«Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством музыкально-игровой деятельности».
методическая разработка (младшая группа)
Методический материал из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnyh_navykov_u_detey_rannego_vozrasta_posredstvom_muzykalno.docx | 32.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством музыкально-игровой деятельности».
«Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста” В.А.Сухомлинский
Нормативной правовой основой организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования служит Федеральный закон № 273-ФЗ. Организация образовательной деятельности на уровне дошкольного образования выстраивается в соответствии с основными статьями: часть 2 ст.11, часть 1 ст. 33, часть 6 ст. ЗЗ, часть 1 ст.64 Федерального закона № 273-ФЗ.
Одна из современных стратегических целей государственной политики в области развития образования до 2020 года определена как «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, одним из путей ее достижения должно стать обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода, а также развитие вариативности образовательных программ всех видов образования».
В указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период 2024 года» определены национальные проекты (программы) в числе которых: «Образование» и «Демография».
Одним из основных направлений национального проекта «Образование» в сфере образования является достижение целей и целевых показателей:
-создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;
Национальный проект «Демография» определяет стратегические направления:
Создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.
Наиболее актуальными направлениями проекта определены:
необходимость преодоления отставания Российской Федерации в обеспечении раннего развития своих граждан, расширения форм дошкольного образования и обеспечения присмотра и ухода за детьми (в том числе за счет вариативных форм дошкольного образования).
«...Региональные приоритеты развития дошкольного образования:
психолого-педагогическая поддержка развития детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) в условиях семейного воспитания;
На данный момент очень остро стоит проблема воспитания детей, а именно проблема вовлечения ребенка в учебный процесс. Многие дети не хотят идти в детский сад или в школу по разным причинам: кто-то не ладит со сверстниками, кого-то не устраивает педагог, а кому-то просто не нравится атмосфера. В связи с этим в Белгородской области разработан и реализуется проект «Доброжелательная школа», «Доброжелательный детский сад», в ходе которого должны будут реализованы основополагающие принципы счастливого детства: доброжелательность к детям, самореализация каждого ребенка как отдельной личности, безопасность детей, дружба и признание. Здоровье, знания, дружба, саморазвитие, интерес и безопасность – всё это должно стать составляющими доброжелательного детского сада, в котором будет комфортно воспитаннику, педагогу, родителю. Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование. Создание предпосылок для того, чтобы родители работали над всесторонним развитием ребенка с самого юного возраста. Проект рассчитан до 2021 года и должен учитывать мнение каждого ребенка.
ФГОС ДО основной позиции провозглашает «самоценность» дошкольного детства. Значимость и ценность деятельности дошкольной образовательной организации в связи с этим определяется не столько характером образовательных услуг, сколько тем, какое место в нем организация отводит личности дошкольника, его особой природе детства, учитывает его неповторимое своеобразие, «самоценность» и личностные достижения.
Ориентированность на образованность, а не просто обученность и воспитанность детей должна утверждать приоритетные направления деятельности дошкольной образовательной организации, осуществляющей образовательную' деятельность.
В ФГОС дошкольного образования особое место отведено коммуникативному развитию дошкольников. Коммуникативное развитие направлено на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых [2, п. 2.6.] ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Опубликовано: 25 ноября 2013 г. в "РГ" - Федеральный выпуск № 6241).
Актуальность коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях между людьми.
Ранний возраст – уникальный период в жизни человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов. Одним из основных новообразований в этом возрасте является освоение речью как средством общения. Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно оказывает влияние на становление личности детей, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время общение не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.
При планировании и организации взаимодействия с детьми , необходимо прежде всего учитывать возрастные особенности детей. Ребенок третьего года жизни инициативен в общении со взрослыми и детьми, но сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса. Дети играют «рядом, но не вместе», у них происходит преимущественно вербальное общение.
Примерно с двух лет все большее значение начинает приобретать общение со сверстниками. Это связано с тем, что возникает содержательное общение сверстников на равных, поэтому:
- дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника;
- чутко отзываются на любое действие сверстника;
Именно с момента, когда начинает проявляться интерес к другому ребенку, нужно учить детей общаться друг с другом.
Большое значение имеет в данном возрасте развивающая среда, которая должна быть создана так, чтобы не создавались конфликтные ситуации, например в музыкальном уголке должны быть одинаковые игрушки, правильная организация среды (зоны для индивидуальных игр и т. д.)
Ведущей функцией в этом возрасте является восприятие. Развивается музыкальная активность: малыш исполняет несложные хороводы, пляски, танцует в кругу в паре, вовлекается в музыкальные игры, передает характерные движения персонажей (лиса, волк и пр.), с интересом осваивает звучащие музыкальные игрушки и инструменты.
