Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Мыльные секреты»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Максимова Алена Зиновьевна

Цель: развитие познавательного интереса детей к исследовательской деятельности в процессе знакомства со свойствами мыла и его разновидностями.

Задачи:

Обучающие: Ознакомление детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, специальное); закрепление и уточнение знаний детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни; активизировать у детей представления о свойствах мыла: мыло в воде растворяется,при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри.

Развивающие:Развитие сенсорных  навыков, зрительного восприятия, внимания, памяти; развитие исследовательских умений у детей.

Воспитывающие: воспитание КГН, умение взаимодействовать с другими детьми, воспитание интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.z.mylnye_sekrety.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему

«Мыльные секреты»

Цель: развитие познавательного интереса детей к исследовательской деятельности в процессе знакомства со свойствами мыла и его разновидностями.

Задачи:

Обучающие: Ознакомление детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, специальное); закрепление и уточнение знаний детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни; активизировать у детей представления о свойствах мыла: мыло в воде растворяется,при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри.

Развивающие:Развитие сенсорных  навыков, зрительного восприятия, внимания, памяти; развитие исследовательских умений у детей.

Воспитывающие: воспитание КГН, умение взаимодействовать с другими детьми, воспитание интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.

Материалы и оборудование: мыло различных видов ( жидкое и туалетное, хозяйственное, фигурное); тарелочки пластмассовые; пластиковые стаканчики, трубочки; влажные салфетки; воронки; миски для разведения мыльных пузырей; средство для мытья посуды; глицерин, мыльные пузыри, фартуки и нарукавники для работы; запись на USB-носителе «Если дети утром умываются».

Ход занятия:

Воспитатель с детьми входит в группу под песню «Если дети утром умываются». Встают в круг.

Воспитатель: 
Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, давайте присядем на стульчики  и  отгадаем мою  загадку.

Похоже на пряники разного цвета,
Собрало в себе запах трав всего света.
Ребята охотно им моют ладошки,
Не любят его лишь собаки и кошки.

Ответы детей: Мыло

Воспитатель: Молодцы, угадали,  мыло. Сегодня мы поговорим о нем, потрогаем его, почувствуем его запах, и даже сделаем мыльные пузыри из него.  Для этого нам предстоит отправиться в секретную лабораторию.
А что такое ЛАБОРАТОРИЯ? Лаборатория - это помещение для проведения различных опытов, наблюдений и исследований. Ну, что ребята, вы готовы? (ответы детей). Давайте встанем в кружок и скажем волшебные слова (повторяют за воспитателем слова и движения):

Раз, два, три -
Волшебство скорей приди!

Раз, два, три!

В лабораторию заходи!

Воспитатель: Оглянитесь, осмотритесь!  Вот мы и в секретной лаборатории. Мы с вами будем проводить опыты с мылом, и, возможно совершим открытие! Прежде чем  начать эксперимент,  давайте вспомним, правилами  поведения в лаборатории.

1. Соблюдай тишину в лаборатории.

2. Не толкай соседа во время работы.

3. Сначала подумай, потом сделай.

4. Убери за собой рабочее место.

5. Не бери без разрешения незнакомые для тебя предметы.

СТОЛ 1

На первом столе разложены на тарелочках куски твердого мыла. Дети трогают мыло, нюхают его, передают друг другу.

Воспитатель: Ребята, вы можете внимательно рассмотреть мыло.      
Какое мыло бывает по форме? (квадратное, круглое, овальное прямоугольное и т.д.)
Какое мыло бывает по цвету? (разных цветов)
Какое мыло бывает по запаху? (ароматное, душистое)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а для чего мыло нужно человеку?

Ответы детей: Мыть руки, стирать вещи. 

Воспитатель: А вы знаете, что бывает мыло для того, чтобы стирать одежду. И называется оно - хозяйственное. Посмотрите на него. Какого оно цвета?

Ответы детей: Коричневое.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А давайте проведем наш первый опыт. В  прозрачные стаканчики налита тёплая вода.

- Какая вода? А какого цвета?

Ответы детей: Тёплая, без цвета - чистая и прозрачная.

 Воспитатель: Вот, у вас на тарелочках  есть натёртое мыло, давайте  ложечкой насыпем его в стаканчики с водой, немного помешаем его и понаблюдаем, что происходит с мылом? 

Ответы детей:  Растворяется в воде.

 Воспитатель: Какая стала вода, после растворения в ней мыла?

 Ответы детей:  Мутная.

 Воспитатель: Теперь, возьмите трубочку и  попробуйте пустить пузырь.

(отдельные  тарелочки с натертым мылом и  пластиковые  ложки)

Воспитатель: Получается?

Ответы детей: Нет.( пробуют пустить мыльные пузыри).

