Конспект по познавательному развитию "Гиганты прошлого"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
giganty_proshlogo.docx | 35.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
По познавательному развитию
«Гиганты прошлого»
Тема: «Гиганты прошлого»
Цель: Ввести понятие «прошлое», «древний мир» на примере представителей животного мира, живших в далёком прошлом и отсутствующих в современном мире – «динозавры». Уточнение и расширение представлений детей об удивительных созданиях прошлого, их внешнего вида и особенности жизни. Вызвать интерес к прошлой жизни нашей планеты. Развитие познавательной активности и творческих способностей детей в процессе изучения мира динозавров, представителей доисторических обитателей планеты. Дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания динозавров, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир, обогащать словарный запас детей. Внушить сочувствие к живой природе, научить сопереживать. Воспитывать у детей гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия. Способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой.
Задачи:
1. Образовательные:
- Помочь детям познавать окружающий мир;
- Познакомить с удивительными животными прошлого – динозаврами;
- Дать представление об изучении этих древних животных учеными;
- Познакомить с разнообразием видов динозавров и их внешними особенностями;
- Изучить группы динозавров:
- травоядные;
- плотоядные.
- Закрепить знания о динозаврах.
2. Развивающие:
- Развивать наблюдательность, приучить логически мыслить и осознавать увиденное;
- Развивать в ребёнке способность к пониманию темы;
- Способствовать обогащению словарного запаса дошкольников новыми словами; развивать любознательность, образное мышление, творческое воображение.
-Найти факты, подтверждающие существование динозавров.
3. Воспитательная:
- Способствовать расширению кругозора, воспитанию заботливого отношения к живой природе.
- Воспитывать внимание, усидчивость, воспитание нравственных качеств личности
- Воспитать в ребёнке интерес к данной теме.
Проблемные вопросы, решаемые в ходе занятия:
- Когда появились динозавры?
- Какими были динозавры?
- Как мы узнали о динозаврах?
- Чем они питались?
- Как выглядели динозавры?
- Почему динозавры были такими большими?
- Особенности их строения и поведения.
- Умеют ли динозавры летать?
- Жили ли динозавры в воде?
- Могли ли динозавры обходиться без воды, пищи, воздуха?
- Почему они исчезли?
- Смогли бы жить динозавры на планете Земля в наши дни?
Компетенции формирующиеся в результате занятия:
- Навык самостоятельной поисковой деятельности
- Теоретическое мышление (умение находить причинно-следственные связи)
- Расширение кругозора ребёнка в ходе самостоятельной исследовательской деятельности
- Повышение уровня культуры взаимодействия педагога-родителя-ребенка
- Художественный и эстетический вкус
Используемые методы:
1.Сбор, анализ и систематизация информации в соответствии с проблемой и задачами исследования.
В рамках этого вида деятельности нами применялось:
— чтение книг, работа со справочной литературой (на познавательных занятиях и в совместной познавательной деятельности с воспитателями и родителями);
— подбор и систематизация картинок, стихотворений, рисунков, прослушивание песен про динозавров, игры, показ и просмотр фильмов про динозавров (совместно с родителями);
— познавательные беседы.
— познавательные занятия.
2. Творческая познавательная деятельность детей была представлена:
— художественная деятельность (конкурс рисунков), выпуск стенгазеты;
- разукрашивание картинок динозавров;
—изготовление макета с динозаврами.
Оборудование и материалы:
- Книги, журналы, энциклопедии, картины и иллюстрации с изображением динозавров.
- Видео- и аудиозаписи.
- Материалы для продуктивной изобразительной деятельности.
- Компьютер, проектор.
- Плакат с изображением динозавров.
- Муляжи яиц.
- Игрушка-инкубатор.
- Рисунки детей.
- Демонстрационные карточки.
- Макет.
Предшествующая работа:
Рассматривание книг, плакатов, мультфильмов о динозаврах. Изготовление макета. Беседы о науке палеонтологии, археологии, ученых-палеонтологах. Посещение Выставки динозавров (по возможности и с родителями).
Словарная работа:
динозавры, плотоядные, травоядные, тираннозавр «Рекс», диплодок, бронтозавр, трицератопс, птерозавр (птеродактиль), ихтиозавр, стегозавр.
Ход занятия:
Тай, тай, ко мне подбегай! Всех принимаем и не обижаем.
А кто опоздает - в небо улетает!
(Раздается сигнал « стук сердца»)
-Что вы думаете это такое? Ребята ,звук раздается по-моему отсюда, где-то здесь.
(Ищут яйцо)
-Что это? Какое оно большое! Интересно, чье это яйцо?
