Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе «Магнит и его секреты».
план-конспект занятия (старшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно - исследовательской деятельности
в старшей группе «Магнит и его секреты».
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:
Образовательные
- Сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить с использованием магнита человеком;
- Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения;
Развивающие
- Развивать самостоятельность у детей в процессе опытов, умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнера;
Воспитательные
- Воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с острыми предметами.
Оборудование: Посылка, «волшебная варежка» (с магнитом внутри), ложки: пластмассовая, деревянная, металлическая, магниты (каждому ребенку), различные металлические предметы (скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы, шурупы, железные пластинки и т. д.), тарелочки с крупой, стакан с водой (на каждого ребенка).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, пришла посылка «Для любознательных». Я думаю, что это вы. Посмотрим, что же там находится?
(В посылке три ложки: пластмассовая, деревянная, металлическая и рукавица, в которой спрятан магнит).
Воспитатель: Ложка деревянная, ложка пластмассовая, ложка металлическая и рукавица. Я думаю, что рукавица здесь не случайно, она волшебная. Повнимательней смотрите, за рукой моей следите.
Игра «Волшебная рукавица»
Воспитатель: (подносит рукавицу к каждой ложке). Нет волшебства. Опять нет волшебства. Получилось, волшебство! Ребята, как вы думаете, почему не притянулась ни деревянная ложка к рукавице, ни пластмассовая, а притянулась только одна металлическая ложка? Молодцы, ребята вы меня просто порадовали, разгадав секрет, действительно в рукавице находится магнит. Послушайте загадку, можно так сказать про магнит?
«Этот жадный предмет все предметы хватает.
Для него нормы нет, прилипанием страдает»
Воспитатель: Ребята, как вы, думаете, что такое магнит? - Это предмет, который притягивает к себе металлические изделия.
Воспитатель: Магнит — это кусок железа или стали, который притягивает к себе металлические предметы. Притягивает магнит только некоторые металлы: железо, сталь, никель. Другие металлы, например: алюминий, серебро, золото — не притягивает. И вы в этом убедитесь сейчас. Перед вами золотое колечко, алюминиевая пластинка, проверим, притянет ли эти металлические предметы магнит?
Действительно ни золото, ни алюминий не могут взаимодействовать с магнитом.
Воспитатель: Возьмите, ребята, в руки магнит, и обследуйте, какой он?
Путем экспериментирования дети определяют качества:
- Определите на ощупь (гладкий, холодный),
- Постучите по столу, какой звук слышите? (глухой),
- Попробуйте сломать: твёрдый или мягкий? (твердый),
- Какой он: тяжёлый или лёгкий? Мы знаем, что легкие предметы в воде что делают (плавают), а тяжелые предметы? (тонут). Опустите в воду магнит – утонул, значит, он тяжелый.
Вывод: гладкий, глухой звук, твердый, тяжелый.
Воспитатель: Ребята, магнит хранит в себе много секретов. Один из них мы уже знаем: притягивает к себе металлические предметы через ткань (рисунок) и разгадаем второй секрет:
Опыт № 1 «Танец скрепок».
На картон рассыпаются скрепки, под картоном магнит.
Воспитатель: Скрепки спокойно лежат. Будьте внимательны и следите: я провожу магнитом по бумаге и что вы заметили?
Дети: Магнит заставляет скрепки двигаться.
Вывод. Вот и еще один секрет узнали: магнит взаимодействует с предметами через бумагу (рисунок).
Воспитатель: А как вы думаете, сможет ли магнит взаимодействовать с металлическими предметами, спрятанные в крупе? (Да. Нет). Давайте попробуем раскрыть и этот секрет
Опыт №2 «Поможем Золушке перебрать крупу».
На тарелочках гречка, внутри скрепки, кнопки, гаечки. С помощью магнита все из гречки убираем.
Воспитатель: Как быстро вы справились с заданием, будто по взмаху волшебной палочки очистили крупу. Какие предметы волшебный магнит помог найти и достать из крупы? (Гайки, шурупы, болты, скрепки, булавки).
Воспитатель: Почему они притянулись к магниту? (Эти предметы из железа - они металлические).
Воспитатель: Все предметы, которые притягиваются к магниту, называются магнетические.
Вывод. Еще один секрет разгадали, магнит действует через крупу (рисунок).
