Дополнительная общеобразовательная программа «Юный эколог»
методическая разработка (старшая группа)

Казакова Наталия Павловна

Экологическое воспитание — одно из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе.

Как помочь детям научится сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как научить детей ценить мир и справедливость? Как развивать любовь к природе и стремление защитить её? Что бы ответить на эти важные вопросы я составила дополнительную программу естественнонаучной направленности «Юный эколог».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл юный эколог 47.45 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации

Инжавинского района Тамбовской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Инжавинский детский сад «Березка»

Принята на заседании

педагогического совета

МБДОУ «Инжавинский детский сад «Березка»

№__  «___» _____________ 2019

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующая МБДОУ «Инжавинский детский сад «Березка»

________________ Л.А. Ивкина

Приказ № ___ от «__» _________ 2019

Дополнительная общеобразовательная программа

«Юный эколог»

Возраст обучающихся 5-7 лет

Срок реализации 2 года

Составитель:

Казакова Наталия Павловна

воспитатель МБДОУ

 «Инжавинский детский сад «Березка»

р.п. Инжавино

2019г

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы «Юный эколог»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                Направленность программы: естественнонаучная.

        Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными,  затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.

        Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.

        Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

        Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоение природы включается и элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

        Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучали свой край, глубже поняли особенности природы родного края. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы, экскурсии и исследовательскую деятельность.

Уровень освоения — базовый.

Актуальность программы

        Экологическое воспитание — одно из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе.

        Как помочь детям научится сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как научить детей ценить мир и справедливость? Как развивать любовь к природе и стремление защитить её? Что бы ответить на эти важные вопросы я составила дополнительную программу естественнонаучной направленности «Юный эколог».

        Дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность и упорядочить свои представления о мире.

        Методика работы с детьми в рамках кружка разработана на основе интегрированного подхода: дети ведут наблюдения, чтение литературных произведений, дидактических игр, изготовление с детьми наглядных пособий, беседы. Все это поможет узнать новое об обычных растениях, песке, глине, лесе и экологии родного края, почувствовать красоту и щедрость природы.

        Дети учатся понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Таким образом, программе экологического образования дошкольников — основной упор делан на наблюдения, эксперименты, сравнение, самостоятельную творческую работу.

Отличительные особенности программы:        

        В работе кружка «Юный эколог» предусматривается введение в занятия экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт.

        Работа с дошкольниками осуществляется в одном узком направлении, учитывается региональный компонент.

        Особая роль в программе уделяется практике, наблюдению, играм, рассматриванию иллюстраций. А так же направленность на формирование основ экологической культуры у детей 5-7 лет в условиях детского сада, развитие в детях гуманного отношения к живой природе, формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологической грамотности и безопасного поведения человека. Программа «Юный эколог» нацелена на воспитание способности понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.

Новизна программы «Юный эколог» заключается в том, что учащиеся глубже, полнее и правильнее понимали все более усложняющиеся взаимодействия общества и природы, знали об опасности непродуманного вмешательство человека в её жизнь.

        Умели ориентироваться в информации об охране и использовании природных ресурсов. Могли оценить экологические последствия некоторых технических решений и использовать свои знания для активной защиты окружающей среды.

Педагогическая целесообразность:

        Раннее овладение приемами экологического воспитания подготовит детей к гуманному отношению к природе. Поэтому необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность.

        Отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания включающего в себя любовь к природе.

Адресат программы:   Программа кружка рассчитана на детей        от 5 до 7 лет, срок реализации 1 год с подгруппой детей без предварительного отбора.

Особенности возрастной группы:  

        Программа разработана для детей 5-7 лет. Психологические особенности возрастной группы: наглядные, словесные, игровые, практические, исследовательские.

Психологические особенности дошкольников.

        Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Ребенок четко начинает различать действительное вымышленное. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем мире, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

        В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи  с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.

        В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей об окружающем мире. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности природных объектов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от её привлекательности для него. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.

        При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход.

Количество обучающихся в группе — не более 9 человек.

Объем и срок освоения программы — общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы составляет 36 часов.

Форма обучения — очная.

Особенности организации образовательного процесса — группа учащихся одного возраста, являющаяся основным составом объединения, состав группы постоянный.

Режим занятий- 1 раз в неделю , продолжительность одного занятия — 30 мин. (1 учебный час). В год 36 часов.

        Деятельность детей по программе организовывается в форме групповых занятий. Образовательные ситуации и занятия распределены в соответствии с сеткой — расписанием. Занятия проводятся во второй половине дня и включают в себя: небольшую теоретическую часть, иллюстрированный наглядный материал, применение дидактических игр, беседа с элементами диалога, проведение разнообразных игр, чтение литературных произведений.

