Программа "Музыкальная палитра"
проект (старшая, подготовительная группа)
В современных концепциях эстетического развития дошкольников доказываются необходимость раннего приобщения детей к шедеврам мирового музыкального и изобразительного искусства. В авторской программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» обоснована важность накопления музыкально-интонационного опыта восприятия классической музыки с самого раннего дошкольного возраста. В процессе приобщения к высоким образцам классики у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации, способность понимать и ценить прекрасное, закладываются основы художественной культуры и развивается эмоциональная отзывчивость на удивительные творения человеческого гения.
Цветомузыкальное восприятие, понимаемое нами как способность соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета, является эффективным средством эстетического развития и формирования основ художественной культуры дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_muzykalnaya_politra.docx | 31.34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа «Музыкальная палитра»
Программа развития цветомузыкального восприятия, разработанная на кафедре эстетического воспитания детей дошкольного возраста МПГУ, содержит не только направление работы для педагогов, но и аппарат анализа полученных результатов, основанный на спектральном анализе и математических схемах обработки.
Это необходимо для того, чтобы обозначить главную задачу педагогической деятельности в направлении развития у детей способности передавать эмоциональное состояние музыки – обеспечить необходимую степень погружения в творческий процесс с целью установления контакта между впечатлениями и усиления эффекта воздействия искусства путем активизации непроизвольного внимания старших дошкольников.
В современных концепциях эстетического развития дошкольников доказываются необходимость раннего приобщения детей к шедеврам мирового музыкального и изобразительного искусства. В авторской программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» обоснована важность накопления музыкально-интонационного опыта восприятия классической музыки с самого раннего дошкольного возраста. В процессе приобщения к высоким образцам классики у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации, способность понимать и ценить прекрасное, закладываются основы художественной культуры и развивается эмоциональная отзывчивость на удивительные творения человеческого гения.
Цветомузыкальное восприятие, понимаемое нами как способность соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета, является эффективным средством эстетического развития и формирования основ художественной культуры дошкольников при соблюдении следующих педагогических условий:
- Содержанием эстетического развития детей дошкольного возраста являются высокохудожественные образцы музыкального и изобразительного искусств;
- Методика развития цветомузыкального восприятия у дошкольников построена поэтапно: от усвоения детьми изобразительно-выразительных средств музыки и изобразительного искусства до формирования эмоционально-оценочного, ценностного отношения к произведениям искусства;
- Организация творческой деятельности принимает привлекательные для детей формы (игры, нетрадиционные виды занятий, детско-родительские встречи с искусством).
В разработанной методике теоретически обосновано понятие цветомузыкального восприятия как эстетического качества личности ребенка; изучены особенности цветомузыкального восприятия старших дошкольников; выявлена и экспериментально проверена эффективность педагогических условий формирования цветомузыкальных образов средствами синтеза искусств; описаны факторы проявления цветомузыкального восприятия в процессе слушания музыки.
Нами разработана методика диагностики проявления цветомузыкального восприятия, найдены способы математической обработки полученных данных с использованием формальной методики и зафиксировано проявление цветомузыкального восприятия на специально организованных занятиях, реализующих модель эффективного эстетического развития «восприятие - воспроизведение». Уточнено определение цветомузыкального восприятия, разработана серия занятий по слушанию музыки в сопровождении цвета и найдено их место в этой модели в качестве условия, стимулирующего проявление цветоэмоционального отклика на музыку у детей дошкольного возраста.
Основной принцип построения заданий непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) по развитию цветомузыкального восприятия у дошкольников – пропорциональность и равновесие музыки и живописи, равноценность и взаимодополнительность двух видов искусства. Музыка не является фоном по отношению к изобразительной деятельности, так же, как и живописные образы не служат лишь иллюстрацией к музыкальным произведениям. Мы говорим о формировании способности к цветоэмоциональному реагированию на музыку у старших дошкольников; дети как будто рисуют «Портреты музыки с натуры», знакомясь с выразительными средствами двух видов искусства в их взаимосвязи и эмоциональном уподоблении.
