Описание опыта работы Тема: "Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей раннего возраста посредством театрализовано-игровой деятельности"
статья
Описание опыта работы
воспитателя первой квалификационной категории
МБДОУ – детский сад №5 п.г.т. Погар
Беспалько Оксаны Михайловны
Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей раннего возрастапосредством театрализовано-игровой деятельности»
В современном быстроменяющемся мире большую роль играет взаимодействие людей между собой, и важность общения встаёт на первое место. Люди не могут жить в обществе без коммуникации, не могут полноценно развиваться и творить. Дети не рождаются с этими навыками, их необходимо развивать и совершенствовать.
Процесс коммуникации изначально происходит в семье ребёнка, там он общается с родителями, близкими родственниками, но это общение носит узконаправленный характер. Попадая в общество, в частности в детский сад, ребёнку необходим уже более обширный словарный запас и более развитое владение речью. Развить и обогатить речь ребёнка наряду с другими занятиями, помогает театрализованная деятельность.
Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.
Поэтому, основной целью моей работы является развитие коммуникативно-речевых навыков у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности. Для достижения цели были поставлены следующие Задачи:
- Создать условия для развития коммуникативно-речевых способностей через театральную деятельность.
- Развивать все компоненты, функции и формы речевой деятельности.
- Способствовать раскрепощению ребенка, преодолению робости, развитию его самостоятельности, творческих способностей, активности в игре.
- Познакомить детей с различными видами театра.
- Формировать у детей интерес к театрализованной игре, чувство сотрудничества и взаимопомощи, желание участвовать в общем действии.
- Развивать способности понимать чувства героев и сопереживать им.
- Создавать благоприятные условия для привлечения родителей к сотрудничеству к совместной деятельности детей и родителей средствами театрализовано-игровой деятельности.
- Приобщать детей к русской народной культуре.
С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Малыши очень любят театрализованные представления, особенно если принимают в них участие. Ведь театр для ребенка - это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления.
Элементы театрализованной игрыв своей работе я использую в разных видах детской деятельности:
- в адаптационный период куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции;
В период адаптациидля установления эмоционального контакта с детьми, для их знакомства с группой, с игрушками использую потешки: «Ладушки-ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока-сорока», «Киска-киска» и др.
Постепенно дети включаются в игру и начинают выполнять простые движения, договаривать слова. Дети превращаются из пассивных слушателей в активных участников и их речь заметно активизируется, они уже с желанием вступают во взаимодействие друг с другом и с воспитателем.
- в режимных моментах;
Театрализованныеигры использую в течении дня во всех режимных моментах.
Театрализованные развлечения для малышей провожу 2 раза в неделю во второй половине дня. Элементы театрализованной деятельности начинаю вводить в образовательный процесс с первых дней пребывания детей в детском саду.
- в сюрпризных моментах во время различных занятий;
Сюрприз - это неожиданные веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций, дети оживляются, их деятельность активизируется. А если появляется театральный персонаж, кукла сюрпризный момент становится еще ярче.
- для организации сюжетно-ролевых, подвижных игр;
В уголке театрализованной деятельности в нашей группе я собрала разные виды театров: настольный, пальчиковый, резиновый, магнитный театр, театр на руке, на фланелеграфе, набор кукол, элементы костюмов, театр масок и шапочек, театр на ложках, на стаканчиках, на прищепках, театр Би-Ба-Бо и т.д.Так же в уголке находится ширма, которая позволяет сделать кукольный спектакль более интересным, магнитофон с записями музыки для разыгрывания этюдов и мини спектаклей, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки.
Так же в своей работе с детьми при организации театрализованной деятельности использую такой вид театра, как «Театр на фартуке» данный вид театра помогает мне, одев на себя «театр – фартук», сразу начать спектакль. И уже через минуту декорации движутся вместе с актёрами, быстро меняются, дополняются мимикой, жестами, средствами речевой выразительности. Такой театр вызывает у детей интерес к постановке, понимание сюжета, даёт возможность взаимодействия друг с другом и воспитателем, создаёт благоприятный психологический настрой.
«Театр на фартуке»– это нетрадиционный, универсальный язык, который в корне меняет традиционный взгляд на организационный аспект театрализованной деятельности дошкольников. Целью пособия при работе с детьми раннего возраста: формирование положительного отношения и интереса к фольклорным произведениям и произведениям художественной литературы через театрализованную игру. Во время рассказывания сказок вовлекаю малышей в процесс восприятия, предлагаю вместе рассказывать и приклеивать на игровое панно – фартук фигурки героев сказки.
Таким образом, я заметила, что театрализованная деятельность способствует развитию чувства сопереживания, эмоциональному обогащению ребёнка, даёт возможность выразить своё отношение к героям, к их поступкам, преодолеть трудности в общении, неуверенность в себе. Всевозможные театрализованные игры создают полноценную среду развития, расширяют круг общения детей, помогают каждому ребёнку найти своё особенное место, стать полноценным членом общества. Именно в общей постановке ребёнок естественно и непринуждённо усваивает опыт взрослых, подражая их поведению. Здесь педагог может и лучше узнать особенности характера каждого ребёнка, выстроить с ним более доверительные отношения. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь, развивается внимание, память, творческое воображение. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, а своевременное овладение коммуникативными навыками ведёт к успешной социализации и успешной адаптации детей раннего возраста.
Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_raboty.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы
воспитателя первой квалификационной категории
МБДОУ – детский сад №5 п.г.т. Погар
Беспалько Оксаны Михайловны
Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей раннего возрастапосредством театрализовано-игровой деятельности»
В современном быстроменяющемся мире большую роль играет взаимодействие людей между собой, и важность общения встаёт на первое место. Люди не могут жить в обществе без коммуникации, не могут полноценно развиваться и творить. Дети не рождаются с этими навыками, их необходимо развивать и совершенствовать.
