Дополнительная рабочая программа «Юный эколог»
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка - детский сад № 31
Принято утверждаю
на педагогическом совете заведующий МБДОУ ЦРР
МБДОУ ЦРР - д/с № 31 __________КулишенкоН.М
Протокол №
от
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Юный эколог»
(Формирование основ экологической культуры
через ознакомление с природой Алтайского края)
Солоид Алёна Николаевна
воспитатель
Г. Яровое
2020 год
Содержание программы
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Актуальность
Цель
Задачи
1.2 Принципы и подходы
1.3 Психолого-педагогические особенности детей
1.4 Планируемые результаты
2. Содержательный раздел
2.1 Описание образовательной деятельности
(Календарно-тематический план на 1 год)
2.2 Способы, формы и методы реализации программы
2.3 Способы и направления детской инициативы
2.4 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
3. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение программы
3.2 Методическое обеспечение программы
3.3 Место рабочей программы в режиме дня
3.4 Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Мир, окружающий ребёнка ,-это прежде всего
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь в природе, вечный источник детского разума.
В.Сухомлинский
Воспитание и обучение детей является одной из многочисленных проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом мы замечаем, на сколько черствеют наши сердца по отношению к природе, которая нас окружает. К сожалению, происходящие в стране катаклизмы ослабили воспитательную функцию большинства семей. Все усилия семьи направлены на выживание, на поиски заработка. Порой эти усилия губительны для природы. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше … Дальше эта дорога обрывается пропастью. Без целенаправленного педагогического воздействия результат стихийного формирования личности непредсказуем.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека. Недостаточная разработанность этой проблемы указывает на необходимость специального изучения и поиска наиболее эффективных путей экологического воспитания детей дошкольного возраста. В работе рассматриваются пути обучения и коррекции поведения детей в природе.
Анализ проведенных результатов показал, что недостаточность экологического воспитания подрастающего поколения может пагубно отразится на развитии всего общества. Исходя из этого, можно сказать, что пути коррекции поведения детей в природе нужно осуществлять в ходе педагогического процесса в рамках воспитательно-образовательных планов дошкольного учреждения.
Необходимость данной программы связана с тем, что приобщение детей к природе родного края, формирование нравственно-эстетического отношения к людям края, традициям, обычаям, культуре родной страны являются стратегическими направлениями в инновационной деятельности детского сада. В программе реализуется принцип регионализма, учитывающий географические, исторические, культурно-социальные сведения, раскрывающие особенности Алтайского края.
Цель программы: создать условия для формирования у ребенка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Формирование начал экологической культуры.
Задачи:
- Формировать представление об особенностях живой и неживой природы Алтайского края.
- Способствовать овладению детьми практических навыков выращивания растений в условиях Кулундинских степей.
- Способствовать использованию полученных навыков в семье, на опытно-экспериментальных участках детского сада.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению в процессе интеграции различных видов детской деятельности.
1.2 Принципы программы:
Программа предусматривает реализацию принципов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому; исключение принуждения и насилия; - открытость человека изменяющемуся миру;
- самоценность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития - неоправданность как инфантилизации в образовании, так и "забегания вперед";
- индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка; создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности.
Принципы организации образовательного процесса:
-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
-предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
-ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
-создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
- доверительное отношение к ребенку, уважение к его личности, доброжелательное внимание к нему;
- поощрение, поддержка инициативы и самостоятельных действий детей;
- учет возможностей ребенка, его интересов, не допуская ощущения его несостоятельности;
-формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
-опора на игру при формировании учебной деятельности;
-сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
- намеренное создание ситуаций, в которых ребенок достигает успеха.
1.3 Психолого- педагогические особенности
детей средней группы
Средний возраст - важнейший период в развитии дошкольника.
Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.
Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий.
Основным видом деятельности детей среднего возраста является игра, а также появляются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование.
В сюжетных играх дети легко используют различные предметы-заместители (например, кубик в качестве мыла). Это развивает фантазию и воображение ребенка.
В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми, ребенок сам может выполнить ту или иную роль. В игре развивается умственная активность ребенка.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Дошкольник начинает учиться, играя - он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами.
В средней группе отдается предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх.
Все виды занятий либо проходят в форме игры, либо содержат игровые ситуации и действия.
Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем. Дети стремятся к познавательному, интеллектуальному общению с взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?».
Способность детей устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.
Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим.
Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создаёт новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни.
Наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения.
Главное предвидеть поступки детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение.