Еще выделяется принцип инвариантности: мы предлагаем похожие друг на друга задания – «нарисовать музыку», «передать настроение в цвете». Этим достигается возможность обратится к своему внутреннему состоянию, сконцентрироваться на эмоциональном переживании, так как ребенок перестает через какое-то время нуждаться в объяснениях. Контрастные музыкальные произведения не дадут детям скучать, а процесс создания цветовых картин усилит интерес и повысит их внимание.
Так же можно говорить о принципе невмешательства в процесс создания цветомузыкальных композиций. Педагог выступает организатором игровой ситуации «рисуем музыку», а роль учителя отводит искусству.
Принцип постепенности перехода от целого к частному, от спонтанного эмоционального реагирования к интеллектуальному анализу. Сначала ребенок накапливает опыт слушания музыки и пытается передать ее настроение с помощью цвета, и лишь затем мы переходим к обсуждению музыкальной формы и законов цветоведения.
Принцип уподобления, сформулированный О. П. Радыновой, так же реализуется в программе через беседы и подбор соответствующих сопоставлений в предлагаемом детям материале. Он заключается в поиске эмоциональных соответствий, общности и сходстве элементов аудиальной и визуальной модальностей, выраженных через художественное слово и движение.
Программа «Музыкальная палитра» разработана для подготовительной группы ДОУ и рассчитана на два полугодия. НОД по программе рекомендуется проводить дополнительно в условиях изостудии или в свободное вечернее время. Интеграция музыки и изобразительного искусства оказывает комплексное воздействие на эстетическое развитие личности.
Ребенку необходимо самому преодолеть привычно возвышающуюся стену непонимания между его внутренним миром и миром «взрослого» искусства и всей душой почувствовать, что искусство и творчество столь же необходимы ему, как и любые другие доступные или более привычные виды деятельности. Обязательной предпосылкой для формирования у детей ценностного отношения к искусству является создание условий для углубленного ознакомления с шедеврами классики.
Возможность решения этой задачи с использованием синтеза музыки и живописи коренится в эмоциональной основе восприятия произведений этих двух видов искусств. Использование их взаимосвязи может служить основой для развития эмоциональной стороны личности ребенка.
В своей работе мы опирались на программу О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», а ознакомление детей со способами рисования непредметных цветовых композиций осуществляется по рекомендациям Р. Г. Казаковой и Л. Г. Беляковой.
Задачи развития цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста:
- Накопление детьми опыта восприятия классической музыки композиторов разных эпох и стилей;
- Ознакомление с шедеврами живописи художников разных стран, эпох и стилей;
- Формирование у детей цветоэмоциональной отзывчивости на музыку и способности различать музыкальную форму;
- Развитие представлений о цвете и колорите живописи, как средстве передачи многообразия эмоциональных состояний;
- Расширение опыта эмоционального переживания и восприятия музыкальных и живописных произведений как основы развития эстетического сознания и элемента приобщения к художественной культуре.
Структура программы «Музыкальная палитра»
Первый блок – «Мир цвета»
Посвящен ознакомлению детей с техникой получения разнообразных оттенков, обогащению представлений о выразительных особенностях палитры и созданию непредметных цветовых композиций. Основной целью блока является развитие цветоэмоциональных представлений у детей и осознание цвета, как самостоятельного выразительного средства. В этом блоке предполагается проведение 5 НОД по рисованию без музыкального сопровождения.
Нами разработано три диагностических задания по выявлению начального уровня развития отдельных специальных изобразительных и музыкальных способностей дошкольников. Самыми важными показателями являются наличие эмоционального реагирования на цвет, навыки слушания классической музыки, умение различать части музыкальной формы.
Задача педагога на этом этапе – обучить ребенка свободе и раскованности в использовании всего богатства цветов и оттенков гуаши. Для этого подойдут любые творческие идеи педагога, перед которым открывается возможность сочинить сказки, придумать игры и подобрать по своему вкусу репродукции художников-живописцев.