Воспитатель: Да, пузыри у нас не получились. Теперь вытирайте руки влажными салфетками и перейдем ко второму столику. Что вы видите на этом столе?

СТОЛ 2

Ответы детей: Жидкое мыло

Воспитатель: Правильно, это тоже мыло, но оно жидкое. Интересно, а почему мыло в бутылочке? Почему оно  называется жидким?

Ответы детей: Потому что  мыло течет.

Воспитатель: А теперь  давайте проведем второй опыт:  растворим жидкое мыло в воде.  Какого цвета стала водичка? А что произошло с мылом?

Ответы детей:Зеленое, мыло растворилось.

Воспитатель: А как вы думаете, почему у меня вода в стаканчике розового цвета?

Ответы детей: потому что у вас мыло было розового цвета.

Воспитатель: А теперь попробуйте пустить из этого раствора мыльные пузыри.  Получаются?

Ответы детей:Не совсем.

Воспитатель: Ребята, мы немного поработали, и немножечко устали. Давайте отдохнём, сделаем физкультминутку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

Плавно руки вверх подняли

И кистями помахали.

Руки мы к плечам прижали

И локтями повращали.

Сделали по пять прыжков.

И к работе все готовы!

СТОЛ 3

Воспитатель: А теперь я приглашаю вас к третьему столу.

Подходят к столу, на котором все готово для приготовления мыльных пузырей.
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем наш третий опыт. Что у меня в руках?

Ответы детей: Мыло для посуды.

Воспитатель: Правильно, это мыло для посуды. 

Ребята, давайте узнаем  получатся ли у нас мыльные пузыри  из средства для мытья посуды?          

Воспитатель: Для этого нам нужно приготовить раствор: сначала наливаем теплой водички в миску, затем добавляем мыло для посуды.  А  вам я приготовила уже готовый раствор.  Перемешиваем ложечкой и попробуем надуть мыльные пузыри.   Получаются?

 Ответы детей :Получаются, но быстро лопаются.

Воспитатель: Ну, тогда давайте добавим немного глицерина. Вы знаете, что такое глицерин?

Ответы детей: Нет.

Воспитатель: Глицерин - это такое вещество, у которого нет запаха, оно бесцветное, обладает  сладковатым вкусом. Но пробовать вам его я не советую. А нам он нужен для того, чтобы наши мыльные пузыри были крепкими. Нам нужно добавить его совсем немного. Сейчас я добавлю себе и вам в миски.

(100мл.воды, 100мл жидкого мыла, 2 ч.ложки. сахара и добавить немного глицерина).

Воспитатель: А теперь попробуйте при помощи воронки  надуть пузыри. А что такое воронка? Воронка – это средство для переливания жидкости. Теперь я возьму воронку и хорошенько ею размешаю содержимое миски.

Посмотрите, какой пузырь замечательный у меня получился. А вы хотите попробовать?

Дети пробуют по очереди надувать мыльные пузыри при помощи воронки.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие красивые пузыри у вас  получились. А теперь, ребята, пришло время возвращаться в детский сад. Давайте снова встанем в круг и произнесем волшебные слова.

Раз, два, три! Снова в группу заходи!

Воспитатель: Ну, вот мы и в детском саду.

Садятся на стульчики, расположенные полукругом..

Рефлексия:

- Ребята, где мы побывали сегодня?
- Что нового вы узнали о мыле?
-Какое бывает мыло? – жидкое, твердое, большое, маленькое, разного цвета, разной формы, с запахом.
-При попадании воздуха в мыльную воду что появляется? — пузыри
-Для чего нужно мыло? – для уничтожения микробов.

Воспитатель: Ребята, к сожалению, пришла  пора  прощаться.  А чтобы  вам не было грустно, примите от меня маленькие подарочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы по теме: "Свойства воды"

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы   Тема: « Свойства воды»   Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей...

Конспект занятия по социально-коммуникативной деятельности в старшей группе на тему: «Родина бывает разная, но у всех она одна».

Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально знач...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Свойства сухого и мокрого песка»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группеТема: "Свойство сухого и мокрого песка"...

Конспект занятия по экспериментально- исследовательской деятельности в старшей группе с использованием цифровой лаборатории «Наураша» Тема: « Секреты магнита»

Методическая разработка открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе ....

Конспект занятия по познавательно – экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Необыкновенный мир магнитов»

Конспект занятия по познавательно – экспериментальной деятельности  в старшей группе на тему: «Необыкновенный мир магнитов»Интеграция образовательных областей: познавательное ра...

Малосергиевский филиал МБДОУ ДС№5 р.п. Тамала Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: " Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги" .

Цель: расширять представления детей о бумаги и ее свойствах.Задачи:1.Систематизировать и пополнить знания, представления о свойствах бумаги, её видах. Развивать умение обследовать предмет, устанавлива...