Процесс коммуникации изначально происходит в семье ребёнка, там он общается с родителями, близкими родственниками, но это общение носит узконаправленный характер. Попадая в общество, в частности в детский сад, ребёнку необходим уже более обширный словарный запас и более развитое владение речью. Развить и обогатить речь ребёнка наряду с другими занятиями, помогает театрализованная деятельность.
Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.
Поэтому, основной целью моей работы является развитие коммуникативно-речевых навыков у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности. Для достижения цели были поставлены следующие Задачи:
- Создать условия для развития коммуникативно-речевых способностей через театральную деятельность.
- Развивать все компоненты, функции и формы речевой деятельности.
- Способствовать раскрепощению ребенка, преодолению робости, развитию его самостоятельности, творческих способностей, активности в игре.
- Познакомить детей с различными видами театра.
- Формировать у детей интерес к театрализованной игре, чувство сотрудничества и взаимопомощи, желание участвовать в общем действии.
- Развивать способности понимать чувства героев и сопереживать им.
- Создавать благоприятные условия для привлечения родителей к сотрудничеству к совместной деятельности детей и родителей средствами театрализовано-игровой деятельности.
- Приобщать детей к русской народной культуре.
С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Малыши очень любят театрализованные представления, особенно если принимают в них участие. Ведь театр для ребенка - это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления.
Элементы театрализованной игрыв своей работе я использую в разных видах детской деятельности:
- в адаптационный период куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции;
В период адаптациидля установления эмоционального контакта с детьми, для их знакомства с группой, с игрушками использую потешки: «Ладушки-ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока-сорока», «Киска-киска» и др.
Постепенно дети включаются в игру и начинают выполнять простые движения, договаривать слова. Дети превращаются из пассивных слушателей в активных участников и их речь заметно активизируется, они уже с желанием вступают во взаимодействие друг с другом и с воспитателем.
- в режимных моментах;
Театрализованныеигры использую в течении дня во всех режимных моментах.
Театрализованные развлечения для малышей провожу 2 раза в неделю во второй половине дня. Элементы театрализованной деятельности начинаю вводить в образовательный процесс с первых дней пребывания детей в детском саду.
- в сюрпризных моментах во время различных занятий;
Сюрприз - это неожиданные веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций, дети оживляются, их деятельность активизируется. А если появляется театральный персонаж, кукла сюрпризный момент становится еще ярче.
- для организации сюжетно-ролевых, подвижных игр;
В уголке театрализованной деятельности в нашей группе я собрала разные виды театров: настольный, пальчиковый, резиновый, магнитный театр, театр на руке, на фланелеграфе, набор кукол, элементы костюмов, театр масок и шапочек, театр на ложках, на стаканчиках, на прищепках, театр Би-Ба-Бо и т.д.Так же в уголке находится ширма, которая позволяет сделать кукольный спектакль более интересным, магнитофон с записями музыки для разыгрывания этюдов и мини спектаклей, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки.
Так же в своей работе с детьми при организации театрализованной деятельности использую такой вид театра, как «Театр на фартуке» данный вид театра помогает мне, одев на себя «театр – фартук», сразу начать спектакль. И уже через минуту декорации движутся вместе с актёрами, быстро меняются, дополняются мимикой, жестами, средствами речевой выразительности. Такой театр вызывает у детей интерес к постановке, понимание сюжета, даёт возможность взаимодействия друг с другом и воспитателем, создаёт благоприятный психологический настрой.
«Театр на фартуке»– это нетрадиционный, универсальный язык, который в корне меняет традиционный взгляд на организационный аспект театрализованной деятельности дошкольников. Целью пособия при работе с детьми раннего возраста: формирование положительного отношения и интереса к фольклорным произведениям и произведениям художественной литературы через театрализованную игру. Во время рассказывания сказок вовлекаю малышей в процесс восприятия, предлагаю вместе рассказывать и приклеивать на игровое панно – фартук фигурки героев сказки.
Таким образом, я заметила, что театрализованная деятельность способствует развитию чувства сопереживания, эмоциональному обогащению ребёнка, даёт возможность выразить своё отношение к героям, к их поступкам, преодолеть трудности в общении, неуверенность в себе. Всевозможные театрализованные игры создают полноценную среду развития, расширяют круг общения детей, помогают каждому ребёнку найти своё особенное место, стать полноценным членом общества. Именно в общей постановке ребёнок естественно и непринуждённо усваивает опыт взрослых, подражая их поведению. Здесь педагог может и лучше узнать особенности характера каждого ребёнка, выстроить с ним более доверительные отношения. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь, развивается внимание, память, творческое воображение. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, а своевременное овладение коммуникативными навыками ведёт к успешной социализации и успешной адаптации детей раннего возраста.
Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.
Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...
Формирование культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования устного народного творчества.
в материале говорится о использовании устного народного творчества в формировании культурно-гигиенических навыков....
Презентация. Сообщение из опыта работы "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста с помощью художественного слова».
Раннее детство – самый благоприятный период для привития первичных культурно-гигиенических навыков. Образовательная область «Здоровье» требует от педагогов уже с ранних лет у детей формировать п...
"Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством игровых приемов и художественного слова"
Консультация...
«Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством музыкально-игровой деятельности».
Методический материал из опыта работы...
План по самообразованию воспитателя на тему "Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством устного народного творчества"
План по самообразованию на 2021 - 2022 учебный год....
Представление опыта работы на педагогическом часе по теме самообразования: «Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
Представление опыта работы на педагогическом часе...