Создание развивающей предметно - пространственной среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольной образовательной организации
презентация
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным.И тогда образовательное учреждение должно создать специальные образовательные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1.pptx | 287.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. На сегодняшний день на основании ряда документов: Закона об образовании» РФ, СанПиНа, Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), примерные ООП, в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И тогда образовательное учреждение должно создать специальные образовательные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования детей.
Цель работы - охарактеризовать развивающей предметно - пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в ДОО. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: - Изучить предметно -пространственной среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольной образовательной организации. - Охарактеризовать предметно -пространственной среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольной образовательной организации. - Проанализировать предметно -пространственной среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольной образовательной организации.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать: охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях; максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей; создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов; открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи; построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья
Принципы построения развивающей предметно - пространственной среды для детей с ОВЗ Принцип природособразности воспитания Принцип психологической комфортности Принцип взаимодействия Принцип доверительного сотрудничества Принцип обучения деятельности Принцип здоровьесберегающий Принцип информативности Принцип вариативности Принцип трансформируемой среды Принцип педагогической целесообразности Принцип развития
Рекомендуют разделение пространства группы по секторам : В рабочий сектор входят следующие центры: познавательной и исследовательской деятельности, продуктивной и творческой деятельности, правильной речи и моторики Активный сектор , включает в себя центры: игры двигательной деятельности, конструирования, музыкально-театрализованной деятельности. Спокойный сектор , включает в себя центры: книги, отдыха, природы.
Особенности предметно-развивающей среды группы для всех категорий детей с ОВЗ развивающей предметно - пространственной среды для детей с нарушениями восприятия К данной категории относятся дети с нарушениями слуха и зрения. Для эффективного развития детей необходима среда, насыщенная различными сенсорными раздражителями и условия для двигательной активности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями. Специальная наглядность : демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5см. Преобладание пособий красного, оранжевого, зеленого цветов (младшая, средняя группа), постепенное ознакомление с другими цветами в старших группах. Особое внимание обратить на логическую последовательность заданий; это могут быть дидактические игры по изучаемым темам, кроссворды, ребусы, логические цепочки, алгоритмы.
Развивающая предметно - пространственная среда для детей с ЗПР Ведущим при ЗПР является недоразвитие познавательной деятельности и, прежде всего, высших абстрактных форм мышления. Для этого развивающая предметно-пространственная среда содержит атрибуты, которые смогут обеспечить приобретение предметно-практического и чувственного опыта и перенос его в игровые и практические ситуации; формирование познавательного ориентирования в окружающем пространстве. Сюда относятся: различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации) схемы и алгоритмы действий, модели последовательности рассказывания, описания модели сказок, предметы для развития сенсорной сферы.
Развивающая предметно - пространственная среда для детей с НОДА Если в ДОО поступает ребенок с заболеванием или повреждениями опорно-двигательного аппарата. В зависимости от характера заболевания и степени выраженности дефекта их условно подразделяют на три группы. Развивающая предметно-пространственная среда должна содержать игрушки с опорой на реальный уровень развития ребенка. Игрушки для разных видов детской деятельности, в т. ч. - для предметно- манипулятивной . В отличие от предметной деятельности, содержанием которой являются истинно предметные действия, здесь речь идет не о культурно обусловленных способах употребления предметов, а лишь о приспособлении к их физическим свойствам. И хотя предметно- манипулятивная деятельность характерна для младенческого возраста, она наблюдается и у более старших детей ; сенсорное лото, включающие предметы разного цвета, формы, вкуса, температуры, размера, текстуры, с различными звуками ; массажные игрушки- различной формы, жесткости и размера мячики, щеточки, колечки и т. д .; игры для развития мелкой моторики - прищепки, шнуровки, бусы и др. При создании развивающей предметно-пространственной среды для детей с моторными нарушениями необходимо обеспечить безопасность помещений ДОО, а также предусмотреть наличие специальных средств передвижения.
