Формирование ценностного отношения к дружбе у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики
статья (старшая группа)

в статье расскраваются особенности формирования представлений о дружбе у старших дошкольников средствами народной педагогики в условиях стандартизации. Автором представлены научно - методические основы использования фольклора в работе с дошкольниками с целью формирования ценностного отношения к дружбе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ценностного отношения к дружбе  у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики

Советникова Ольга Викторовна,

Аннотация. В статье раскрывается особенности формирования представлений

  •  дружбе у старших дошкольников средствами народной педагогики в условиях стандартизации.  Авторами  представлены  научно-методические  основы использования  фольклора  в  работе  с  дошкольниками  с  целью  формирования ценностного отношения к дружбе.
  • условиях развития модернизации дошкольного образования важное место занимает  педагогически  организованный  процесс,  направленный  на  расширение представлений  дошкольников  о  нравственных  ценностях  ближайшего социокультурного окружения, воспитание положительного отношения к окружающим
  •   т.  д.  Старший  дошкольный  возраст  сензитивный  период  для  формирования ценностного отношения к дружбе, зарождения дружеских, личных  и бескорыстных взаимоотношений между людьми, основанных на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах или увлечениях. От того, как они будут складываться, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе и успешность его социализации и др.
  •   своих  работах  М.  К.  Хабиева  выделяет  основные  критерии  и  свойства дружбы:  1)  близость  и  эмоциональность,  связанные  с  избирательностью  и исключительностью  дружбы,  которые  обусловливают  такие  ее  критерии,  как бескорыстие,  преданность  и  верность,  требовательность  и  принципиальность, искренность и доверие; 2) бескорыстие в дружбе, предполагающее такие отношения, которые свободны от соображений выгоды и строятся на готовности помочь друг другу,  порой  в  ущерб  своим  личным  интересам3)  преданность  и  верность  друга укрепляют веру человека в собственные силы.  

  автореферате  Е.  В.  Юрковой  указано,  что  особенности  стилей  дружеских межличностных  отношений  взаимосвязаны  с  типом  социальных  представлений  о дружбе.  Дети  с  типом  представлений  «Дружба  как  функциональные  отношения» чаще  демонстрируют  манипулятивный  стиль  в  дружеских  отношениях, проявляющейся в стремлении занимать доминирующую позицию, в эгоцентрической направленности или эмоциональной дистанцированности от партнера в общении. Дети с типом представлений «Дружба как эмоциональные близкие отношения» чаще демонстрируют  партнерский  и  зависимый  стили  дружеских  отношений,  которые проявляются в стремлении к сотрудничеству, в направленности на цели и интересы партнера  в  общении.  При  этом  соотношение  стилевых  особенностей  партнеров дружеских  взаимоотношений  для  людей  с  типом  представлений  «Дружба  как функциональные  отношения»  является  комплиментарным,  а  для  респондентов  с типом  социальных  представлений  «Дружба  как  эмоциональные  отношения» является конгруэнтным.

Одними  из  важнейших  признаков  дружбы  или  дружеских  отношений, выделяемых многими авторами, являются: взаимное признание, доверительность, доброжелательность, забота, взаимность, доверие, привязанность, расположение и пр.  

Основными критериями сформированности ценностного отношения дружбе у детей 6- 7 лет, на наш взгляд, следует считать следующие: ребенок знает кто такой лучший  друг  (эмоционально-отзывчивый,  способный  на  взаимопомощь,  добрый, заботливый);  ребенок  имеет  представление  о  дружбе  и  дружеских взаимоотношениях (взаимовыручка, сопереживание, ответственность, честность); по отношению  к  своим  друзьям  дошкольник  проявляет  предпочтение,  симпатию, сочувствие  и  отзывчивость,  желание  и  умение  договориться  о  пользовании предметами,  совместной игре или роли, готов и способен считаться с интересами сверстников, заботиться о сверстнике в группе, об общем деле, оказывать помощь и взаимопомощь;  для  ребенка  свойственна  объективность  оценок  и  самооценок, способность  поступиться  личным  желанием  в  пользу  сверстников  (по справедливости), получая при этом удовольствие.

  •  основным показателям проявления дошкольниками ценностного отношения
  •  дружбе  и друзьям являются следующие: ребенок улыбается, проявляет радостное желание,  соответствующие  жесты,  сочувствие  и  содействие  сверстнику,  умеет ограничить  свои  действия  в  пользу  друга,  поступиться  чем-либо  для  других  в процессе бытовых отношений, в игре, проявляет заботу о сверстнике, может прийти на  помощь,  проявляет  взаимную  выручку,  защиту,  может  объективно  оценить поступки сверстника и свои, умеет отстоять свою правоту, настоять на том, чтобы товарищ поступил правильно.