Дети среднего возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства.
Воспитатель пробуждает эмоциональную отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь.
Развиваются эстетические чувства детей.
Они замечают красоту природы, звучание музыки. Ребенку в этом помогает взрослый. Внимательное, заботливое отношение к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.
Воспитатель постепенно развивает игровой опыт каждого ребенка, помогает открывать новые возможности игрового отражения мира, пробуждает интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
1.4 Планируемые результаты
После реализации рабочей программы в развивающей предметно-пространственной среде:
- Создан огород на подоконнике и на опытно-экспериментальном участке.
- Произведено озеленение участка группы совместно с родителями.
- Оборудованамини-лаборатория для опытно-экспериментальной деятельности.
- Изготовлены альбомы « Растительный мир Алтайского края», « Животный мир Алтайского края», «Уникальное озеро».
- Создана картотека дидактических игр.
После реализации рабочей программы дети будут готовы и способны:
- бережно относиться к природе;
- выполнять правила поведения на природе;
- обеспечивать уход за растениями уголка природы, уход за растениями цветников;
- оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков);
- изготавливать поделки и панно из собранного природного материала;
- рассказать о растительном и животном мире Алтайского края, о родном городе, озере;
- участвовать в городских конкурсах и акциях;
2. Содержательный раздел
2.1 Календарно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Программное содержание | Источник |
Сентябрь | Наблюдение «Все цветы разные» | Уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок; показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветов, их форме, махровости; что красоту цветов дополняет листва; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 7 |
Наблюдение за сезонными изменениями в природе | Формирование умения замечать сезонные изменения в природе, находить картинки с их изображением. Развивать наблюдательность. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 21 | |
Наблюдение «Что бывает на растениях после цветов?» | Уточнять представления детей о том, что растения живые – они растут и изменяются (растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды, теперь дни становятся короткими – темнота наступает быстро, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте цветков образуются семена, из которых могут вырасти новые растения, зрелые семена собирают, на одном цветке бывает много семян) | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 14 | |
Октябрь | «Фрукты и овощи» | Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу; развивать речь, сенсорные способности; формировать умение объединять плоды по сходному признаку | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 22 |
Изготовление пособия для игры «Вершки и корешки» | Расширять представления детей об овощах и фруктах: местах их произрастания (огород, сад), что овощи растут на грядке в земле, а фрукты созревают на деревьях и кустах, у всех овощных и плодовых растений есть в земле корни; упражнять в наклеивании готовых форм; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, составлять целое из частей | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 26 | |
Наблюдение за сезонными изменениями в природе | Формирование умения замечать сезонные изменения в природе, находить картинки с их изображением. Развивать наблюдательность. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 27 | |
«Что растет в лесу?» | Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами. Познакомить с произведениями искусства – картинами и репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту картин, рассказать, что картины пишут художники. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 29 | |
Ноябрь | «Кто живет в лесу?» | Расширять представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь; все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу); учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 33 |
«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с коровой, козой и свиньей) | Познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными; уточнять представления о взрослых животных и детенышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 39 | |
Чтение стихотворение В. Лившица «Поросята» | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе д/ с», стр. 42 | ||
«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с лошадью и овцой) | Закрепить у детей представления об известных им домашних животных – корове, козе, свинье, познакомить с новыми – овцой, лошадью; развивать воображение, умение сравнивать, входить в игровую ситуацию | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 46 | |
Декабрь | Наблюдение «Как узнать ель?» | Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по одному-двум характерным признакам; показать особенности ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев (ветви покрыты зелеными иголками, похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие, а книзу становятся все длиннее и длиннее) | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 49 |
Наблюдение «Чем прекрасна ель?» | Показать детям красоту дерева, которая заключается в его стройности, пирамидальной форме, зеленом наряде, снежном убранстве, в сверкающем на солнце инее на ветвях, шишках; учить любоваться деревом, разговаривать с ним | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 53 | |
Коллективное изготовление альбома «Елочка» | Уточнять представления детей о бумаге и изделиях из нее (бумагу делают из деревьев, бумага очень нужна людям, из нее изготавливают разные предметы: книги, альбомы, салфетки и др., она бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и жесткая, на ней можно рисовать, из нее можно делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в аппликации – умении составлять и склеивать предмет из частей | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 54 | |
Наблюдение «Поможем нашей елочке» | Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование; дать представление о том, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое количество снега на лапах ели вредно для нее, так как оттягивает их вниз и может сломать, ели можно помогать, легонько отряхивая снег с веток | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 57 | |
