рабочая программа воспитателя по изодеятельности
рабочая программа
Рабочая программа дошкольного образования (далее - Программа) является документом, представляющим модель образовательного процесса муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8 комбинированного вида Новооскольского района Белгородской области» (далее МБДОУ ДС №8). Программа обеспечивает развитие личности детей в возрасте от 1.6 до 7 лет с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 71.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1.Пояснительная записка | 2 |
1.2. Цели и задачи реализации программы | 3 |
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы: | 4 |
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении | 6 |
1.5. Характеристики ориентировочных результатов образовательной деятельности в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» | 11 |
1.6. Планируемые результаты реализации Программы с воспитанниками. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, сформулированные в ФГОС | 13 |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Совместная образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». | 15 |
2.2. Содержание коррекционной работы в группе компенсирующей направленности детей от 5 до 7 лет | 17 |
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы (работа с одаренными детьми) | 20 |
2.4. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников | 20 |
2.5. Приоритетное направление деятельности ДОУ по реализации рабочей программы | 22 |
2.6. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». | 22 |
2.7. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. | 27 |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Обеспечение методическими материалами | 29 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) является документом, представляющим модель образовательного процесса муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8 комбинированного вида Новооскольского района Белгородской области» (далее МБДОУ ДС №8). Программа обеспечивает развитие личности детей в возрасте от 1.6 до 7 лет с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (вступил в силу 01.09.2013 г.).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”» (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г., № 28564).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013, № 30038).
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., № 28908).
7. Устав образовательной организации.
8.Лицензией на право ведения образовательной деятельности 31 ЛО1 №0000943, регистрационный номер № 6132 от 15.04.2014 г., бессрочно.
1.2. Цели и задачи реализации Программы.
Цели программы:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования;
- сохранение единства образовательного пространства относительно уровня дошкольного образования;
- позитивная социализация и разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Образовательная программа направлена на реализацию следующих задач :
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Цели и задачи ХЭР
Цель: Обеспечить условия для проявления детьми художественно-эстетического развития и проявления детьми самостоятельной проектной деятельности, предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о
видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Задачи:
-Расширять опыт воспитанников эмоционально-эстетического развития, умение откликаться на проявление прекрасного, замечать красоту
окружающих предметов, объектов природы.
-Расширять игровой опыт воспитанников на основе использования инновационных технологий педагогического сопровождения детей.
-Поддерживать творческий интерес к изобразительной деятельности.
-Формировать опыт воспитанников к восприятию разнообразных эстетических объектов и произведений искусства.
-Формировать у воспитанников умения и навыки собственной изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности.
-Совершенствовать изобразительную деятельность детей: стимулировать и поддерживать самостоятельное определение замысла, стремление создать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, выбирать наиболее соответвующие образу изобразительные техники и материалы, планировать деятельность, достигать результата и
оценивать его.
-Формировать опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства; развивать эстетические интересы,
эстетические предпочтения, желание познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность.
-Формировать умения и навыки собственной изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности.
-Совершенствовать изобразительную деятельность детей: стимулировать и поддерживать самостоятельное определение замысла,
стремление создать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, выбирать наиболее соответвующие образу
изобразительные техники и материалы, планировать деятельность, достигать результата и оценивать его.
- Принципы и подходы к формированию Программы:
Основными принципами формирования Программы являются:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
- принцип полноты необходимости и достаточности (поставленные цели и задачи решаются только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному минимуму);
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
Программа предусматривает реализацию основных принципов дошкольного образования:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество ДОУ с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Основные подходы к формированию Программы.
Программа сформирована на основе требований ФГОС ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объёму.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
В программе учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.
- возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Принципы и подходы к организации совместной деятельности в группах общеразвивающих (компенсирующих)
направленностей.
Построение образовательного процесса ДОУ осуществляется с учётом следующих принципов:
Принцип индивидуализации - построение образовательного процесса, в котором учитываются индивидуальные особенности
каждого ребёнка.
Принцип активности – построение такого образовательного процесса, в котором ребенок ставится в активную позицию познания
окружающего мира, самостоятельном поиске способов установления взаимодействия с окружающими людьми на основе общепринятых
норм и правил, соблюдению общечеловеческих ценностей.
Принцип интеграции – решение задач программы в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности,
обеспечивающих проникновение одних элементов в другие, создавая подвижность, гибкость образовательному пространству.
Принцип гуманизации – утверждающий непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, обеспечивающий
каждому ребенку право на свободу, счастье и развитие способностей.
