Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников
статья по теме
В дошкольном детстве, вовлекая ребёнка в образовательный процесс, следует воспитывать у него ценностные представления о здоровье, потребность в его укреплении и сохранении.
Очень важно, чтобы с малых лет у ребёнка формировалось саногенное мышление, т.е. способность управлять своим умственным миром, совершенствовать нравственное сознание, выстраивать поведение так, чтобы не быть предрасположенными к нездоровому образу жизни, а получать удовлетворение от своей умелости, ловкости, всегда стремиться укреплять своё здоровье и относиться к этому осознанно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predstavleniy_o_zdorovom_obraze_zhizni_u_starshih_doshkolnikov.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников
Самая большая ценность, которую человек получает от природы, - это здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому всё здорово». Жить долго, не болея, сохраняя интерес к жизни и полную мощь физических и духовных сил, – заветное желание каждого человека. Здоровье отдельного человека и нации в целом является одним из показателей культуры общества. В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, ‒ лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
В связи с этим особенно актуальной становится проблема воспитания заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
В дошкольном детстве, вовлекая ребёнка в образовательный процесс, следует воспитывать у него ценностные представления о здоровье, потребность в его укреплении и сохранении.
Очень важно, чтобы с малых лет у ребёнка формировалось саногенное мышление, т.е. способность управлять своим умственным миром, совершенствовать нравственное сознание, выстраивать поведение так, чтобы не быть предрасположенными к нездоровому образу жизни, а получать удовлетворение от своей умелости, ловкости, всегда стремиться укреплять своё здоровье и относиться к этому осознанно.
Наш детский сад работает по программе «Детство». Одной из основных задач программы является сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование у них привычки к здоровому образу жизни.
Начиная работу по данной теме, я изучила литературу, посвящённую этой проблеме. Исследования таких авторов, как Андреева Н.А., Касьянова Л.Г., Новикова И.М. и других, позволили выявить общие для детей особенности представлений о здоровом образе жизни:
– большинство детей имеет представление о здоровье как о физическом состоянии человека, противоположном болезненному, но назвать качества, присущие здоровому человеку, затрудняются;
– только небольшое число детей связало здоровье с состоянием психологического комфорта;
– у детей нет необходимого запаса представлений о факторах вреда и пользы для здоровья в условиях города;
– недостаточно сформированы представления детей о значении для здоровья двигательной деятельности, полноценного отдыха, сбалансированного питания, принятых санитарно гигиенических норм, состояния окружающей среды;
– недостаточно сформированы представления детей о поддержании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий, использования полезных для здоровья предметов, продуктов.
Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду способствует решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
1. Привитие стойких культурно-гигиенических навыков.
2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
3. Формирование элементарных представлений об окружающей среде.
4. Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
5. Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.
6. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма
7. Выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.
8. Обучение детей правилам дорожного движения, безопасному поведению на улицах и дорогах.
9. Систематическая работа по основам безопасности жизнедеятельности, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
Для решения этих задач в детском саду созданы все условия. Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни, в увлекательной наглядно-практической форме обогащаются представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, способах закаливания, о предупреждении травматизма.
Воспитание и обучение проводятся преимущественно в игре. В свободной игровой деятельности, главным образом через подражание, и должны осуществляться воспитание здорового образа жизни и формирование здоровья.
Чтобы сформировать у ребят чувство ответственности за своё здоровье, научить их самих заботится о нём, изменять своё поведение, я стараюсь подбирать эффективные формы и методы обучения.
Работа с детьми строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.
В старшей группе дети познакомились с тем, что такое здоровье, как устроено тело человека. В игровой форме они узнали, чем отличаются люди друг от друга и что общего у разных на вид людей.
С учётом возрастных особенностей дошкольников в подготовительной к школе группе задания усложняются, расширяется объём знаний.
Детям очень нравятся уроки Мойдодыра и Айболита, которые помогают им расти здоровыми. С удовольствием ждут они прихода Вани Заболейкина, которого они сами могут многому научить. Ребята любят, когда у нас проводится День здоровья, День улыбки.
Режимные моменты используются для формирования и закрепления у детей санитарно-гигиенических навыков по уходу за своим телом, зубами, носом в виде игровых ситуаций, например «Белые перчатки», «Кран откройся – нос умойся», «Чистые ладошки скрипят – спасибо говорят» и др. При этом обращаю внимание на качество выполнения мероприятий и поощряю потребность в них.
На прогулках с детьми организуются игры с водой, световоздушные и солнечные ванны в тёплое время года. Я предлагаю детям шутливые игры: попрыгай, побегай, не сгибая колен; стань маленьким, низкого роста; стань большим; достань веточку на дереве. Выполняя эти упражнения, ребёнок понимает, зачем нужны руки, ноги, колени, локти, пальцы на руках и ногах.
