Педагогический проект «Мини-музей одной картины «Ах, вернисаж! Ах, вернисаж!»»
проект (старшая, подготовительная группа)
Организация мини – музея «Ах, вернисаж, Ах, вернисаж!» решает задачи социально – личностного, нравственно и духовного воспитания подрастающего поколения.
Перед юными зрителями открываются репродукции живописных картин известных русских художников, подробный рассказ о которых предваряет слайд - фильм о творчестве художника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ah_vernisazh_2.docx | 47.31 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КУЗНЕЦКА.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 города Кузнецка
442539, Пензенская область, город Кузнецк,
улица Железнодорожная, дом № 1 В
т. (8-841-57) 7-18-93
e-mаil: douds-7@mail.ru
ИНН 5803014754
КПП 580301001
Педагогический проект
«Мини-музей одной картины
«Ах, вернисаж! Ах, вернисаж!»»
Проект составила
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 7 г. Кузнецка
Устимова Н.И.
Руководитель проекта:
Заведующий
МБДОУ ДС № 7 г. Кузнецка
Винокурова Н.Н.
2020
Кузнецк
Одним из новых и актуальных направлений современного дошкольного образования является музейная педагогика. Музей - это особое специальное организованное пространство ДОО, способствующее расширению кругозора ребенка и взрослого, повышению образованности, приобщению к вечным ценностям. Организация мини – музея «Ах, вернисаж, Ах, вернисаж!» решает задачи социально – личностного, нравственно и духовного воспитания подрастающего поколения.
Перед юными зрителями открываются репродукции живописных картин известных русских художников, подробный рассказ о которых предваряет слайд - фильм о творчестве художника.
Вид проекта: познавательный, творческий.
Актуальность данного проекта состоит в необходимости приобщения сегодняшнего поколения дошкольников к такому виду искусства как живопись. Живопись – самое сложное направление при работе с детьми дошкольного возраста. Детям сложно видеть особенности композиции и сюжета картины; выделять главный образ; определять средства выразительности, используемые художниками; проявлять эмоционально – личностное отношение к картине. Современные дети погружены в мир компьютерных игр, их родители не всегда могут найти время для полезных занятий с ребенком, а на посещение художественных выставок тем более. Поэтому мы и решили создать атмосферу музея в нашем саду и окунуть детей в мир живописи и красоты.
Цель проекта: создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к искусству через знакомство с картинами русских художников в мини-музее одной картинны в детском саду.
Задачи:
- познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией «художник» и с творчеством великих русских художников;
- познакомить дошкольников с основными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, исторической живописью;
- расширить представления детей о роли изобразительного искусства в жизни человека;
- учить детей рисовать в различных жанрах живописи;
- формирование интереса детей к музеям, выставкам через рассматривание репродукций картин;
- воспитывать чувство эстетического вкуса;
- продолжать формировать представления детей о музейной деятельности;
- расширять кругозор;
- способствовать эстетическому, духовному, патриотическому развитию личности ребенка.
Формы реализации проекта:
- Экскурсии в мини-музей одной картины в детском саду, музеи и выставки города;
- Беседы, совместная деятельность;
- Продуктивная деятельность.
Участниками проекта являются: заведующий, педагоги (воспитатели, старший воспитатель, музыкальные руководители, учитель-логопед, педагог психолог), воспитанники ДОО, родители и заинтересованные представители общественности.
Проект ориентирован на возрастные группы с 5 до 7 лет.
Условия реализации проекта:
1. Комплексный интегративный подход в содержании и организации образовательной деятельности;
2. Наличие теоретических и практических знаний у педагога;
3. Накопление, систематизация наглядного и дидактического материалов по художественно – эстетическому воспитанию, методической и художественной литературы;
4. Сотрудничество педагогов ДОО с семьей и социумом.
Проект реализуется на основе главных методических принципов:
- учет возрастных особенностей детей;
- доступность материала;
- постепенность его усложнения.
Срок реализации проекта:
12 месяцев (с сентября 2020 г. по август 2021 г.).
Создание и размещение мини-музея:
мини-музей одной картины «Ах, вернисаж! Ах, вернисаж!» располагается в музыкальном зале ДОО. Экспозиция мини-музея обновляется один раз в месяц, то есть воспитанники ДОО познакомятся в течение года с двенадцатью картинами известных русских художников.