Принцип преемственности – предполагающий обогащение средств, форм и методов воспитания, предопределяет характер связи
между элементами педагогического процесса в ДОУ и стилем воспитания в семье.
Принцип диалогичности – предполагающий, что только в условиях субъект-субъектных отношений возможно формирование
гуманной личности, нацелен на оптимизацию взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Принцип культуросообразности– предполагающий ориентацию на потребности общества и личности ребенка, адаптацию детей к
современным условиям жизни общества, приобщение детей к традициям народной культуры, дополненным региональным компонентом.
Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность существования различных подходов к отбору
содержания и технологии обучения и воспитания.
Принцип сбалансированности совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей в непосредственно -образовательной деятельности и в проведении режимных моментов.
Принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками:
-реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и
исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
-полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение
(амплификация) детского развития;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, ---требований, методов возрасту и особенностям развития);
-учет этнокультурной ситуации развития детей.
Вышеперечисленные принципы предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов;
предполагают построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра.
построение дополнительной образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором
сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество ДОУ с семьей.
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Характеристики особенностей развития детей.
Возрастные особенности детей 1.6 – 3 лет.
В возрасте от 1.6 до 3 лет дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.
Ребёнок 1.6 -3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет.
У детей 1.6 -3 лет недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д. Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним.
Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций. Им присуще наглядно действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая среда, т.е. позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами. Речь находится на стадии формирования. Обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного состояния. Внимание, мышление, память непроизвольны.
Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Возрастные особенности детей 3 – 4 лет.
В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром.
Характерное для младшего дошкольника требование «я сам» отражает прежде всего появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень возможностей.
Под руководством воспитателя дети успешно осваивают умения самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, новые предметные и игровые действия. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания.
Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. Он стремится получить эмоциональную оценку взрослого – одобрение, похвалу, ласку. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более уверенным и общительным, с удовольствием подражает действиям взрослого.
Под влиянием общения происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. При этом дети пользуются не только простыми, но и сложными предложениями. Младшие дошкольники любят играть словами, проявляют «словотворчество».
На четвертом году жизни развивается интерес к общению со сверстниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе интереса к действиям с привлекательными предметами, игрушками. Эти действия постепенно приобретают совместный, взаимозависимый характер. Игра – любимая деятельность младших дошкольников. Дети активно овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Младший дошкольник охотно подражает показываемым ему игровым действиям. В играх дети воспроизводят цепочку игровых эпизодов, отражая преимущественно бытовые сюжеты («дочки-матери», «врач», «шофер» и прочее).
Младшие дошкольники усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения.
Младшие дошкольники — это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т.п.).
Возрастные особенности детей 4 – 5 лет.
Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.
У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется «обществом» кукол, то в 4-5 лет он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными.
Новые черты появляются в общении детей 4-5 лет с воспитателем. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим всё более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. В своих познавательных интересах ребёнок начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?».
Ребёнок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приёмов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Ребёнок способен анализировать объекты одновременно по 2-3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство.
У детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уверенно называют свою игровую роль, действуют в соответствии с ней. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры «в принцесс». Мальчиков привлекают игры «в военных, строителей, моряков». Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей и используется воспитателем для обогащения детского игрового опыта: придумывания в игре фантастических образов животных, людей, сказочных путешествий.
У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чём свидетельствуют многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование. Такое «заявление» ребенка означает, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от воспитателя дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила.
Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но на неодобрение или замечание часто реагирует остро эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду. Ранимость ребенка 4-5 лет – это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста.
На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности. Дети отмечают внешнее различие между мальчиками и девочками.
Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребёнок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют подобные.
Возрастные особенности детей 5 – 6 лет.
Возраст 5 – 6 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребёнок может вырасти на 7-10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о назначении гигиенических процедур, закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики.
Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий.
Формируются социальные представления морального плана. Старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны.
Расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Возрастают возможности памяти, более устойчивым становится внимание.
Продолжает совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000 – 1200 слов. Совершенствуется связная, монологическая речь.
Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, события и т.п. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. Рисование – любимое занятие старших дошкольников.
Возрастает потребность в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и общении. Всё более ярко проявляется предпочтение к определённым видам игр. Их репертуар разнообразен и включает в себя сюжетно-ролевые, режиссёрские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование. Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели.
Интерес старших дошкольников к общению со взрослым не ослабевает. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями. Равноправное общение с взрослыми поднимает ребёнка в своих глазах, помогает почувствовать своё взросление и компетентность.
