Система комплексного сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов специалистами дошкольного образовательного учреждения.
статья по коррекционной педагогике

Кузнецова. Надежда. Владимировна.

В данной статье хотелось бы поделиться опытом работы, а именно системой по выявлению детей с нарушениями или отклонениями в развитии и организацией дальнейшего психолого-педагогического сопровождения в условиях нашего детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyan_v_serov.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Система комплексного сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов специалистами дошкольного образовательного учреждения.

Реалии современного мира таковы, что на сегодняшний день в каждый сад поступают дети с нарушениями физического и интеллектуального здоровья. Медицинские работники отмечают такую тенденцию, что раньше фиксировались моно-заболевания или отклонения, то на данный момент они стали комплексные, что усугубляет проведение коррекционных мероприятий. Такая ситуация трактуют нам необходимость наличия дополнительных специалистов для сопровождения воспитанников в детском саду. Не стал исключением и наш детский сад – МАДОУ «Детский сад № 18» города Североуральска общеразвивающей направленности.

В данной статье хотелось бы поделиться опытом работы, а именно системой по выявлению детей с нарушениями или отклонениями в развитии и организацией дальнейшего психолого-педагогического сопровождения в условиях нашего детского сада.

В 2019 году в детском саду было 14 детей с ОВЗ, в том числе 9 детей-инвалидов; в 2020 году в детском саду было 14 детей с ОВЗ, в том числе 9 детей-инвалидов; в 2021 году в детском саду было 15 детей с ОВЗ, в том числе 6 детей-инвалидов. Данные цифры соответствуют 7-8% детей с ОВЗ от общего числа детей, посещающих детский сад. На первый взгляд можно сказать, что показатели незначительные, но за каждой цифрой стоит конкретный ребенок со своими проблемами и особыми потребностями.

Необходимо отметить, что штат детского сада укомплектован специалистами – педагог-психолог, тьютор, учитель-логопед, дефектолог, ассистент, инструктор по физической культуре.

Не все дети, посещающие детский сад и имеющие потребность в дополнительном сопровождении специалистами, имеют заключение ТПМПК, хотя от воспитателей поступают просьбы и пожелания организовать детей по индивидуальному образовательному маршруту.

В своей работе мы столкнулись с отсутствием желания или непониманием родителей о необходимости дополнительного сопровождения их детей специалистами детского сада. Специалистами проводится большая работа с родителями - информирование о возможности предоставить их детям особых условий для развития, становления и социализации детей в условиях детского сада. Проводятся индивидуальные консультации, предоставляются буклеты с тематикой, разработанные под конкретные отклонения или нарушения в развитии и под конкретного ребенка.

Так же приглашаем родителей на заседания Психолого-педагогического консилиума дошкольного учреждения, где обсуждается возможность дополнительной помощи ребенку специалистами детского сада. Говорим о необходимость прохождения родителя с ребенком Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) и по результатам этого прохождения будет разработана Адаптированная образовательная программа (АОП) и Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) для сопровождения ребенка в условиях детского сада.

На психолого-педагогическом консилиуме детского сада родители или дают свое согласие и прописывают его в бланке «Согласие» или пишут «Отказ» в специально разработанном бланке. К большому нашему сожалению родителей, которые пишут отказ от дополнительного сопровождения не так уж и мало. Участники консилиума считают своим долгом при личной встрече с родителями как можно доступнее пояснить необходимость предстоящей работы.

В случае согласия родителей на прохождение ТПМПК, начинается активная предварительная работа: сбор пакета документов на ребенка, который передается родителям, а так же проведение комплекса диагностических методик, как педагогом-психологом, так и другими специалистами, на определение степени нарушений или отклонений в развитии воспитанника. Проводится включенное и не включенное наблюдение за поведением ребенка, подробный опрос воспитателей, работающих на группе, а так же заполнение анкеты родителем о физических и умственных возможностях ребенка в бытовом пространстве. Так же учитывается пожелание родителей о направлениях коррекционной работы.