Рисование «цветовых настроений» способствует пониманию той возможности, которая открывается перед художником, чувствующим выразительность колорита. И оказывается, что вовсе не обязательно рисовать что-то конкретное, имеющее узнаваемый контур. Дети охотно включаются в игровую ситуацию, где краски на листе встречаются друг с другом и разговаривают на своем языке. Рисуем радость и страх – какие разные получаются работы! Два контрастных эмоциональных состояния – и ребята с легкостью выбирают из известных им оттенков наиболее подходящие: теплые, позитивные и мрачные, грязноватые. Потом более тонкие грани – ласка, тревога. Многие малыши рисуют нежные светлые цветовые пятна, используя приобретённый навык добавления белой краски. А тревога получается в сероватых пятнах, быстрых и отрывистых движениях кистью по квадрату настроения. Покой, грусть – сближенные эмоциональные состояния. И все же даже это не кажется слишком сложным, ведь в распоряжении у маленьких художников целый мир цвета!
Центральный блок – «Цветомузыка»
Состоит из 20 инвариантных по организации заданий НОД, целью которых является развитие цветоэмоциональной отзывчивости на музыку. Необходимо дать детям представление о том, что музыка разных времен, направлений, стилей может вызывать разные цветовые ассоциации и способствовать цветовой визуализации.
Звучит музыка. Какие образы она навивает? Дерево на ветру? Или скачущая девочка с мячом? Птенчик на краю гнезда или быстрые капли дождя за окном? А может быть и не стоит задумываться о том, как именно назвать то, что мы чувствуем, слушая музыкальное произведение? Можно просто потанцевать кисточкой по бумаге. Все изменения музыки характера музыки, смена частей, настроений могут быть выражены с помощью цвета. Рисование во время слушания позволяет чувствам ребенка проявится сразу, подобно жестам взволнованного человека; эмоции не скованны необходимостью соблюдать спокойствие в процессе слушания и, выплескиваясь на бумаге, углубляются и совершенствуются, тогда как в процессе пассивного слушания они постепенно затухают и, не успев развится, стать более осознанными, могут исчезнуть.
Педагог в самом начале говорит: «Закройте глаза. Попробуйте представить себе, какого цвета эта музыка. Но только тсс… Никому не говорите!» Звучат первые такты. Дети слушают с закрытыми глазами. И ничего, что на первых встречах кое-где прозвенит тихое хихиканье – скоро они привыкнут и станут чуть серьезнее. А потом уже можно открыть глаза и приступить к смешиванию красок – сначала на палитре, а потом и на своем квадратике.
Заключительный блок – «Музыкальная форма»
Включает в себя задания по ознакомлению с простой одночастной, контрастной трехчастной формой, рондо и сонатным аллегро. Переход от простого к сложному, постепенное углубление представлений детей об особенностях музыкального построения проходит в игровой деятельности; привлекательная для детей форма преподнесения усложняющихся задач стимулирует их активность и заинтересованность.
Мы предлагаем использовать для рисования разные геометрические формы. Детям интересно рисовать в круге, сегменте, они с любопытством слушают объяснения педагога о том, что музыка состоит из частей, которые различаются по настроению. Для рисования простой одночастной формы мы выбрали знакомые по цветовым настроениям квадраты 5x5 см и яркие по характеру пьесы, имеющие непродолжительное время звучания и отличающиеся эмоциональной контрастностью. Дети с помощью взрослого выясняют, «какое у музыки настроение» и какие она любит краски, нравится ли ей, когда ее гладят кисточкой, или она порхает так, что ее не удержишь.
Далее рисуем по привычной схеме.
Рисование контрастной трехчастной формы «АВА» на квадратах 5х5 см, соединенных в полосу.
И форма сегмента для рисования трехчастной формы с вступлением и заключением «аАВАа».
Рисование формы рондо на круге-кольце. Детям предлагается послушать пьесу К. Сен-Санса «Аквариум» и подсчитать количество частей, загибая пальчики. После беседы об особой форме этой пьесы и рассказа про музыкальный круг дети слушают пьесу второй раз. Предложенный нашими ребятам способ рисования (эпизоды – быстрым волнообразными движениями кисти и точками - рефрены) оказался оптимальным для изображения этой музыки, он не затруднял рисование из-за своей простоты и не тормозил процесс переключения с одного фрагмента на другой. И, конечно, любой ребенок может придумать свой способ изображения.