Планируемые результаты работы:
1. В соответствии с возрастом, у детей сформированы основы художественной культуры;
2. В соответствии с возрастом, у воспитанников развито эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира, наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
3. Выработаны коммуникативные навыки у дошкольников;
4. Сформированы нравственные понятия, такие, как любовь и уважение к Родине;
5. Сформирован стойкий интерес к творчеству великих художников России, чувство гордости и уважения к людям искусства за их талант в создании мировых достояний культуры;
6. Повышен уровень профессионального мастерства педагогов через организацию педагогического поиска и реализацию инновационных форм работы.
Трансляция:
- защита проекта на педсовете;
- представление проекта «Ах, вернисаж! Ах, вернисаж!» на методическом объединении воспитателей города;
- выступление – презентация перед родителями воспитанников ДОО.
Интеграция образовательных областей:
- «Социально – коммуникативное развитие» - практическое освоение правил поведения в социуме, содействующих созданию оптимальных условий для развития личности ребенка;
- «Познавательное развитие» - совершенствование представлений у детей о творчестве известных русских художников и композиторов;
- «Речевое развитие» - использование картин известных русских художников в развитии диалогической и связной речи дошкольников;
- «Художественно – эстетическое развитие» - ознакомление воспитанников ДОО с культурным наследием (с произведениями художников, композиторов) нашей страны;
- «Физическое развитие» - организация экскурсий на художественные экспозиции; развитие мелкой моторики дошкольников через организацию образовательной, совместной и самостоятельной деятельности.
Структура проекта:
I. Подготовительный этап:
1. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
2. Изучение литературы по музейной педагогике;
3. Обзор биографической и энциклопедической литературы;
4. Подбор репродукций картин «Известные картины русских художники»;
5. Подбор музыкальных произведений русских композиторов, соответствующих тематике картины;
6. Разработка модели мини-музея;
7. Разработка картотеки мини - музея ДОО.
II. Продуктивный этап (этап реализации проекта):
1. Подготовка помещения (оформление музыкального зала);
2. Создание экспозиции в мини-музее.
3. Разработка плана работы мини-музея (1 раз в месяц экспозиция в мини-музее обновляется), назначение ответственных лиц;
4. Разработка содержания экскурсий в мини-музее:
- презентация картины (название картины, жанр живописи, кто написал картину, фотография и название музея, города, в котором выставляется подлинник картины);
- рассказ экскурсовода о картине.
III. Заключительный этап (практический выход):
1. Использование экспонатов мини – музея «Ах, вернисаж! Ах, вернисаж!» в образовательной деятельности ДОО:
- создание продукта детской деятельности (оформление тематических выставок детских работ «Мир искусства», «Мой натюрморт»;
- конспекты проведения ОД «Картины русских художников как средство развития связной речи дошкольников»;
- картотека картин русских художников.
2. Создание электронного энциклопедического пособия «Детям о русских художниках».
3. Взаимодействие с социумом:
- экскурсия в детскую художественную школу г. Кузнецка;
- посещение детской библиотеки с целью участия в выставочных мероприятиях;
- экскурсия в Пензенскую областную картинную галерею имени К.А.Савицкого;
- организация работы музыкальной гостиной классической музыки с участием педагогов и воспитанников
музыкальных школ и училища г. Кузнецка;
4. Свободное посещение мини-музея детьми вместе с родителями.
Перспективное планирование деятельности мини-музея «Ах, вернисаж! Ах, вернисаж!»
Месяц | Художник, название картины | Задачи | Ответственный | Место проведения |
Сентябрь | Исаак Ильич Левитан «Золотая осень» (Рекомендуемое музыкальное произведение: П.И. Чайковский «Сентябрь. Охота») | - уточнить и закрепить представление детей об изобразительном искусстве, его видах, о том, кто создает произведения искусства; о роли изобразительного искусства в жизни человека; - рассказать, где хранятся подлинные произведения искусства, как ведут себя люди в музеях; - вызвать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, желание всматриваться в них, соотносить увиденное с личным опытом; - вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы. | Педагог-психолог Леушина А.С.
