Детско-родительский проект по сенсорному развитию детей 1 младшей группы: «Удивительный мир сенсорики»
проект (младшая группа)
Тип: практико – ориентированный, детско – родительский.
Вид: творческий.
Срок реализации: сентябрь – май
Цель: Сенсорное развитие детей 2-3 лет средствами нестандартного математического материала.
Задачи с детьми:
- Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, форме, величине, количестве, положении в пространстве).
- Развивать речь, мышление, мелкую моторику рук.
- Формировать умение слушать и понимать то, что говорит педагог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 203.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад “Елочка” города Надыма»
Детско-родительский проект по сенсорному развитию детей 1 младшей группы: «Удивительный мир сенсорики»
Составила:
воспитатель Алисултанова Галина Темирбековна
Тип: практико – ориентированный, детско – родительский.
Вид: творческий.
Срок реализации: сентябрь – май
Актуальность
Ранний возраст это совершенно особый период становления всех органов и систем. Это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитие сенсорных способностей ребёнка составляет не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяет готовность ребёнка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического, физического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положение в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Таким образом, сенсорное воспитание создаёт необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического и кинестетического и других видов ощущений и восприятий. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требует для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребёнка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которой является восприятие.
Проблема
Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, мы сделали вывод, что на всех этапах её развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я.А.Каменский, Ф.Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.Тихеева, Л.А.Венгер. Наблюдения за детьми и анализ уровня их сенсорного развития показал следующие результаты: низкий уровень – 12 детей (80%), средний уровень – 5 детей (33%), высокий уровень – нет. Поэтому был разработан данный проект.
Гипотеза
Мы считаем, что методически грамотная организация развивающей среды и учебно-воспитательного процесса с активным привлечением родителей поможет значительно содействовать развитию сенсорных способностей детей.
Цель: Сенсорное развитие детей 2-3 лет средствами нестандартного математического материала.
Задачи с детьми:
- Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, форме, величине, количестве, положении в пространстве).
- Развивать речь, мышление, мелкую моторику рук.
- Формировать умение слушать и понимать то, что говорит педагог.
Задачи с родителями:
- Расширить знания родителей о сенсорном развитии детей.
Ожидаемые результаты:
- Сформируются умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, форме, величине, количестве, положении в пространстве) у 20% детей.
- Повысится уровень развития речи, мышления, мелкой моторики рук у детей на 25%.
- Сформируются умения слушать и понимать то, что говорит педагог у 15% детей.
- Расширятся знания у 40% родителей о сенсорном развитии детей.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
1 этап: Организационный (сентябрь– октябрь)
- Изучение информационных источников по теме проекта.
- Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей.
- Подбор задания и проведение диагностики.
- По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений.
- Анкетирование родителей по выявлению знаний в области сенсорного развития детей раннего возраста.
- Определение объёма материала, который будет адресован детям.
- Составление перспективного плана по сенсорному развитию (цвет, форма, величина).
- Подготовка игр и пособий на развитие сенсорных навыков, изготовление нестандартного материала для развития сенсорных способностей детей.
- Оборудование сенсорного стола.
2 этап: основной (ноябрь– апрель)
- Оформление информационного материала для родителей по теме проекта.
- Составление тематических занятий с детьми.
- Совместные мероприятия с детьми и родителями по плану.
- Публикация материала в средствах массовой информации.
3 этап: заключительный (май)
- Диагностика уровня усвоения программа в области сенсорного развития.
- Выявление мнения родителей о реализации проекта.
- Анализ результатов и презентация проекта.
Перспективное планирование занятий с детьми
План мероприятий с родителями
Месяц | Мероприятие, тема | Результат |
Сентябрь | Анкетирование | Выявили мнение родителей о сенсорном развитии детей |
Октябрь | Родительское собрание: «Развитие сенсорных способностей у детей 2-3 лет» | Повысилась педагогическая компетентность родителей по данному вопросу |
Ноябрь | Мастер-класс «Я учусь играть с предметами» | Повысилась педагогическая компетентность родителей |
Декабрь | Консультация в информационный стенд для родителей «Игры, развивающие движение кисти – пальчиковая гимнастика» | Повысилась педагогическая компетенция родителей |
Январь | Мастер-класс «Игрушка своими руками» | - Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс - Изготовление игрушек родителями по сенсорному развитию детей из различных материалов |
Февраль | Выставка игр по сенсорному развитию | Повысился интерес родителей по использованию игр для сенсорного развития ребёнка. |
Март | Консультация «Сенсорное развитие детей с нарушением речи» | Повысилась педагогическая компетентность |
Апрель | Совместное развлечение с родителями «Разноцветные шары» | Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс |
Май | - Анкетирование - Круглый стол «Анализ результатов проекта» | - Выявили мнение родителей о том, как повысилось сенсорное развитие детей. - Информирование родителей о результатах реализации проекта. |
Критерии оценки эффективности реализации проекта
Для отслеживания динамики сенсорного развития детей проводится мониторинг (сентябрь, апрель) по следующим критериям:
- Умение различать и называть некоторые цвета спектра – красный, зелёный, синий, жёлтый.
- Учить детей различать и называть некоторые геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, треугольник, шар, куб).
- Учить детей использовать сенсорные эталоны (цыплёнок жёлтый как солнышко).
- Учить детей различать качество предметов на ощупь и их называть.
- Учить детей слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
- Умение группировать, сравнивать, и обобщать предметы по этим признакам.
Методы оценки и диагностики
Диагностику сенсорного развития детей 1 младшей группы проводим по программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство», В.И. Логиновой.
По каждому параметру выделяются уровни развития коммуникативных навыков: высокий, средний, низкий.
Компетентность родителей по сенсорному развитию детей отслеживается через анкетирование, совместные мероприятия с родителями, их рефлексию.
Формы диагностического исследования
Наблюдение, игры, игровые и проблемные ситуации, анкетирование родителей.
Формы подведения итогов реализации программы
- Проведение совместных детско-родительских мероприятий.
- Презентация детских работ родителям, сотрудникам, малышам дошкольного образовательного учреждения.
- Систематизация методического материала.
- Представление результатов проекта на методических мероприятиях различного уровня, профессиональных конкурсах.
Используемая литература:
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
- Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). / М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
- Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
- Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
- Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. / Т.В.Высокова. – Волгоград:
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гуревич: Изд. 3-е переработанное. – 244 с. –СПб.: Детство-Пресс, 2001.
- Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
- Лямина Г.М., Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
- Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. / И.А. Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
- Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
- Методическое пособие: Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. - М., 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по сенсорному развитию 1 младшая группа
Проект по сенсорному развитию в 1 младшей группе....
проект по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада «Давай, поиграем»
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка выражается, прежде всего, в разв...
проект по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка выражается, прежде всего, в разв...
Проект по сенсорному развитию в младшей группе «Занимательная сенсорика».
laquo;Занимательная сенсорика»....
Проект по сенсорному развитию в младшей группе
Проект по сенсорному развитию для детей раннего возраста...
Проект по сенсорному развитию детей младшего возраста: "Игры с крупами".
В помощь педагогам....
"Развивающие смарт игры для сенсорного развития детей младшей группы картотека по математике (младшая группа)"
Включение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении- это одна из новых и актуальных проблем в отечественной дошколь...