Возрастные особенности детей 6 – 7 лет.
Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностью и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма. Они активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. Формируется привычка самостоятельно следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком, быть опрятным и аккуратным, причёсываться.
У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступков, к определённой произвольной регуляции своих действий. В поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: дети могут сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. Дошкольник начинает оценивать себя с точки зрения своей авторитетности среди других, признания ими его личных достижений и качеств. Формируется достаточно устойчивая самооценка.
Характерной особенностью является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран.
Дети седьмого года предпочитают совместную деятельность индивидуальной. В подготовительной группе в совместной деятельности дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнёра, исправляют его ошибки; помогают партнёру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнёра, исправляют свои ошибки.
Значительно расширяется игровой опыт детей. Достаточно широко проявляются избирательные интересы в выборе игр, индивидуальные предпочтения, особенности игр мальчиков и девочек. Появляются индивидуальные черты в игровом поведении: дети-режиссёры, дети-исполнители, дети-сочинители игровых сюжетов. Старшие дошкольники выдвигают разнообразные игровые замыслы до начала игры и по ходу игры, проявляют инициативу в придумывании игровых событий, используют сюжетосложение для построения игры. В игре дети вступают в игровой диалог со сверстником, стремятся ярко передать игровую роль. Игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с различными видами детской деятельности – познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной.
На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти: увеличивается её объём, произвольность запоминания информации.
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Интерес детей к школе развивается естественным путём в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему.
1.5. Характеристики особенностей развития детей в группах общеразвивающих, комбинированной и компенсирующих направленностей по
художественному восприятию.
Группа общеразвивающей направленности детей среднего возраста.
На пятом году жизни происходят качественные изменения во всех видах детской изобразительной деятельности, значительно совершенствуется художественно-эстетическое восприятие. В 4 – 5 лет дети – своего рода «практики», они с удовольствием лепят, рисуют,
конструируют, создают аппликационные работы. Наряду с предметным чаще проявляются декоративное и сюжетное изображения,
взаимообогащающие друг друга. Дети создают интересные образы увиденного в действительности, проявляют творчество, придумывая
необычные предметы, животных, используя нестандартное сочетание деталей, цветов. Появляются любимые образы, предпочитаемые цвета, формы, изобразительные материалы. Начинают проявляются различные интересы мальчиков и девочек в изобразительной деятельности, что отражается в разной тематике работ, использовании средств выразительности. На тематику детских работ чаще начинают влиять образы современных мультфильмов. В данном возрасте осуществляется активное развитие выразительно -изобразительных и технических умений.
Дошкольники активно осваивают различные изобразительные техники, стремятся их использовать для создания интересного образа.
Совершенствование мелкой моторики позволяет детям более уверенно передавать форму, контролировать движения при проведении линий,
нажиме на карандаш. Происходит дальнейшее развитие художественно – эстетического восприятия: дошкольники эмоционально
откликаются на выразительный образ, способны выделять некоторые простые средства выразительности (прежде всего цвет) в иллюстрациях, живописных работах, могут осуществить выбор понравившейся картины, народной игрушки, пояснить свой выбор.
Группа комбинированной направленности детей старшего возраста
Дошкольники 5 – 6 лет активно включаются в коллективное творчество и общение по поводу искусства. Развитие словесно –логического мышления, а также накопление художественно – эстетического опыта позволяют детям освоить начальные представления о видах и жанрах искусства, устанавливать связь между художественным образом и средствами выразительности, используемыми художниками, скульпторами, формулировать эстетические оценки и суждения, обосновывать личные представления.
Творческие проявления старших дошкольников становятся более направленными и осознанными. К старшему возрасту значительно повышается произвольность, планомерность, осознанность деятельности, что позволяет детям самостоятельно намечать замысел, отбирать интересные впечатления для отражения в работе, стремиться выразить в ней собственные чувства, переживания.
Дошкольники способны предварительно рассказать о сюжете будущей работы, отобрать необходимые мате риалы и инструменты, наметить средства выразительности, которые позволяют наиболее полно раскрыть художественный образ. Наряду с конструктивным способом рисования и лепки у значительной части старших дошкольников наблюдается смешанный, а также пластический способы. Для
детей этого возраста характерны стремление к точной передаче цвета, формы изображаемых предметов, более сложное композиционно е
решение рисунка, аппликации, повышение качества обработки лепной работы, вырезывания деталей, детализированностьрисунка.