        В рамках каждого занятия определены различные виды детской деятельности, отражающих интеграцию образовательных областей. Воспитатель дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая допустимые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

        По действующему СанПин для детей возраста от 5 до 7 лет планируются занятия продолжительностью не более 25-30 минут (СанПин 2.4.1. 1249 — 03).

        

Цель и задачи программы

        Цель программы: Формирование целостных представлений о системе взаимосвязей живой и неживой природы с включением регионального компонента (Тамбовской области).

Задачи программы -

  • Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края — малой Родины.
  • Воспитывать экологическую грамотность дошкольников.
  • Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желания в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
  • Формировать у детей представление  о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через различные виды деятельности.
  • Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1 год обучения

Наименование разделов/тем

Количество

часов

Количество занятий

Форма контроля

Теория

мин.

Практика

мин.

Вводное занятие

1

25

-

Педагогическое наблюдение

Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей

1

10

15

Педагогическое наблюдение

«Земля кормилица наша»

4

4

-

Хлеб — всему голова

Зерновые культуры

Почему зерно в землю сеют?

Злаки родного края

1

1

1

1

10

10

10

10

15

15

15

15

Опрос, рассматривание иллюстраций

Таинственное лесное царство

4

4

Что мы сажаем, сажая леса?

Удивительный лес. Кора дерева

Что было бы, если…

Растения и животные леса

1

1

1

1

10

10

10

10

15

15

15

15

Опрос, наблюдение, чтение литературных произведений

В царстве комнатных растений

4

4

Комнатные растения в уголке природы

Изучаем строение цветка

Что будет, если…

Посадка комнатных растений

1

1

1

1

10

10

10

10

15

15

15

15

Опрос, отгадывание загадок, посев семян

Загадочные явления в природе

4

4

Что такое снег?

Тайна воздушного пузырька

Песок, глина

Рисунок на бархатной бумаге (мукой, ватой)

1

1

1

1

10

10

10

10

15

15

15

15

Опрос, наблюдение, опыты, самостоятельная творческая работа

Экология родного края

4

4

Красная книга Тамбовской области

По заповедным местам природы Тамбовской области

Город, в котором хотел бы я жить

Твой поселок — твое здоровье

1

1

1

1

10

10

10

10

15

15

15

15

Опрос, загадывание загадок

Царица - водица

4

4

Путешествие по глобусу

Свойства воды

В гостях у жителей подводного царства

Источники загрязнения воды. Меры охраны.

1

1

1

1

10

10

10

10

15

15

15

15

Опрос, обобщающие рассказы воспитателя

Защитим природу!

4

4

Человек — верный сын природы

Экологические знаки

Юные спасатели

Сказка ложь, да в ней намек

1

1

1

1

10

10

10

10

15

15

15

15

Опрос, рассматривание иллюстраций, игры

В царстве лекарственных растений

4

4

Лекарственные растения — средства оздоровления организма человека

Удивительное рядом

Лесная аптека на страже человека

Лекарственные растения Тамбовской области

1

1

1

1

10

10

10

10

15

15

15

15

Опрос, наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседа, игры

Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей

1

10

15

Опрос, наблюдения, опыт

Итоговое занятие

1

10

15

-

ИТОГО:

36

36

Содержание учебного плана

        Вводное занятие:

Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей. Инструктажи по технике безопасности. Правила поведения на занятиях. Общее представление о работе кружка. Заготовка необходимого материала.

Раздел 1. «Земля — кормилица наша»

Теория. Углубить представления детей о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел к нам на стол. Формировать навыки речевого общения, ак4тивизировать словарь однокоренных слов. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Практика Отгадывание загадок, чтение рассказов и стихотворений, рассматривание иллюстраций, моделирование последовательности полевых работ д/у «Какой хлеб?», «Кто больше назовет», «Достань и назови», «Горшочек каши». Посев семян в емкости с разным грунтовым составом. Работа с дневником наблюдения.

Раздел 2. Таинственное лесное царство

Теория. Обогатить представления детей о значении леса в жизни человека, объяснить причину исчезновения леса, систематизировать представление о лесе, как об экосистеме.

Практика. Отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе. Рассматривание иллюстраций, сравнение кусочков коры, проведение опытов, изготовление экспозиции «Дары леса».

Раздел 3. В царстве комнатных растений

Теория. Расширить знания детей о комнатных растениях и об уходе за ними.

