Статья о развитии креативности педагога и детей.
статья
Как развивать креативность у педагога, как условие развития креативности у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие креативности педагога,
как необходимое условие креативного развития детей.
Подготовила:
воспитатель
Даниленкова Е П.
Креативность (от лат. creatio – созидание) – это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.
Так, К. Роджерс понимает под креативностью способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. При характеристике креативности указывают на проблему способностей и рассматривают креативность как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез. Креативность – творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность рассматривают, как важнейший и относительно независимый фактор одаренности.
Важным этапом в изучении креативности послужили работы Дж. Гилфорда выделившего конвергентное (логическое, однонаправленное) идивергентное (идущее одновременно в разных направлениях, отступающее от логики) мышление.
Креативность, с точки зрения Дж. Гилфорда – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартной ситуации, нацеленность на открытие нового. Гилфорд выделил ряд характеристик, которыми должен обладать человек, склонный творчески мыслить:
1. Оригинальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.
2. Наличие семантической гибкости, то есть способность обнаруживать новые использования какихлибо предметов и воплощать это на практике.
3. Образная адаптивная гибкость – способность воспринимать объект таким образом, чтобы выделит его новые, скрытые от обычного наблюдателя стороны.
4. Семантическая спонтанная гибкость способность продуцировать различные идеи в таких ситуациях, которые не содержат ориентиров для этих целей.
Позже Дж. Гилфорд упоминает шесть параметров креативности:
- способность к обнаружению и постановки проблем;
- способность к генерированию большого числа идей;
- гибкость – способность к продуцированию различных идей;
-оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;
-способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
- способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.
Примеры показателей Дж. Гилфорда свидетельствуют о том, что автор делает акцент на связи, как с интеллектом, так и личностью. Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил гипотетические интеллектуальные способности, характеризующих креативность.
Среди них:
- беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени;
- гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую;
- оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;
- любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире;
- способность к разработке гипотезы;
- ирреальность – логическая независимость реакции от стимула;
- фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;
- способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;
способность усовершенствовать объект, добавляя детали.
Е.П. Торренс выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:
- легкость – быстрота выполнения текстовых заданий;
- гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;
- оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе;
- точность выполнения заданий.
Таким образом, из всего вышеперечисленного можно сказать, что креативность – это способность к творчеству. В данном случае творчество понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать творчество как явление развивающиеся и соответственно с ним развивается креативность. Также можно связать креативность с развитием личности и интеллекта, с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника.
Ребенок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего. Он смотрит на происходящее вокруг с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где так много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неопознанного!
Для дошкольников противоестественны скука и безразличие. Основная задача педагогов заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать их любознательность и познавательную активность, побуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании. Познавательно-интеллектуальное развитие является основой умственного воспитания.
Для обеспечения познавательно-интеллектуального развития в нашем ДОУ создана пространственная среда, которая обеспечивает наиболее активное и полноценное развитие дошкольников.
Немного подробнее остановимся на условиях, а это собственно:
- Предметно-развивающая среда группы;(Малышева)
- Дополнительные услуги;
- Взаимодействие с родителями;
- Предметно-развивающая среда детского сада;
- Взаимодействие с социумом.
Взаимодействие с родителями – через различные нетрадиционные формы работы с родителями педагоги нашего ДОУ оказывают помощь в развитии у детей каких либо талантов, способностей. Консультируем их и даём рекомендации как лучше это сделать. Проводим конференции для пап, бабушек и дедушек, отвечая на волнующие родителей вопросы по поводу воспитания детей, викторины, «Круглый стол», общие родительские собрания.
Взаимодействие с социумом – позволяет показать достижения наших воспитанников, через их участие в конкурсах различного уровня.
Какие же условия мы создаем для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста в нашем дошкольном учреждении? Работа по выявлению талантливых, интеллектуально- одарённых детей, как и любая другая работа, связанная с развитием детей требует много времени, знаний и сил. Это дополнительная ответственность перед талантливым или развитым ребенком, которая требует создания условий для полноценного качественного развития способностей, но в тоже время и ответственности перед остальными детьми, чтобы не в ущерб им, не в ущерб вниманию развития их способностей проходила эта работа. Поэтому свою работу по созданию условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей нужно строить параллельно с основными видами и направлениями реализации основной общеобразовательной программы «Азбука успеха».
Ежегодно проводятся диагностические мероприятия, на которых выявляются дети с высоким уровнем успешности усвоения программы. Хотя в педагогической литературе встречается мнение, что выявление умственной одарённости ранее, чем в 5 летнем возрасте значительно затруднено, этих детей мы относим к категории одарённых, так как они отличаются от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового, широким спектром познавательных интересов, развитой речью.
Условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности дошкольников в ДОУ:
- создание пространственной разносторонней среды;
- индивидуально-дифференцированный подход к детям;
- взаимодействие с родителями;
- правильно организованная система планирования.
- Непрерывность повышения квалификации педагогов;
- Креативность педагогов, умение адаптировать, изменять имеющийся материал.
И в заключение хотелось бы сказать, что социумом востребованы успешные, конкурентоспособные личности, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.
В настоящее время в период ломки многих наших жизненных устоев, понятий, жизнь ставит перед воспитателями новые проблемы. И даже опытные воспитатели испытывают большие затруднения в своей работе.
Многие педагоги пересматривают сейчас свои жизненные позиции, стараются выработать в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности — стать на позицию ребенка. Но, к сожалению, далеко не всем это удастся. В «Концепции дошкольного воспитания» утверждается, что сейчас учитель, воспитатель являются главной фигурой перестройки дошкольного образования.
В условиях модернизации российского образования, инновационной политики необходима профессиональная активизация педагогических кадров с целью повышения эффективности педагогической деятельности, в том числе развитие творческого потенциала работников ДОУ, позволяющей превращать любую педагогическую ситуацию в ситуацию, развивающую способности, активность и успешность ребенка.
Мы считаем, что успешной реализации работы по совершенствованию познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста способствует объединение усилий участников педагогического процесса – детей, родителей, педагогов, администрации дошкольного учреждения; создание благоприятных условий, предметно-развивающей среды для раскрытия потенциала дошкольников и квалифицированное педагогическое руководство.
А вера педагогов и родителей в возможности детей – один из важнейших источников их настоящих и будущих успехов. В наших силах сегодня помочь раскрыться завтрашнему интеллектуально-творческому потенциалу России!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста"
Мастер-класс "Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста"...
Развитие креативности педагога, как необходимое условие креативного развития детей.
Развитие креативности педагога, как необходимое условие креативного развития детей....
Развитие креативности педагога, как необходимое условие креативного развития детей.
В статье раскрывается вопрос как повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросах развития креативности, создать условия для овладения педагогами теоретических...
Самообразование. Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования.
Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования....
Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста
Креати́вность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие...
Статья на тему развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста
Статья представляет собой обобщение идей и суждений известных педагогических деятелей и мой личный опыт педагога-практика. Материал данной статьи дает характеристику деятельности, направленной на умст...
Литературное творчество педагога как условие развития креативных способностей у детей
Художественное слово - одно из действенных и ярких средств, таящее огромные возможности. Знакомство с литературным творчеством, обогащает чувства и речь малышей, формирует о...