Группа компенсирующей направленности детей старшего возраста
Дошкольники 5-6 лет начинают проявлять инициативу, самостоятельность и индивидуальность в процессе освоения искусства, восприятия эстетически привлекательных объектов, собственной творческой эстетической деятельности. Изобразительная деятельность детей характеризуется большей самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми изобразительно-выразительными и техническими умениями, повышением требовательности дошкольников к результату. Повышается качество детских работ, что проявляется в создании пластического изображения, построении достаточно сложных композиций, отображении характерных и индивидуальных черт и особенностей изображаемых предметов. Приобретенный художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам глубоко понимать художественный образ, представленный в художественном произведении,эстетически оценивать изображение, дошкольники начинают проявлять интерес к посещению музеев искусству и творчеству. Понимают ценность произведений изобразительного искусства.
Группа общеразвивающей направленности детей подготовительного к школе возраста
Дошкольники 6-7 лет начинают проявлять инициативу, самостоятельность и индивидуальность в процессе освоения искусства, восприятия эстетически привлекательных объектов, собственной творческой эстетической деятельности. Изобразительная деятельность детей характеризуется большей самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности,
достаточно развитыми изобразительно-выразительными и техническими умениями, повышением требовательности дошкольников к результату. Повышается качество детских работ, что проявляется в создании пластического изображения, построении достаточно сложных композиций, отображении характерных и индивидуальных черт и особенностей изображаемых предметов. Приобретенный художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам глубоко понимать художественный образ, представленный в художественном произведении,
эстетически оценивать изображение, дошкольники начинают проявлять интерес к посещению музеев искусству и творчеству. Понимают ценность произведений изобразительного искусства.
- Планируемые результаты реализации Программы с воспитанниками.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, сформулированные в ФГОС
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают
неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость
определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера,
особенностей развития детей и ДОУ, реализующего Программу.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей (с учетом положений части 2 статьи 11 Федерального закона от
29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Настоящие требования являются ориентирами для:
а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего
образовательного пространства Российской Федерации;
б) решения задач:
формирования программы;
анализа профессиональной деятельности;
взаимодействия с семьями;
в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 до 7 лет;
г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего
образовательного пространства Российской Федерации.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка:
Группа общеобразовательной направленности детей | Достижения ребенка |
среднего возраста | Ребенок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным, с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности, любит заниматься изобразительной деятельностью. Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения. Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию, выделяет и поясняет их особенности. Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы создания изображения в разных видах деятельности (лепке, аппликации, рисовании) и применяет их в совместной совзрослым и самостоятельной деятельности. |
старшего возраста | Ребенок проявляет интерес к проявлениям красоты в окружающем мире и искусстве; демонстрирует бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры. В процессе восприятия искусства самостоятельно и последовательно анализирует произведение, понимает художественный образ, обращает внимание на наиболее яркие средства выразительности, некоторые особенности построения композиции в произведениях живописи и графики, декоративно-прикладного искусства. Любит рисовать, лепить, создавать аппликации; по собственной инициативе рисует, лепит необходимые для игр объекты, предметы украшения. Освоил различные изобразительные техники, способы использования изобразительных материалов и инструментов; демонстрирует аккуратность в создании изображения. Может организовать рабочее место, проявляет аккуратность и организованность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам, инструментам. |
подготовительный к школе период возраста | Ребенок проявляет устойчивый интерес к произведениям красоты в окружающем мире и искусстве; демонстрирует бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры. Называет, узнает, описывает некоторые известные произведения, предметы народных промыслов. Экспериментирует в создании образа; в ходе собственной деятельности проявляет инициативу, самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; самостоятельно сочетает изобразительные техники и материалы. Демонстрирует высокую техническую грамотность. Планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам. |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Совместная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка в группах общеразвивающей, комбинированной и компенсирующей направленностей, «Художественно-эстетическое развитие».
