Познавательно–исследовательская деятельность в старшей группе «Удивительный магнит»
опыты и эксперименты (старшая группа)
Познавательно–исследовательская деятельность в старшей группе
«Удивительный магнит»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
magnity.docx | 32.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МО «Тахтамукайский район»
пгт.Энем
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №5 «Калинка»
Муниципальный этап конкурса педагогического мастерства
«Воспитатель года 2021»
Познавательно–исследовательская деятельность в старшей группе
«Удивительный магнит»
Воспитатель
Григорьева Евгения Владимировна
пгт.Энем
2021
Тема: «Удивительный магнит»
Цель: Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита
Образовательные задачи: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить об использовании магнита человеком.
Развивающие задачи: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы. Развивать пространственную ориентировку зрительное восприятие, аналитико-синтетическую деятельность,логическое мышление: выделять свойства предметов,
Воспитательные задачи: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.
Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения.
Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру. Самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Формирование словаря: лаборатория, лаборант, магнит, магнитное поле, магнитная сила.
Здоровье-сберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, физминутка
Методы:
Словесные – беседа, объяснение
Наглядные – показ приемов работы;
Практические – игровые упражнения, физ. минутка, самостоятельная работа;
Игровые – игровая мотивация;
Метод похвалы.
ИКТ: ноутбук, экран
Аудиозапись: музыка
Оборудование и материалы:
Для детей: наборы камней, несколько магнитов разных по размеру, скрепки, лист картона, ткань, стеклярус, пластмассовая пластина, шурупы, пластиковый стакан с водой, песок, картон –полянка, бабочки, божьи коровки, резиновые мячики.
Для воспитателя: наборы камней, несколько магнитов разных по размеру, скрепки, лист картона, ткань, стеклярус, пластмассовая пластина, шурупы, пластиковый стакан с водой, песок, картон –полянка, бабочки, божьи коровки, резиновые мячики.
Предварительная работа: Беседы «Истории открытия магнита», «Использовании магнита в жизни человека», «Природный и естественный магнит»
Просмотр мультсериала: «Фиксики» Магнит; «Лунтик» Магнит
Игры: «Притянет, не притянет», «Исследование группы»
Ход деятельности:
Входим под музыку и становимся полукругом.
Воспитатель: Ребята, мы пришли с вами в научную Лабораторию, где узнаем много интересного. Давайте возьмемся за руки. (дети вместе с воспитателем берутся за руки)
Собрались мы вместе в круг
Ты мой друг и я – твой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
- Присядем на места. (дети садятся на места)
Воспитатель : сегодня, мы пришли с вами навстречу с профессором Знай. Он пригласил нас в свою лабораторию и обещал показать нам много интересного. Но что-то я его не вижу (оглядываются).
Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? Кто в ней работает? Чем занимается лаборант? Какая одежда у лаборанта? (ответы детей)
-Молодцы, ребята. Поэтому мы с вами в белых халатах.
-Звонок по скайпу (Профессор Знай: Здравствуйте, дорогие мои, Мне пришлось срочно уехать на конференцию и я не смогу с вами встретиться. Но вы можете осмотреть лабораторию, провести опыты. Евгения Владимировна, я оставил небольшой подарок, для вас с ребятами он поможет вам узнать много интересного). Подарок найдете в сундуке.
Воспитатель: Сундук, но где он? (дети помогают найти). Открывает сундук.
-Смотрите, какой интересный подарок. Давайте я его примерю.
(примерила браслет и меня магнитит в сторону, нахожу магнит)
-Ребята, подойдите ко мне (рассматриваем магнит)
-Как вы думаете, что это? (ответы детей)
-Вот перед вами обычный магнит, (показываю большой магнит)
Много секретов в себе он хранит
- А кто знает, что такое магнит?
Ответы детей:
(Это камень, который притягивает к себе железные предметы…)
-Почему меня к нему притянуло? (ответы детей)
-Как думаете, почему профессор сделал такой подарок? (ответы детей)
-Да совершенно верно, профессор хотел, чтобы мы с вами исследовали магнит и его свойства.
- Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы. И чтобы проверить так ли это, я предлагаю вам провести несколько опытов.
Опытно-экспериментальная часть
--А сейчас мы пройдем в лабораторию, но прежде хотелось бы напомнить вам о правилах поведения в лаборатории:
- не кричать
-не трогать без разрешения
-не пробовать на вкус
-работать только на своем месте
-соблюдать осторожность.
Пальчиковая гимнастика
Давайте подготовим к работе пальчики
Пальчиковая гимнастика
Опыт № 1 «Всё ли притягивает магнит?»
- Ребята, что вы видите на столах?
