Развитие креативности педагога, как необходимое условие креативного развития детей.
статья на тему
Развитие креативности педагога, как необходимое условие креативного развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие креативности педагога, как необходимое условие креативного развития детей. | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
для педагогического совета
Развитие креативности педагога,
как необходимое условие креативного развития детей.
Подготовила:
ст.воспитатель
Ефремова О.В.
Креативность (от лат. creatio – созидание) – это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.
Так, К. Роджерс понимает под креативностью способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. При характеристике креативности указывают на проблему способностей и рассматривают креативность как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез. Креативность – творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность рассматривают, как важнейший и относительно независимый фактор одаренности.
Важным этапом в изучении креативности послужили работы Дж. Гилфорда выделившего конвергентное (логическое, однонаправленное) идивергентное (идущее одновременно в разных направлениях, отступающее от логики) мышление.
Креативность, с точки зрения Дж. Гилфорда – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартной ситуации, нацеленность на открытие нового. Гилфорд выделил ряд характеристик, которыми должен обладать человек, склонный творчески мыслить:
1. Оригинальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.
2. Наличие семантической гибкости, то есть способность обнаруживать новые использования какихлибо предметов и воплощать это на практике.
3. Образная адаптивная гибкость – способность воспринимать объект таким образом, чтобы выделит его новые, скрытые от обычного наблюдателя стороны.
4. Семантическая спонтанная гибкость способность продуцировать различные идеи в таких ситуациях, которые не содержат ориентиров для этих целей.
Позже Дж. Гилфорд упоминает шесть параметров креативности:
- способность к обнаружению и постановки проблем;
- способность к генерированию большого числа идей;
- гибкость – способность к продуцированию различных идей;
-оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;
-способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
- способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.
Примеры показателей Дж. Гилфорда свидетельствуют о том, что автор делает акцент на связи, как с интеллектом, так и личностью. Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил гипотетические интеллектуальные способности, характеризующих креативность.
Среди них:
- беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени;
- гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую;
- оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;
- любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире;
- способность к разработке гипотезы;
- ирреальность – логическая независимость реакции от стимула;
- фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;
- способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;
способность усовершенствовать объект, добавляя детали.
Е.П. Торренс выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:
- легкость – быстрота выполнения текстовых заданий;
- гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;
- оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе;
- точность выполнения заданий.
Таким образом, из всего вышеперечисленного можно сказать, что креативность – это способность к творчеству. В данном случае творчество понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать творчество как явление развивающиеся и соответственно с ним развивается креативность. Также можно связать креативность с развитием личности и интеллекта, с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника.
Ребенок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего. Он смотрит на происходящее вокруг с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где так много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неопознанного!
Для дошкольников противоестественны скука и безразличие. Основная задача педагогов заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать их любознательность и познавательную активность, побуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании. Познавательно-интеллектуальное развитие является основой умственного воспитания.
Для обеспечения познавательно-интеллектуального развития в нашем ДОУ создана пространственная среда, которая обеспечивает наиболее активное и полноценное развитие дошкольников.
Немного подробнее остановимся на условиях, а это собственно:
- Предметно-развивающая среда группы;(Малышева)
- Дополнительные услуги;
- Взаимодействие с родителями;
- Предметно-развивающая среда детского сада;
- Взаимодействие с социумом.
Взаимодействие с родителями – через различные нетрадиционные формы работы с родителями педагоги нашего ДОУ оказывают помощь в развитии у детей каких либо талантов, способностей. Консультируем их и даём рекомендации как лучше это сделать. Проводим конференции для пап, бабушек и дедушек, отвечая на волнующие родителей вопросы по поводу воспитания детей, викторины, «Круглый стол», общие родительские собрания.
Взаимодействие с социумом – позволяет показать достижения наших воспитанников, через их участие в конкурсах различного уровня.
Какие же условия мы создаем для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста в нашем дошкольном учреждении? Работа по выявлению талантливых, интеллектуально- одарённых детей, как и любая другая работа, связанная с развитием детей требует много времени, знаний и сил. Это дополнительная ответственность перед талантливым или развитым ребенком, которая требует создания условий для полноценного качественного развития способностей, но в тоже время и ответственности перед остальными детьми, чтобы не в ущерб им, не в ущерб вниманию развития их способностей проходила эта работа. Поэтому свою работу по созданию условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей нужно строить параллельно с основными видами и направлениями реализации основной общеобразовательной программы «Азбука успеха».
Ежегодно проводятся диагностические мероприятия, на которых выявляются дети с высоким уровнем успешности усвоения программы. Хотя в педагогической литературе встречается мнение, что выявление умственной одарённости ранее, чем в 5 летнем возрасте значительно затруднено, этих детей мы относим к категории одарённых, так как они отличаются от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового, широким спектром познавательных интересов, развитой речью.
Условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности дошкольников в ДОУ:
- создание пространственной разносторонней среды;
- индивидуально-дифференцированный подход к детям;
- взаимодействие с родителями;
- правильно организованная система планирования.
- Непрерывность повышения квалификации педагогов;
- Креативность педагогов, умение адаптировать, изменять имеющийся материал.
И в заключение хотелось бы сказать, что социумом востребованы успешные, конкурентоспособные личности, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.
В настоящее время в период ломки многих наших жизненных устоев, понятий, жизнь ставит перед воспитателями новые проблемы. И даже опытные воспитатели испытывают большие затруднения в своей работе.
Многие педагоги пересматривают сейчас свои жизненные позиции, стараются выработать в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности — стать на позицию ребенка. Но, к сожалению, далеко не всем это удастся. В «Концепции дошкольного воспитания» утверждается, что сейчас учитель, воспитатель являются главной фигурой перестройки дошкольного образования.
В условиях модернизации российского образования, инновационной политики необходима профессиональная активизация педагогических кадров с целью повышения эффективности педагогической деятельности, в том числе развитие творческого потенциала работников ДОУ, позволяющей превращать любую педагогическую ситуацию в ситуацию, развивающую способности, активность и успешность ребенка.
Мы считаем, что успешной реализации работы по совершенствованию познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста способствует объединение усилий участников педагогического процесса – детей, родителей, педагогов, администрации дошкольного учреждения; создание благоприятных условий, предметно-развивающей среды для раскрытия потенциала дошкольников и квалифицированное педагогическое руководство.
А вера педагогов и родителей в возможности детей – один из важнейших источников их настоящих и будущих успехов. В наших силах сегодня помочь раскрыться завтрашнему интеллектуально-творческому потенциалу России!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная студия «Психологическое здоровье педагога, как необходимое условие психологического здоровья детей».
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое...
Развитие креативности педагога, как необходимое условие креативного развития детей.
В статье раскрывается вопрос как повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросах развития креативности, создать условия для овладения педагогами теоретических...
Консультация для педагогов «Детская одаренность. Развитие речи дошкольников как необходимое условие личностного развития»
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, со...
Консультация для педагогов «Необходимые условия для развития экспериментальной деятельности дошкольников».
Работая в дошкольном учреждении мы стремимся искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Одним из перспективных методов является детское экспериментирование. ...
Консультация для педагогов «Поддержка инициативы ребёнка, как необходимое условие опережающего развития детей».
laquo;Что такое инициатива? Это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом не просят»Э...
Консультация для педагогов на тему:«Детская одаренность. Развитие речи дошкольников как необходимое условие личностного развития»
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в...
креативность педагога как важнейшее условие совершенствование познавательно-интеллектуальной сферы дошкольников
Креативность педагога как важнейшее условие совершенствования познавательно-интеллектуальной сферы дошкольников...