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Направления развития | Содержание образовательного процесса по освоению образовательных областей | |||
группа среднего возраста (с 4-х до 5-ти лет) | группа старшего возраста (с 5-ти до 6-ти лет) | группа подготовительного к школе возраста (с 6-ти до 7-ми лет) | ||
Художественно эстетическое развитие | Достижение целей развития предпосылок ценностного-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; мира природы; становления эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; художественной литературы; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. | |||
1.Формировать эмоционально-эстетические чувства, формировать умение откликаться на проявление прекрасного в предметах и явлениях окружающего мира, замечать красоту окружающих предметов, объектов природы. 2. Формировать образные представления о доступных предметах и явлениях, развивать умения изображать их в собственной деятельности. 3. Развивать художественное восприятие произведений искусства, умение последовательно рассматривать образ, эмоционально откликаться на изображение, соотносить увиденное с собственным опытом. 4. Формировать умения и навыки собственной изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности (развитие изобразительно-выразительных умений, освоение изобразительных техник, формирование технических умений). | 1.Формировать и активизировать у детей проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях (повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу) и к разным объектам искусства, природы, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям. 2. Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. 3. Формировать опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства; развивать эстетические интересы, эстетические предпочтения, желание познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность. | 1. Формировать эмоциональные и эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, художественной деятельности, музея, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образах, собственных творческих работах. 2. Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях (повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу). 3. Способствовать становлению и проявлению у детей интересов, эстетических предпочтений. 4. Подвести детей к пониманию ценности искусства, художественной деятельности, музея; способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образах, собственных творческих работах. 5. Побуждать и поддерживать личностные проявления старших дошкольников в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности (самостоятельность, инициативность, индивидуальность). 6. Совершенствовать изобразительную деятельность детей: стимулировать и поддерживать самостоятельное определение замысла, стремление создать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета, выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы, планировать деятельность, достигать результата и оценивать его. познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность посредством обогащения опыта посещения музеев, выставок, стимулирования коллекционирования творческих досугов, рукоделия, проектной деятельности. |
2.2. Содержание коррекционной работы в группе компенсирующей направленности детей от 6 до 7 лет
В ДОУ имеется группа компенсирующей направленности детей от 6-7 лет, которые нуждаются в коррекции речевого и языкового
развития, развития психических процессов.
Обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии требует специально организованных для этого условий. Правильная
организация дошкольного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи, с задержкой психомоторного развития имеет
важнейшее значение для дальнейшей жизни ребенка, т.к. ранняя коррекция дефекта предупреждает возникновение вторичных и
последующих дефектов развития, преодоление которых в школьном возрасте бывает чрезвычайно трудным.
Коррекционная работа по преодолению общего недоразвития речи реализуется в специализированной группе дошкольного учреждения.
Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы
включаются в непосредственное общение. Детей учат применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях,
творчески использовать полученные навыки в изобразительном виде деятельности.
Вся коррекционная работа составлена с учетом реализации межп редметных связей: с работой воспитателей логопедических групп по
разделам: познавательное развитие, ознакомление с окружающим, изобразительная деятельность. Интеграция в общую структуру
коррекционной работы здоровьесберегающих технологий (пальчиковой гимнастики, зарядки для глаз, самомассажа лица и кистей рук,
упражнений для развития дыхания и физкультминуток) позволяет успешно решать на коррекционных занятиях такие проблемы, как
предупреждение переутомления, обеспечения переключения с одного вида деятельности на другой, стимуляцию произвольного внимания и
повышение общей работоспособности.
На занятиях по изобразительной деятельности согласно советам логопеда и руководствуясь программными требованиями,
последовательностью изучения лексических тем, проводятся: пальчиковая гимнастика, упражнения на координацию речи и движения,
устные упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи, которые способствуют формированию навыков связной речи. Так же
используются и нетрадиционные формы художественно – графической техники: и рисование пальчиками, печать по трафаретам,
кляксографии трубочками, лепка из соленого теста, складывание оригами и т.д.
Описание приемов работы с использованием данных техник, планирование деятельности по художественному творчеству на весь
учебный год идет в соответствии с лексическими темами, изучаемыми в ходе логопедической образовательной деятельности. Для
обеспечения подразделения интереса к занятиям используются стихи, загадки, упражнения координации речи с движением. При
составлении индивидуальной коррекционной работы с детьми мы учитываем особенности их внимания, памяти и других психических
процессов успешно дополняют друг друга. Это позволяет сократить время на формировании и закрепление полученных знаний и умений,
добиться успешного их переноса на другие виды учебно-практической и игровой деятельности дошкольников. Способы взаимодействия
специалистов, обеспечивают комплексное решение коррекционных, воспитательных, образовательных задач и значительно повышают
эффективность педагогического процесса.
Взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя изобразительной деятельности осуществляется по двум направлениям:
1. коррекционно-развивающее;
2. информационно-консультативное.
Осуществляя свою работу специалистов ДОУ должны учитывать:
структуру речевого нарушения, когнитивных процессов;
осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
всесторонне развивать личность дошкольника.
Узкие специалисты предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
Принципы построения совместных НОД:
1. Строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии
2. Проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные
динамические стереотипы.
3. Принцип всестороннего воздействия
4. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых и психических нарушений.
5. Принцип наглядности.
6. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и творческих заданий.
Можно выделить основные задачи, стоящие при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.
Оздоровительные | Образовательно-воспитательные | Коррекционные |
Укреплять костно-мышечный аппарат. Развивать дыхание. Развивать координацию движений и моторные функции. Формировать правильную осанку. | Вызвать отклик на эмоционально-эстетические чувства, умение откликаться на проявление прекрасного, замечать красоту окружающих предметов, объектов природы. Формировать умения и навыки собственной изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности. Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. | Развивать речевое дыхание. Развивать артикуляционный аппарат. Формировать просодические компоненты речи. Развивать фонематическое восприятие. Развивать грамматический строй и связную речь. |
Объем недельной образовательной нагрузки (организованной образовательной деятельности) в логопедической группе старшего
возраста (с 6 до 7 лет)
Направления развития | Содержание |
Художественно-эстетическое развитие | Развитие художественной, продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование |
Объем недельной образовательной нагрузки (организованной образовательной деятельности) в группе ЗПР старшего возраста (с 5-ти до 6-ти лет
Образовательные области | Содержание |
Художественно-эстетическое развитие | Развитие художественной, продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование |
Коррекционно - развивающая работа воспитателя изобразительной деятельности в повседневной жизни в группах компенсирующей
направленности детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи, с задержкой психического развития.
Формы коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | |
Группы компенсирующей направленности детей | ||
Пальчиковые игры | Развитие мелкой моторики | |
Упражнения на координацию речи и движения, устные упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи | Способствуют формированию навыков связной речи | |
Используются нетрадиционные формы художественно – графической техники: рисование пальчиками, печать по трафаретам, кляксографии трубочками, лепка из соленого теста, складывание оригами и т.д. | Развитие мелкой моторики рук | |
Используются стихи, загадки, упражнения координации речи с движением. Развитие голоса, мимики Используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу | Развитие речи | |
Самостоятельные высказывания, пересказы, рассказы, рассказы-описания детей. | Развитие грамматического строя речи | |
Пополнение словаря терминологией. Обогащение словаря в процессе занятий. | Развитие словаря | |
Сюжетно-тематическая организация деятельности в игровой форме Активизации речи, развитие познавательных процессов | Развитие диалогической речи | |
Разучивание стихотворений, пересказы, описание | Развитие монологической речи | |
Используются чистоговорки, физминутки, рифмовки | Развитие коммуникативных навыков |
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы (работа с одаренными детьми)
Дополнительное образование в ДОУ направлено на развитие индивидуальности и выявление детской одаренности.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На уровне детского сада необходимым условием является распознавание одаренности воспитанников, создание для них оптимальных
условий в плане развития и отношений со взрослыми и сверстниками. Концептуальной основой для организации работы с одаренными
детьми является программа Л.А. Венгера «Одаренный ребенок». Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития
одаренных детей. Вся работа направлена на развитие у детей трех основных блоков структуры одаренности: познавательной активности,
умственных способностей, детских видов деятельности.
В дошкольном учреждении создана и постоянно совершенствуется система дополнительного образования детей.
Функции по работе с одаренными детьми:
1. выявление одарённых детей;
2. ведение индивидуальных маршрутов развития;
3. корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности,
творческого, исследовательского уровней;
4. организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;
5. подготовка детей к конкурсам, викторинам, фестивалям;
6. отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей;
7. создание предметно-развивающей среды;
8. консультирование родителей одарѐнных детей по вопросам развития способностей их детей.
2.4. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников
Главной задачей дошкольного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное решение этой работы невозможно в отрыве от семьи воспитанников, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента его появления на свет и на всю жизнь. На современном этапе, когда дошкольное образование переходит на новую модель образования детей, зачастую можно встретить негативную реакцию со стороны родителей по отношению к современным условиям содержания детей в детском саду, чтобы не допустить распространения и усиления негативных реакций, педагогам дошкольных учреждений необходимо выстроить эффективное взаимодействие с родителями воспитанников.