Практика. Наблюдения за развитием и ростом растений в уголке природы, беседа «О чем рассказывают растения (о потребностях растений), игра «Угадай растение». Знакомство с моделями «Потребности растений», установление правил ухода согласно «паспорту растения». Моделирование трудового процесса.

Раздел 4. Загадочные явления в природе

Теория. Расширить представления детей о явлениях природы

Практика. Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение стихов и рассказов. Определение направления ветра (ветреной рукав), игры с вертушками, игра «Откуда прилетел ветер?»

Раздел 5. Экология родного края

Теория. Знакомство с экологией Тамбовской области. Экскурсия в парк, беседа о роли воздуха в жизни человека.

Практика. Составить Красную книгу своего региона. Мастерская по изготовлению атрибутов к игре: эмблемы заповедника, карты-маршрута.

Раздел 6. Царица-водица

Теория. Расширить знания детей о воде и её свойствах. Беседа «Что было бы, если бы не было воды?; чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций.

Практика. Рассматривание иллюстраций (использование воды человеком); игры «Ручеек», «Мы — капельки». Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде и т. п.

Раздел 7. Защитим природу!

Теория. Формировать у детей способность и моделировать отношение человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди». Беседы о правилах поведения людей на природе; чтение произведений литературы.

Практика. Экскурсия — путешествие по территории ДОУ, игра «Угадай знак». «Разработка экологических знаков». Чтение познавательных  рассказов о лесе и его обитателях, беседа о правилах поведения людей в природе.

Раздел 8. В царстве лекарственных растений

Теория. Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Беседа о лекарственных травах.

Практика. Изготовление атрибутов к игре (набор пакетиков с лекарственными травами).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

2 год обучения

Наименование разделов/тем

Количество

часов

Количество занятий

Форма контроля

Теория

мин

Практика

мин

Вводное занятие

1

25

-

Педагогическое наблюдение

Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей

1

10

20

Педагогическое наблюдение

Что изучает экология? Как стать юным экологом

2

2

Экология

Мы друзья природы

1

1

10

10

20

20

Опрос, наблюдения, опыты

“Земля-кормилица наша»

3

3

Путешествие колоска

Дары осени

Так растения готовятся к зиме

1

1

1

10

10

10

20

20

20

Опрос, наблюдение, чтение рассказов

Таинственное лесное царство

5

5

Путешествие в кладовую родного края. Лес

Что растет в лесу и кто живет в лесу

Цепочки в лесу

Кто главный в лесу

Лес в жизни человека

1

1

1

1

1

10

10

10

10

10

20

20

20

20

20

Опрос, рассматривание книжных иллюстраций, чтение литературы

В царстве комнатных растений

3

3

Обитатели нашего уголка природы

Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растений

Посадка комнатных растений

1

1

1

10

10

10

20

20

20

Опрос, рассматривание книжных иллюстраций, изготовление книги, экскурсии, рассматривание

Человек и неживая природа

6

6

Воздух вокруг наследие

Свойства воздуха

Солнце в жизни растений и животных

Песок и глина — наши помощники

Что у нас под ногами (камни)

Земля-наша кормилица

1

1

1

1

1

1

10

10

10

10

10

10

20

20

20

20

20

20

Опрос, рассматривание иллюстраций, чтение стихов, опыты

Экология родного края

3

3

Опрос, рассматривание иллюстраций

Мой край родной

Красная книга Тамбовской области

Заповедные места родного края

1

1

1

10

10

10

20

20

20

Опрос, рассматривание иллюстраций, экскурсии, игры

Царица-водица

4

4

Что мы знаем о воде?

Жизнь воды. Основные свойства воды.

Ходит капелька по кругу

Водный мир и его жители. «Обитатели водоемов»

1

1

1

1

10

10

10

10

20

20

20

20

Опрос, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, опыт

Защитим природу!

3

3

Учитесь жалеть и беречь

Как нельзя относиться к братьям нашим меньшим

Заповеди юных защитников природы

1

1

1

10

10

10

20

20

20

Опрос, экскурсия, чтение познавательных рассказов

В царстве лекарственных растений

2

2

Зелёная аптека

Лекарственные растения Тамбовской области

1

1

10

10

20

20

Опрос, беседа, рассматривание иллюстрации

Диагностика базовых знаний , умений и навыков детей

1

10

20

Опрос, беседа, наблюдение

Итоговое занятие. Праздник посвящения  юные экологи

1

15

15

-

ИТОГО

36

36

Содержание учебного плана

Вводное занятие.

Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей. Инструктажи по технике безопасности. Правила поведения на занятиях. Общее представление о работе кружка Заготовка необходимого материала.