На  основе  критериев  и  показателей  были  выведены  три  уровня сформированности  ценностного  отношения  дошкольников  к  дружбе.  Высокий уровень:  ребенок  владеет  представлениями  о  дружеских  взаимоотношениях, проявляет  интерес  к  построению  дружеских  отношений;  называет  нравственную норму,  правильно  оценивает  поведение  детей  и  мотивирует  свою  оценку;  умеет договориться,  используя  убеждение,  уговоры  и  т.д.;  проявляет  чуткость,  заботу самостоятельно,  никогда  не  проявляет  агрессию,  всегда  справедлив;  способен оказывать  помощь  своему  другу  в  сложной  ситуации,  дружеские  отношения относительно  долговременны.  Средний  уровень:  ребенок  имеет  не  точные  и  не достаточные представления о дружеских взаимоотношениях, проявляет потребность

  •  установлении дружеских взаимоотношений в зависимости от ситуации, мотивами являются  внешние  факторы,  дружеские  взаимоотношения  недолговременны, проявляет  зависимость  от  оценки  отношений  сверстников  и  взрослых;  ребенок называет  нравственную  норму,  правильно  оценивает  поведение  детей,  но  не мотивирует свою оценку. Негативные поступки проявляются иногда, к своим оценкам относится критично; ответы детей эмоционально окрашенные, но знания не полные; отмечается недостаточно точное представление о сущности категории «дружба», недостаточно  положительное,  устойчивое  отношение  к  данной  категории.  Низкий уровень:  характеризуется  наличием  у  ребенка  фрагментарных,  отрывочных представлений  о  дружбе,  о  нормах  и  правилах  дружеских  взаимоотношений, способах взаимодействия со сверстниками в общении и совместной деятельности и т.д.

Эффективным средством формирования ценностных ориентаций и отношения является  народная  педагогика.  Исследователи  (Г.  Н.  Волков,  Н.  Н.  Беспалова, А. Э. Измайлов  и  др.),  изучая  воспитательный  потенциал  народной  педагогики, отмечают,  что  для  нее  характерны:  гуманизм;  эмпиризм  и  синкретизм преемственность; целенаправленность в воспитании и обучении детей, которая у каждого  народа  выражалась  в  существовании  определенного  идеала; универсальность,  поскольку сказки, песни, пословицы, загадки и другие средства охватывает  все  области  обучения,  воспитания  и  развития  дошкольников (физическое, нравственное, патриотическое, трудовое, эстетическое и пр.) и пр. На  современном  этапе  учеными  обоснованы  многие  научно-методические аспекты  использования  народной  педагогики  в  дошкольном  образовании.  Во- первых,  осуществлена  концептуализация  представлений  о  развитии этнопедагогической  направленности  дошкольного  воспитания:  концепция этнопедагогической  направленности  дошкольного  воспитания  Л. Н. Захаровой; концепция  формирования этнокультурной осведомленности детей С. В. Мажаренко; концептуальная  модель  этнопедагогического  воспитательного  процесса  в дошкольном  образовательном  учреждении  М.  Б.  Кожановой,  ориентирующая  на введение этнокультурного содержания в образовательный процесс, использование народной педагогики (её методов, факторов, агентов и др.); организации процесса этнокультурной  подготовки  специалистов  и  т.  д.  Во-вторых,  обоснованы  новые подходов  и  принципы  к  реализации  воспитательного  потенциала  народной педагогики: системный и поликультурный подходы; принципы культурного диалога, культуросообразности,  оптимального  сочетания  и  последовательности  изучения культур, позитивного отношения  к этнокультурному своеобразию и пр. В-третьих, определены  содержание  и  методика  ознакомления  дошкольников  с  народным музыкальным, словесным, изобразительным и иным искусством,,  а также их роль в воспитании  детей,  разработаны  этнопедагогические  технологии  в этнокультурном воспитании дошкольников и т.д.

Подводя  итог  выше  изложенному  следует  подчеркнуть,  что  формирование ценностного отношения к дружбе у детей старшего дошкольного возраста сложный и длительный процесс. Использование народной педагогики при руководящей  роли со стороны  взрослого  содействуют  формированию  представлений  о  дружбе  у дошкольников,  которые  позволяют  им  осознать  суть  межличностных  дружеских отношений,  проявляющихся  в  заботе  и  взаимопонимании,  откровенности  и открытости  друг  другу,  взаимном  интересе  к  делам  и  переживаниям  друга, искренности и бескорыстии чувств.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное и нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики

  Основная функция ДОУ – целенаправленная социализация личности ребенка.      Неразрывна связь процесса социального развития детей и освоения ими соответствующих нравст...

Педагогическая разработка на тему: «Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративного-прикладного искусства»

Актуальность  данной разработки состоит в том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей старшего возраста: в развитии их воображения, фа...

Система работы по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами народных подвижных игр

Система работы по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами народных подвижных игр...

развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора

СОДЕРЖАНИЕ          Введение ………………………………………………………………….3      Глава         I. Теорет...

Презентация "Формирование интереса к народной культуре у детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры"

В настоящее время в воспитательной практике дошкольных образовательных организаций наблюдается повышение активного интереса к потенциалу народной культуры, именно в ней содержится многовековая мудрост...

Формирование положительного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Все профессии важны, все профессии нужны».

На современном этапе общество нуждается в социально активной личности, доминирующей характеристикой которой является положительное отношение к труду. Дошкольный возраст один из самых важных этапов...

Проект «Все работы хороши» Формирование ценностного отношения к труду детей младшего дошкольного возраста.

Предлагаемый проект направлен на  реализацию задач трудового воспитания в образовательном процессе с детьми младшего дошкольного возраста. Основной аспект проекта раскрывает содержание формирован...