Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в природе "Зимняя лаборатория" в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в природе "Зимняя лаборатория" в подготовительной группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 189»
Октябрьского района г.Саратова
410017, г.Саратов, Весенний проезд,4. Телефон: 20-22-43.
Конспект
образовательной деятельности
по познавательно-исследовательской
деятельности в природе
«Зимняя лаборатория»
в подготовительной к школе группе
Воспитатель: Сафонова
Наталья Владимировна
Цель: развитие познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда; научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
2.Способствовать развитию наблюдательности, интереса к экспериментальной деятельности, умению выдвигать гипотезы.
3.Способствовать развитию связной монологической и диалогической речи, побуждать к рассуждению.
4.Воспитывать уважение к чужой точке зрения, чувство товарищества, оказание помощи друг другу.
Оборудование: ведёрки со снегом и льдом, салфетки, белый лист, полоски бумаги разных цветов, прозрачная пленка, ножницы, фонарик, стаканчики, тарелки.
Ход деятельности:
Воспитатель:
Ребята, сегодня утром в наш детский сад пришло видеописьмо. Кто же нам его прислал?
(Дети смотрят на экран и слушают, как педагог читает письмо)
Письмо от Фиксиков.
Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам Симка и Нолик. Мы просим вас помочь разобраться в одном вопросе. Вы знаете, что мы живём внутри машин и приборов, и никогда не видели настоящего снега. Мы поспорили, что снег не белый, а голубой или даже разноцветный. Мы поссорились и решили обратиться к вам за помощью, что бы вы нам всё разъяснили.
Воспитатель:
Ребята, вы готовы помочь Фиксикам разобраться в этом вопросе?
Дети: да!
Воспитатель:
Чтобы помочь Симке и Нолику предлагаю вам пройти в нашу экспериментальную лабораторию. Но сначала надо надеть фартуки и вспомнить правила поведения в лаборатории.
(Дети перечисляют правила поведения)
Воспитатель:
Дети, посмотрите, что стоит у меня на столе? (на столе стоят ведерки со снегом и льдом)
Чтобы узнать, что в них лежит, отгадайте загадки:
На реке блестит стекло,
Очень тонкое оно,
Солнца лучик припечет,
Ручейком стекло стечет (лед)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь (снег)
Воспитатель:
Правильно отгадали загадки, а теперь давайте рассмотрим снег и лед. Посмотрите на снег и скажите, какой он?
Дети: белый, пушистый, мягкий, холодный.
Воспитатель: Теперь рассмотрим лед. Какой он?
Дети: гладкий, твердый, холодный, прозрачный.
Воспитатель: А чем снег и лед похожи?
Дети: снег и лед появились из воды, тают в тепле.
Воспитатель: А чем они отличаются?
Дети: лед тает дольше, чем снег; лед прозрачный, а снег нет.
Воспитатель: Ребята, а действительно, почему снег белый, а не разноцветный?
Ответы детей.
Воспитатель: Из чего состоят снежные сугробы на улице?
Дети: из снежинок.
Воспитатель: Мы с вами рассматривали снежинки на наших варежках, какие они были?
Дети: маленькие, красивые и т. д.
Воспитатель: На что они были похожи?
Дети: на звездочки, на тоненькие льдинки.
Воспитатель: А если каждая снежинка прозрачная, тогда как же из таких, чуть заметных ледяных звездочек получается белый цвет у снега? А поможет найти ответ – эксперимент.
Если снежинки похожи на маленькие льдинки, тогда нам понадобится тонкий лед. А сможем мы его использовать в теплой комнате?
Дети: нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: лед растает.
Воспитатель: Тогда нужно его чем-нибудь заменить похожим.
Воспитатель обращает внимание детей на предметы, лежащие у него на столе.
Воспитатель: Посмотрите на эти предметы, и выберите подходящий.
Дети выбирают из трех предметов - салфетку, пленку, белый лист.
Воспитатель: Чем похожа пленка на лед?
Дети: пленка такая же гладкая, прозрачная.
Воспитатель: Давайте посмотрим через плёнку на вещи. Видно? А теперь положите ее на цветную бумагу. Хорошо видно пленку на цветном листе?
Дети: нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: пленка прозрачная.
Воспитатель: А теперь давайте попробуем сложить нашу «льдинку» в несколько слоев. Для этого мы ее разрежем ножницами и сложим. Посмотрите, изменилось ли что-нибудь? Попробуйте приложить «льдинку» к цветной бумаге.
Дети: пленка стала не совсем прозрачной.
Воспитатель: Но все - таки, через нее видно цвет бумаги.
Если снежинки очень маленькие, тогда и нашу «льдинку» нужно разделить на много маленьких ледяных снежинок. Как это можно сделать?
Дети: разрезать на мелкие кусочки.
Воспитатель: Берите ножницы и нарезайте пленку на цветную бумагу. Теперь полученные кусочки соберем вместе (ссыпают в кучку).
Посмотрите, что произошло?
Дети: появился белый цвет.
Педагог показывает один кусочек пленки.