Раздел 1. «Что изучает экология? Как стать юным экологом?»

Теория. Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.

Практика. Отгадывание загадок, чтение рассказов и стихотворений, рассматривание иллюстраций.

Раздел 2. «Земля — кормилица наша»

Теория. Закрепить знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов, злаковых культур.

Практика. Отгадывание загадок, чтение рассказов и стихотворений, рассматривание иллюстраций, моделирование. Посев семян в емкости с разным грунтовым составом. Работа с дневниками наблюдения. Интерактивные игры «Четвертый лишний», «Хлеб -всему голова».

Раздел 3 Таинственное лесное царство

Теория. Обогатить представления детей о значении леса в жизни человека, объяснить причину исчезновения леса, систематизировать представление о лесе, как об экосистеме.

Практика. Отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе. Рассматривание иллюстраций, сравнение кусочков коры, проведение опытов. Интерактивные игры «Четвертый лишний», «Экологические цепочки».

Раздел 4 В царстве комнатных растений

Теория. Расширить знания детей о комнатных растениях и об уходе за ними.

Практика. Наблюдения за развитием и ростом растений в уголке природы, беседа «О чем рассказывают растения (о потребностях растений), игра «Угадай растение». Знакомство с моделями «Потребности растений», установление правил ухода согласно «паспорту растения». Моделирование трудового процесса.

Раздел 5. Человек и неживая природа

Теория. Расширить представление детей о неживой природе

Практика. Наблюдение, опыты, чтение стихов и рассказов. Определение направления ветра (ветреной рукав), игры с вертушками, игра «Откуда прилетел ветер?», беседа о роли неживой природы в жизни человека. Интерактивные игры.

Раздел 6. Экология родного края

Теория. Знакомство с экологией Тамбовской области. .

Практика. Составление Красной книги своего региона. Мастерская по изготовлению атрибутов к игре: эмблемы заповедник, карты — маршрута.

Раздел 7 Царица-водица

Теория. Расширить знания детей о воде и её свойствах. Беседа «Что было бы, если бы не было воды?; чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций.

Практика. Рассматривание иллюстраций (использование воды человеком); игры «Ручеек», «Мы — капельки». Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде и т. п.

Раздел 8 Защитим природу!

Теория. Формировать у детей способность и моделировать отношение человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди». Беседы о правилах поведения людей на природе; чтение произведений литературы.

Практика. Экскурсия — путешествие по территории ДОУ, игра «Угадай знак». «Разработка экологических знаков». Чтение познавательных  рассказов о лесе и его обитателях, беседа о правилах поведения людей в природе.

Раздел 8. В царстве лекарственных растений

Теория. Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Беседа о лекарственных травах.

Практика. Изготовление атрибутов к игре (набор пакетиков с лекарственными травами).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты освоения курса

Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 5-6 лет.

  • Знает и называет некоторых домашних животных.
  • Умеет наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
  • Делает элементарные выводы и делится впечатлениями об окружающем мире.
  • Участвует в посильном труде по уходу за животными и растениями; делится своими впечатлениями о живом и неживом; не рвать и не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т. п.)

Планируемые результаты к концу года обучения детей 6-7 лет

  • Объясняет экологические зависимости; устанавливает связи и взаимодействия человека с природой.
  • Ухаживает за растениями и животными в уголке природы. Имеет представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края
  • Устанавливает причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
  • Делает элементарные выводы и умозаключения.
  • Устанавливает связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
  • Имеет представление о родном крае.
  • Наблюдает за домашними животными, знакомится с домашними птицами.

КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

1 год обучения

п/п

месяц

Время проведения

занятий

Форма

Кол-во

часов

Тема занятия

Место

 проведения

Форма контроля

1

СЕНТЯБРЬ

15.00-15.30

групповая

1

Вводное занятие

Групповая

комната

Педагогическое наблюдение

2

15.00-15.30

подгрупповая

индивидуальная

1

Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей.

Групповая

комната

Педагогическое наблюдение

Земля — кормилица наша

3

ОКТЯБРЬ        

15.00-15.30

групповая

1

Хлеб — всему голова.

Групповая

комната

Опрос, рассматривание иллюстраций

4

15.00-15.30

групповая

1

Зерновые культуры.

Групповая

комната

Опрос, наблюдение, чтение литературных произведений

5

15.00-15.30

групповая

1

Почему зерно — в землю сеют?

Групповая

комната

Опрос, отгадывание загадок, посев семян

6

15.00-15.30

групповая

1

Злаки родного края.