Привлечению родителей воспитанников к совместному взаимодействию способствуют следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников:
изучение запросов и возможностей родителей воспитанников (анкетирование, опросы, беседы), обобщение и анализ полученной
информации;
презентация родителям достижений воспитанников ДОУ;
размещение на информационных стендах пригласительных для родителей воспитанников на различные мероприятия ДОУ; вручение индивидуальных пригласительных родителям воспитанников на выставки рисунков, поделок и т.д.;
проведение родительских собраний с включением открытых просмотров;
информирование родителей воспитанников о ходе образовательного процесса и привлечение их к совместному участию в выставках, конкурсах, фестивалях ДОУ, города; проектной деятельности; к посещению библиотек;
проведение консультаций для родителей воспитанников;
размещение печатных консультаций для родителей воспитанников на информационных стендах;
привлечение родителей воспитанников к участию в конкурсах;
участие родителей воспитанников в презентации проектов воспитанников ДОУ;
оформление фотоматериалов по проведенным мероприятиям и размещение их на стендах в холле ДОУ;
награждение участников совместных мероприятий грамотами, дипломами, благодарственными письмами, призами;
создание банка презентаций лучших работ.
Примерный план воспитателя изобразительной деятельности с семьями воспитанников
Мероприятия | Возрастная категория детей | Сроки проведения |
Консультация «Критика или одобрение? Как оценить рисунки ребенка» | Группы общеразвивающей (компенсирующей) направленности детей среднего возраста (4-5лет) | Сентябрь |
Консультация «О рисовании» | Группа раннего возраста | Октябрь |
«История искусства по-домашнему» | Группа среднего возраста | Ноябрь |
Консультация «Что рисует ваш ребенок?» | Группа младшего возраста | Декабрь |
Консультация «Комплекс мер, способствующих развитию движения рук и ручной умелости» | Группы общеразвивающей (компенсирующей) направленности детей старшего возраста (5-7лет) | Январь |
Консультация «Психология обучения рисованию» | Старшего разновозрастного возраста | Февраль |
Консультация «Уроки вежливости и красоты» | Группа старшего разновозрастного возраста | Март |
Консультация «Особенности рисования детей 4-5 лет» | Группы общеразвивающей (компенсирующей) направленности детей среднего возраста (4-5лет) | Апрель |
«Художники в памперсах» консультация | Группа раннего возраста | Май |
2.5. Приоритетное направление деятельности ДОУ по реализации программы
Приоритетное направление деятельности ДОУ является – проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, а также эмоционально-личностное развитие детей.
Содержание образовательного процесса планируется в соответствии с авторской программой «Здоровый малыш» для детей от 2-х до 7-ми лет. Программа имеет рецензию д.п.н., профессора кафедры общей и социальной педагогики НГГУ Ибрагимовой Л.А., программа «Здоровый малыш заняла первое место во всероссийском конкурсе здоровьесберегающих программ.
Основные направления организации оздоровительной работы программы «Здоровый малыш»:
1) Социально-психологическое: направленно на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа
жизни и получение комплекса теоретических знаний.
2) Двигательное – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала.
3) Оздоровительное – развитие компенсанаторных функций, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам
внешней и внутренней среды.
2.6 Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие».
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной).
Мир искусства и художественная деятельность | Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) | Развитие детского творчества | Приобщение к изобразительному искусству |
3-4 года | |||
Задачи Программы МБДОУ ДС№8 |
|
|
|
Виды деятельности | Формы организации деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность |
| ||
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
| ||
Самостоятельная деятельность детей | Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок. | ||
4-5 лет | |||
Задачи Программы МБДОУ ДС№8 |
Формировать умения детей отбирать материалы, инструменты и способы изображения в соответствии с создаваемым образом.
|
| формировать эмоционально-эстетические чувства и ориентации на проявление прекрасного в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера (отношение к положительным и отрицательным поступкам сверстников и других людей, к изображенным в произведениях искусства событиям и образам; выражение симпатии и антипатии; правильное отношение к доброму и злому, правдивому, спокойному, доброжелательному и хитрому, нечестному, веселому и грустному и к другим общечеловеческим проявлениям).
. |
Виды деятельности | Формы организации деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Рассматривание произведений искусства совместно с взрослым. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование, лепка сказочных животных. | ||
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Рассматривание произведений искусства совместно со взрослым. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование, лепка сказочных животных. | ||
Самостоятельная деятельность детей | Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование, лепка сказочных животных. | ||
5-7 лет | |||
Задачи Программы МБДОУ ДС№8 |
|
|
|
Виды деятельности | Формы организации деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность |
| ||
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
| ||
Самостоятельная деятельность детей |
| ||
Взаимодействие с семьями детей по реализации Программы | Совместные конкурсы педагогов и родителей: «В снежном царстве, в снежном государстве», «Лучшая новогодняя игрушка», «Лучший летний участок» и др. Выставки семейного творчества Выставки семейных коллекций |
2.7. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В тоже время, освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для её осуществления. Особенностью организации образовательной деятельности является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании.
Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.
Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.
