Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в природе "Зимняя лаборатория" в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сафонова Наталья Владимировна

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в природе "Зимняя лаборатория" в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                          «Детский сад № 189»

                              Октябрьского района г.Саратова

410017, г.Саратов, Весенний проезд,4. Телефон: 20-22-43.

                                  Конспект

              образовательной деятельности

         по познавательно-исследовательской

                     деятельности в природе

                      «Зимняя лаборатория»

           в подготовительной к школе группе

                                                                                         Воспитатель: Сафонова

                                                                                         Наталья Владимировна                    

Цель: развитие познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда; научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.

2.Способствовать развитию наблюдательности, интереса к экспериментальной деятельности, умению выдвигать гипотезы.

3.Способствовать развитию связной монологической и диалогической речи, побуждать к рассуждению.

4.Воспитывать уважение к чужой точке зрения, чувство товарищества, оказание помощи друг другу.

Оборудование: ведёрки со снегом и льдом, салфетки, белый лист, полоски бумаги разных цветов, прозрачная пленка, ножницы, фонарик, стаканчики, тарелки.

Ход деятельности:

Воспитатель:

Ребята, сегодня утром в наш детский сад пришло видеописьмо. Кто же нам его прислал?

(Дети смотрят на экран и слушают, как педагог читает письмо)

Письмо от Фиксиков.

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам Симка и Нолик. Мы просим вас помочь  разобраться в одном вопросе. Вы знаете, что мы живём внутри машин и приборов, и никогда не видели настоящего снега. Мы поспорили, что снег не белый, а голубой или даже разноцветный. Мы поссорились и решили обратиться к вам за помощью, что бы вы нам всё разъяснили.

Воспитатель

Ребята, вы готовы помочь Фиксикам разобраться в этом вопросе?

Дети: да!

Воспитатель: 

Чтобы помочь Симке и Нолику предлагаю вам  пройти в нашу экспериментальную лабораторию. Но сначала надо надеть фартуки и вспомнить правила поведения в лаборатории.

(Дети перечисляют правила поведения)

Воспитатель: 

Дети,  посмотрите, что стоит у меня на столе? (на столе стоят ведерки со снегом и льдом)

Чтобы  узнать, что в них лежит, отгадайте загадки:

На реке блестит стекло,
Очень тонкое оно,
Солнца лучик припечет,
Ручейком стекло стечет (лед)

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь (снег)

Воспитатель: 

Правильно отгадали загадки, а теперь давайте рассмотрим снег и лед.  Посмотрите на снег и скажите, какой он?

Дети: белый, пушистый, мягкий, холодный.

Воспитатель: Теперь рассмотрим лед. Какой он?

Дети: гладкий, твердый, холодный, прозрачный.

Воспитатель: А чем снег и лед похожи?

Дети: снег и лед  появились из воды, тают в тепле.

Воспитатель: А чем они отличаются?

Дети:  лед тает дольше, чем снег; лед прозрачный, а снег нет.

Воспитатель: Ребята, а действительно, почему снег белый, а не разноцветный?

Ответы детей.

Воспитатель:  Из чего состоят снежные сугробы на улице?

Дети: из снежинок.

Воспитатель:  Мы с вами рассматривали снежинки на наших варежках, какие они были?

Дети: маленькие, красивые и т. д.

Воспитатель: На что они были похожи?

Дети: на звездочки, на тоненькие льдинки.

Воспитатель: А если каждая снежинка прозрачная, тогда как же из таких, чуть заметных ледяных звездочек получается белый цвет у снега? А поможет найти ответ – эксперимент.

Если снежинки похожи на маленькие льдинки, тогда нам понадобится тонкий лед. А сможем мы его использовать в теплой комнате?

Дети: нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: лед растает.

Воспитатель: Тогда нужно его чем-нибудь заменить похожим.

Воспитатель обращает внимание детей на предметы, лежащие у него на столе.

Воспитатель: Посмотрите на эти предметы, и выберите подходящий.

Дети выбирают из трех предметов - салфетку, пленку, белый лист.

Воспитатель: Чем похожа пленка на лед?

Дети: пленка такая же гладкая, прозрачная.

Воспитатель: Давайте посмотрим через плёнку на вещи. Видно? А теперь положите ее на цветную бумагу. Хорошо видно пленку на цветном листе? 

Дети: нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: пленка прозрачная.

Воспитатель: А теперь давайте попробуем сложить нашу «льдинку» в несколько слоев. Для этого мы ее разрежем ножницами и сложим. Посмотрите, изменилось ли что-нибудь? Попробуйте приложить «льдинку» к цветной бумаге.

Дети: пленка стала не совсем прозрачной.

Воспитатель: Но все - таки, через нее видно цвет бумаги.

Если снежинки очень маленькие, тогда и нашу «льдинку» нужно разделить на много маленьких ледяных снежинок. Как это можно сделать?

Дети: разрезать на мелкие кусочки.

Воспитатель: Берите ножницы и нарезайте пленку на цветную бумагу. Теперь полученные кусочки соберем вместе (ссыпают в кучку).

Посмотрите, что произошло?