Групповая

комната

Опрос, наблюдения

Таинственное лесное царство

7

НОЯБРЬ          

15.00-15.30

групповая

1

Что мы сажаем, сажая леса?

Групповая

комната

Опрос, наблюдения

8

15.00-15.30

подгрупповая

1

Удивительный лес. Кора дерева.

Групповая

комната

Опрос, рассматривание иллюстраций

9

15.00-15.30

групповая

1

Что было бы, если...

Групповая

комната

Опрос, изучение природы

10

15.00-15.30

групповая

1

Растения и животные леса.

Групповая

комната

Опрос, загадывание загадок

В царстве комнатных растений

11

ДЕКАБРЬ        

15.00-15.30

подгрупповая

1

Комнатные растения в уголке природы.

Групповая

комната

Опрос, обобщающие рассказы воспитателя

12

15.00-15.30

индивидуальнаягрупповая

1

Изучаем строение цветка.

Групповая

комната

Опрос, рассматривание иллюстраций, игры

13

15.00-15.30

групповая

1

Что будет, если...

Групповая

комната

Опрос, рассматривание иллюстраций, проведение опытов

14

15.00-15.30

групповая

1

Посадка комнатных растений.

Групповая

комната

Опрос, наблюдения

Загадочные явления в природе

15

ЯНВАРЬ          

15.00-15.30

групповая

индивидуальная

1

Что такое снег?

Групповая

комната

Опрос, беседа, игры

16

15.00-15.30

подгрупповая

1

Тайна воздушного пузырька.

Групповая

комната

Опрос, наблюдения, опыт

17

15.00-15.30

групповая

подгрупповая

1

Песок, глина.

Групповая

комната

Опрос, наблюдения, опыты, игра

18

15.00-15.30

индивидуальнаягрупповая

1

Рисунок на бархатной бумаге

(мукой, ватой).

Групповая

комната

Опрос, опыт

Экология родного края

19

ФЕВРАЛЬ        

15.00-15.30

подгрупповая

1

Красная книга Тамбовской области.

Групповая

комната

Опрос, чтение рассказов

20

15.00-15.30

подгрупповая

1

По заповедным местам природы Тамбовской области.

Групповая

комната

Опрос, наблюдения, опыты

21

15.00-15.30

групповая

1

Город, в котором хотел бы я жить.

Групповая

комната

Опрос, беседа, наблюдение

22

15.00-15.30

групповая

1

Твой поселок — твое здоровье.

Групповая

комната

Опрос, чтение рассказов

Царица - водица

23

МАРТ              

15.00-15.30

подгрупповая

1

Путешествие по глобусу.

Групповая

комната

Опрос, рассматривание книжных иллюстраций

24

15.00-15.30

групповая

1

Свойства воды.

Групповая

комната

Опрос, рассматривание книжных иллюстраций, изготовление книги

25

15.00-15.30

групповая

1

В гостях у жителей подводного царства.

Групповая

комната

Экскурсии, рассматривание, опрос

26

15.00-15.30

групповая

1

Источники загрязнения воды. Меры охраны.

Групповая

комната

Опрос, рассматривание иллюстраций, чтение стихов

Защитим природу!

27

АПРЕЛЬ              

15.00-15.30

групповая

1

Человек — верный сын природы.

Групповая

комната

Опрос, рассматривание иллюстраций

28

15.00-15.30

групповая

1

Экологические знаки.

Экскурсия по территории МБДОУ

Опрос, опыт, игры

29

15.00-15.30

групповая

1

Юные спасатели.

Групповая

комната

Опрос, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций

30

15.00-15.30

групповая

1

Сказка ложь, да в ней намек.

Групповая

комната

Опрос, чтение познавательных рассказов

В царстве лекарственных растений.

31

МАЙ    

15.00-15.30

групповая

1

Лекарственные растения — средства оздоровления.

Групповая

комната

Опрос, беседа, наблюдение

32

15.00-15.30

групповая

1

Удивительное рядом.

Групповая

комната

Опрос, беседа, рассматривание иллюстрации

33

15.00-15.30

подгрупповая

1

Лесная аптека на страже человека.

Групповая

комната

Опрос, рассматривание иллюстраций

34

15.00-15.30

групповая

1

Лекарственные растения Тамбовской области.

Заповедник «Воронинский»

Опрос, экскурсия-

35

групповая

подгрупповая

1

Диагностика базовых знаний , умений и навыков детей.

Групповая

комната

36

индивидуальная

1

Итоговое занятие.

