Формирование ценностного отношения к дружбе у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики
статья (старшая группа)
в статье расскраваются особенности формирования представлений о дружбе у старших дошкольников средствами народной педагогики в условиях стандартизации. Автором представлены научно - методические основы использования фольклора в работе с дошкольниками с целью формирования ценностного отношения к дружбе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование ценностного отношения к дружбе у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики
Советникова Ольга Викторовна,
Аннотация. В статье раскрывается особенности формирования представлений
- дружбе у старших дошкольников средствами народной педагогики в условиях стандартизации. Авторами представлены научно-методические основы использования фольклора в работе с дошкольниками с целью формирования ценностного отношения к дружбе.
- условиях развития модернизации дошкольного образования важное место занимает педагогически организованный процесс, направленный на расширение представлений дошкольников о нравственных ценностях ближайшего социокультурного окружения, воспитание положительного отношения к окружающим
- т. д. Старший дошкольный возраст сензитивный период для формирования ценностного отношения к дружбе, зарождения дружеских, личных и бескорыстных взаимоотношений между людьми, основанных на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах или увлечениях. От того, как они будут складываться, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе и успешность его социализации и др.
- своих работах М. К. Хабиева выделяет основные критерии и свойства дружбы: 1) близость и эмоциональность, связанные с избирательностью и исключительностью дружбы, которые обусловливают такие ее критерии, как бескорыстие, преданность и верность, требовательность и принципиальность, искренность и доверие; 2) бескорыстие в дружбе, предполагающее такие отношения, которые свободны от соображений выгоды и строятся на готовности помочь друг другу, порой в ущерб своим личным интересам3) преданность и верность друга укрепляют веру человека в собственные силы.
автореферате Е. В. Юрковой указано, что особенности стилей дружеских межличностных отношений взаимосвязаны с типом социальных представлений о дружбе. Дети с типом представлений «Дружба как функциональные отношения» чаще демонстрируют манипулятивный стиль в дружеских отношениях, проявляющейся в стремлении занимать доминирующую позицию, в эгоцентрической направленности или эмоциональной дистанцированности от партнера в общении. Дети с типом представлений «Дружба как эмоциональные близкие отношения» чаще демонстрируют партнерский и зависимый стили дружеских отношений, которые проявляются в стремлении к сотрудничеству, в направленности на цели и интересы партнера в общении. При этом соотношение стилевых особенностей партнеров дружеских взаимоотношений для людей с типом представлений «Дружба как функциональные отношения» является комплиментарным, а для респондентов с типом социальных представлений «Дружба как эмоциональные отношения» является конгруэнтным.
Одними из важнейших признаков дружбы или дружеских отношений, выделяемых многими авторами, являются: взаимное признание, доверительность, доброжелательность, забота, взаимность, доверие, привязанность, расположение и пр.
Основными критериями сформированности ценностного отношения дружбе у детей 6- 7 лет, на наш взгляд, следует считать следующие: ребенок знает кто такой лучший друг (эмоционально-отзывчивый, способный на взаимопомощь, добрый, заботливый); ребенок имеет представление о дружбе и дружеских взаимоотношениях (взаимовыручка, сопереживание, ответственность, честность); по отношению к своим друзьям дошкольник проявляет предпочтение, симпатию, сочувствие и отзывчивость, желание и умение договориться о пользовании предметами, совместной игре или роли, готов и способен считаться с интересами сверстников, заботиться о сверстнике в группе, об общем деле, оказывать помощь и взаимопомощь; для ребенка свойственна объективность оценок и самооценок, способность поступиться личным желанием в пользу сверстников (по справедливости), получая при этом удовольствие.
- основным показателям проявления дошкольниками ценностного отношения
- дружбе и друзьям являются следующие: ребенок улыбается, проявляет радостное желание, соответствующие жесты, сочувствие и содействие сверстнику, умеет ограничить свои действия в пользу друга, поступиться чем-либо для других в процессе бытовых отношений, в игре, проявляет заботу о сверстнике, может прийти на помощь, проявляет взаимную выручку, защиту, может объективно оценить поступки сверстника и свои, умеет отстоять свою правоту, настоять на том, чтобы товарищ поступил правильно.
