Педагогический образовательный проект «Секреты дружбы» для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа) на тему

Воронина Ирина Вячеславовна

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети. Мы, воспитатели, относим их к группе риска, т.к. общение с такими детьми чревато возникновением конфликтов. Иногда возникающие конфликты мы предотвратить не успеваем, поэтому возникает необходимость их урегулировать и разрешать. Как показывает практика, воспитатели придерживаются авторитарного типа поведения. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость. неумение вести себя на занятиях.

В ходе реализации проекта взаимодействие воспитателя с детьми предполагает переориентацию поведения ребенка в конфликтной ситуации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nrasivennyy_proekt.docx34.03 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический образовательный проект по нравственному воспитанию.

                        Вид  проекта:      познавательно-игровой.

«Секреты дружбы»

для детей старшего дошкольного возраста

Воспитателя структурного подразделения детский сад

       муниципального  бюджетного образовательного

 учреждения «Школа №18»

. Нижний Новгород

«Секреты дружбы»

для детей старшего дошкольного возраста

Актуальность.

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети. Мы, воспитатели, относим их к группе риска, т.к. общение с такими детьми чревато возникновением конфликтов. Иногда возникающие конфликты мы предотвратить не успеваем, поэтому возникает необходимость их урегулировать и разрешать. Как показывает практика, воспитатели придерживаются авторитарного типа поведения. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость. неумение вести себя на занятиях.

В ходе реализации проекта взаимодействие воспитателя с детьми предполагает переориентацию поведения ребенка в конфликтной ситуации.

Секреты дружбы.

Вид проекта: познавательно-игровой

Тип проекта: долгосрочный

Участники: вся группа, родители, воспитатели.

Цель: сплочение группы.

Задачи: Учить детей анализировать свои поступки, находить причины конфликтов, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Познакомить с конструктивными способами решения конфликтов, способствовать их усвоению и использованию в поведении.

1 этап.   Игровая мотивация.

            В группу   приходит письмо от Незнайки.

«Здравствуйте. Ребята! Я очень несчастный. У меня нет ни одного друга. Никто не хочет со мной дружить. А я не знаю, почему. Помогите мне найти друзей, пожалуйста».

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, почему у Незнайки нет друзей?

Умеет ли она дружить?

Как мы можем ему помочь?

А вы сами дружить умеете? И никогда не ссоритесь?

Какая в нашей группе Дружба?

Мы можем ее нарисовать?

Всем нравится такая  дружба?

Мы можем все изменить, когда научимся дружить сами.

2 этап. Подготовительный.

Чтение художественной литературы: «Поссорились» А. Кузнецова; рассказы Драгунского, Н. Носова, В. Осеевой.

Слушание и пение песен: «Большой хоровод», «Дружба», «Если с другом вышел в путь», «Мир похож на цветной луг», «Доброта».

3 этап. Практическая деятельность.

Коллективные работы детей.

«Дружат дети всей земли»

С родителями дома найти пословицы и поговорки о дружбе, считалки, главные слова.

Настольные игры, в которых по правилам должны участвовать несколько человек.

Разыгрывание конфликтов и ссор воспитателем с помощью настольного театра. Обсуждение.

Игры: «Паровозик», Дракон кусает свой хвост» - на сплочение группы.

           «Хороший друг» - развитие навыка налаживать дружеские взаимоотношения.

           «Сладкая проблема» - решение небольших проблем путем переговоров, принятие совместных решений.

           «Черепаха», «Змея», «Большой мешок», «Мы туристы» - желание и умение действовать сообща, сплоченно.

Традиционное утреннее приветствие.

Игровые образовательные ситуации:

«Как научиться дружить или Секреты дружбы»

«Дружба начинается с улыбки»

Беседа «Зачем нужен друг?»

Изготовление «коврика мира» для одноименной игры и для разрешения конфликтов.

Привлечение родителей.

4 этап. Подведение итогов. 

Презентация «Дружные ребята».

Приложения1.

Конспект игровой образовательной ситуации - «Как научится дружить»

Программное содержание:

1. Познакомить детей с правилами дружеских отношений.

2. Учить понимать и оценивать поступки других.

3. Совершенствовать умение участвовать в совместной игре.

4. Повторить пословицы о добре и дружбе.

 

Методические приёмы:

Словесный – беседа, вопросы познавательного характера, художественное слово.

Наглядный – перевоплощение, показ, видео - слайды.

Стимулирования – создание мотивации, поощрение, сюрпризный момент.

Игровой - динамическая пауза «Если есть хороший друг», игра с препятствиями «Дружные ребята».

Материалы и оборудование:

Музыкальный центр, видеопроектор, остров с пальмами и попугаем, капилочка, ручеёк, муляжи камней, мостик (лавочки), мягкие модули, макет острова, пальмы, картинки – бананов, бескозыкки, подзорная труба, шляпа, костюм Попугая.