Январь | Наблюдение «Делаем цветные льдинки» | Показать детям, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь нее видны предметы, что вода может быть разноцветной, красивой, если в нее добавить краску, что из воды можно делать украшения на елку, что вода легко проливается, но и легко впитывается. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 61 |
«В гостях у курочки Рябы (знакомство с птичьим двором)» | Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях (как выглядят, какие звуки издают, как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей) | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 64 | |
Наблюдение «Птицы нашего участка» | Уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка, учить замечать характерные особенности строения птиц, размер, окраску, разный цвет оперения, замечать особенности поведения птиц на кормушке; учить различать голоса разных птиц; развивать умение определять птиц по их следам | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. | |
Февраль | Наблюдение «Сколько крыльев у птиц и как они летают?» | Уточнить представления детей о двух способах передвижения птиц в пространстве, об их строении (ноги и крылья), об особенностях крыльев (раскрываются – и тогда хорошо видны, складываются и прижимаются к телу – в этом случае незаметны, птицы летают по воздуху при помощи раскрытых крыльев – они машут ими, отталкиваются от воздуха и летят; у человека нет крыльев, он не может летать) | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 73 |
«Путешествие по зимнему лесу» | Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся; развивать игровые умения. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 74 | |
«Айболит в гостях у детей» | Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям; объяснить, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах; уточнить представления об известных им фруктах (названия, цвет, форма, вкус); учить сажать лук | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 78 | |
«Посещение зоопарка» | Формировать представления о диких экзотических животных: льве, тигре, слоне, обезьянах, крокодиле; дать элементарные сведения о том, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу; развивать игровые умения. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 85 | |
Март | Рисуем подарок к 8 Марта | Воспитывать у детей желание готовить подарок любимому человеку, с радостью дарить его; расширять представления о Е. И. Чарушине (не только писатель, но и художник, который часто рисовал любимых животных); учить обводить контур трафарета, закрашивать красками методом тычка. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 89 |
«Где обедал воробей?» | Познакомить детей с произведением С.Маршака; уточнить и расширить представления животных зоопарка; развивать игровые умения | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 91 | |
Наблюдение за сезонными явлениями | Обратить внимание детей на состояние погоды, солнца, неба, снега; провоцировать к самостоятельному наблюдению за погодой, измерением снега | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 92 | |
Советы Айболита | Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относиться к своему здоровью, формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны богатая витаминами пища (зеленый лук) и солнце, что растения живые и могут расти, если для них созданы необходимые условия: вода, свет, тепло; во время роста растение меняется, комнатные растения тоже живые, весной они начинают расти, поэтому их надо больше поливать, подкармливать удобрениями или пересаживать в новую землю; учить моделировать неделю (познакомить с «полоской времени» (рис. 13, цв. вклейка)) | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 96 | |
Апрель | «Починка деревянных предметов» | Уточнить представления детей о деревьях, растущих на участке (2—3 вида) (один ствол, много толстых и тонких веток с почками, в земле корни); дать представление о том, что деревья служат материалом для появления различных деревянных предметов. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 100 |
«Знакомимся с деревянными игрушками» | Продолжать знакомить детей с предметами, изготовленными из дерева, разнообразными деревянными игрушками. Дать представление (на примере затачивания карандашей) о том, что мягкие породы дерева легко резать острым ножом. Воспитывать бережное отношение к игрушке, интерес к ее изготовлению, к мастерам – резчикам по дереву | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 104 | |
Досуг «День Земли» | Приобщать детей к праздничной культуре. Развивать желание принимать участие в празднике. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр.107 | |
«Весна в лесу» | Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период; формировать реалистические представления о жизни лесных животных; учить поддерживать воображаемую ситуацию | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 110 | |
Май | «Рисуем животных – создаем книгу по мотивам рассказов Е. И. Чарушина» | Воспитывать у детей понимание того, что о ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказывать, их можно красиво отображать в рисунках; уточнить представления о Е. И. Чарушине как писателе и художнике; воспитывать желание участвовать в общем деле – создании интересной книги о природе | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 114 |
Наблюдение за сезонными явлениями | Формировать навыки наблюдения за природными явлениями, расширять представления о погоде, связывая ее с состоянием неба; продолжать учить замечать и называть состояние погоды: светит солнце, дует ветер. Уточнить знания детей о том, что весной солнце светит ярко, начинает припекать. | «Юный эколог» С.Н. Николаева «Система работы в средней группе детского сада», стр. 117 |
2.2 Способы, формы и методы реализации программы
В ходе реализации программы используются следующие формы и методы обучения:
Наглядные методы:
экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр;
Словесные методы:
чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); загадывание загадок;
Практические методы:
экспериментирование;
организация продуктивной деятельности детей;
оформление гербария растений, плодов;
постановка сказок, отрывков литературных произведений;
изготовление с детьми наглядных пособий.
