Отчет по самообразованию на тему «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство» 2019-2020 уч. год.
консультация
Отчет по самообразованию на тему
«Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»
2019-2020 уч. год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию на тему
«Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»
2019-2020 уч. год.
Выполнила: Борисова Т.А.
Ф,И.О. педагога | Борисова Татьяна Александровна | ||
Тема самообразования | «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство» | ||
Период работы над темой | 01.09.2019-30.05.2020 | ||
Актуальность темы самообразования | Декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел. Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только любоваться произведениями народных мастеров, но и стараться сделать что-то похожее своими руками, формирует творческий подход к художественно-прикладной деятельности. Мозговая деятельность ребёнка образна, красочна, богата ощущениями, звуками и формами, как говорил К.Д. Ушинский, поэтому народное творчество оказывает на ребёнка такое яркое впечатление. Ознакомление с произведениями народного творчества вызывает у детей первые представления о своей Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Занятия декоративно-прикладным искусством детей в дошкольном учреждении также помогает ребёнку развить и технические навыки росписи различных предметов, что напрямую развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, улучшает глазодвигательную функцию у ребёнка. Через занятия декоративно-прикладным искусством у детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные. | ||
Цель | Развить у ребёнка творческие способности через приобщение его к русскому народному прикладному искусству | ||
Задачи | - Изучить научную, учебно - методическую литературу по вопросу русских народных промыслов. | ||
Ожидаемые результаты |
| ||
Форма представления опыта работы по теме самообразования (продукт). | Выставка народных игрушек, рисунков, аппликаций. Создание видеотеки, подборка и работа с мнемотаблицами. Проведение мастер- классов с педагогами | ||
Изучение методической литературы | 1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001. 2. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Москва, Мозаика – Синтез, 2001. 3. Алехин А.Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва. 1988. 4. Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996. 5. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 1998. 6. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001. 7. Богусловская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 1975. 8. Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999. 9. Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005. 10. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность. Москва. Академия, 1998. 11. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998. 12. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». Москва. Просвещение, 1999. 13. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000. 14. Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991. 15. Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991. 16. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983. 17. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985. 18. Корабельников В.А. Рисуем орнамент (по методике Е.Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993. 19. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998. 20. Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002. 21. Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003. 22. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Москва. Просвещение, 1979. 23. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Москва. Мозаика-Синтез, 1996. | ||
Практическая реализация опыта по теме самореализации | |||
Направления работы | Формы работы | Практические выходы | |
Работа с детьми | 1.НОД: «В мире народной игрушки». 2.Просмотр мультимедийной Презентации «Дымковская игрушка», «Гжель», «Матрешка», «Узоры народных промыслов». 3.Оформление Уголка народно-прикладного творчества. 4. Виртуальная экскурсия «Галерея народной игрушки». 5. Создание мини-музея «Народная игрушка». 6. Проект: «Откуда пришла филимоновская игрушка» 7.Викторина: «Народные промыслы». | Создание уголка по народноприкладному искусству «Русские узоры» Развиваются умения применять полученные знания в коллективной и творческой игре. Учить различать народные промыслы (Хохломские, Дымковские, Филимоновские изделия) Совершенствуются технические умения и навыки работы кистью. Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность Заучивание стихотворения «Чудо Филимоновских свистулек», Чтение сказок. филимоновская игрушка?». | |
Работа с родителями | 1.Викторина на тему: «В мире народноприкладного творчества». 2. Мастер-класс: «Козлик филимоновская игрушка». 3. Фотовыставка: «Красота спасет мир». 4. Совместное посещение музея. 3. Создание коллажа: 4.Час истории: «Как появилась ложка на Руси?» | Познакомить родителей русскими народными играми, показать доступность их для детей рекомендовать использовать их в организации досуга с детьми. | |
Работа с педагогами | 1.Выступление на педагогическом часе: «Приобщение детей к искусству». 2.Презентация проекта: «Откуда пришла филимоновская игрушка?». 3 Игра «Угадай промысел». | Познакомить и заинтересовать педагогов русским Народным промыслом и его значением в развитии дошкольников. Показать доступность их для детей дошкольного возраста, рекомендовать использовать их в работе с детьми. | |
Распространение педагогического опыта по теме самообразования | Мои публикации «Значение творческих способностей для развития ребенка» (Всероссийское образовательно-просветительское издание «Альманах педагога»2020 год. Мои публикации «Творчество как метод социальной реабилитации» (Всероссийский педагогический журнал познание 2019 год. Мои публикации «Творческая деятельность и ее ценность для развития ребенка» (Всероссийский методический центр «Новое дерево»2019 год.) Мои публикации «Декоративно-прикладное искусство в жизни детей дошкольного возраста» (Образовательный портал «Просвещение»2019 год) Распространение и обобщение педагогического опыта «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников» 2020 год | ||
Результаты по теме самообразования | |||
Эффективность педагогического опыта (качественная оценка). | Я считаю, что опыт работы имеет положительный результат. У детей расширился кругозор знаний о народных промыслах, также испытывают неподдельный интерес к народно-прикладному искусству, Коммуникативные и социальные навыки сформированы на достаточном уровне, присутствует чувство взаимопомощи, более развиты и технические навыки росписи различных предметов, что напрямую развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, что улучшает глазодвигательную функцию у ребёнка. | ||
Выводы по теме самообразования | Подводя итог свой работе можно сделать вывод, что работа плодотворно сказалось на детях. Они стали более социально- коммуникабельны, речь развернута, память устойчива. в запоминании малых форм фольклора дети не испытывают трудностей. Более теплыми стали взаимоотношения между собой. Проявляется взаимопомощь и коллективный труд. | ||
Проблемы | Родители не всегда заинтересованы в значимости проведения собраний, коллективных выставок, как средства развития Художественного восприятия мира ребенка. | ||
Перспективы | На следующий учебный год 2020-2021 учебный год планирую брать другую тему по самообразованию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразования на 2019-2020 учебный год «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»
Тема самообразования на 2019-2020 учебный год«Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»...
Развитие детского творчества через народное декоративно прикладное искусство
План самообразования...
План самообразоваия педагога на 2019 -2020 уч. год. Тема: «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»
План самообразования педагога на 2019 -2020 уч. год.Тема: «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»...
План самообразования Тема: «Развитие детского творчества через народное декоративно- прикладное искусство»
Декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел. Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие детского творчества через народное декоративно – прикладное искусство»
Цель: развить у ребёнка творческие способности через приобщение его к русскому народному прикладному искусству.Задачи:1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения научной, учебно – мето...
Самообразование Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство
АктуальностьЯ считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т.к. предоставляет мне необходимую нравственно-эстетическую среду общения с миром ценностей, созданным русским народом, с учёто...