На основе критериев и показателей были выведены три уровня сформированности ценностного отношения дошкольников к дружбе. Высокий уровень: ребенок владеет представлениями о дружеских взаимоотношениях, проявляет интерес к построению дружеских отношений; называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку; умеет договориться, используя убеждение, уговоры и т.д.; проявляет чуткость, заботу самостоятельно, никогда не проявляет агрессию, всегда справедлив; способен оказывать помощь своему другу в сложной ситуации, дружеские отношения относительно долговременны. Средний уровень: ребенок имеет не точные и не достаточные представления о дружеских взаимоотношениях, проявляет потребность
- установлении дружеских взаимоотношений в зависимости от ситуации, мотивами являются внешние факторы, дружеские взаимоотношения недолговременны, проявляет зависимость от оценки отношений сверстников и взрослых; ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку. Негативные поступки проявляются иногда, к своим оценкам относится критично; ответы детей эмоционально окрашенные, но знания не полные; отмечается недостаточно точное представление о сущности категории «дружба», недостаточно положительное, устойчивое отношение к данной категории. Низкий уровень: характеризуется наличием у ребенка фрагментарных, отрывочных представлений о дружбе, о нормах и правилах дружеских взаимоотношений, способах взаимодействия со сверстниками в общении и совместной деятельности и т.д.
Эффективным средством формирования ценностных ориентаций и отношения является народная педагогика. Исследователи (Г. Н. Волков, Н. Н. Беспалова, А. Э. Измайлов и др.), изучая воспитательный потенциал народной педагогики, отмечают, что для нее характерны: гуманизм; эмпиризм и синкретизм преемственность; целенаправленность в воспитании и обучении детей, которая у каждого народа выражалась в существовании определенного идеала; универсальность, поскольку сказки, песни, пословицы, загадки и другие средства охватывает все области обучения, воспитания и развития дошкольников (физическое, нравственное, патриотическое, трудовое, эстетическое и пр.) и пр. На современном этапе учеными обоснованы многие научно-методические аспекты использования народной педагогики в дошкольном образовании. Во- первых, осуществлена концептуализация представлений о развитии этнопедагогической направленности дошкольного воспитания: концепция этнопедагогической направленности дошкольного воспитания Л. Н. Захаровой; концепция формирования этнокультурной осведомленности детей С. В. Мажаренко; концептуальная модель этнопедагогического воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении М. Б. Кожановой, ориентирующая на введение этнокультурного содержания в образовательный процесс, использование народной педагогики (её методов, факторов, агентов и др.); организации процесса этнокультурной подготовки специалистов и т. д. Во-вторых, обоснованы новые подходов и принципы к реализации воспитательного потенциала народной педагогики: системный и поликультурный подходы; принципы культурного диалога, культуросообразности, оптимального сочетания и последовательности изучения культур, позитивного отношения к этнокультурному своеобразию и пр. В-третьих, определены содержание и методика ознакомления дошкольников с народным музыкальным, словесным, изобразительным и иным искусством,, а также их роль в воспитании детей, разработаны этнопедагогические технологии в этнокультурном воспитании дошкольников и т.д.
Подводя итог выше изложенному следует подчеркнуть, что формирование ценностного отношения к дружбе у детей старшего дошкольного возраста сложный и длительный процесс. Использование народной педагогики при руководящей роли со стороны взрослого содействуют формированию представлений о дружбе у дошкольников, которые позволяют им осознать суть межличностных дружеских отношений, проявляющихся в заботе и взаимопонимании, откровенности и открытости друг другу, взаимном интересе к делам и переживаниям друга, искренности и бескорыстии чувств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное и нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики
Основная функция ДОУ – целенаправленная социализация личности ребенка. Неразрывна связь процесса социального развития детей и освоения ими соответствующих нравст...
Педагогическая разработка на тему: «Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративного-прикладного искусства»
Актуальность данной разработки состоит в том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей старшего возраста: в развитии их воображения, фа...
Система работы по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами народных подвижных игр
Система работы по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами народных подвижных игр...
развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора
СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………….3 Глава I. Теорет...
Презентация "Формирование интереса к народной культуре у детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры"
В настоящее время в воспитательной практике дошкольных образовательных организаций наблюдается повышение активного интереса к потенциалу народной культуры, именно в ней содержится многовековая мудрост...
Формирование положительного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Все профессии важны, все профессии нужны».
На современном этапе общество нуждается в социально активной личности, доминирующей характеристикой которой является положительное отношение к труду. Дошкольный возраст один из самых важных этапов...
Проект «Все работы хороши» Формирование ценностного отношения к труду детей младшего дошкольного возраста.
Предлагаемый проект направлен на реализацию задач трудового воспитания в образовательном процессе с детьми младшего дошкольного возраста. Основной аспект проекта раскрывает содержание формирован...