| Музыкальный зал |
| Илья Ильич Репин «Букет цветов» (Рекомендуемое музыкальное произведение: П.И. Чайковский «Вальс цветов») | - познакомить детей с профессией и творчеством художника; - дать детям представление о натюрморте, вызвать ассоциации с их собственным опытом, стимулировать эстетические оценки и суждения; дать детям представление о признаках построения композиций для будущих картин; - развивать у детей зрительное и осязательное восприятие, образное видение и воображение ребят, ассоциативное мышление и эмоциональную отзывчивость. - вызвать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, желание всматриваться, замечать нюансы, а также вызывать у детей эстетическое отношение к художественным картинам. | Воспитатель Машкина В.Е. | Музыкальный зал |
Ноябрь | Виктор Михайлович Васнецов «Алёнушка» (Рекомендуемое музыкальное произведение: П.И. Чайковский «Болезнь куклы») |
| Воспитатель Красильникова О.А. | Музыкальный зал |
Декабрь | Виктор Михайлович Васнецов «Иван-царевич на Сером волке» (Рекомендуемое музыкальное произведение: М. П. Мусоргский «Баба Яга» из цикла «Картинки с выставки») |
| Воспитатель Яковлева Т.Л. | Музыкальный зал |
Январь | Виктор Михайлович Васнецов «Три богатыря» (Рекомендуемое музыкальное произведение: А.П. Бородин Симфония № 2 «Богатырская») |
| Старший воспитатель Пшеничникова Ю.А. | Музыкальный зал |
Февраль | Игорь Эмманиуилович Грабарь «Февральская лазурь» (Рекомендуемое музыкальное произведение: С. Рахманинов «Элегия») |
| Старший воспитатель Бородачева О.В. | Музыкальный зал |
Март | Исаак Ильич Левитан «Март» (Рекомендуемое музыкальное произведение: П.И. Чайковский «Март») |
| Музыкальный руководитель Мастяева С.В. | Музыкальный зал |
Апрель | Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели» (Рекомендуемое музыкальное произведение: В. Бережков «Грачи прилетели») |
| Воспитатель Николаева Н.В. | Музыкальный зал |
Май | Валентин Александрович Серов «Девочка с персиками» (Рекомендуемое музыкальное произведение: Ф. Шопен Вальс № 7) | - познакомить с портретом художника В.А. Серова, с некоторыми фактами из биографии художника; - вызвать интерес к содержанию картины; - формировать навыки описания внешности человека; - оценить с помощью изобразительно-выразительных средств художественно-идейное значение; - воспитывать интерес к творчеству В.А.Серова и к живописи вообще. | Воспитатель Гобузова О.К. | Музыкальный зал |
Июнь | Иван Иванович Шишкин «Утро в сосновом бору» (Рекомендуемое музыкальное произведение: Э. Григ «Утро» («Пер Гюнт») |
| Воспитатель Еремина В.А. | Музыкальный зал |
Июль | Архип Иванович Куинджи «Березовая роща» (Рекомендуемое музыкальное произведение: П.И.Чайковский | - вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение пейзажных картин. Способствовать тому, чтобы дети соотносили увиденное с собственными чувствами и переживаниями, личным опытом общения с природой, высказывали эстетические суждения и оценки;
| Воспитатель Никитина Л.В. | Музыкальный зал |
Август | Иван Иванович Шишкин «Рожь» (Рекомендуемое музыкальное произведение: Русская народная песня «Над полями, да над чистыми») | - систематизировать знания детей о творчестве русских великих художников; - продолжать формировать представление о Третьяковской галерее как храме русской живописи;
| Воспитатель Курашковская Е.В. | Музыкальный зал |
Литература:
- Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М., 2004.
- Дмитриева Л. П. Создание экспозиции школьного музея. Методическое пособие, - Казань, 2000.
- Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста.- Пермь, 2002.
- Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. - М.: Просвещение, 1992.
- Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. - М.: Просвещение, 1991.
- Моргунов Н., Н. Моргунова-Рудницкая. Русские художники. Васнецов. – М.: Искусство, 1962.
- Описание картины "Богатыри" из книги В. Н. Осокина "В. Васнецов" (серия "ЖЗЛ").
- Альбом «Русские художники от А до Я», - Издательство: "СЛОВО/SLOVO" , 2009.