Воспитатель: Посмотрите на этот маленький кусочек пленки. Он белый?
Дети: нет.
Воспитатель: А какой он?
Дети: кусочек пленки прозрачный.
Воспитатель: Да, он такой же прозрачный, как и большой лист в начале опыта, а когда мы его кладем вместе с другими в кучку, то он кажется белым. Дети, как вы думаете, как появился белый цвет у нашего «снега»? (ответы детей)
Большой лист прозрачной пленки пропускает много лучей света, а отражает мало, а когда маленькие кусочки сложили в беспорядке, в несколько слоев, то они стали плохо пропускать свет, под ними уже не видно цвета бумаги, но зато стали лучше отражать свет в разные стороны. Днем, когда светло, мы видим снег белым, но снег может отражать любой свет. Если посветить синим фонарем, то снег будет казаться голубым. Хотите, я вам покажу, и вы сами все увидите.
Воспитатель освещает снег в ведёрке разным светом (фонариком).
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнём.
Физкультминутка «С неба падают снежинки».
С неба падают снежинки, как на сказочной картинке.
(дети поднимают руки над головой)
Будем их ловить руками и покажем дома маме.
(делают хватательные движения, словно ловят снежинки)
А вокруг лежат сугробы, снегом замело дороги.
(потягивания — руки в стороны)
Не завязнуть в поле чтобы, поднимаем выше ноги.
(ходьба на месте с высоким подниманием колен)
Мы идем, идем, идем и к себе приходим в дом.
(ходьба на месте)
Воспитатель: Предлагаю продолжить опыты, и узнать, чем похожи между собой снег и лёд, и чем они отличаются.
Дети проходят за столы.
Опыт 1. Определение цвета и прозрачности (снега и льда).
Воспитатель: Ребята, положите под кусочек льда – полоску красного цвета. Какого цвета стал лёд?
Дети: красного.
Воспитатель: Положите под снег. Видно полоску?
Ответы детей: нет.
Воспитатель: Теперь положите под лёд синюю полоску.
Делаем вывод: лёд прозрачный, а снег непрозрачный.
Опыт 2. Определение качества снега и льда.
Воспитатель: У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки – они сухие. Возьмите лёд в руки и скажите, какой он?
Дети: Холодный, твёрдый, тяжёлый.
Воспитатель. Возьмите в руки снег. Какой он?
Ответы детей.
Вывод: снег и лёд одинаково холодные, но снег лёгкий, мягкий, а лёд тяжёлый, твёрдый.
Опыт 3. Определение прочности.
Воспитатель: Ребята, возьмите горсть снега. Нужно высыпать её на тарелочку. Как можно назвать это свойство снега?
Дети: снег сыпучий.
Воспитатель: А лёд? Я случайно уронила кусочек льда. Что с ним случилось?
Дети: лед раскололся, он хрупкий.
Опыт 4. Тонет, не тонет.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег? А лёд?
Ответы детей.
Воспитатель: А мы сейчас проверим. Положите в один стаканчик с водой снег, а в другой стаканчик – лёд.
Вывод: лёд и снег не тонут.
Заключительная часть-рефлексия.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы приводим в порядок свои рабочие места и выходим из лаборатории.
Вам понравились наши эксперименты?
Как вы считаете, помогли мы Фиксикам? Хорошо когда можешь кому-то помочь! Предлагаю после прогулки написать письмо о наших опытах, и отослать его Симке и Нолику.
А сейчас мы отправимся на прогулку и можем продолжить игры со снегом и льдом на улице.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский познавательно-исследовательский проект "Мороженое: вред или польза?" (подготовительная группа)
Мороженое – очень древнее лакомство. О нем говорят очень много, особенно летом. В честь него организовываются конкурсы и праздники. Его любят и взрослые и дети, причем, достоверно неизвестно, кт...
Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в лабораторию» подготовительная группа познавательное развитие
Конспект организованной образовательной деятельности«Путешествие в лабораторию»подготовительная группапознавательное развитие...
Краткосрочный познавательно-исследовательский, творческий проект «Новый год» в подготовительной группе «Сказка»
Представляю вам проект, который очень заинтересовал детей, их родителей, и в котором они с удовольствием участвовали! Проект связан с музейной педагогикой, которую я стараююсь использовать...
Познавательно - исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем» (подготовительная группа)
Познавательно - исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем» (подготовительная группа)...
Конспект познавательно – исследовательской НОД по экологическому направлению в подготовительной группе на тему: «Лекарственные растения» .
Цель: Закрепить знания о лекарственных растениях и их применении, обобщить знания детей об охране здоровья.Образовательные задачи.- закрепить знания о лекарственных растениях и их применении;- за...
Познавательно-исследовательский проект «Огород круглый год» в подготовительной группе № 5 МДОУ «Детский сад № 7»
Вид проекта: творческо-исследовательский.Продолжительность: 2 месяца.Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги. Проект затрагивает все образовательные области, с ...
Конспект НОД по познавательно-исследовательская/продуктивная деятельности в средней группе." Космическое путешествие"
Рисование в технике граттаж....