Конспект занятия по познавательному развитию «Прошлое и настоящее моей малой Родины»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Rykova

Активизация познавательной деятельности обучающихся старшей группы посредством создания игровых проблемных ситуаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshloe_i_nastoyashchee_moey_maloy_rodiny.docx33.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Кадомский детский сад № 2

Конспект занятия по познавательному развитию
«Прошлое и настоящее моей малой Родины»

Воспитатель высшей квалификационной категории
Рыкова Татьяна Юрьевна

Кадом, 2022 год

Конспект занятия по познавательному развитию
«Прошлое и настоящее моей малой Родины»

ЦЕЛЬ занятия:  активизация познавательной деятельности обучающихся подготовительной  группы посредством создания игровых проблемных ситуаций.

Задачи:

 Образовательные:
- обогащать кругозор детей знаниями по истории возникновения г. Рязани;
-расширить и закрепить знания детей  о её улицах, достопримечательностях;  
-учить правильно называть и различать  архитектурные сооружения;
- активизировать  словарь антонимов  у детей.

 Развивающие:
-развивать интерес к познанию простейших зависимостей между объектами (о взаимном расположении семьи, города, страны и планеты «земля»).  
-развивать зрительно-пространственную координацию, внимание, ориентировку в пространстве;
- развивать у детей слуховое восприятие, внимание, память;

- формировать умение дифференцировать носовой и ротовой выдох.

Воспитательные:
- формировать умение точно слышать и выполнять инструкцию воспитателя;

- воспитывать навыки самостоятельности и самоконтроля, сотрудничества;  

- воспитывать чувство любви и гордости, бережное отношение к городу.


Словарная работа
: уточнение словаря по лексической теме   «Мой  город, моя страна, моя планета», активизация употребления в речи детей относительных прилагательных, антонимов и  обобщающих понятий.

Методы

Приемы

Словесный

Вопросы, пояснения, уточнение, указание.

Наглядный

Демонстрация слайдов, показ иллюстративного материала:   фото достопримечательностей г. Рязани, картинки-символы

Практический

Игровое сюжетно-событийное развертывание, игровые проблемно-практические ситуации, дидактические игры.


Материал: Проектор, экран, ноутбук, слайды и фотографии с достопримечательностями города. Пазлы зданий г. Рязани. Магнитная доска, макеты домов и зданий, магниты.

Раздаточный материал:  предметные картинки,  пазлы зданий г. Ряани,  геометрические фигуры географической мозаики.

Ход занятия:

 Воспитатель:  Ребята  давайте  сделаем с вами круг и возьмем друг друга за руки.  Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, ведь сегодня мы собрались, чтобы делать добрые дела! Мы спокойны, добры и приветливы.

Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и красоту.

А выдохните через рот все тревоги и страхи (3 раза)

Хорошо  ребятки, садитесь на  стульчики.

 «Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо надо мною-

Это все мое, родное!»

В. Орлов

Слайд №2- земной шар

 Слайд №3 Карта нашей страны

Воспитатель. Ребята, как называется наша огромная страна, в которой мы живем?
Дети. Россия.
Воспитатель: Россия – это наша большая Родина, это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Как называют жителей проживающих на территории России. Мы все россияне, все говорим на одном языке. Россия это наша большая  Родина. А у каждого человека на земле есть еще и малая Родина.
Воспитатель. Малая родина – это где мы родились», «Где живут наши мама и папа», «Это родной дом, родная улица, это голубое небо. Это друзья».

Как же называется город , в котором вы живем?
Дети. Город, в котором мы живем, называется Рязань.

Воспитатель. Как можно назвать жителей вашего города?

Дети: Рязанцы

Слайд №3 - Дидактическая игра «Географическая пирамида»
Воспитатель: Молодцы, сейчас я предлагаю поиграть, для этого нужно перейти за столы. Здесь нас ждут круги разного цвета и разного размера.
( Сначала дети вместе с воспитателем рассматривают разноцветные круги.)  Синий, самый большой – это планета, красный-это наша страна Россия , зеленый-это наша малая Родина  и желтый – это семья.

Дети выполняют задание,  раскладывая круги в порядке убывания.
Слайд №4  Появление  Лунтика.
 Ах! Я родился! Что это? Я падаю… значит расту! А куда я падаю?! Ой, ребята как вас много, здравствуйте, меня зовут Лунтик.  Куда я попал?

Дети. Это город Рязань.

Воспитатель: Ребятки, а вот Лунтик ничего не знает о городе, а он  может познакомится  с информацией о г. Рязани. ( в музее, в книгах, интернете и т.д.) Рязань - один из древнейших городов центральной  России. Первоначально  все дома Рязани были сделаны из дерева, даже мостовая была тоже деревянной. Все дома строились вдоль дорог. А сейчас мы с вами отправляемся в прошлое г. Рязани.

Слайд№5 фото Старой Рязани  

Время шло, из года в год ваш город становился старше и красивее. Строились дома, административные здания, школы. Ребятки, как вы  думаете из строятся дома сейчас? Появились новые улицы  и много других достопримечательностей. Достопримечательности – это красивые и известные места, которые украшают город и всем известны.