Здоровье сберегающие технологии:
Музыкотерапия; пальчиковая гимнастика, технология «Сенсорной свободы
и психомоторного раскрепощения» В.Ф. Базарного
2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы
Поддержка детской инициативы осуществляется через игровое экспериментирование, создание интеллектуально-игровой среды, через формирование поискового стиля мышления, формирование интереса к познанию и исследованию. Применить эти навыки дети смогут, участвуя в конкурсах, экологических акциях, спектаклях.
2.4 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
При реализации рабочей программы используются активные формы вовлечения родителей в образовательный процесс:
- природоохранные акции « Берегите природу », « Украсим свой сад », «Покормите птиц зимой »;
- участие в конкурсах, выставках, оформление экспозиций, презентации («Лекарственные травы Алтая», «Уникальное озеро»);
-совместное оформление экологических сказок, изготовление костюмов, атрибутов;
-тематические экскурсии по городу, парку;
-участие родителей в проектной деятельности: «Озеленение участка группы».
Взаимодействие с родителями воспитанников осуществляется на сайте детского сада и на персональном сайте воспитателя.
3.Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение программы
Развивающая предметно-пространственная среда группы пополнена новыми дидактическими, развивающими играми и пособиями в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Оборудована мини-лаборатория для опытно-экспериментальной деятельности, регулярно пополняется, новыми видами комнатных растений, природный уголок.
В детском саду имеется мультимедиа проектор, музыкальный центр.
3.2 Методическое обеспечение программы
Данная рабочая программа реализуется с учётом целей и задач образовательной программы ДОУ, рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» ( под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).
Данная рабочая программа составлена в соответствии с современными нормативно-правовыми документами:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012
-«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» №1151 от 17.10.2013.
-Приказ Минобрнауки России «об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» №1014 от30.08.2013.
- Письмо министерства образования Российской Федерации «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» №65/23-16 от 14.03.2000.
-Устав МБДОУ ЦРР-д/с №31 города Яровое.
Для создания данной рабочей программы использовалась литература:
Мартынова Е.А «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» изд. Учитель
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
Н.Г.Калегина «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников»Книжный дом Казань-1994
«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
3.3 Место рабочей программы в режиме дня
Данная программа предусмотрена для детей 4 -5 лет, рассчитана на 1 год.
Совместная деятельность с детьми проводится в форме непосредственно образовательной деятельности по подгруппам (7-8 детей) на занятиях кружка
Во второй половине дня. Продолжительность занятия 20 минут, один раз в неделю
- Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая среда является одним из важнейших условий развития ребёнка. Для реализации рабочей программы в группе созданы: центр наблюдения за погодой; центр «Чудеса природы», в котором представлены гербарии лекарственных растений Алтая, полезные ископаемые и минералы, поделки из природного материала; «Огород на подоконнике», где дети круглый год наблюдают и выращивают полезную для здоровья зелень, уголок природы, где дети учатся выращивать и ухаживать за комнатными растениями; на территории детского сада разбит сад плодовых деревьев и кустов, огород овощных культур, где дети учатся выращивать плоды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог" младшая группа
Пояснительная запискаНаправленность: данная дополнительная общеобразовательная программарекомендована для детей 3-4 лет. От уровня сознания людей зависит решение всех экологических проблем,...
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный эколог»
Рабочая программа по дополнительной образовательной услуги "Юныйэколог". Срок освоения 1 год....
Дополнительная образовательная программа« Юный эколог» (естественнонаучное направленность) для детей 3-7 лет.
Цель программы: познакомить дошкольников с живой и неживой природой; повысить экологическую культуру ребенка, которая будет проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающе...
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"для детей 4-5 лет
Цель программы: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу....
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"
В программе «Юный эколог» представлена система работы по формированию экологической культуры детей 3-7 лет. В процессе совместной деятельности у детей формируется представление о живой и н...
Дополнительная общеразвивающая программа "Юный эколог"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАРазвитие экологической культуры дошкольников (социально – педагогической направленности)...
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный эколог»
Экологическое воспитание — одно из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного по...