Музыкальное сопровождение: музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского «Если добрый ты»; музыка В.Шаинского сл. М.Пляцковского «Улыбка»; музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского «Настоящий друг».

Мультимедийное сопровождение: записи со звуками моря, птиц; гимнастика для глаз «Дильфины».

 

Ход образовательной деятельности

Дети приглашаются в музыкальный зал под музыку.

(звучит музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского «Настоящий друг»).

Воспитатель: Ребята, о чем песня?

Дети: О дружбе.

Воспитатель: Удивительное, волшебное слово! Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово – дружба. (Совместное озвучивание слова).

Воспитатель: А как вы понимаете, что такое дружба?

Дети: Когда мы делимся игрушками, не обижаем друг друга; когда вместе что-нибудь делаем и т.д.

Воспитатель: Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди с которыми нам интересно играть. Друзья на то и существуют, чтобы помогать друг другу. Дружба – это, когда умеешь без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой; делиться игрушками; не хвастаться, т.е. быть скромным, сдержанным; разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу (если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить.

Ребята, а нам в детский сад для нашей группы пришло письмо с «острова Дружбы». На этом острове живёт Попугай, она написала нам письмо. Слушайте внимательно, о чём это письмо.

Содержание письма.

Здравствуйте, дети средней группы, детского сада «Сказка»! Пишет вам, Попугай. Я живу далеко на «Острове Дружба». Хочу вас попросить, чтоб вы приплыли ко мне на остров, рассказали мне, что такое дружба и научили меня дружить. Со мной на острове ни кто не играет и не дружит. Помогите мне!

Обезьянка.

Воспитатель: Поможем обезьянке стать доброй и научим её со всеми дружить.

Дети: Научим!

Воспитатель: На чём будем добираться до острова? (Версии детей).

На корабле. Построим корабль из мягких модулей, но строить нужно всем вместе, не ссориться, помогать друг другу, для того чтоб корабль получился крепким и мы смогли на нём доплыть до острова.

(Дети из мягких модулей строят корабль и звучит музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского «Настоящий друг»)

 

Воспитатель: Посмотрите, какой корабль получился? (Версии детей).

А как вы думаете, почему у нас получился красивый и крепкий корабль?

Потому что мы свами друг другу помогали, работали сообща, не ссорились. Но корабль не поплывёт без капитана и команды.

Давайте посчитаемся и выберем капитана, который будет управлять кораблём.

Считалочка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам друзей не сосчитать,

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга.

Воспитатель: Капитана выбрали, а остальные ребята будут помощники - матросы.

(Дети надевают костюмы).

 

Дружно садимся в корабль и отправляемся в морское путешествие к «острову Дружбы». Ребята мы уже плывём, послушайте шум моря и внимательно смотрите вдаль, не поворачивая голову в стороны, а если нам повезёт, то мы с вами увидим дельфинов, наблюдать за ними нужно глазками.

Звучит мелодия шум моря, видео - клип «Дельфины».

Воспитатель: Вот мы и приплыли на остров. Посмотрите как красиво на острове. Выйдем из корабля и вдохнём аромат моря. Что вы видите?

Дети: пальмы, песок, бананы на пальме.

 

Появляется сказочный герой.

Попугай: А вы кто такие? И откуда? (ходит рассматривает детей. Одного ребёнка дёргает за косичку, у другого забирает бескозырку).

Дети: Мы дети из детского сада «Сказка».

Воспитатель: Ребята, а когда гости приходят, что нужно сказать?

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: А Попугай поздоровалась?

Дети: Нет!

Воспитатель: Она хорошо поступила?

Дети: Нет!

Воспитатель: Давай те скажем, зачем мы приплыли на остров?

Дети: Учить тебя добрым делам и научить дружить со всеми.

Попугай: Меня! Добрым делам!

Дети: Да, тебя!

Воспитатель: Ребята научим Попугай здороваться? Что нужно сказать при встрече, какие волшебные слова?(Ответы детей.)

Воспитатель: Поиграем в игру «Поздоровайся без слов».

 

Игра «Поздоровайся без слов»

Дети демонстрируют способы приветствия мимикой и жестами (помахать рукой, кивнуть головой, пружинка - приседание).

Чтобы я могла видеть ваши глазки, давайте присядем, на ковер, образуя круг. А теперь поздороваемся глазами. Я первая поздороваюсь с каждым из вас, глядя ему в глаза. Слегка кивнув головой. Точно также каждый из вас взглядом и улыбкой будет приветствовать своих товарищей. (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Чудесно! 

Замечательно!