 Слайд №6  
Лунтик:  
Ребята, вместе с вами я уже видел старую Рязань и узнал её прошлое, познакомьте меня теперь своей, современной Рязанью.

Воспитатель: Ребятки, но ведь мы же можем не только рассказать, но и отправиться в путешествие по городу.  Ну, что отправляемся? Но, чтобы отправиться в путешествие нам нужно расшифровать карту.

Слайд

Воспитатель: А какие же дети отправятся в путешествие ?

Может быть злые? Нет? а какие? (Добрые),

возьмем с собой   ленивых, а…? (трудолюбивых),

 грустных (веселых),

 трусливых (храбрых, смелых)

Воспитатель: Молодцы, начнём с вами с  главной достопримечательностью города это?

Слайд № 7

« Начинается земля, как известно от Кремля» - гласит стихотворение В.В. Маяковского .

Поэтому, сначала нужно посетить Рязанский Кремель, расположенного на берегу реки Трубеж.

 Жемчужина Рязани  — историческое, древнейшее ядро города. Здесь можно увидеть комплекс замечательных памятников древнерусской архитектуры.

Воспитатель: Ребятки, а  вы слышали поговорку, которую сложил народ: «В Рязани есть грибы с глазами».

Слайд №  9 Скульптура «Грибы с глазами»

Вы хотите узнать, почему в Рязани « Грибы -  с глазами, их едят, а они глядят» Для этого мы отправимся  на территорию Нижнего сада к бронзовой скульптуре, которая изображает целую семью крепких боровиков, которые смотрят в разные стороны охраняя покой горожан. Потерев нос деду боровику можно загадать желание.

Слайд №10

 Чтобы лучше познакомиться с природой Рязани , следует отправиться в национальный парк «Мещерский», расположенный в пройме реки Пра. Мещерский парк - это  страна болот, лесов и озер. По преданию, именно здесь , где-то и стояла избушка бабы Яги, жили русалки, лешие и водяные. Про это место можно сказать , что « там русский дух, там Русью пахнет»

Физкультминутка

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

Воспитатель: Ребят  подскажите, а где гостям города можно перекусить

Ответы детей.

Слайд № 11

Слайд №12

В позапрошлом веке рязанский цирк представлял собой площадку недалеко от кремля, на которой приезжие артисты устраивали представления. Устанавливалась палатка-шапито, которая в начале XX века получила название «Цирк Рязань». Яркие афиши, расклеенные по городу, привлекали на потешные представления тысячи рязанцев.

Ответы детей

Слайд № 14 фото 4 зданий

Воспитатель:  Сейчас я предлагаю вам  ребят поиграть. Игра называется «Строитель». Работать будем в паре ( раздаются конверты)  В конвертах находятся шесть картинок, у каждой пары свое задание. Сложить целостную  картину из  6 частей. Как только будете готовы, поднимаем руку.

Воспитатель:  Ребятки, наш город красивый , а каким бы вы его хотели видеть в будущем. Я и  Лунтик предлагаем вам смоделировать город будущего.( Приглашаю детей подойти к доске на которой изображена карта г. Рязани, на  столе приготовлены фото для моделирования)

 Слайд:17   Лунтик

 Спасибо вам большое, посетив г. Рязань я унесу с собой множество прекрасных историй и увлекательных моментов.  Но, к сожалению, мне пора отправляться в путь. До свидания, до новых встреч.

Воспитатель: Молодцы ребятки с вашей помощью  мы познакомили Лунтика   с достопримечательностями  нашего города. Теперь он знает где можно отдохнуть, где развлечься, а где и перекусить. Как вы думаете, что надо делать, чтобы и дальше  малая родина оставалась такой же прекрасной и хорошела бы год от года?
Дети. Любить свой город, заботиться о нем, не мусорить, благоустраивать его, сажать цветы, деревья.
Воспитатель: А какое задание вам больше всего понравилось или запомнилось? Что было сложно сделать?  Подведение итогов воспитателем: вы сегодня старались, ...оценка деятельности детей...  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе (5 – 6 лет) «Моя малая Родина - Оренбург»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка».Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литер...

Конспект нод по познавательному развитию в средней группе "Моя малая Родина станица Ладожская"

Представляю  вам презентацию  и  конспект для  средней группы "Моя  малаяРодина - Ладожская"...

Конспект занятия в старшей группе ( 5 – 6 лет)«Моя малая Родина»

Конспект занятия   в старшей группе (5 – 6 лет)по нравственно – патриотическому  воспитанию:«Моя малая Родина» Цели: дать детям  представление, что так...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Моя малая Родина".

Занятие расширяет представление детей о родном крае,культуре,народном творчестве....

Методическая разработка Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. « Моя малая Родина».

воспитание гражданина и патриота своей Родины, формирование нравственных ценностей. Расширить представление детей о малой и большой Родине, любовь к малой Родине...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в средней группе «Моя малая Родина»

Цель: обобщение знаний и представлений детей о родном поселке, как о малой Родине.Задачи:Обучающая: способствовать развитию познавательной активности, любознательности.Развивающая: развивать коммуника...