Коррекционно-педагогическая помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам в Дошкольном общеобразовательном учреждении
статья
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pomoshch_detyam_s_ovz.docx | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-педагогическая помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам в Дошкольном общеобразовательном учреждении
Аннотация: В данной статье представлен опыт работы дошкольного образовательного учреждения по коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: Дети с ограниченными возможностями здоровья, коррекционно-педагогическая помощь.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
В наше время все чаще и чаще можно встретить детей с ОВЗ и детей - инвалидов. И можно сказать что группа дошкольников с ОВЗ и детьми – инвалидами чрезвычайно неоднородна. Это прежде всего можно определить тем, что в них входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Если в дошкольном образовательном учреждении поступают дети с ОВЗ и дети - инвалиды, прежде всего обследованием занимаются специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог. А воспитатель, тем временем, знакомиться с полученными ими данными. В данном случае, задачами воспитателей и родителей заключается в том, чтобы дать понятие детям то, что они не одни, и могут наравне со всеми детьми в группе расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Прежде всего с такими детьми нужно общаться, учить думать, размышлять и сопереживать.
План обучения детей с ОВЗ и детей - инвалидов включает такие мероприятия, как:
- Беседа с родителями;
- Изучения медицинской карты;
- Обследование физического развития;
- Обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Можно выделить также модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов дошкольного учреждения по работе с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами:
Педагог-психолог | Организует взаимодействие педагогов; разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка; проводит психопрофилактические и психодиагностические работы с детьми; повышает уровень психологической компетентности педагогов; проводит консультации для родителей. |
Учитель-логопед | Составляет индивидуальный план развития; диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи; проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков и тд.); подгрупповые занятия; консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы. |
Музыкальный руководитель | Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание; учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий; использует на занятиях элементы музыкотерапии и тд |
Инструктор по физической культуре | Осуществляет укрепление здоровья детей; совершенствует психомоторные способности детей и тд. |
Воспитатель | Проводит занятия по продуктивным видам деятельности ( лепка, рисование, конструирование) по подгруппам и индивидуально; организует совместную и самостоятельную деятельность детей; воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику; организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов; применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе, консультирует родителей. |
Медицинский персонал | Проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия; осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм. |
Наш детский сад посещают как дети с ОВЗ, так и дети-инвалиды. Они получают образование в условиях групп компенсирующей и общеразвивающей направленности. В компенсирующей группе относятся дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР.
В течении года в ДОУ для воспитанников проводятся:
- Занятия по мелкой моторики, коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану (младшая группа);
- Развивающие игры, коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану (средняя группа);
- Развивающие игры, занятия по развитию эмоционально-волевой сферы, творческого мышления, коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану (старшая группа);
- Развивающие игры, занятия по развитию мелкой моторики, коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану (подготовительная к школе группа);
Так как на сегодняшний день реализация образовательной программы является приоритетным личностно-ориентировочным образованием, мы должны опираться на индивидуальные особенности детей. Необходимость индивидуального подхода к воспитанникам признается всем, но осуществление его на практике – дело не простое. Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление способов развития, возможностей детей.
Как правило, у детей с ОВЗ и детей-инвалидов возникают трудности в поведении, общении, эмоциональном развитии и обучении. Психологическая коррекция является важным звеном в системе комплексной реабилитации детей. Исходя из этого, основной и важной задачей коррекционной работы является создание оптимальных условий для всестороннего развития детей в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
В нашем дошкольном учреждении применяются такие основные методы коррекционного воздействия как:
- Игротерапия – это является любимым занятием детей с ранних лет, которая позволяет детям получить представление об окружающем мире. С помощью игротерапии формируется психические функции, как фантазия, воображение, мышление. Метод игротерапии также помогает детям преодолевать сложности развития, проблемы поведения.
- Психогимнастика – это специальные занятия, упражнения, игры направленные на развитие и коррекцию психики детей. Задачей этого метода является сохранение психического здоровья и предупреждения эмоциональных расстройств.
- Сказкотерапия – этот метод способствует формированию психических процессов, которая помогает детям страхи, развивает воображение. Также сказкотерапию можно разнообразить дидактическими играми по развитию внимания, памяти, мышлении, мелкой моторики и тд.
По результатам проводимых работ можно убедиться, что взаимодействие специалистов с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами рассматривается как комплексная технология психологической поддержки и помощи детям, родителям и педагогам в решении задач обучения, воспитания, развития. Эффективность занятий во многом зависит от выбранных нами форм и методов работы, коррекционная работа приводит к психологической и социальной реабилитации, которая способствует повышению самооценки детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ. (федеральный государственный общеобразовательный стандарт в дошкольном общеобразовательном учреждении).
Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.Задачи:·...
Научное исследование в области педагогики и психологии по проблеме помощи детям с нарушением слуха в условиях интеграции в общеобразовательное учреждение
На сегодняшний день, перед родителями слабослышащего ребёнка стоит очень важный вопрос: куда отправить учиться своего ребёнка – в специальное образовательное учреждение II типа или в интегрированный к...
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных общеобразовательных учреждений
В настоящее время в дошкольном образовании существует множество проблем, одной из главных и наиболее трудных является поиск действенных форм и методов обучения и воспитание, а так же социальная адапта...
Создание развивающей предметно - пространственной среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольной образовательной организации
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным.И тогда образовательное учреждение долж...
Статья "Коррекционно-педагогическая помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам в Дошкольном общеобразовательном учреждении"
В данной статье представлен опыт работы дошкольного образовательного учреждения по коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья....
"Развивающая предметно - пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольной образовательной организации"
Консультация для педагогов...
Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего дошкольного возраста после операции кохлеарной имплантации
Кохлеарная имплантация - это современная технология, которая даёт возможность детям с тяжёлыми нарушениями слуха воспринимать окружающие звуки и речь. Но воспользоваться этими новыми возможностя...