Можно придумать и много других интересных геометрических форм для сопоставления контрастных музыкальных фрагментов и частей сложных пьес. Фантазия педагога безгранична.
Раздел «Рисуем цветом»
Тема 1. Мир цвета
Тема реализуется в процессе рисования на шаблонах и палитре абстрактных цветовых пятен и включает в себя два задания непосредственно образовательной деятельности (НОД):
- Яркие бабочки;
- Цвета улыбаются, хмурятся, беседуют;
Проведение занятий возможно в форме досуга или в свободное время.
Цель занятий – дать детям возможность смешивать краски, не добиваясь полноценного результата в виде законченной работы с определенным сюжетом. Цветовые композиции, полученные в ходе свободного экспериментирования, дадут материал для изучения, последующего спектрального анализа и диагностики.
Основная задача, стоящая перед детьми, - не рисовать чистым цветом, взятым прямо из банок, а смешивать на палитре оттенки.
Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 8-10, карандаши простые, шаблоны в форме бабочек, листы бумаги с начерченными квадратами со стороной 14 см, бумага для палитры, салфетки для кистей, педагогические эскизы (абстракци).
Тема 2. Мир цветовых эмоций
Рекомендуется не менее трех занятий НОД, в которых будет осуществлен переход от контрастных эмоциональных состояний к более тонким: «Рисуем радость, страх»; «Рисуем ласку, тревогу»; «Рисуем покой, грусть».
Целью занятий этого блока является обогащение представлений детей о выразительных особенностях цвета, развитие интереса и желание использовать богатство оттенков для передачи эмоций, совершенствование техники смешивания цветов.
В предварительной работе рекомендуется знакомить детей с произведениями живописи, колорит которых передает анализируемое настроение (список прилагается), а также расширять и уточнять словарь эмоций детей и представления о нюансах эмоциональных состояний.
- «Рисуем радость, страх»;
Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 8-10, карандаши простые, листы бумаги с начерченными квадратами 5х5 см, бумага для палитры, салфетки для кистей.
Репродукции:
- А. Матисс. «Вид Колиура», 1906 (цвета – составляющие радости).
- П. Боннар. «Средиземное море. Триптих», 1911 (теплая радость погожего дня, лень от жары, улыбка).
- И. К. Айвазовский. «Утро на море», 1849 (радость, улыбка, приветствие утра, ожидание встречи).
- К. Моне. «Регата в Аржантее», 1872 (радость, веселье, приподнятое настроение, радостное ожидание праздника, свежесть).
- Дж. Сарджент. Акварели, 1908 (радость и полнота жизни).
- В. Васнецов. Иллюстрации к сказкам «Хрустальная гора» («Битва Ивана со змеем», 1918) (страшный, злой) и «Баба Яга» («Похищение девочки», 1917) (страшный, таинственный, пугающий).
- К. Брюлов. «Последний день Помпеи», 1833 (страх, отчаяние, бегство).
- «Рисуем ласку, тревогу»
Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 8-10, карандаши простые, листы бумаги с начерченными квадратами 5х5 см, бумага для палитры, салфетки для кистей.
Репродукции:
- В. Борисов-Мусатов. «Сон божества», 1905 (нежность, ласка).
- А. Дерен. «Стволы деревьев», 1912 (тревога, предгрозовое напряжение).
- А. Дерен. «Тропинка в лесу Фонтенбло» 1912
- «Рисуем покой, грусть»
Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 8-10, карандаши простые, листы бумаги с начерченными квадратами 5х5 см, бумага для палитры, салфетки для кистей.
- З. Е. Серебрякова. «Озими», 1910 (спокойное раздолье).
- В.Г. Чернецов. «Вид Саратова при закате», 1860 (умиротворение).
- А. Куинджи. «Ночь на Днепре», 1882 (спокойная темнота, сон).
- И. Глазунов. «Петербург Ф.М. Достоевского», 1956 (грустный, хмурый, тоскливый).
- В. Ван-Гог. «Натюрморт с бутылками», 1884 (грустное ожидание).
- Микеланжело Мелизи де Караваджо. «Смерть Марии», XVII в. (грусть, скорбь, отчаяние).
- М. Чюрленис. «Соната весны. Скерцо», 1910 (светлая грусть, надежда).