Групповая

комната

Педагогическое наблюдение

КАЛЕНДАРНО — УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

2 год обучения

п/п

месяц

Время проведения

занятий

Форма

Кол-во

часов

Тема занятия

Место

 проведения

Форма контроля

СЕНТЯБРЬ        

15.00-15.30

групповая

1

Вводное занятие

Групповая

комната

Педагогическое наблюдение

15.00-15.30

подгрупповая

индивидуальная

1

Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей.

Групповая

комната

Педагогическое наблюдение

Что изучает экология?

Как стать юным экологом.

15.00-15.30

групповая

1

Экология

Групповая

комната

Опрос, рассматривание иллюстраций

15.00-15.30

групповая

1

Мы друзья природы

Групповая

комната

Опрос, наблюдение, чтение литературных произведений

Земля — кормилица наша

ОКТЯБРЬ        

15.00-15.30

групповая

1

Путешествие колоска.

Групповая

комната

Опрос, рассматривание иллюстраций

15.00-15.30

групповая

1

Дары осени.

Групповая

комната

Опрос, наблюдение, чтение литературных произведений

15.00-15.30

групповая

1

Как растения готовятся к зиме

Экскурсия по территории ДОУ

Опрос, наблюдение, чтение литературных произведений-

Таинственное лесное царство

НОЯБРЬ          

15.00-15.30

групповая

1

Путешествие в кладовую родного края. Лес.

Групповая

комната

Опрос, наблюдение, чтение литературных произведений

15.00-15.30

групповая

1

Что растет в лесу и кто живет в лесу.

Групповая

комната

Опрос, наблюдение, чтение литературных произведений-

15.00-15.30

групповая

1

Цепочки в лесу

Групповая

комната

Опрос, наблюдения

15.00-15.30

групповая

1

Кто главный в лесу.

Групповая

комната

Опрос, отгадывание загадок

15.00-15.30

групповая

1

Лес в жизни человека

Групповая

комната

Опрос, наблюдение, чтение литературных произведений-

В царстве комнатных растений

ДЕКАБРЬ        

15.00-15.30

групповая

1

Обитатели нашего уголкаприроды.

Групповая

комната

Опрос, изучение природы

15.00-15.30

групповая

1

Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения..

Групповая

комната

Опрос, загадывание загадок

15.00-15.30

индивидуальнаягрупповая

1

Посадка комнатных растений

Групповая

комната

Опрос, рассматривание иллюстраций, проведение опытов

Человек и неживая природа

ЯНВАРЬ          

15.00-15.30

групповая

индивидуальная

1

Воздух вокруг нас

Групповая

комната

Опрос, рассматривание иллюстраций, игры

15.00-15.30

подгрупповая

1

Свойства воздуха

Групповая

комната

Опрос, наблюдения

15.00-15.30

групповая

1

Солнце в жизни растений и животных

Групповая

комната

Опрос, беседа, игры

15.00-15.30

подгрупповая

1

Песок и глина — наши помощники

Групповая

комната

Опрос, наблюдения, опыт

15.00-15.30

групповая

1

Что у нас под ногами (камни).

Групповая

комната

Опрос, наблюдения, опыт

15.00-15.30

групповая

1

Земля — наша кормилица

Групповая

комната

Опрос, наблюдения, опыт

Экология родного края

ФЕВРАЛЬ        

15.00-15.30

групповая

1

Мой край родной

Групповая

комната

Опрос, беседа, рассматривание иллюстрации

15.00-15.30

подгрупповая

1

Красная книга Тамбовской области.

Групповая

комната

Опрос, беседа, рассматривание иллюстрации

15.00-15.30

подгрупповая

1

По заповедным местам природы Тамбовской области.

Групповая

комната

Опрос, беседа, рассматривание иллюстрации

15.00-15.30

групповая

1

Заповедные места родного края.

Заповедник «Воронинский»

Опрос, экскурсия

Царица - водица

МАРТ              

15.00-15.30

групповая

1

Что мы знаем о воде?

Групповая

комната

Опрос, рассматривание иллюстраций, чтение стихов

15.00-15.30

подгрупповая

1

Жизнь воды. Основные свойства воды.

Групповая

комната

Опрос, рассматривание иллюстраций

15.00-15.30

групповая

1

Ходит капелька по кругу

Групповая

комната

Опрос, опыт, игры

АПРЕЛЬ        

15.00-15.30

групповая

1

Водный мир и его жители.

«Обитатели водоемов»

Групповая

комната

Опрос, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций

Защитим природу!

15.00-15.30

групповая

1

Учитесь жалеть и беречь.

Групповая

комната

Опрос, беседа, рассматривание иллюстрации

15.00-15.30

групповая

1

Как нельзя относиться к братьям нашим меньшим.