Для формирования положительных взаимоотношений важны методы и приемы. Одним из таких методов является музыкальная коммуникативная игра, которая позволяет нам развивать положительные взаимоотношения и модель поведения, сформировать речевые навыки на основе особенностей, которые заключаются в главной подражательной функции игры и с учетом непроизвольности поведения детей.
Коммуникативные игры— это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. А по сути это — синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка. К ним относится практически весь детский фольклор — частушки, потешки, прибаутки . Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, но — с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников.
Специфика организации коммуникативной игры с детьми раннего возраста заключается в том, что у детей:
- Ограниченный слуховой опыт, следовательно, педагог должен выбирать музыкальный материал, соответствующий возрастным особенностям детей;
- Неустойчивость внимания. Игра должна быть непродолжительной, играть пока интересно.
- Ограниченные возможности передачи чувств, настроений и т.д. Движения и планируемые эмоциональные реакции должны быть доступны (пожать ладошку, обняться, послать «воздушный поцелуй» и т.д.)
- Не все дети умеют говорить и выражать свои чувства и эмоции. Нельзя стремиться, чтобы все дети сразу были одинаково активными. Дети могут подключаться постепенно.
- Важна положительная эмоциональная поддержка взрослого.
Коммуникативные игры несут не только развлекательный характер, но и позволяют решать педагогические задачи:
- нравственное воспитание (создаются игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия);
- способствовать развитию певческих навыков ( петь без напряжения в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно);
- ритмическая гимнастика (выполнение разученных ранее общеразвивающих упражнений и циклических движений под музыку);
- музыкально-ритмические движения (учить двигаться соответственно музыки и силе ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движение). Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками, без них.
Принципы разучивания коммуникативных игр с детьми раннего возраста:
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей (играть должно быть увлекательно и легко);
- Доступность, актуальность и новизна сюжета игры (детям должно быть интересно);
- Тесное взаимодействие музыкального руководителя, воспитателя и детей в условиях совместной деятельности;
- Положительная эмоциональная поддержка;
- Использование разнообразных доступных методов объяснения правил (словесных, наглядных и проч.) и активизация внимания;
- Точное дозирование времени.
Вот некоторые виды коммуникативных игр:
- игры-приветствия (например, «Здравствуйте ладошки », «Привет дружок». Дети улыбаются, смотрят друг другу в глаза: здороваются пальчиками, ладошками, локтями, носами...);
- игры с именами («Позови песенкой по имени друга» и т.д.);
- речевые ритмические игры (например, пропевание закличем голосами разных зверей);
- музыкально-ритмические коммуникативные игры
«Прячемся от дождика» игра стимулирует к подражанию сверстникам, развивает стремление находится вместе.
«Разноцветные клубочки» игра развивает умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.
«Зайки» дети развивают умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.
«Топ-топ-топ» дети выполняют одновременно одинаковые действия по инструкции взрослого, подражают ровесникам.
«Поезд» дети учатся двигаться в определенном направлении,
согласовывая действия с другими детьми, вселять чувство
уверенности в свои возможности, побуждать к самостоятельным действиям.
«У птички болит крылышко» игра способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Коммуникативные игры - это нерегламентированная деятельность, проводить их можно в тех ситуациях, когда это необходимо, ориентируясь на желания и настроения детей, а так же особенности их взаимодействия в период игровой деятельности.
С помощью нехитрых коммуникативных игр можно создать благоприятное настроение, исключить возникший конфликт, создать мотив к общению детей друг с другом: так как дети объединены единым сюжетом, пространством, движением, в этих играх нет предметов для притязания, такое психическое свойство как эгоцентричность постепенно стирается на фоне объединения общим действием.
Детское переживание радости в игре вместе со сверстниками в дальнейшем превращается в оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей. И напротив, отсутствие коммуникативных способностей, приводит к задержке общего психического развития ребенка, а в дальнейшем - к формированию негативной жизненной позиции.
Формирование коммуникативных умений должно быть регулярным и органично включатся во все виды деятельности. В будущем это откроет возможность ребенку к полноценному социальному общению, самореализации и успешности в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию воспитателя на тему "Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством устного народного творчества"
План по самообразованию на 2021 - 2022 учебный год....
Консультация: «Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности».
Использование коммуникативных игр способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников....
Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Содержание этой области направлено на: «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая…развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоя...
План по самообразованию 2019-2021гг. Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе театрализованной деятельности
Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и...
Описание опыта работы Тема: "Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей раннего возраста посредством театрализовано-игровой деятельности"
Описание опыта работы воспитателя первой квалификационной категории МБДОУ – детский сад №5 п.г.т. Погар Беспалько Оксаны Михайловны Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков...
«Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста через театрализованную деятельность».
слайд 1Тема: «Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста через театрализованную деятельность».слайд 2Детский сад – это первый опыт социализации ребенка. Каким он б...
Представление опыта работы на педагогическом часе по теме самообразования: «Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
Представление опыта работы на педагогическом часе...