Развивающая предметно - пространственная среда для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) Коррекционный центр Сухие бассейны, наполненные разными наполнителями; пособия по развитию мелкой моторики рук – мозайки (крупные, средние, мелкие), деревянные бусы, игры-шнуровки, игры-застежки , злаки разных размеров(бобы, фасоль, горох, рис );крупный , средний, мелкий конструктор (типа « Лего »), деревянные, пластмассовые строительные наборы; пазлы , разрезные картинки, лото, домино; различные сборные игрушки и схемы их сборки; игрушки- трансформеры ; пробки , бусы, прищепки, счетные палочки; пособие «Веселые ладошки »; разнообразные матрешки, пирамидки, вкладыши; звучащие игрушки и набор игрушечных музыкальных инструментов. Специальное оборудование оборудование для игрового центра укомплектовано в зависимости от возраста и предпочтений ребенка; оборудование сенсорной комнаты или комнаты релаксации: мягкая мебель, ковровое покрытие, аудио оборудование (с набором дисков музыкальных и звуков природы ); оборудование для двигательного центра укомплектовано в зависимости от возраста и предпочтений ребенка; оборудование для места ожидания (стол, кресла, специальная литература, оборудование для просмотра тематических фильмов с набором фильмов );ширма , мягкие маты и модули, наборы игр для театрализации; столы с изменяющимся углом наклона и стульчик для игр; стенды с опорными материалами (правила поведения в детском саду и группе, схемы, алгоритмы )
Пространство Группы Обязательное деление группы на центры (центр творчества, игровой центр, бытовой центр и др.); наполняемость центров с учетом зоны актуального развития самого слабого ребенка и учета зоны развития самого сильного ребенка в группе; -уголок релаксации в спокойных пастельных тонах; -устойчивая мебель без острых углов; -визуальная поддержка: создание сенсорно- обогащенной среды; алгоритмы деятельности, схемы, режимы дня в картинках и др.; -достаточный ассортимент игрушек; -должен быть установлен и поддерживаться определенный порядок, все предметы, вещи и игрушки должны иметь фиксированное место. Сада - стены окрашены в светлые тона : светло-зеленые или светло- желтые - наличие сенсорной комнаты или комнаты психологической разгрузки ; - кабинет педагога- дефектолога; -наличие кабинета педагога-логопеда; -кабинет педагога-психолога; -электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза .
Критерии оценки эффективности и качества РППС 1. Соответствие среды возрасту и клинико- психологическим особенностям детей с ОВЗ. 2. Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы 3 . Отражение тематики и содержания ООД и коррекционной работы. 4 . Наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого) 5.Наличие уголков, отражающих инновационные проекты (по гражданскому, экологическому образованию, здоровьесбережению ). 6. Наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр. 7. Учёт гендерных различий детей в построении среды. 8. Наличие в среде развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям отклонений в развитии детей. 9. Наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ). 10. Привлечение детей к оформлению группового помещения. 11. Эстетическое состояние всех предметов и пособий в среде. 12. Целесообразное соседство уголков. 13. Учёт безопасности жизнедеятельности детей с ОВЗ.
Заключение Таким образом, развивающая предметно - пространственная среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит так же непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс. Создание развивающей предметно - пространственной среды , учитывающей особенности и характер нарушений здоровья детей с ОВЗ, способствует их включению в социальную жизнь, позволяет им быть успешными, ощущать собственную безопасность и сопричастность к общей жизни. У ребенка с ОВЗ появляется возможность естественного перехода к более сложным отношениям с социумом. Кроме того, для остальных детей это возможность учиться понимать и ценить многообразие общества, лучше относиться друг к другу, осознать, что такое социальная справедливость. Организация развивающей РППС в ДОО с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация тема «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации»
Презентация тема «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации»...
«Создание развивающей предметно-пространственной среды, для детей дошкольного возраста с ОВЗ посредствам альтернативных средств коммуникации»
На современном этапе развития общества в связи с вступлением ФГОС дошкольного образования, вопросы организации предметно-развивающей среды стало одной из приоритетн...
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...
"Развивающая предметно - пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольной образовательной организации"
Консультация для педагогов...
Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с особыми образовательными потребностями.
В современных условиях задача дошкольной организации обеспечить получение дошкольного образования в доступной форме каждому ребёнку, исходя из его зоны актуального и ближайшего развития. Каждый ребено...
"Создание Развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста в период адаптации. "
Сообщение из опыта работы: "Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста в период адаптации."...
Сборник материалов Территориальной интернет-выставки нестандартного оборудования "Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на организацию физического развития и оздоровления в дошкольной образовательной организации"
Сборник материалов Территориальной интернет-выставки нестандартного оборудования "Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на организацию физического развития и оздо...