Экскурсия по территории МБДОУ

Опрос, экскурсия

15.00-15.30

групповая

1

Заповеди юных спасателей.

Групповая

комната

Опрос, беседа, чтение литературы

В царстве лекарственных растений.

МАЙ    

15.00-15.30

групповая

1

Зеленая аптека

Групповая

комната

Опрос, беседа, наблюдение

15.00-15.30

подгрупповая

1

Лекарственные растения Тамбовской области.

Групповая

комната

Опрос, рассматривание иллюстраций

15.00-15.30

групповая, индивидуальная

1

Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей.

Групповая

комната

Педагогическое наблюдение

15.00-15.30

групповая

1

Итоговое занятие. Праздник посвящения в юные экологи.

Групповая

комната

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Формы аттестации: педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная творческая работа, опыты.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, перечень готовых работ, отзывы детей и родителей.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: диагностическая карта.

        Оценка усвоения знаний воспитанников происходит постоянно в ходе образовательной деятельности.

        Проверяется понимание и усвоение каждой темы, при необходимости проводит дополнительное домашнее задание.

        Данная система работы позволяет достигнуть полного усвоения программного материала всеми воспитанниками.

        В конце обучения запланировано итоговое занятие по закреплению и проверке полученных знаний.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

        Занятия по образовательной программе естественнонаучной направленности проводятся в помещении игровой комнаты группы «Почемучки» МБОУ «Инжавинский детский сад «Березка», в которой имеется необходимое оборудование для занятий -  столы и стулья, соответствующие возрасту детей согласно требованиям САнПин. Имеется в достаточном объеме раздаточный и наглядный материал. В группе имеется доска (с возможностью магнитного крепления). В ходе занятий используются лупы, палочки для рыхления почвы.

Занятия проводит педагог Н.П. Казакова, образование среднее профессиональное, категория — первая.

Дидактическое обеспечение программы

- Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;

- Фигурки с домашними и дикими животными;

- Муляжи и натуральные овощи и фрукты;

- Групповой уголок природы, в котором комнатные растения;

- Гербарий растений;

- Огород, клумбы, находящиеся на территории детского сада;

- Кормушка для птиц.

Оборудование

  • Учебные столы;
  • Доска (с возможностью магнитного крепления);
  • Оборудование для проведения опытнической деятельности (палочки для рыхления почвы, лупы, колбы и т. д.);

Технические средства обучения

  • Компьютер;
  • Интерактивная доска.

Дидактический материал

Дидактическую основу дополнительной общеразвивающей программы «Юный эколог» составляет: «Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 5-7 лет по программе «От рождения до школы».

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Развивающее оценивание качества

образовательной деятельности по Программе

        Оценивание качества образовательной деятельности представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование. Для отслеживания  достижений детей два раза в год проводится мониторинг: первичный мониторинг с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в сентябре, итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае. Знания детей прослеживаются в форме итоговых занятий предусматривающих ответы на вопросы и выполнение практических заданий.

1. Представления о природе.

        Выявить характер представлений ребенка о признаках живого, выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях для жизни.        

        Выяснить, имеет ли ребенок представления о разнообразии растений, местах их произрастания.

        Выявить, имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений.

        Выявить представления ребенка о многообразии животных и местах их обитания.

        Выявить представления ребенка о назначении основных частей тела животных.

2. Отношение к природе.

        Изучить особенности отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях.

3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами труд в природе. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.

Условные обозначения:

Высокий уровень — критерии проявляются в полной степени (3 балла).

Средний уровень — критерии просматриваются, но имеют фрагментальный характер (2 балла).

Низкий уровень — критерии отсутствуют, либо выражены слабо (1 балл).

Рекомендации по описанию

инструментария педагогической диагностики

        Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе. Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

    Основные диагностические методы педагога образовательной организации:  наблюдение; проблемная (диагностическая) ситуация; беседа.

    Формы проведения педагогической диагностики:  

- индивидуальная;  

- подгрупповая;

- групповая.

    Материалы для инструментария подбираются в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей.

Примеры описания инструментария:

  1. Отношение и представления о Родине.

Задание №1. Ориентируется в помещениях детского сада, называет свой город.

Методы: беседа.

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Скажи, пожалуйста, как называется город, в котором ты живешь?»

2. Представления о природе. 

Задание №1.

Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления о потребностях живых организмов, условиях для жизни.

Материал. 7 – 8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, рыба, насекомое, зверь), солнце, автомобиль, самолёт.

Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком. Ребёнку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:

- Как ты догадался, что всё это живое?