Раздел «Рисуем музыку»
На всех занятиях этого блока используется следующая схема:
- В самом начале дети с закрытыми глазами слушают музыкальный фрагмент, пытаясь представить «увидеть», какие цвета переливаются перед их мысленным взором, и минуту помечтать, какой бы краской нарисовать эту музыку.
- Потом педагог предлагает открыть глаза и начать работу с палитрой. По желанию можно начинать с квадратов, нарисовав простыми карандашами ориентировочные линии, которые помогли бы в композиционном освоении пространства листа.
- Музыку необходимо повторять до тех пор, пока последний ребенок не закончит работу, но после первых 2-3 повторений надо спрашивать, хотят ли дети прослушать еще раз. Средней длительности произведение (5-6 мин) возможно повторять 6-7 раз по просьбе детей.
- Кто заканчивает раньше, может уйти играть в соседнюю комнату.
Рисование выполняется на квадратах 14х14 см.
Название занятий может подсказать педагогу, с помощью каких слов и невербальных подсказок активизировать внимание детей перед началом занятия и настроить их на внимательное слушание музыки. Педагог может сам выбирать определения доминирующего настроения на занятии, но описывать музыку, еще не начавшую звучать, не рекомендуется. Обсуждение должно проводится по окончании занятия или перед началом следующего.
Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 8-10, карандаши простые, квадраты бумаги 14х14 см, палитры, салфетки для кистей, аудиоматериал.
Тема 3. Привычные гармонии: ясные чувства
«Изобразительность в музыке: традиционные звучания»
Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».
«Особые тембры»
П. И. Чайковский. Танец феи Драже.
«В.А. Моцарт»
В. А. Моцарт. Симфония №22, ч.2
«Орган: сосредоточение, серьезность»
И.С. Бах. Хоральная прелюдия f-moll
«Тревожная легкость, легкая тревога»
И.С. Бах. «Шутка» из сюиты №5
«Подпрыгивания»
А. Вивальди. Времена года. Концерт 1, ч.1.
«Светлая печаль без границ»
Т. Альбинони. Adagio
Тема 4. Привычные гармонии: изменчивые чувства
«Таинственность»
Э. Григ Ноктюрн.
«Непрерывное развитие: ни минуты на месте»
М. Равель. Болеро.
«Орган: Яркий свет»
И.С. Бах. Органная месса Preludium Es-dur.
«Кульминация»
П.И. Чайковский Andante из балета «Щелкунчик».
«Мелодия вьется»
Н.А. Римский-Корсаков. Шехеразада.
«Музыка изменяется: то прячется, то ярко сияет»
И. Брамс. Симфония №4, ч.2.
Тема 5. Новые гармонии, новые чувства
«Где мелодия»
К. Дебюсси. Три ноктюрна «Облака».
«Особые звучания»
П. Хиндемит. Соната для органа №2, ч.1.
«Дороги, просторы»
П.И. Чайковский. Симфония №1 «Зимние грезы» соль минор, ч.1.
«Яркие краски»
А.Н. Скрябин. Симфония №1, ч.2.
«Необычайная музыка»
Ч. Айвз. Звуковые пути.
«Изобразительность в музыке: особые звучания»
М. Чюрленис. «В лесу».
Тема 6. Сонатное аллегро
«Симфония»
С.С. Прокофьев. Симфония №1, ч.1
Раздел «Как же рисовать музыку?»
Музыкальная форма
Тема 7. Рисуем небольшие пьесы: маленький квадрат
«Так как же рисовать музыку?»
Рисование одночастной формы на шаблоне «Маленький квадрат».
Рекомендуемый музыкальный материал:
Л. Боккерини. Менуэт.
Шаблон «Квадрат» со стороной 5х5 см.
«Маленькие пьески»
Рисование одночастной формы на шаблоне «Маленький квадрат».
Рекомендуемый музыкальный материал:
Ж.-Ф. Рамо. «Пение птиц». (Фрагмент)
Ф. Шопен. Прелюдия ми минор.
Шаблон «Квадрат» со стороной 5х5 см (2 шт., по одному на каждую пьесу).