Образовательные ситуации могут «запускать» инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.
Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности, который связан с получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт приобретаемый детьми (панно, газета, журнал, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, экологический дневник и др.). Принцип продуктивности ориентирован на развитие субъектности ребенка в образовательной деятельности разнообразного содержания. Этому способствуют современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игр-оболочек и игр-путешествий, коллекционирования, экспериментирования, ведение детских дневников и журналов, создания спектаклей-коллажей и многое другое Непосредственно - образовательная деятельность основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.
Конструирование и изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.
Культурные практики
• Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской – это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов (чему удивились? что узнали? что порадовало? и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.
• Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
• Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги.
•Творческая деятельность, предполагает использование и применение детьми знаний и умений по художественному творчеству, организацию восприятия музыкальных и литературных произведений и свободное общение воспитателя и детей на литературном, художественном или музыкальном материале.
Система игр и заданий. Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
Также организуются досуги и развлечения, коллективная и индивидуальная трудовая деятельность.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Обеспечение методическими материалами
МБДОУ д/с № 8 укомплектован художественной литературой для детей (хрестоматии для чтения, сказки, стихи, рассказы отечественных и зарубежных писателей), информационно-справочной, учебно-методической литературой, периодическими изданиями, необходимыми для осуществления образовательного процесса, методическими материалами, дидактическими пособиями, игровым оборудованием в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.
В фонде периодической литературы ДОО есть подписные издания для педагогов: «Справочник руководителя дошкольного учреждения», «Справочник старшего воспитателя ДОУ», «Управление ДОУ» с приложением, «Дошкольная педагогика», «Практика управления ДОУ», «Воспитатель ДОУ» с приложением, «Инструктор по физической культуре», «Медработник ДОУ».
Оснащение методического кабинета для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с 8:
Исходные данные программы | Использование в образовательном процессе |
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»/ Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. | основная |
Программы познавательного развития | |
Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа: Учебно-методическое пособие О.Л. Князева, М.Д. Маханева | парциальная |
Белгородоведение: парциальная программа для дошкольного образования / Т.М. Стручаева, Н.Д. Епанчинцева, О.А. Брыткова, Я.Н. Колесникова, В.В. Лепетюха. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. (с 4 до 7 лет) | парциальная |
Программа «Православная культура для малышей» Л.Л.Шевченко учебно-методический комплекс для дошкольников «Добрый мир» | парциальная |
Художественно-эстетическое развитие
1 | Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»-методический комплект программы «Детство» | О.В.Акулова, А.М.Вербенец, А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская СПб «Детство-Пресс» 2016 |
2 | Обучение рисованию дошкольников 5-7 лет по алгоритмическим схемам | Н.Н.Леонова СПб «Детство-Пресс» 2016 |
3 | Художественно-эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста | О.Э. Литвинова СПб «Детство-Пресс» 2016 |
4 | Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством | Н.Н. Леонова СПб «Детство-Пресс» 2015 |
3.2. Учебный план
Образовательная область | Образовательный компонент | Количество часов в неделю (по возрастным группам) | ||||
1-младшая группа | Средняя разновозрастная группа | Старшая комбинированная группа | Подготовительная группа | Группа компенсирующей направленности | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Обязательная нагрузка (федеральный компонент) | ||||||
Речевое развитие | Развитие речи | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
Логопедич. занятие | - | - | - | 4 | ||
Подготовка к обучению грамоте | - | - | - | 1 в 2 недели | - | |
Познавательное развитие | Сенсорное развитие | 1 | - | - | - | - |
Математическое развитие | - | 1 | 1 | 2 | 1 | |
Социально-коммуникативное развитие | Познание предметного и социального мира | 1 в 2 недели | 1 | 1 в 2 недели | 2 | 1 |
Чтение художественной литературы | 1 в 2 недели | 1 в 2 недели | 1 в 2 недели | 1 в 2 недели . | 1 в 2 недели | |
Художественно-эстетическое развитие | Изодеятельность и конструирование | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
Музыка | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Физическое развитие | Физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Итого: | 10 | 10-11 | 13 | 15 | 15-16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по изодеятельности (нетрадиционные техники)
Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно-творческие ...
Рабочая программа педагога по изодеятельности
Программа написана в соответствии с требованиями ФГОС на основе типовой программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Предназначена для работы...
Рабочая программа кружка по изодеятельности "Разноцветный мир"
Настоящая программа способствует решению следующих целей: Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.Развивающая: развивать тв...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 2 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для средней группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа кружка по изодеятельности в старшей группе «Разноцветные чудеса»
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку п...