проект "Путешествие в удивительный мир сенсорики"
проект (младшая группа)
Познавательно - игровой проект по сенсорному развитию для детей младшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sensorika_nash_2.docx | 171.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с.Тербуны
Тербунского муниципального района Липецкой области.
«Утверждаю»
Заведующий МАДОУ
детский сад «Солнышко»
____________Хромых В.В.
Подготовили и реализовали
воспитатели Налетова Е.Б., Рязанцева А.В
2020г
Авторы проекта: Налетова Е.Б., Рязанцева А.В.
Тип проекта: познавательно-игровой.
Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели (16.11-27.11).
Участники проекта: дети первой младшей группы №1, воспитатели, родители.
Актуальность темы: Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями.
Дошкольный возраст является «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятие, тем шире и многогранней будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира –важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития. Сенсорное воспитание является основой для
интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, памяти, внимания и др. Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. В играх решаются задачи формирования у детей умственных действий, сравнение, классификация, установление последовательности.
Формирование представлений детей о сенсорных эталонах, осуществляется в дидактических играх.
Проблема: Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития. Дети плохо умеют соотносить предметы с эталонами формы, неуверенно различают предметы по величине, плохо ориентируются в цветовой палитре, поэтому возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.
Цель проекта: Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей. Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр.
Задачи:
- Создавать спокойную игровую среду для организации игр по сенсорному развитию детей; Изготовить игры и пособия на развитие сенсорных навыков.
- Формировать сенсорные представления детей о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине положения их в пространстве; знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.
- Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельности.
- Развивать мелкую моторику рук; внимание, память, упражнять в установлении сходства и различия между предметами; способствовать накоплению опыта, развития у детей обследовательских умений и навыков.
- Приобщать родителей к организации игр, в семье и в детском саду.
- Устанавливать с родителями доверительные и партнёрские отношения в процессе формирования у детей сенсорных способностей; повышать их педагогическую культуру;
Ожидаемые результаты:
- У детей сформируются умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, форме, величине, количестве, положении в пространстве)
- Повысится уровень развития речи, мышления, мелкой моторики рук у детей.
- Сформируются умения слушать и понимать то, что говорит педагог.
- Расширятся знания родителей о сенсорном развитии детей.
Этапы реализации проекта:
1этап: Организационный
- Изучение информационных источников по теме проекта.
- Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей.
- Подбор игр и упражнений.
- Анкетирование родителей по выявлению знаний в области сенсорного развития детей раннего возраста.
- Определение объёма материала, который будет адресован детям.
- Составление плана проекта
- Подготовка игр и пособий на развитие сенсорных навыков, изготовление нестандартного материала для развития сенсорных способностей детей.
- Изготовление волшебного сундучка.
2 этап: Основной
- Оформление информационного материала для родителей
- Работа с детьми и родителями по плану.
3 этап: Заключительный
- Анализ результатов
- Публикация материала о проекте на сайте ДОУ.
- Стенгазета «Удивительный мир сенсорики»
План реализации проекта:
дата | формы работы | задачи |
16.11. понедельник | Пальчиковая игра «На полянке дом стоит» П/и «Птички в домиках» Д/и « Консервируем овощи и фрукты» Д/и «Спрячь птичку» Игры с волшебным сундучком Рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок. | Развивать мелкую моторику Развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать умение группировать предметы по цвету. Формировать умение подбирать геометрическую фигуру нужного размера. Обогащать тактильный опыт детей. |
17.11. вторник | Игровое упражнение «Солнышко» Д/и «Найди пару» Д/и «Продолжи цепочку» Д/и «Угадай на вкус» Игры-потешки «Водичка- водичка», », «Где же, где же наши ручки?», «Маленькие ножки бежали по дорожке»… | Формировать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата. Развивать зрительное восприятие предметов. Развивать вкусовые ощущения. Формировать умение ориентироваться в частях собственного тела. |
18.11. среда | Пальчиковая игра «Семья» Экспериментирование «Цветная водичка» Д/и «Половинки» Игры с палочками Кюизнера Д/и «Матрёшки» (1 вариант) Чтение сказки «Три медведя». | Развивать мелкую моторику Развивать познавательный интерес. Развивать зрительное восприятие. Формировать представления о величине и цвете. |
19.11. четверг | Д/и «Геометрическое лото» Д/и «Угадай что звучит» Игры с пирамидками. Д/и «Матрёшки» (2 вариант) Д/и «Оденем кукол» Чтение: «Красный», «Синий», «Жёлтый», «Зелёный»… | Формировать умение различать и называть геометрические фигуры, развивать пространственное воображение Развивать слуховое восприятие. Формировать представления о величине и цвете. Развивать глазомер. Формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, подбирать предметы по словесному указанию |