Ответы детей:
(Магниты, металлические скрепки, монеты, счетные палочки, кусочки картона и ткани…)
- На столах, находятся предметы из разных материалов. Давайте проведем эксперимент с этими материалами, и проверим, что притягивает магнит.
Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит и разделяют их по тарелочкам
- Назовите, какие предметы притянул магнит.
Ответы детей:
(Скрепки, монеты…)
- Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?
Ответы детей:
(Из металла, железа)
- Они какие? (Металлические)
- А какие предметы не притянул магнит?
(Счетные палочки, камни, стеклярусы, дерево, бумага…)
- Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом?
Ответы детей:
(Из дерева, пластика, бумаги и т. д.)
Работа над словарём (пластиковые, тканевые, бумажные)
- Как вы считаете, почему притянулись скрепки, монеты…?
Ответы детей:
(Потому что они металлические, железные)
- Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
–Да, у магнита есть сила! Сейчас мы попробуем это доказать. Посмотрите, ребята, у меня в руках два магнита. Какой из них обладает большей силой, большой или маленький? Как это узнать? (проводим опыт с металлическими предметами).
Вывод: большой магнит обладает большей силой, а маленький меньшей, т. к. большой магнит притянул больше металлических предметов.
Опыт № 2 «Действует ли магнит через другие материалы?»
- Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например: бумагу, ткань, воду?
Ответы детей:
(Да! Нет!)
- Хорошо. Давайте проверим.
С помощью чего можем поднять скрепку, не намочив руки как вы думаете? (ответы детей) Давайте проверим, для опыта потребуется магнит, пластиковый стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань.
В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.
Педагог: “Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия?
Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через преграду
Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через преграду (пластиковый стакан и воду.)
Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод
(Магнит может притягивать через бумагу, ткань)
Опыт №3 «Найти клад в пустыне»
На столе стоят тарелочки, засыпанные манкой, пододвиньте и рассмотрите, что там лежит? (манка)
- Как вы думаете, а под манкой могут прятаться другие предметы? Какие? (бумага, кусочки ткани, скрепки, монеты, камушки)
-Как мы можем это узнать?
- Как вы думаете, что может произойти, если мы поднесем к этим предметам магниты? (дети выдвигают гипотезу)
Гипотеза: Предметы прикрепятся; только железные предметы прикрепятся к магниту.
- Давай проверим на опыте! (дети проводят опыты)
- Давайте рассмотрим, какие же предметы магнит не притянул? (бумагу, ткань, камушки)
- Какой вывод мы можем сделать?
(Вывод: магнит притягивает только железные предметы)
Физминутка (под музыку)
Опыт №4 «Отталкивание»
- Если мы приблизим 2 магнита друг к другу, что может с ними произойти?
Гипотеза: они притянутся друг к другу, не притянутся, оттолкнутся друг от друга.
- Давайте проверим на опыте. (дети выполняют опыт)
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Магниты притягиваются друг к другу.
- А если мы соединим магниты другой стороной, что тогда с ними произойдет?
Гипотеза: Они оттолкнутся друг от друга; их нельзя будет примагнитить друг к другу.
- Давайте проверим на опыте. (дети выполняют опыт)
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Соединенные магниты другой стороной отталкиваются друг от друга.
Воспитатель: Я раскрою вам секрет, любой магнит имеет два полюса южный и северный, которые обозначаются «+» и «-». Кто мне скажет, что еще имеет два полюса?
Дети: Наша планета Земля.
Воспитатель: Правильно. (Показывает глобус) Наша планета Земля- это огромный магнит, мы с вами имеем возможность ходить по земле, потому что она нас притягивает но что будет, если мы попытаемся соединить два одинаковых полюса? (Приблизить магниты с одноименными полюсами).
Я хочу показать вам фокус «Летающая бабочка»
Оборудование: картон-полянка, бабочки, магнит.
-Кто догадался, почему моя бабочка летает? (к ней прикреплен магнит. Бабочка движется, повторяя движения магнита, который я передвигаю под картоном, и бабочка летает.
- Отчего так происходит?
Ответы детей:
(Магнит действует на металлическую скрепку через преграду - картон…)
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Магнитная сила действует через преграду – картон.
-Ребята, какое сейчас время года? (весна)
-Что происходит в природе весной? (ответы детей)
-Давайте все вместе поможем проснуться нашим бабочкам (дети повторяют)
-Какие они красивые. Ребята, а моя бабочка присела на цветочек.
Рефлексия
Итог опытно-экспериментальной деятельности
-Ребята, вам понравилось проводить опыты в лаборатории профессора Зная? (ответы детей)
-Давайте вспомним:
- С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились? (Магнитом)
- Какие предметы притягивает магнит? (Металлические)
- Какие свойства магнита вы запомнили?
(Магнит притягивает только металлические предметы; Магнит действует через препятствие – картон, ткань, воду…).
- Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты?
Ответы детей
(Магниты на доске для удержания картинок, буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами…)
- Молодцы, вы хорошо сегодня поработали, много нового узнали. Вы были настоящими исследователями. Спасибо, вам, за вашу научную работу.
Ой, ребята, Профессор Знай с нами на видео связи:
- Профессор Знай (Ребята, как ваши успехи в исследовании? …..
Я надеюсь, вам понравилось проводить исследования в нашей лаборатории. Мы обязательно с вами встретимся.
А сегодня я вас благодарю за работу и награждаю вас сертификатами.
Воспитатель: Ребята, кажется в сундуке есть еще что-то?
-Ребята, здесь двойное дно! Сертификаты тут!
-При встрече обязательно поблагодарим профессора Зная!
-Нам пора возвращаться. Дети под музыку уходят
Самоанализ непосредственно образовательной деятельности «Удивительный магнит»
Цель: Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита
Образовательные задачи: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить об использовании магнита человеком.
Развивающие задачи: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы. Развивать пространственную ориентировку зрительное восприятие, аналитико-синтетическую деятельность,логическое мышление: выделять свойства предметов,
Воспитательные задачи: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.
Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения.
Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру. Самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Формирование словаря: лаборатория, лаборант, магнит, магнитное поле, магнитная сила.
Здоровье-сберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, физминутка
Методы:
Словесные – беседа, объяснение
Наглядные – показ приемов работы;
Практические – игровые упражнения, физ. минутка, самостоятельная работа;
Игровые – игровая мотивация;
Метод похвалы.
ИКТ: ноутбук, экран
Аудиозапись: музыка
Оборудование и материалы:
Для детей: наборы камней, несколько магнитов разных по размеру, скрепки, лист картона, ткань, стеклярус, пластмассовая пластина, шурупы, пластиковый стакан с водой, песок, картон –полянка, бабочки, божьи коровки, резиновые мячики.
Для воспитателя: наборы камней, несколько магнитов разных по размеру, скрепки, лист картона, ткань, стеклярус, пластмассовая пластина, шурупы, пластиковый стакан с водой, песок, картон –полянка, бабочки, божьи коровки, резиновые мячики.
Предварительная работа: Беседы «Истории открытия магнита», «Использовании магнита в жизни человека», «Природный и естественный магнит»
Просмотр мультсериала: «Фиксики» Магнит; «Лунтик» Магнит
Игры: «Притянет, не притянет», «Исследование группы»
На занятии присутствовало 10 детей старшего дошкольного возраста. Структура занятия выстроена от простого к сложному. Занятие проходило в форме игры – ученые в лаборатории. Мотивационный цикл имел ряд этапов: первый – встреча с профессором Знай. Второй – разгадывание тайн магнита.
Водная часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) предполагала, снятие эмоционального напряжения, организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, установку на предстоящую деятельность, объяснение. Это было сделано с помощью встречи с профессором Знай, приветствием гостей.
Основная часть НОД — это совместная и самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. В середине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена физ.минутка, с включением национального компонента (национальная музыка).
Непосредственно образовательная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: технологий проблемного обучения, информационно-коммуникационных технологий, развивающих дидактических пособий.
Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения, а также в учёте педагогом особенностей мышления и темп восприятия каждого ребенка.
В заключительной части НОД подводился итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий.
Уровень подготовки детей к усвоению, поставленных задач, был достаточный. Задачи соответствовали теме занятия, возрасту детей и их индивидуальным способностям. Способы организации детей были разнообразны: в паре, в подгруппе, индивидуальная работа детей, которая впоследствии привела к коллективному результату.
Санитарно –гигиенические условия соответствовали требованиям: помещение было заранее проветрено, освещение достаточное, опасные материалы детьми не использовались, в середине была проведена физ.минутка.
Дети в процессе работы вели себя активно. Каждый ребенок был включен в работу.
Я считаю, на занятии все, что было запланировано, удалось реализовать в полном объеме.
Планирую продолжать знакомить детей со свойствами магнита, и применение свойств магнита человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительный магнит"
Цели: развивать мыслительные операции, умение делать выводы; активизировать словарь детей; закреплять представления о магните и его свойстве притягивать предметы; развивать способн...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"
Занятие направлено на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами воздуха и способами его обнаружения....
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Занятие способствует обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха. Расширяет представления о значимости воздуха в жизни человека. Проводятся с детьми элементарные экспериментирования....
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"
Открытое занятие для педагогов по экспериментированию по теме "Воздух" в старшей группе...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности. исследовательской активности.Поэтому уже в дошкольном возрасте необхо...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Удивительный камень – магнит»
Данное занятие направлено на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование,формирование понятия детей о магните, расширение их представл...