Вот мы и поздоровались!

Обращается к Попугаю:

«Попугай, ты поняла,

как нужно здороваться?»

Попугай: Поняла!

Воспитатель: Ребята, встаём в круг.

Научим обезьянку ещё одной

игре «Шире круг».

Под музыку выполняем движения.

Попугай: Вижу, вы дружные ребята и подарили мне хорошее настроение.

Воспитатель: Мы сейчас покажем, какая крепкая у нас дружба, а поможет нам в этом игра “Дружные ребята”.

Дети, повернувшись, лицом друг к другу, берутся за руки и преодолевают препятствия(перешагивают через кочки, проходят в обруч, прыгают через ручеёк т.д.).

 

Попугай: Какие вы молодцы!

Воспитатель: Ребята знают стихи и пословицы о дружбе и могут тебя научить.

(Дети рассказывают).

1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Один за всех, и все за одного.

4. Человек без друзей, что дерево без корней.

5. Дружба – как стекло, разобьешь – не сложишь.

6 Дружба самое, дорогое сокровище.
7. Дружба, дороже денег.
8. Не одежда красит человека, а его добрые дела.

9. Худо тому, кто добра не делает никому.

10. Плох человек, коли добра не помнит.

11. Доброе слово дороже богатства.

Воспитатель: Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, научить других детей и нашего Попугая. 

А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание, какой надо быть, Попугаю, чтобы появились друзья, и бросит его в копилочку.

(Дети выполняют).

Воспитатель: Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадёт, в любой беде не пропадёт,

А если и споткнётся вдруг, то встать ему поможет друг,

Всегда в беде надёжный друг ему протянет руку.

- Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените её.

Попугай: Ну, спасибо научили меня дружить! Ну, спасибо, теперь я знаю пословицы о дружбе, и могу научить своих друзей! А вот вам от меня подарок, сундучок. Как в детский сад приплывёте откроете.

А теперь прощайте, я полетел мериться со своими друзьями.

Попугай улетает.

Воспитатель: Отправляемся обратно в детский сад. Садимся аккуратно в корабль и плывём.

(Звучит мелодия шум моря). 

Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Понравилось ли вам ребята на нашем «Острове Дружбы?»

Сюрпризный момент открываем сундучок(играет мелодия Барбарики «Друзья»).Детям предлагаются воздушные шары (которые лежат в сундучке).

Воспитатель: Ребята, вам понравились подарки от Попугая. Возьмём сундучок с шариками, пойдём в группу их там надуем и поиграем с ними.

 

                                               Беседа: «Зачем нужен друг?»

Цель: формировать понятия «друг», «дружба».

Задачи:

  • учить детей сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу;
  • развивать выразительность речи, пантомимики;
  • воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Планируемые результаты:

может поддерживать беседу о дружбе и о вежливом обращении, высказывать свою точку зрения, давать необходимые пояснения; выражает положительные эмоции (интерес, радость).

Используемые материалы:

- шапочки петушка и птички (для инсценировки);

- конверт с фотографией друга, открытки, карандаши.

Словарная работа: конверт, дружба.

Методы и приёмы:

- вопросы;

- «педагогическая поддержка»;

- проблемная ситуация;

- наблюдение за детьми.

Предварительная работа:

- разучивание слов Петушка (мальчик) и Птички (девочка);

- решение проблемных ситуаций.

Ход беседы.

  1. Вводная часть.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Л. Квитко и сказать о ком оно.

Об этих ребятах не зря говорят:

«Они друг за дружку горою стоят».

Их двое, а кажется –  топает взвод,

Когда подготовка к сраженью идёт.

Жуков изучают, сидят у реки,

и очень охотно едят пирожки.

Один завздыхает, вздохнёт и другой.

Один зачихает, чихнёт и другой.

Они не дерутся почти никогда,

Ведь драка – не спорт,

Борьба – это да.

Где первый, там, стало быть, будет второй!

Стоят друг за дружку ребята горой!

(Ответы детей.)

  1. Основная часть.

Воспитатель:- Верно. Это стихотворение о друзьях. Давайте уточним: кто такой друг? Что значит дружить?(Ответы детей.)Действительно, настоящие друзья те, кто заботится о своём друге  или друзьях, помогают  им во всём. Давайте вспомним о муравье, который попал в беду.

Физкультурная пауза «Друзья помогли».

От друзей муравьишка отстал.            Дети приставляют ладони к щекам,

Ой-ой-ой, ой-ой-ой.                         Ритмично покачивают головой.

Ножку тонкую он поломал.                  Ритмично сгибают и разгибают ноги.

Ай-ай-ай, ай-ай-ай!

Травкой быстро её обмотал,             Ритмично бегут на месте.

В муравейник скорей побежал.

Ну, а солнце за лес уж зашло.

