Коррекционно-педагогическая помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам в Дошкольном общеобразовательном учреждении
статья

Ралко Ирина Владимировна

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pomoshch_detyam_s_ovz.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-педагогическая помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам в Дошкольном общеобразовательном учреждении

Аннотация: В данной статье представлен опыт работы дошкольного образовательного учреждения по коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: Дети с ограниченными возможностями здоровья, коррекционно-педагогическая помощь.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

В наше время все чаще и чаще можно встретить детей с ОВЗ и детей - инвалидов. И можно сказать что группа дошкольников с ОВЗ и детьми – инвалидами чрезвычайно неоднородна. Это прежде всего можно определить тем, что в них входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Если в дошкольном образовательном учреждении поступают дети с ОВЗ и дети - инвалиды, прежде всего обследованием занимаются специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог. А воспитатель, тем временем, знакомиться с полученными ими данными. В данном случае, задачами воспитателей и родителей заключается в том, чтобы дать понятие детям то, что они не одни, и могут наравне со всеми детьми в группе расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Прежде всего с такими детьми нужно общаться, учить думать, размышлять и сопереживать.

План обучения детей с ОВЗ и детей - инвалидов включает такие мероприятия, как:

  1. Беседа с родителями;
  2. Изучения медицинской карты;
  3. Обследование физического развития;
  4. Обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

Можно выделить также модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов дошкольного учреждения по работе с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами:

Педагог-психолог

Организует взаимодействие педагогов;  разрабатывает коррекционные программы  индивидуального развития ребенка; проводит психопрофилактические и психодиагностические работы с детьми; повышает уровень психологической компетентности педагогов; проводит консультации для родителей.

Учитель-логопед

Составляет индивидуальный план развития; диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи; проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков и тд.); подгрупповые занятия; консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы.

Музыкальный руководитель

Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание; учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий; использует на занятиях элементы музыкотерапии и тд

Инструктор по физической культуре

Осуществляет укрепление здоровья детей; совершенствует психомоторные способности детей и тд.

Воспитатель

Проводит  занятия по продуктивным видам деятельности ( лепка, рисование, конструирование) по подгруппам и индивидуально; организует совместную и самостоятельную деятельность детей; воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику; организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов; применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе, консультирует родителей.

Медицинский персонал

Проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия; осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Наш детский сад посещают как дети с ОВЗ, так и дети-инвалиды. Они получают образование в условиях групп компенсирующей и общеразвивающей направленности. В компенсирующей группе относятся дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР.

В течении года в ДОУ для воспитанников проводятся:

  1. Занятия по мелкой моторики, коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану (младшая группа);
  2. Развивающие  игры, коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану (средняя группа);
  3. Развивающие  игры, занятия по развитию эмоционально-волевой сферы, творческого мышления, коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану (старшая группа);
  4. Развивающие  игры, занятия по развитию мелкой моторики, коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану (подготовительная к школе группа);

Так как на сегодняшний день реализация образовательной программы является приоритетным личностно-ориентировочным образованием, мы должны опираться на индивидуальные особенности детей. Необходимость индивидуального подхода к воспитанникам признается всем, но осуществление его на практике – дело не простое. Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление способов развития, возможностей детей.

Как правило, у детей с ОВЗ и детей-инвалидов возникают трудности в поведении, общении, эмоциональном развитии и обучении. Психологическая коррекция является важным звеном в системе комплексной реабилитации детей. Исходя из этого, основной и важной задачей коррекционной работы является  создание оптимальных условий для всестороннего развития детей в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

В нашем дошкольном учреждении применяются такие основные методы коррекционного воздействия как:

  1. Игротерапия – это является любимым занятием детей с ранних лет, которая позволяет детям получить представление об окружающем мире. С помощью игротерапии формируется психические функции, как фантазия, воображение, мышление. Метод игротерапии также помогает детям преодолевать сложности развития, проблемы поведения.
  2. Психогимнастика – это специальные занятия, упражнения, игры направленные на развитие и коррекцию психики детей. Задачей этого метода является сохранение психического здоровья и предупреждения эмоциональных расстройств.
  3. Сказкотерапия – этот метод способствует формированию психических процессов, которая помогает детям страхи, развивает воображение. Также сказкотерапию можно разнообразить дидактическими играми по развитию внимания, памяти, мышлении, мелкой моторики и тд.

По результатам  проводимых работ можно убедиться, что взаимодействие специалистов с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами рассматривается как комплексная технология психологической поддержки и помощи детям, родителям и педагогам в решении задач обучения, воспитания, развития. Эффективность занятий во многом зависит от выбранных нами форм и методов работы, коррекционная работа приводит к психологической и социальной реабилитации, которая способствует повышению самооценки детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ. (федеральный государственный общеобразовательный стандарт в дошкольном общеобразовательном учреждении).

Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.Задачи:·...

Научное исследование в области педагогики и психологии по проблеме помощи детям с нарушением слуха в условиях интеграции в общеобразовательное учреждение

На сегодняшний день, перед родителями слабослышащего ребёнка стоит очень важный вопрос: куда отправить учиться своего ребёнка – в специальное образовательное учреждение II типа или в интегрированный к...

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных общеобразовательных учреждений

В настоящее время в дошкольном образовании существует множество проблем, одной из главных и наиболее трудных является поиск действенных форм и методов обучения и воспитание, а так же социальная адапта...

Создание развивающей предметно - пространственной среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольной образовательной организации

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным.И тогда образовательное учреждение долж...

Статья "Коррекционно-педагогическая помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам в Дошкольном общеобразовательном учреждении"

В данной статье представлен опыт работы дошкольного образовательного учреждения по коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья....

Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего дошкольного возраста после операции кохлеарной имплантации

Кохлеарная имплантация - это  современная технология, которая даёт возможность детям с тяжёлыми нарушениями слуха воспринимать окружающие звуки и речь. Но воспользоваться этими новыми возможностя...