«Дружба» у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Дружба» у детей старшего дошкольного возраста
В. А. Сухомлинский, исходя из своих наблюдений, считал, что основу дружбы составляет стремление к взаимодействию, которое обретается в единстве мыслей, интеллектуальных чувств и эстетических потребностей детей «Потребность в человеке рождается с желанием найти для себя в другом человеке источник радости, отдавая что-то своё. На этой основе, формируется не только сама дружба, но и избирательность.
В программе «От рождения до школы» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и в Федеральном государственных образовательном стандарте дошкольного образования задачи формирования дружеских взаимоотношений представлены следующим образом:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим;
- учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость;
- воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
- формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.
В детском саду главную функцию в социализации детей играет воспитатель. Именно поэтому он должен знать, как научить ребенка дружить со сверстниками. Ведь воспитатель придумывает разные игры, вовлекает в них детей, учит общаться друг с другом, предотвращает конфликты.
Некоторые игры на формирование дружеских взаимоотношений:
Игра «Обиженный зайчик» Главная цель — развить умению сочувствовать и любить окружающих Ход игры: ведущий (один из детей) садится в центр круга. Он — обиженный маленький зайчик, который не успел сорвать вкусную морковку / не самый быстрый в лесу / встретил злого волка. Причину можно не уточнять, если дети сами не предложат варианты. Все ребята по очереди подходят к грустному зайке и пытаются его утешить и пожалеть.
Игра «Добрый волшебный зверь» Главная цель — развить умение сотрудничать и работать вместе. Ход игры: все дети собираются рядом, берутся за руки (или кладут руки на плечи). Ведущий-воспитатель говорит, что теперь они вместе — большое волшебное животное. Для того, чтобы действительно им стать, надо соблюдать тишину, успокоиться и послушать дыхание друг друга. А теперь постараться дышать одинаково — так, как будто мы все — единое целое.
Игра «Иголка и нитка» Главная цель-удовлетворение потребности в признании, развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
Описание игры. Один из детей становится ведущим – «иголкой», а все остальные - «ниткой». Ребёнок, выполняющий роль иголки, бегает по залу, меняя направление, а все остальные дети бегут за ним. Ведущий меняется, игра повторяется. Каждый ребёнок должен побывать в роли иголки.
В детском саду у малыша формируются первые социальные навыки, так как он оказывается в коллективе. Ребята, у которых появились в детстве друзья, более уверены в себе. Они учатся взаимопомощи и поддержке.
Положительные взаимоотношения между детьми внутри группы являются залогом успешности их коммуникативного поведения в будущем. Между тем, в детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача воспитателя - не просто умело разрешать острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. А сделать это можно, создав крепкие и дружеские взаимоотношения между ребятами.
Ребенок старшего дошкольного возраста, уже общается не просто для удовлетворения этой потребности, но качественно выбирает, кто ему более симпатичен, с кем совпадает интересы в игровой деятельности, отсюда развивается собственное побуждение к дружбе.
Воспитатель воспитывает уважительное отношение к окружающим. В подготовительной группе продолжают формироваться дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу, формируется умение слушать собеседника, не перебивать без надобности, умение спокойно отстаивать свое мнение.
Таким образом, воспитатель должен понимать и помнить, что ему принадлежит ведущая роль в формировании дружеских взаимоотношений у детей, т. к. в детском саду закладываются основы всей дальнейшей жизни ребенка. Важно чтобы уже в детском саду он научился ценить дружбу, товарищество, умел соглашаться с наиболее оптимальными решениями, признавать себя правым и несправедливым.
Воспитание дружеских взаимоотношений в детском саду не заканчивается, оно подкрепляется в семье, а затем продолжается в школе.
Международный день дружбы празднуют 30 июля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/08/picture-494630-1412795876.jpg)
Сценарий праздника «Урок дружбы» для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий праздника «Урок дружбы» для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/31/picture-224993-1414766496.jpg)
Проект "Радуга дружбы" для детей старшего дошкольного возраста
«Учёт этнокультурной ситуации развития детей» – один из основных принципов дошкольного образования. Проект «Радуга дружбы» разработан с учётом регионального компонента. Основной его целью являетс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-482159-1410887654.jpg)
Педагогический образовательный проект «Секреты дружбы» для детей старшего дошкольного возраста
В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети. Мы, воспитатели, относим их к группе риска, т.к. общение с такими детьми чревато возникновением конфликтов. Ин...
Формирование ценностного отношения к дружбе у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики
в статье расскраваются особенности формирования представлений о дружбе у старших дошкольников средствами народной педагогики в условиях стандартизации. Автором представлены научно - методические основ...
Физкультурное познавательное развлечение «Олимпийские кольца дружбы» для детей старшего дошкольного возраста.
Физкультурно-позновательное развлечение...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/05/picture-1203580-1578175115.jpg)
Ситуационная игра -постановка с элементами театрализации "Правила дружбы" для детей старшего дошкольного возраста.
Презентация для проведения ситуативной игры с историей о котике и ежике поссорившихся из-за качели. беседа с постановкой проблемной задачи с детьми страшей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/04/picture-1214997-1580811765.jpg)
Праздник Дружбы для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование у детей представлений о доброте, радости, дружеских взаимоотношениях, создание положительного эмоционального настроя у дошкольников....