(воспитатель выслушивает возможные варианты детей)
- Я думаю, яйцо появилось не случайно, оно приглашает нас в прошлое
- А мы с вами где находимся? (в настоящем)
- А завтра где будем? (в будущем)
- А вы знаете, что такое прошлое? (Ответы детей)
Воспитатель: Часы отсчитывают время. Минута уходит за минутой. Прошла минута – ее уже не вернуть. Время движется только вперед! Но люди не хотят прощаться со своим прошлым, люди хотят помнить его и знать. Прошлое – то, что было и прошло; ушло и не вернешь. Все, что уходит в прошлое, становиться историей. Люди хотят знать историю, хотят знать свое прошлое. Мы очень многое знаем, но хочется знать еще больше. Пытаясь восстановить события и жизнь в прошлом, люди погружались в старину все дальше и дальше. И дошли до таких древних времен, когда и людей – то на земле не было. Но кто-то же жил на нашей планете до появления людей?
- Как это узнать? (Ответы детей)
-Как же нам попасть в прошлое?(варианты ответов детей)
Воспитатель: есть у нас волшебные часы, которые могут помочь нам путешествовать во времени!
Воспитатель:
Подойдем к нашим волшебным часам.
- А чтобы нам попасть в прошлое как надо вращать стрелки часов? Ребята закрывайте глаза и будем творить волшебство!
Чтоб землю древнюю узнать
Часов мы крутим стрелки вспять.
Тут каждый оборот – века.
Вот лес, вулкан, а вот река.
Вокруг наш мир снежинкой тает,
Мир динозавров нас встречает.
(Звучит магическая музыка, дети зарыв глаза, при помощи сказочного ритуала «попадают на Планету Динозавров»)
Давным давно, когда даже людей еще не было, а материк был всего один (покажите картинку, как мог выглядеть этот материк много миллионов лет назад. Можно вырезать картинки с современными материками и попробовать, как пазл сложить из них Пангею) и его окружал океан жили на земле древние гиганты и назывались они – динозавры. (посмотрели на фото Пангеи и сравнили его с современной картой)
. На столе стоит большой макет доисторического периода с набором динозавриков)
Воспитатель: Я вам сейчас расскажу немного нового о Динозаврах, но вы должны мне помочь. Мы с вами уже кое-что читали об этих удивительных животных, вы смотрели фильмы с родителями.
Но, чтобы наша беседа была интереснее я предлагаю провести ее в форме викторины, - Вы согласны? (Ответы детей). Тогда определимся с условиями: перед вами 2 доски, на них картинки, но что на них изображено мы можем узнать только в том случае если правильно ответим на все вопросы. За каждый правильный ответ я буду открывать часть картинки.
Вопросы к викторине:
-Когда появились динозавры? (Жизнь на планете Земля возникла около 3000 миллионов лет назад. Но лишь примерно 245 миллионов лет назад в процессе эволюции на Земле появились эти животные.)
-К каким видам животных относятся динозавры? (Динозавры - это рептилии, которые в современном мире представлены крокодилами, ящерицами, змеями и черепахами.)
-Что обозначает слово динозавр? (Слово « динозавр» обозначает « ужасный ящер»)
-Чем они питались? (Одни из них были травоядными (питались растениями), другие - плотоядными (хищниками), поэтому пищи хватало всем. Всеядные).
- Можно ли по зубам узнать, чем питались динозавры? ( Не все хищники имели зубы одной и той же величины. Обычно размер зубов зависел от величины динозавра. У крупных плотоядных динозавров изогнутый верхний край каждого зуба обычно был обращен назад. Благодаря этому динозавр мог надежнее удерживать жертву зубами. У каждого зуба был напоминавший пилу зазубренный край; с его помощью динозавр мог «разрезать» сырое мясо. Если зуб изнашивался или ломался во время жадного вгрызания в плоть, то вскоре на его месте, вероятно, вырастал новый. Зубы травоядных динозавров могли пережевывать плотную растительную пищу.)
- Как выглядели динозавры? (Тело динозавров было покрыто плотной чешуйчатой кожей, которая надежно защищала их от высыхания, а у некоторых был панцирь. Они очень хорошо приспособились к среде своего обитания.)
- Особенности их строения. (У некоторых из них были огромные массивные тела и длинные шеи, а другие были не крупнее индюка. Одни были медлительными и неповоротливыми, а другие - резвее газели. Некоторые из них ходили опираясь на все четыре лапы, а другие на двух задних лапах.)
- Умели динозавры летать?
- Какого вы знаете динозавра умеющего летать?
- Жили ли динозавры в воде?
- Как его называют?
- Могли ли динозавры обходиться без воды, пищи, воздуха?
- Как мы узнали о динозаврах? (Останки динозавров находят часто в скалах, которые способны беречь их долго время. Окаменелые частички древних существ находят также и в песке, глине, сланцах.)
- Как называются профессии людей, которые занимаются наукой о динозаврах и проводят раскопки? (Палеонтологи и археологи).
Воспитатель: Вы хорошо поработали. А теперь я предлагаю всем нам превратиться в динозавриков и отдохнуть.