20.11. пятница | Пальчиковая игра «Пальчики здороваются» Д/и «Подарки» Подвижная игра «Ладушки оладушки» ОД «Разноцветные витаминки» (лепка) Чтение «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; Игры «Шнуровки» | Развивать мелкую моторику Развивать зрительное восприятие предметов. Учить детей по-разному хлопать в ладоши, вести счёт: «Раз-два». Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать шарики, сплющивать, налепливать на основу. Развивать мелкую моторику рук. |
23.11. понедельник | Д/и «Развесь бельё по цвету» Чтение Г.Балл "Желтячок" Игра «шагаем пальчиками» Д/и «Палитра» Д/и «Паучки» Подвижная игра «Солнечные зайчики». | Формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, подбирать предметы по словесному указанию. Развивать мелкую моторику. Закреплять цвет и форму. Уточнять направления: вверх, вниз, в сторону; учить выполнять разнообразные движения. |
24.11. вторник | Экспериментирование «Тонет не тонет» Игровое упражнение «Укрась варежки» Д/и «Прятки» Д/и «Длинные и короткие ленточки» Д/и «Угостим зайчика» | Дать представление о разнообразии предметов окружающих нас. Учить чередовать геометрические фигуры, чтобы получился узор. Развивать наблюдательность, зрительное восприятие. Формировать умение сравнивать предметы по размеру. Формировать у детей обобщающие понятия «Фрукты» «Овощи» |
25.11. среда | Игра «Передай мяч (большой, средний, маленький; красный… )» Д/и «Прищепки» лото «Геометрические фигуры» игры с матрёшками Д/и «Угадай по запаху» | учить взаимодействовать со сверстниками, закреплять величину, цвет. Развивать мелкую моторику, Закреплять основные цвета. Формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве. Развивать обоняние. |
26.11. четверг | «Части и целое» вкладыши. ОД «Листопад» (рисование, коллективная работа) Подвижная игра «Листопад» Д/ и «Что катится?». Д/и «Золушка» Д/и «Длинный короткий» | Дать первичные представления о понятиях «часть» и «целое» Продолжать учить рисовать нетрадиционными способами. Закрепить основные цвета. Закреплять знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям. Знакомить детей с формой предметов, учить обследовать предметы одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом. Развивать мелкую моторику и осязательные ощущения, раскладывая фасоль. Формировать умение сравнивать предметы по размеру. |
27.11. пятница | Развлечение «Путешествие в разноцветную страну » Игры с мягким конструктором. Д/и «Подбери такой же, по цвету». Чтение В. Сутеев «Разные колёса» | Закреплять знания, полученные в ходе реализации проекта. Учить находить мячи определённого цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание, закреплять названия цветов: красный, жёлтый, зелёный. |
Работа с родителями:
- Консультации для родителей: «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие», «Сенсорное воспитание детей 2-3лет через дидактические игры» «Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет через разные виды деятельности».
- Памятка: «Эталоны сенсорного развития, по которым формируется познание мира»
- Наглядная информация: папки-передвижки: «Игры развивающие цветовое восприятие» «Влияние характера ребёнка на выбор цвета в рисунке» «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» «Игры для детей на изучение формы, цвета, величины»
- Мастер класс по изготовлению дидактических игр своими руками.
- Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
Итоговый продукт.
- Дидактические игры, изготовленные руками родителей и педагогов.
- Стенгазета «Удивительный мир сенсорики»
- Итоговое развлечение «Путешествие в разноцветную страну»
Анализ проекта:
Проанализировав нашу работу, мы пришли к выводу, что в ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.
Мы систематизировали материал по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет, создали картотеки дидактических игр.
У детей сформировались сенсорные представления путём выделения формы, цвета и величины предметов, появилось умение обследовать предметы, учитывая их свойства.
Родители получили методические рекомендации о разновидностях дидактических игр и основных приёмах игры в них. Так же родителям был дан мастер-класс по изготовлению дидактических игр.
В ходе совместной работы педагогов и родителей развивающая среда группы пополнилась новыми дидактическими играми.
Список литературы:
Павлова Л. Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей Мозаика-Синтез 2013
Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. -М.: Просвещение, 1996. – 112 с.
Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста Мозаика-Синтез 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по сенсорике "Веселая сенсорика"
Актуальность проекта. В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры детей дошкольного возраста.Сенсорная культура ре...
Детско-родительский проект по сенсорному развитию детей 1 младшей группы: «Удивительный мир сенсорики»
Тип: практико – ориентированный, детско – родительский.Вид: творческий.Срок реализации: сентябрь – май Цель: Сенсорное развитие детей 2...
НОД по сенсорике "Путешествие в страну Сенсорика"
Здесь представлена нод по сенсорике...
Деловая игра для родителей "Удивительная страна СЕНСОРИКА"
ull; вооружить родителей знаниями по вопросам сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;• заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать...
Путешествие в удивительный мир сенсорики
НОД в средней группе "Путешествие в удивительный мир сенсорики". Цель: развитие сенсорных способностей....
Программа кружка "Удивительный мир сенсорики"
Программа кружка "Удивительный мир сенсорики"...
Презентация-доклад по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста "Удивительная сенсорика"
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства с...