Собрав предварительные результаты, специалисты проводят анализ данных, и выстраивается предварительная стратегия дальнейшей коррекционной работы. При прохождении семьи ТПМПК и получении Заключения, выбранная специалистами стратегия в основном подтверждается.

В данный момент в учреждении разработаны Адаптированные образовательные программы по таким направлениям:

  • АОП для слабовидящего обучающегося;
  • АОП для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи;
  • АОП для обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом психофизических особенностей обучающегося с задержкой психического развития;
  • АОП для обучающегося с задержкой психического развития;
  • АОП для обучающегося с задержкой психофизического развития с учетом психофизических особенностей обучающегося с расстройствами аутистического спектра.

Необходимо подчеркнуть, например, что «Адаптированная образовательная программа для воспитанника с тяжелыми нарушениями речи» разработана на детей средней, старшей и подготовительной к школе группе, так как в данных группах находятся дети, имеющие заключение ТПМПК с данным нарушением.

В летний период, при переходе ребенка, с которым в течение учебного года проводилась коррекционно-развивающая работа, в следующую возрастную группу в Адаптированную образовательную программу вносятся изменения и дополнения в зависимости от возрастных особенностей данного периода.

На основании Заключения ТПМПК в течение месяца старшим воспитателем и специалистами, прописанными в Заключении, разрабатывается Адаптированная образовательная программа с учетом особенностей психофизического развития ребенка и его индивидуальных возможностей. Разработанная АОП предоставляется родителям для ознакомления и подписания. Родители имеют право сделать замечания или внести предложения в разработанную Адаптированную образовательную программу. Подписание Программы родителями становится отправной точкой для специалистов по проведению коррекционно-развивающей работы.

Каждый специалист разрабатывает Индивидуальный образовательный маршрут по каждому ребенку, находящемуся у него на сопровождении. Где прописываются цели, задачи, сроки, методы и приемы, пособия и методики, необходимые для работы с конкретным ребенком, соответствующие нарушениям или отклонениям и возрасту воспитанника. Составляется план коррекционных занятий, где, в зависимости от нарушений или отклонений, предусмотрены индивидуальные, групповые или подгрупповые занятия. Длительность занятий предусмотрена возрастом ребенка.

Так как дети-инвалиды и дети ОВЗ имеют разные нарушения и различаются по возрасту, то большую часть работы проводится в индивидуальной форме.

Но, необходимо отметить важный момент в работе с детьми с ОВЗ, это включение ребенка в процесс группой работы. Насколько педагоги смогут создать комфортные условия для детей с ОВЗ, насколько комфортно будет чувствовать ребенок с ОВЗ в групповом пространстве, настолько положительных результатов возможно добиться в коррекции, воспитании, обучении и социализации воспитанника.

Так же необходимо отметить работу специалистов на сайте детского сада. Можно задаться вопросом, почему эта работа важна именно в контексте работы с детьми с ОВЗ. Ни для кого не секрет, что данная категория детей более ослаблена и особо подвержена различным простудным заболеваниям. Поэтому существует ситуация, что воспитанники пропускают большое количество занятий по состоянию здоровья и, поэтому прерывается системный подход в коррекционной работе.

Для изменения сложившейся ситуации специалистами ведется работа по сопровождению детей с ОВЗ, находящихся дома по состоянию здоровья, на страницах сайта детского сада. Каждый специалист имеет свою страничку, где размещает примеры коррекционных занятий, упражнений, методик, с которыми может справиться родитель и самостоятельно проводить такие занятия дома. А специалист имеет возможность в удаленном режиме не прерывать работу по коррекции недостатков или нарушений у ребенка.

Так же очень хорошо работает обратная связь «родитель – специалист». Выстраивается доверительная взаимосвязь, в ходе которой родитель делится информацией со специалистом о проведенной работе.