-Бронтозавр с длинной шеей
Может листья доставать.
Чтобы стать таким же ловким,
Нужно шею развивать.
(вращение головой)
- Раз, два, три, четыре, пять и опять
(в другую сторону)
- Раз, два, три, четыре, пять!
У птеродонтов были крылья
И летать для них – пустяк.
Быстрыми, как ветер были
А разминались они так:
(поочередная смена вытянутых рук вверх-вниз, рывками,
правая рука вверху, левая внизу)
- Раз, два, три, четыре, пять и опять
(левая рука вверху)
- Раз, два, три, четыре, пять!
- Травоядный ящер должен
Травки сочной пощипать,
Но для этого, конечно,
Нужно тело наклонять.
(Наклоны туловищем на "раз" вперед, на "два" - исх. положение и т.д., руки на поясе)
- Раз, два, три, четыре,
Тяжело в их Древнем Мире,
Раз, два, три, четыре!
Хищный ящер очень сильный,
Его кормят ноги,
Чтобы быстро догонять,
Попрыгаем немного.
(Прыжки на левой ноге, руки на поясе)
- Раз, два, три, четыре, пять и опять
(на правой)
- Раз, два, три, четыре, пять!
Когда хищник разъярен,
Травоядным - главный враг!
Травоядные боятся
И в кустах дрожат вот так:
(энергично встряхивать руками и ногами)
Воспитатель: Молодцы мы с вами и на все вопросы ответили и отдохнули. Теперь мы посмотрите, что же изображено на наших картинках? Что вы здесь видите? (Ответы детей). Правильно, здесь изображены скелеты динозавров. А теперь вспомните, как называется профессия, люди которой занимаются раскопками и поисками древностей? (археологи) Я предлагаю вам побыть археологами. Для этого нужно будет разделиться на 2 группы и подойти к столу, " месту наших раскопок". Вы - археологи, которые ищут кости динозавров и собирают скелет по предложенным схемам. В работе археологи используют кисточки. Будьте внимательны и не торопитесь. Настоящие археологи очень тщательно, аккуратно и бережно раскапывают каждую косточку стараясь их не повредить. Сначала вам нужно собрать кости, а затем выложить на бумаге скелет в соответствии с предложенной схемой и приклеить кости при помощи клея, который лежит у вас на столах.
Воспитатель: Ребята, а в наше время живут динозавры? (Ответы детей)
Почему они исчезли? (Они вымерли).
Смогли бы жить динозавры на планете Земля в наши дни? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, динозавры вымерли и до наших дней сохранились только их окаменевшие останки. Вымерли последние из них около 65 миллионов лет назад. Человечество существует около 2 миллионов лет, это короткий миг по сравнению с периодом существования динозавров. Ученые исследовали около 300 видов динозавров. Динозавры обитали по всей земле. Их находят в США, Англии, Австралии и даже в Антарктиде.
Динозавры исчезли со всеми рептилиями, вследствие странного глобального происшествия. Многие ученые предполагают, что в те времена на Землю из космоса упали большие твердые скалы, которые подняли огромные пыльные тучи, затмившие Солнце. Поэтому климат был изменен, растения умерли. Говорят, что динозавры отравились новыми растениями.
Ритуал возвращения из «путешествия».
Воспитатель: Наше с вами путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться в наш родной детский сад. Ребята подскажите как нам вернуться в детский сад. (Ответы детей). Хорошо, давайте обратимся к нашим волшебным часам, пусть они вернут нас в наше время. Как вращаем стрелки часов? Правильно, вперед!!! (Звучит магическая музыка, дети зарыв глаза, при помощи сказочного ритуала «попадают в детский сад »)
Вот мы снова в нашем детском саду, все по — прежнему: на своих местах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия Егорьевск в прошлом и настоящем
Программные задачи:Расширять преставления детей об истории родного края. Закреплять знания детей о прошлом и настоящем родного города, его достопримечательностях, культурной и общественной...
НОД по "Познавательному развитию" - "Прошла зима холодная!"
НОД по "Познавательному развитию"...
Конспект образовательной деятельности Тема: «Прошлое и настоящее книги » Образовательная область - «познавательное развитие»
Создать условия для формирования партнерских отношений детей и взрослых....
Конспект по познавательному развитию (окружающему миру) на тему: Гиганты прошлого. Динозавры»
Конспект по познавательному развитию (окружающему миру)на тему: Гиганты прошлого. Динозавры» Тема: Гиганты прошлого. Динозавры.Цель: Формировать элементарное представление о...
Конспект по познавательному развитию "Путешествие в прошлое утюга"
В данном конспекте содеожится информация об истории возникновения утюга. О том, каким он был до наших дней....
Конспект занятия по познавательному развитию «Прошлое и настоящее моей малой Родины»
Активизация познавательной деятельности обучающихся старшей группы посредством создания игровых проблемных ситуаций...