Ох-ох-ох!                                              Делают ритмичную пружинку.

Стало сразу так страшно, темно.       Ритмично закрывают глаза ладонями.

Хорошо, что друзья помогли,           Соединяют ладошки.

Муравьишку домой принесли.

МО – ЛОД – ЦЫ!                              Делают ритмичные хлопки.

Воспитатель предлагает детям посмотреть инсценировку сказки «Петушок и птичка».

Воспитатель: - Жили-были Петушок и Птичка, жили они дружно. Но однажды Петушок и Птичка не стали, как обычно, играть вместе, надулись и отвернулись друг от друга.(Обращается к детям, исполняющим роли Петушка и Птички.)Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Поссорились? Так надо помириться!

Птичка.Я с Петушком мириться не буду! Он невежливый. Я сказала ему: «Здравствуй!», а он не ответил.

Петушок.А зачем отвечать? Я тебя вчера видел.

Птичка.Но я же сегодня сказала «Здравствуй!».

Петушок.Ну и что, у меня ещё вчерашнее не кончилось.

Воспитатель.Петушок, ты хочешь, чтобы Птичка заболела?

Петушок.Нет, я не хочу, чтобы она болела!

Воспитатель.А что же ты для неё «Здравствуй» пожалел? Ведь «Здравствуй» - это значит будь здоров, не болей!

Петушок. Птичка тоже не очень-то вежлива. Когда она ко мне обращается, то кричит: «Эй, ты!»

Воспитатель.Значит, вы оба виноваты. Надо друг друга уважать.

Петушок.Прости меня, Птичка! Я всегда буду здороваться.

Птичка. И ты прости меня, Петушок! Я всегда буду вежливой.

Воспитатель.- Вы поняли, как надо себя вести? Будьте всегда вежливы и никогда не ссорьтесь. Ребята, пришло время вспомнить о нашем друге, который давно не приходил в детский сад. Кто это?(Ответы детей.)Правильно, это Настя Ф. Она находится дома, потому что  она заболела. Не разрешает доктор пока приходить Насте в детский сад. Настя очень скучает, поэтому я предлагаю сделать для нашего друга, для Настеньки сюрприз. Вы согласны? (Ответы детей.)Вот конверт. В него можно положить письмо и открытку, в которых мы пожелаем Насте быстрее поправиться и прийти к нам в детский сад. Затем мы этот конверт заклеим и передадим Насте. В письме я напишу такие слова: «Хорошо, когда с тобою рядом друг! Настя, мы любим твою улыбку и тепло твоих рук. Ты всегда с нами играешь, понимаешь и прощаешь. Без тебя мы так скучаем! Выздоравливай, друг!» А вы, ребята, на открытках изобразите своё теплое отношение к Насте.

  1. Заключительная часть.

Звучит фонограмма «Настоящий друг». Дети рисуют открытки, вкладывают в конверт.

Воспитатель: - Вы – настоящие друзья. Я думаю, Настя будет рада получить от нас сюрприз. Именно для этого и нужен друг!

Используемая литература:

1. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.

2.Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников : учеб. пособие – 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Т.М. Бабуновой. – Магнитогорск : МаГУ, 2005.

3.Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада – 2-е изд., перераб. и доп. / Л.Ф. Островская. – М.: Просвещение, 1990. – 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Формирование положительных взаимоотношений детьей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Практическая значимость данного  проекта заключается в том, что разработанную систему занятий и игр можно использовать как методическое руководство педагогам ДОУ...

Образовательный проект по проблеме безопасности детей старшего дошкольного возраста «Злой и добрый огонь»

Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях...

Образовательный проект «Зимние забавы» - для детей старшего дошкольного возраста.

Детские каникулы - это ответственность для взрослых. Перед педагогами  стоит задача приложить максимум сил для смены деятельности детей, предоставить возможность для более активного время препров...

Образовательный проект "Космическое путешествие" для детей старшего дошкольного возраста.

     Космос превлекает человечество уже очень давно. И не удивительно, что дошкольники часто задают вопросы, связанные этой темой, их интересует буквально все, но иногда их умоза...

Проект "Радуга дружбы" для детей старшего дошкольного возраста

«Учёт этнокультурной ситуации развития детей» – один из основных принципов дошкольного образования. Проект «Радуга дружбы» разработан с учётом регионального компонента. Основной его целью являетс...

Образовательный проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Дыши сибирскими лесами!..."

Проект направлен на изучение природы родного края, развитие эколого-патриотических чувств ребенка....

Квест - игра «Секреты дружбы» для детей старшего дошкольного возраста

Данный материал  поможет педагогам организовать образовательную деятельность с использованием инновационных технологий.  Где дети в увлекательной игровой  форме  смогут  расши...