Такая взаимосвязь проходит у нас как в форме демонстрации родителями видео-занятий, так и в форме видео-связи. Какой восторг у детей вызывает видео - связь, где дети демонстрируют свои успехи специалисту или педагогу. Такие занятия в своем роде мотивирую детей на выполнение не всегда интересных занятий. А еще такие видео помогают и в дальнейшей работе, когда специалист просматривает видео с ребенком и повторяет те задания, которые вызвали особые сложности у воспитанника. Так же это хороший стимул и для родителей, которые тоже иногда не прочь пропустить занятие со своим ребенком.

Так же хотелось отметить важный момент, это взаимодействие всех специалистов и педагогов по сопровождению конкретного ребенка. Такая взаимосвязь прослеживается еще на стадии написания Адаптированной образовательной программы и сохраняется на протяжении всего сопровождения ребенка с ОВЗ. На заседаниях Психолого-педагогического консилиума детского сада специалисты и педагоги имеют возможность обсудить общую стратегию действий, а в последствие, проходит обсуждение достигнутых результатов - улучшении или ухудшении результатов коррекционной работы. На заседании обсуждаются так же, те способы и подходы в работе специалистов, которые, в дальнейшем позволят получить положительный результат в коррекции нарушений или недостаток в развитии воспитанника.

Продолжая говорить о системе комплексного сопровождения, необходимо отметить, насколько важно своевременно отслеживать прогресс или регресс в развитии воспитанников. Системное фиксирование проведенной работы – это один из важнейших этапов диагностической деятельности.

Диагностические этапы проводятся, если рассматривать период учебного года, то в начале, в середине и в конце учебного года. Но существует необходимость проведения промежуточных диагностических моментов, которые позволяют контролировать процесс коррекции более тщательно и своевременно вносить необходимые изменения.

Можно подытожить, что только комплексное и систематическое сопровождение воспитанников с ОВЗ позволит получить желаемые результаты и преодолеть некоторые трудности в образовании и воспитании конкретного ребенка.

Результат работы так же зависит напрямую и от поддержки и понимания важности этой работы родителями, которые так же вносят свой большой вклад в коррекцию нарушений или отклонений своего ребенка.

Но, как бы не печально это звучало, существует и такая ситуация, что специалисты и педагоги не находят поддержки и понимания со стороны родителей. Мы прекрасно понимаем, что проводимая работа могла бы быть намного эффективней, если бы родители с уважением относились к работе специалистов, а не потребительски ее воспринимали. Для себя мы отметили, что существуют моменты в нашей работе, с которые еще предстоит работать. Эти проблемы направляют нас на поиск новых технологий и подходов для более успешного сопровождения детей с ОВЗ.

Подводя итог предоставляемой информации, можно сказать, что Система сопровождения детей с ОВЗ, работающая в нашем дошкольном образовательном учреждении позволяет специалистам и педагогам работать в таком направлении и ритме, который позволяет более качественно и полноценно проводить коррекционную, развивающую и обучающую работу. Разработка Адаптированной образовательной программы и Индивидуального образовательного маршрута позволяет систематизировать деятельность и качественно анализировать проведенную работу, а так же своевременно вносить изменения и дополнения в деятельность каждого специалиста. А самое важное, во время составления перечисленных ранее документов, складывается понимание всего масштаба и качества работы, которую предстоит провести специалистам и педагогам в коррекции нарушений или отклонений у ребенка с ОВЗ.

Н.В.Кузнецова, педагог-психолог

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 18»,

г. Североуральск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

«Каждый  ребёнок  имеет  возможность быть  психологически  готовым  кшкольному  обучению  на  своём  уровне, соответственно  свои...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ull;Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья.•Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне  специальных условий обучени...

Презентация "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения"

В данной презентации  рассказывается  об особенностях детей с ОВЗ и  создания оптимальных психолого-педагогических условий для  их полноценного речевого развития....

Статья "Коррекционно-педагогическая помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам в Дошкольном общеобразовательном учреждении"

В данной статье представлен опыт работы дошкольного образовательного учреждения по коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья....

Программа тьюторского сопровождения детей с проблемами поведенческого характера в условиях дошкольного образовательного учреждения

Программа предназначена для преодоления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в процессе тьюторского сопровождения.В данной программе работа тьютора прописана по трем направлениям: с дет...