- Почему ты считаешь, что (называется объект) живой?

 - Что нужно (называется объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?

Задание №2.

Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.

Материал. Дидактическая игра «Что, где растёт?»

Методика. С ребёнком проводится игра «Что, где растёт?»

Задание №3.

Цель. Выяснить, знает ли ребёнок части растений и их функции.

Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 1.

Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.

Задание №4.

Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представления о стадиях роста растений.

Материал.  Рабочий лист с диагностическим заданием 2.

Методика.  Ребёнку предлагается выполнить задание и дать объяснение.

Задание №5.

Цель. Выявить представление ребёнка о многообразии животных и местах их обитания.

Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоём, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3 – 4 птицы, рыбы,  насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка, 3 – 4 вида домашних и диких животных.

Методика. Ребёнку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.

Задание №6.

Цель. Выявить представления ребёнка о назначении основных частей тела животных. Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 3.

Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.

Задание №7.

Цель. Выяснить имеет ли ребёнок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времён года и видов труда людей в разные сезоны года.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком по сюжетным картинкам: - Какое это время года?

- Почему деревья так выглядят?

- Как изменяется жизнь животных (называется время года)?

Задание №8.

Цель. Изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов. Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком:

- Любишь ли ты животных и растения?

- С какими живыми существами тебе нравится встречаться? Почему?

- Зачем нужны животные и растения?

- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?

- Могут ли люди прожить без других людей? Почему?

Задание №9.

Цель. Выявить представления ребёнка о нормах отношения к живому.

Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.

Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком:

- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

- Как бы ты поступил на его месте?

 - Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?

3. Отношение к природе. 

Задание №1.

Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе.

Методика. Наблюдение за отношением детей к живым объектам в группе, на участке, во время прогулок и экскурсий.

Задание №2.

Цель. Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.

Методика. Проводится наблюдение за отношением ребёнка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребёнок должен будет осуществить выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в кабинете находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи  (животные - в кормлении; растения - в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой и др.). В кабинет приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребёнок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:

-Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?

-Как ты это узнал?

-Хотел бы ты ему помочь?

-Почему ты хочешь ему помочь?

 4. Умение осуществлять деятельность с природными объектами

 (труд в природе). 

Цель. Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями.

Методика. У ребёнка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатными растениями или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребёнку предлагается: -выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор; -рассказать о последовательности ухода за растением; -непосредственно осуществить уход.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

     Ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер.  

     Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться.

     Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.

     Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.

     Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.

     Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.

      Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и - под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов.  

       Ребенок в основном знает представителей животного мира  и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.

     Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.

     Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.

     Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения.  

     Не соотносит представителей животного мира со средой обитания.

     Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Трудовые процессы выполняет несамостоятельно, качество труда низкое.

     Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.

     Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

Методические материалы

         В работе по программе естественнонаучной направленности «Юный эколог» используются следующие методики.

Особенности организации образовательного процесса  - очно.

Наглядные методы:

  • экскурсии, целевые прогулки;
  • наблюдения;
  • рассматривание книжных иллюстраций;
  • применение дидактических игр;

Словесные методы:

  • чтение литературных произведений;
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр);
  • загадывание загадок.

Практические методы:

  • организация продуктивной деятельности детей;
  • оформление гербария растений, плодов;
  • чтение литературных произведений;
  • изготовление с детьми наглядных пособий.

Исследовательские методы:

  • опыты;
  • эксперименты;
  • изучение природы;
  • анализ, сравнение;
  • самостоятельная творческая работа.

Формы:

  • Индивидуальные;
  • Групповые;
  • Подгрупповые

ЛИТЕРАТУРА

1. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада.- М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2016.

2. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

3. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2015.

4. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет.-М: ТЦ Сфера, 2012.

5. Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно - дидактические игры ля дошкольников.-М:ТЦ Сфера, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог" младшая группа

Пояснительная запискаНаправленность: данная дополнительная общеобразовательная программарекомендована для детей 3-4 лет. От уровня сознания людей зависит решение всех экологических проблем,...

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный эколог»

Рабочая программа по дополнительной образовательной услуги "Юныйэколог". Срок освоения 1 год....

Дополнительная общеобразовательная программа «Юные исследователи»

Дополнительная общеобразовательная программаЕстественнонаучной направленности«Юные исследователи»Возраст обучающихся: 6-7 летСрок реализации: 1 год...

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"для детей 4-5 лет

Цель программы: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу....

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"

В программе «Юный эколог» представлена система работы по формированию экологической культуры детей 3-7 лет. В процессе совместной деятельности у детей формируется представление о живой и н...