- Список интернет-ресурсов:
9.1. "Информационно-образовательные ресурсы по ознакомлению дошкольников с искусством"
9.2. «Инфоурок» https://infourok.ru/velikie-russkie-hudozhniki-detyam-1582119.html
9.3. «Учебно-методический кабинет» https://ped-kopilka.ru/blogs/50299/raskazy-o-hudozhnikah.html
9.4. Видеофильм «Всемирная картинная галерея с тетушкой Совой»
- http://www.smirnova.net/ Гид по музеям мира и галереям (материалы по искусству, статьи)
- http://www.artprojekt.ru Энциклопедия искусства - галереи, история искусства, дополнительные темы
- http://mifolog.ru/ Энциклопедия мифологии (изложение мифов, тексты
- http://www.classical.ru/r/ Архив классической музыки в формате Real Audio
- http://www.kulichki.com/travel/ Виртуальные путешествия (Петергоф, Крым, Звенигород, Волга, Париж, Берлин, Прага)
- http://eurotour.narod.ru/index.html Виртуальные путешествия по странам мира
- http://www.wco.ru/icons/ http://www.travellinks.ru/Virtual_journey/ Виртуальный каталог икон
- http://www.visaginart.narod.ru/ Галерея произведений изобразительного искусства, сгруппированных по эпохам и стилям
- http://www.smallbay.ru/ Галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, мифология
- http://www.museum.ru/gmii/ Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
- http://kizhi.karelia.ru/ Государственный музей-заповедник Кижи
- http://fashion.artyx.ru/ Иллюстрированная энциклопедия моды
- http://petrov-gallery.narod.ru/ Картинная галерея Александра Петрова
- http://jivopis.ru/gallery/ Картинные галереи и биографии русских художников
- http://www.artclassic.edu.ru/ Коллекция образовательных ресурсов по МХК
- http://www.culturemap.ru/ Культура регионов России (достопримечательности регионов)
- http://sobory.ru/ Народный каталог православной архитектуры (описания и фотографии церквей, храмов и монастырей)
- http://notes.tarakanov.net/ Нотная библиотека (ноты, партитуры, клавиры, фрагменты из опер, балетов)
- http://www.belcanto.ru Оперное искусство (новости, биографии, книги, статьи, записи)
- http://www.tretyakov.ru Официальный сайт Третьяковской галереи
- http://www.rusmuseum.ru Официальный сайт Русского музея
- http://www.hermitagemuseum.org Официальный сайт Эрмитажа
- http://www.museum.ru Портал музеев России
- http://www.sgu.ru/rus_hist/ Русская история в зеркале изобразительного искусства
- http://www.theatremuseum.ru/ Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
- http://www.artlib.ru/ Сборник галерей живописи русских художников и художников XX века
- http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/sculpture_greek/index.html http://historic.ru/lostcivil/greece/art/statue.shtml Собрания древнегреческой скульптуры
- http://www.wroubel.ru/ Творчество Михаила Врубеля
- http://www.encspb.ru Энциклопедия Санкт-Петербурга
- Энциклопедии:
10.1. Серия «Энциклопедия живописи для детей» Издательство «Белый город»
10.2. Энциклопедия русской живописи: http://artcyclopedia.ru
10.3. Рейтинг энциклопедии художников: http://encyclopedii.ru/rating-hudojniki.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "мини-музей головных уборов"
Педагогический проект "Мини-музей головных уборов"...
Педагогический проект «Мини - музей трафаретов, используемых в нетрадиционной технике рисования»
Педагогический проект "Мини-музей трафаретов, используемых в нетрадиционнной технике рисования"...
Педагогический проект Мини-музей Медвежонок
1. Тема проекта: Проект мини-музей «Медвежонок». Тип: Средне продолжительный, познавательно-исследовательский.2. Цели и задачи проекта:...
Педагогический проект мини-музей "Мульти-пульти"
В рамках музейной педагогики и реализации ФГОС...
Педагогический проект "мини- музей "Рябушка"
Педагогический проект « Наш мини-музей «Рябушка» в первой младшей группе.Добро пожаловать в наш мини-музей «Рябушка»Цель создания: Расширить представления детейоб окружающем мире, познакомить мал...
Педагогический проект "Мини-музей"
В моей группе "Земляничка" был создан мини-музей "Солнышко-лучистое"....
Педагогический проект "Мини-музей "Веселые рукавички"
Одной из привлекательных и результативных форм совместнойдеятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектнаяде...