребенка, меньше родителей ознакомлены частично; в основном родители обращают внимание, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка на: соблюдение режима, закаливающие мероприятия, достаточное пребывание на свежем воздухе, физкультурные занятия, меньше на благоприятную психологическую атмосферу, питание, полноценный сон, наличие спортивных площадок. Наиболее приемлемые для родителей закаливающие процедуры: ежедневные прогулки, меньше хождение босиком. Большинство родителей знают, как укреплять здоровье своих детей, и все- таки они нуждаются в консультации детского сада.
19- 21 сл.Были разработаны буклеты на темы, «Красивая осанка залог здоровья», «Пусть детство будет здоровое». Так же я сделала консультации в родительский уголок на темы «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста», «Профилактика сколиоза у детей дошкольного возраста», «Упражнения для профилактики плоскостопия», «Здоровое питание».
22 сл. Витаминизация в детском саду необходима для роста здорового организма ребенка. В меню ДОУ заложена витаминизация третьего блюда: фруктовые соки, свежие фрукты, такие как яблоки и апельсины. Меню в саду разнообразное, соблюдается оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов.
23 сл. Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков. Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях - физкультурные досуги и праздники, экскурсии.
24 сл. Таким образом, очень важно, что бы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирует положительные мотивации у педагогов ДОУ, родителей и детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задача федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлена на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Физическое развитие является одним из основных направлений развития и образования детей и включает в себя приобретение опыта в двигательной деятельности детей.
ЗОЖ – здоровый образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.
Во время утренней гимнастики решаются задачи нравственного воспитания, а именно формирование навыков сотрудничества и дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
ЦЕЛЬ МУЗЫКОТЕРАПИИ С РИТМИКОЙ Психофизическое развитие ребенка Формирование ритмичных движений Формирование разнообразных умений Формирование коммуникативных качеств Формирование разнообразных способностей
Неотъемлемой частью по здоровьесбережениию является взаимодействие специалистов в ДОУ, направленное на достижение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
Взаимодействие инструктора и воспитателя
Взаимодействие с педагогом- психологом
Взаимодействие с музыкальным руководителем
Взаимодействие с учителем- логопедом
РЕБЕНОК РОДИТЕЛЬ ПЕДАГОГ
Формы и методы в работе с родителями Традиционная : Участие в родительских собраниях; Семейные спортивные соревнования; - Вечера развлечений на определенные тематики. Просветительская: Выпуск информационных листовок; Оформление стенда; Уголки здоровья в группах; Буклеты; Папки передвижки; - Консультации. Интерактивная: Анкетирование; Дискуссия; Круглые столы; - Консультации специалистов.
ЕДИНСТВО СЕМЬИ И ДОУ
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирует положительные мотивации у педагогов ДОУ, родителей и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников
В дошкольном детстве, вовлекая ребёнка в образовательный процесс, следует воспитывать у него ценностные представления о здоровье, потребность в его укреплении и сохранен...
"Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников"
Самая большая ценность, которую человек получает от природы, - это здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому всё здорово». Жить долго, не болея, сохраняя интерес к жизни и полную мощь физических ...
Образовательные ситуации как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
Образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач разв...
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у младших дошкольников с ОВЗ
Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании использования непосредственно образовательной деятельности в формировании основ культуры здоровья у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ...
СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
в статье раскрываются формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников...
Буклет "Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с ЗПР посредством использования интеллект-карт"
Буклет "Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с ЗПР посредством использования интеллект-карт"...