Воспитатель: А что если бы, в крупе были резиновые, бумажные, стеклянные предметы, смогли бы вы очистить крупу? Почему? Возможно, ли очистить крупу, если в ней находятся золотые изделия? Почему нет?
Воспитатель: Предметы, которые не притягиваются, называются немагнетические.
Опыт № 3 «Не замочи рук».
Воспитатель: Сейчас мы попробуем разгадать еще один секрет магнита. Перед вами стакан с водой с металлическими предметами. Вам нужно, не замочив рук, достать скрепку. Поможет вам в этом, конечно, магнит. (У каждого ребенка стакан с водой. Ребенок опускает скрепку в стакан с водой и по внешней стороне стакана снизу вверх ведет магнит. Скрепка «тянется» за магнитом).
Вывод. Еще один секрет: магнит взаимодействует с предметами через стекло и воду (рисунок)
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать:
«Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой»
Воспитатель: Правильно, рыбка.
Воспитатель: Посмотрите на этот бассейн, сколько здесь ненужного мусора в воде? Как вы думаете, рыбам нравится жить в такой воде? Как мы сможем помочь? Когда работаем парами, что делаем? Договариваемся, совещаемся, помогаем друг другу. Возьмите удочки, у которых вместо крючков магниты и очистите бассейн.
Воспитатель: Молодцы, сделали доброе дело, освободили бассейн от мусора, и рыбкам будет уютно жить здесь. Ребята, где в нашей группе можно увидеть магниты? (магниты на доске для удержания картинок; магнитные игры, магнитный конструктор, игра рыбалка, железная дорога, буквы и цифры на магнитах).
Воспитатель: А как вы думаете, где еще используется магнит? (В наушниках, в телефонной трубке, на банковской карте, магнитные замки). С помощью магнита можно легко и быстро собрать рассыпавшиеся иголки, кнопки. А еще используют магниты в строительстве, для поднятия тяжелых металлических грузов. В водопроводах устанавливают магнитные фильтры воды, которые улавливают частички металла, и вода в кран поступает чистой. В медицине — магниты используются в приборах МРТ (магнитно-резонансной томографии) (Демонстрируются картинки).
А еще, ребята, магнит есть в компасе (показать). Компас — прибор для определения своего местоположения. Внутри у него есть магнитная стрелка, которая вращается вертикально и по кругу, она всегда указывает на север. А определив по стрелке, где север, можно определить и где находятся остальные части света: юг, восток, запад.
Как вы, думаете, кому нужен компас? Компас нужен геологам, туристам, путешественникам.
Воспитатель: На сегодня разгадали все секреты с магнитами. Вспомните, какие секреты вы узнали сегодня.
- Магниты притягивают металлические предметы через ткань.
- Магнит может притягивать предметы через бумагу.
- Магнит взаимодействует с предметами через крупу.
- Магнит взаимодействует через стекло и воду.
Воспитатель: Какие добрые поступки вы совершили, кому помогли? (Очистили бассейн от мусора). Какими вы были на занятии? (любознательными, внимательными, умными, ловкими)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительный магнит"
Цели: развивать мыслительные операции, умение делать выводы; активизировать словарь детей; закреплять представления о магните и его свойстве притягивать предметы; развивать способн...
Исследовательская деятельность в старшей группе "Магнит"
Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе предметы всегда вызывала у людей удивление. С магнитами мы часто встречаемся в повседневной жизни: это наши первые магнитные азбуки, магнитная до...
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Волшебный магнит»
Цель: Решение задач по речевому развитию, по средствам познавательно-исследовательской деятельности....
Познавательно–исследовательская деятельность в старшей группе «Удивительный магнит»
Познавательно–исследовательская деятельность в старшей группе «Удивительный магнит»...
Малосергиевский филиал МБДОУ ДС№5 р.п. Тамала Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: " Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги" .
Цель: расширять представления детей о бумаги и ее свойствах.Задачи:1.Систематизировать и пополнить знания, представления о свойствах бумаги, её видах. Развивать умение обследовать предмет, устанавлива...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Магнит-фокусник»
Конспект занятияпо познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Магнит-фокусник» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально- коммуник...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Мыльные секреты»
Развитие познавательного интереса детей к исследовательской деятельностив процессе знакомства со свойствами мыла и его разновидностями...