Нашу группу посещают дети с речевыми нарушениями, а нарушения речи не возникают на фоне полного здоровья. Большинство детей с нарушениями речи имели различные отклонения во время внутриутробного развития, катальные патологии или серьёзные заболевания в первые годы жизни. Кроме того, нарушения речи отражаются на психическом развитии ребёнка, формировании личности и поведения, поэтому я стараюсь как можно больше внимания уделять проведению оздоровительных минуток. Оздоровительные минутки включают не только упражнения для осанки, для глаз, рук или стоп, дыхательные упражнения, но и упражнения на формирование эмоциональной сферы ребёнка, релаксацию. Задача оздоровительных минуток – дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.
Когда дети осваиваются, я даю им возможность самим проводить эти минутки. Каждому желающему даётся возможность испытать силы и дети с удовольствием выступают в роли воспитателя.
Детская художественная литература способствует развитию познавательного интереса детей к человеку, его здоровью. Дети с большим интересом рассматривают энциклопедии, слушают рассказы и сказки, отгадывают загадки. Они с удовольствием разучивают пословицы и поговорки о здоровье: «Чистота – залог здоровья», «Здоровье дороже денег», «Чем больше пожуёшь, тем дольше поживёшь», «Курить – здоровью вредить», «Лучше поберечься, чем обжечься», «Чистая вода – для хвори беда». В группе имеется пальчиковый и перчаточный театр, с помощью которого дети обыгрывают небольшие произведения и сценки, отражающие здоровый образ жизни.
Беседуя с детьми, я обращаю их внимание на то, что следует заботиться не только собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Рассказывая о болезнях, учу детей считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью. Такие беседы помогают воспитанию гуманного отношения к людям, сочувствия, сопереживания, желания помочь. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Беседы часто сопровождаются опытами и наблюдениями детей. Например, опыты с водой способствуют формированию представлений о свойствах воды растворять различные вещества и поэтому не всегда быть чистой и пригодной для питья. Наблюдение за состоянием снега около автомобильных дорог и стоянок автомашин способствует формированию представлений о загрязнении окружающей среды в городе автотранспортом и позволяет детям сделать вывод о том, что не стоит гулять и играть в местах скопления автомобилей.
В свободное время рассматриваем с детьми различные проблемные ситуации, решаем логические задачи, что способствует самостоятельному выбору дошкольниками альтернативных решений, например:
– если ты один дома;
– если ты не хочешь болеть;
– если взрослые предлагают тебе сигарету;
– если незнакомый взрослый зовёт тебя с собой и др.
Состояние здоровья ребёнка во многом зависит от типа его поведения, который в основном складывается в семье, поэтому роль семьи при формировании здорового образа жизни очень велика. Ни один навык безопасного для жизни и здоровья поведения детей невозможно полностью сформировать без активного участия и поддержки семьи. Невозможно воспитать ребёнка словами, без личного примера; нельзя говорить о добре, добрых поступках и в тоже время быть раздражённым; нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов, а самому употреблять их в пищу.
Для этого с родителями проводятся консультации, беседы, родительские собрания. Родителям предлагаются следующие темы для обсуждения: «Режим дня», «Как воспитать ребёнка здоровым», «Предупреждение вредных привычек», «Профилактика простудных заболеваний», «Основные виды детского травматизма» и др. На собрания приглашаются медсестра, врач, психолог. Выставляются папки-передвижки. С родителями проводится анкетирование, результаты которого я использую в своей работе.
В дошкольном возрасте дети восприимчивы и послушны, поэтому у нас есть уникальная возможность для выработки у них установки на здоровый образ жизни, умения жить в гармонии с собой и окружающим миром. Если педагоги и родители будут взаимодействовать, то мы сохраним молодое поколение здоровыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников"
Самая большая ценность, которую человек получает от природы, - это здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому всё здорово». Жить долго, не болея, сохраняя интерес к жизни и полную мощь физических ...
Образовательные ситуации как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
Образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач разв...
Доклад на тему "Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников"
Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и поэтому сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и ДОО. Известно, что дошкольный возраст...
Формирование представлений о здоровом образе жизни у младших дошкольников
Проблема сохранения и укрепления здоровья детейФормирование ЗОЖ у дошкольников. ЗадачиМетоды работы с детьмиПриложение 1. Мультфильмы на формирование КГНПриложение 2. Опыты и эксперименты по гигиенеПр...
СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
в статье раскрываются формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников...
Буклет "Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с ЗПР посредством использования интеллект-карт"
Буклет "Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с ЗПР посредством использования интеллект-карт"...
Комментарии
СПАСИБО
СПАСИБО