Тема 8. Рисуем небольшие пьесы: прямоугольник
«Трехчастная форма»
Рисование на шаблоне «прямоугольник» с целью определения эмоционального содержания частей пьесы, способов цветовой передачи выразительных средств каждой из них, ознакомление с формой АВА.
Рекомендуемый музыкальный материал:
М.И. Глинка. Арагонская хота.
Тема 9. Рисуем небольшие пьесы: сегмент
«Трехчастная форма со вступлением и заключением»
Рисование на шаблоне «Сегмент» музыкальной пьесы, более сложной по форме (аАВАа), со вступлением и заключением.
Рекомендуемый музыкальный материал:
М.П. Мусоргский. Слеза.
Тема 10. Рисуем небольшие пьесы: кольцо
«Форма рондо»
Рисование на шаблоне «Кольцо» с целью ознакомления детей с музыкальной формой рондо (АВАСАDА)
Рекомендуемый музыкальный материал:
К. Сен-Санс. «Аквариум» из цикла «Карнавал животных».
Тема 11. Рисуем сложные произведения: триптихи
«Сонатное аллегро »
Ознакомление детей с формой сонатного аллегро происходит при помощи шаблонов «квадрат» со стороной 14х14 см. Три шаблона закрашиваются детьми в процессе слушания музыки по алгоритму, описанному в блоке 2. У детей развивается способность слышать, реагировать и изображать быстро меняющиеся музыкальные образы, чувствовать моменты музыкального развития (разработку), кульминации и завершения.
Рекомендуемый музыкальный материал:
С.В. Рахманинов. Концерт №2 для фортепиано с оркестром.
«Сонатное аллегро - 2»
Рекомендуемый музыкальный материал:
П.И. Чайковский. Концерт №1, ч. 1.
Основные типы композиции
Линейная композиция. Рисунки этой группы представляют собой разноцветные линии, которые могут быть по-разному расположены (вертикально, горизонтально, диагонально), имеют углы, искривления или пересечения и образуют подчас сложнейшее несимметричное построение.
Геометрическая композиция. Это рисунки, в которых в той или иной степени присутствует геометрические фигуры: круглые, треугольные, прямоугольные области. Как правило, такие рисунки выполнены путем закрашивания предварительного карандашного наброска.
Диффузная композиция. В таких рисунках отсутствует строгое контурное разграничение оттенков, и часто не просматриваются границы между цветами. Как правило, именно эти рисунки претерпевают значительные изменения в процессе рисования вплоть до полного изменения первоначальной композиции.
Орнаментальная композиция. В ее структуре обнаруживаются симметрично расположенные элементы.
Произвольная композиция. Этот тип довольно распространен и часто появляется под воздействием новой музыки даже у детей, предпочитающих какой-либо другой вариант композиции. Она характеризуется сочетанием цветовых пятен произвольной формы с четкими границами между цветами.
Январь | «Мир цвета» |
|
Февраль | Мир цветовых эмоций |
|
Март | Раздел «Рисуем музыку» |
|
Апрель | «Как же рисовать музыку?» Музыкальная форма |
|
Май | Сонатное аллегро |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по дополнительному образованию воспитанников от 6 лет до 7 лет «Волшебная палитра»
Художественно - развивающая программа по изобразительной деятельности. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка: эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое. Содерж...
Палитра. Рекомендации для родителей
Рекомендации для родителей: "Как развивать у детей творческие способности"....
Программа «Волшебная палитра»
Дополнительная образовательная программа художественно - творческого развития детейстаршего дошкольного возраста...
Конспект оздоровительного занятия "Осенняя палитра"
Задачи: Формировать выразительность движений, умение ориентироваться на слова при построении действий. Подводить детей к элементарным выводам о влиянии объектов и явлений природы на настроение, самочу...
"Музыкальная палитра" программа по музыкальному воспитанию.
Программа направленна на формирование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия классической музыки....
Программа "Разноцветная палитра"
занятия по изодеятельности с детьми старшего дошкольного возраста...
Папка - передвижка для родителей "ЦВЕТНАЯ ПАЛИТРА"
В папке содержится изобразительный и художественный материал, который пожет родителям научить своих детей различать цвета....