Образовательные ситуации как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
статья на тему

Катрань Анастасия Петровна

Образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные ситуации как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.

Автор статьи:  воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад №151 Катрань А.П.

Образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности. [6. с178-180]

Образовательная ситуация протекает в конкретной временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть материальными ( рассказ, рисунок, поделка, коллаж), так и нематериальными ( новое знание, образ, идея, отношение, переживание). В образовательной ситуации происходит освоение содержания обучения и способов учебной деятельности  ( Таблица 1.2.) [6.с179-190]

Таблица 1.2.

 Способы учебной деятельности

Параметры для характеристики

Образовательные ситуации в организованной образовательной деятельности

Направленность на решение образовательных задач

Освоение новых способов деятельности, умений, обогащение представлений детей, их систематизации и обобщения.

Продолжительность в течении дня и количества в неделю

Старшая группа - 25 мин.,13 образовательных ситуаций в неделю

Образовательные ситуации в организованной образовательной деятельности подразделяются на такие как: фронтальная и подгрупповая - форма образовательной ситуации;  позиция передачи социального опыта - позиция педагога в процессе взаимодействия с детьми; активность направленная на освоение социального опыта- позиция ребенка в образовательной деятельности.  [6. c 179-180]

Образовательные ситуации могут быть направлены на решение задач одного из видов деятельности  ( например, физической). В этом случае происходит развитие умений, необходимых для успешного осуществления конкретного вида деятельности.

 Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Комплексный подход к построению образовательных ситуаций способствует реализации принципа интеграции образовательного процесса детского сада. Обучение в современном дошкольном образовательном учреждении - составная часть педагогического процесса, которое может занимать разное место в режиме дня (Таблица 1.3.) [6. c180-182]

Таблица 1.3.

 Обучение в образовательной деятельности в режимных моментах

Стихийное обучение

Целенаправленное обучение

Обучение в организованной образовательной деятельности

Ребенок осваивает массу информации, разнообразные представления об окружающем. (житейские), овладение речью в процессе общения и деятельности.

Задачи обучения не проектируются заранее, возникают по ходу деятельности

1. Обучение в процессе детской деятельности, проектируемое заранее. Ребенок овладевает способами деятельности, с помощью взрослого добывает знания (опыты, эксперименты, наблюдения и пр.)

2. Самообучение ребенка в подготовленной среде ( например, в дидактических играх и упражнениях)

Ребенок осваивает новые способы деятельности, умения, происходит обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение

У детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:

- активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;

- «заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку;

- дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности» [9.c14-17].

Таким образом для использования образовательных ситуаций на практике нужно рассмотреть педагогические условия.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.  Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:

- Рациональный режим.

- Правильное питание.

- Рациональная двигательная активность.

- Закаливание организма.

- Сохранение стабильного психоэмоционального состояния [7, с. 56].

Таким образом, педагогические условия помогут детям, педагогам и родителям увидеть правильную структуру работы с детьми по формированию у них питания, рационального режима дня, закаливающих мероприятий и многое другое.

Список литературы:

1. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] / : учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под. ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой;  - СПб. : Питер, 2014. – 464.

2. Баль, Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни детей [Текст]: книга дня учителя / под ред. Л.В. Баль. - М.: Просвещение, 2005. -192 с.

3. Здоровый малыш [Текст] : программа оздоровления детей в ДОУ / под ред. З.И. Бересневой.  - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 32 с.

4. Дергунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников  [Текст]  / В.А. Дергунская. -М.: Педагогическое общество России, 2006. -96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников

В дошкольном детстве, вовлекая ребёнка в образовательный процесс, следует воспитывать у него ценностные представления о здоровье, потребность в его укреплении и сохранен...

Дидактическая игра, как эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

Дидактическая игра — эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников....

"Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников"

Самая большая ценность, которую человек получает от природы, - это здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому всё здорово». Жить долго, не болея, сохраняя интерес к жизни и полную мощь физических ...

Доклад на тему "Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников"

Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и поэтому сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и ДОО. Известно, что дошкольный возраст...

СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

в статье раскрываются формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников...

Буклет "Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с ЗПР посредством использования интеллект-карт"

Буклет "Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с ЗПР посредством использования интеллект-карт"...