Дети: появился белый цвет.

Педагог показывает один кусочек пленки.

Воспитатель: Посмотрите на этот маленький кусочек пленки. Он белый? 

Дети: нет.

Воспитатель: А какой он?

Дети: кусочек пленки прозрачный.

Воспитатель: Да, он такой же прозрачный, как и большой лист в начале опыта, а когда мы его кладем вместе с другими в кучку, то он кажется белым. Дети, как вы думаете, как появился белый цвет у нашего «снега»? (ответы детей)

Большой лист прозрачной пленки пропускает много лучей света, а отражает мало, а когда маленькие кусочки сложили в беспорядке, в несколько слоев, то они стали плохо пропускать свет, под ними уже не видно цвета бумаги, но зато стали лучше отражать свет в разные стороны. Днем, когда светло, мы видим снег белым, но снег может отражать любой свет. Если посветить синим фонарем, то снег будет казаться голубым. Хотите, я вам покажу, и вы сами все увидите.

Воспитатель освещает снег в ведёрке разным светом (фонариком).

Воспитатель:  А теперь давайте немного отдохнём.

Физкультминутка «С неба падают снежинки».

С неба падают снежинки, как на сказочной картинке.

(дети поднимают руки над головой)

Будем их ловить руками и покажем дома маме.

(делают хватательные движения, словно ловят снежинки)

А вокруг лежат сугробы, снегом замело дороги.

(потягивания — руки в стороны)

Не завязнуть в поле чтобы, поднимаем выше ноги.

(ходьба на месте с высоким подниманием колен)

Мы идем, идем, идем и к себе приходим в дом.

(ходьба на месте)

Воспитатель: Предлагаю продолжить опыты, и узнать, чем похожи между собой снег и лёд, и чем они отличаются.

Дети проходят за столы.

Опыт 1. Определение цвета и прозрачности (снега и льда).

Воспитатель: Ребята, положите под кусочек льда – полоску красного цвета. Какого цвета стал лёд?

Дети: красного.

Воспитатель: Положите под снег. Видно полоску?

Ответы детей: нет.

Воспитатель: Теперь положите под лёд синюю полоску.

Делаем вывод: лёд прозрачный, а снег непрозрачный.

Опыт 2. Определение качества снега и льда.

Воспитатель: У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки – они сухие. Возьмите лёд в руки и скажите, какой он?

Дети: Холодный, твёрдый, тяжёлый.

Воспитатель. Возьмите в руки снег. Какой он?

Ответы детей.

Вывод: снег и лёд одинаково холодные, но снег лёгкий, мягкий, а лёд тяжёлый, твёрдый.

Опыт 3. Определение прочности.

Воспитатель: Ребята, возьмите горсть снега. Нужно высыпать её на тарелочку. Как можно назвать это свойство снега?

Дети: снег сыпучий.

Воспитатель: А лёд? Я случайно уронила кусочек льда. Что с ним случилось?

Дети: лед раскололся, он хрупкий.

Опыт 4. Тонет, не тонет.

Воспитатель:  Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег? А лёд?

Ответы детей.

Воспитатель: А мы сейчас проверим. Положите в один стаканчик с водой снег, а в другой стаканчик – лёд.

Вывод: лёд и снег не тонут.

Заключительная часть-рефлексия.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы приводим в порядок свои рабочие места и выходим из лаборатории.

Вам понравились наши эксперименты?

Как вы считаете, помогли мы Фиксикам? Хорошо когда можешь кому-то помочь! Предлагаю после прогулки написать письмо о наших опытах, и отослать его Симке и Нолику.

А сейчас мы отправимся на прогулку и можем продолжить игры со снегом и льдом на улице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский познавательно-исследовательский проект "Мороженое: вред или польза?" (подготовительная группа)

Мороженое – очень древнее лакомство. О нем говорят очень много, особенно летом. В честь него организовываются конкурсы и праздники. Его любят и взрослые и дети, причем, достоверно неизвестно, кт...

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в лабораторию» подготовительная группа познавательное развитие

Конспект организованной образовательной деятельности«Путешествие в лабораторию»подготовительная группапознавательное   развитие...

Краткосрочный познавательно-исследовательский, творческий проект «Новый год» в подготовительной группе «Сказка»

Представляю вам проект, который очень заинтересовал детей, их родителей,  и в котором они с удовольствием участвовали! Проект связан с музейной педагогикой, которую  я стараююсь использовать...

Познавательно - исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем» (подготовительная группа)

Познавательно - исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем» (подготовительная группа)...

Конспект познавательно – исследовательской НОД по экологическому направлению в подготовительной группе на тему: «Лекарственные растения» .

Цель: Закрепить знания о лекарственных растениях и их применении, обобщить знания детей об охране здоровья.Образовательные задачи.- закрепить знания о лекарственных растениях и их применении;- за...

Познавательно-исследовательский проект «Огород круглый год» в подготовительной группе № 5 МДОУ «Детский сад № 7»

Вид проекта: творческо-исследовательский.Продолжительность: 2 месяца.Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.   Проект затрагивает все образовательные области, с ...