МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»
статья

Вершинина Наталья Ивановна

 

Цель:

1) Знакомство  педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами атр-терапии;

2) психологическое единение коллектива и снятие эмоционального напряжения используя методы и приемы арт-терапии.

3) повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса  посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

Задачи:

  • познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике;
  • создать положительный эмоциональный климат у коллег, используя виды арт-терапии  (изотерапию, музыкотерапию, танцетерапию) ;
  • способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
  • повысить  компетентность коллег  в сфере инновационных технологий

Ожидаемые результаты:

  1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе.

2. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.

      3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в      области арт-терапии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov_po_art-terapii.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ  АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Цель:

1) Знакомство  педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами атр-терапии;

2) психологическое единение коллектива и снятие эмоционального напряжения используя методы и приемы арт-терапии.

3) повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса  посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

Задачи:

  • познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике;
  • создать положительный эмоциональный климат у коллег, используя виды арт-терапии  (изотерапию, музыкотерапию, танцетерапию) ;
  • способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
  • повысить  компетентность коллег  в сфере инновационных технологий

Ожидаемые результаты:

  1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе.

2. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.

      3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в      области арт-терапии  

Тему своего мастер класса я выбрала не случайно. Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, активным, открытым ко всему новому, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным..

 По определению " Международной ассоциации здравоохранения", Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия.   Я думаю, никто не будет оспаривать утверждение, что основным критерием здоровья является гармония человека с самим собой и окружающей средой, а так же способность понимать не только чужие чувства, но и свои.   В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных способов решения поставленных задач.    В настоящее время, в работе с дошкольниками важно умело сочетать традиционные подходы к воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению детей с более современными, инновационными. Одно из таких направлений- арт-терапия или «Терапия искусством».

Показ презентации

       

  Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования. Она создаёт условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе . Арт-терапия — метод, удивительным образом подходящий для работы с детьми.

Арт-терапия  побуждает мыслить творчески, делает ребенка  жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Творчество, в свою очередь, помогает дошкольнику справиться со многими личностными, эмоциональными, поведенческими проблемами, способствует  сохранению и восстановлению психического и физического здоровья.

  Основные принципы арт-терапии:

  • Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»;
  • Не критиковать и не применять негативных оценочных суждений ;
  • Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества. 

 Преимущества применения элементов арт-терапии на занятиях.

 1.Работа не требует от ребёнка каких-либо особых  способностей в рисовании, музыке, танцах,  театрализованной деятельности и  ;

 2.Помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию;

3. Способствуете  преодолению    безынициативности, застенчивости;

4.Успокаивает гиперактивных детей;

5. Помогает детям увидеть неповторимость каждого в группе;

5.Царит атмосфера доверия, терпимости и внимания;

 Методы и приемы: 

  • Информационно-рецептивный
  • Словесный
  • Репродуктивный
  • Эвристический
  • Исследовательский

 Структура в занятии по арт –терапии

  • Ритуал
  • Приветствие
  •  Настрой
  •  Разогрев
  • Основное содержание
  • Любование детскими работами
  •  Итог занятия

 Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:

 - формированию представлений о себе, - изучению и выражению своих чувств и эмоций; - формированию позитивного самовосприятия; - развитию коммуникативных навыков; - эмоциональному сближению; - снятию психоэмоционального напряжения; - развитию способностей к различным видам творческой деятельности.

  Арт –терапевтические методы: изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, игротерапия                                                                цветотерапия

 Изотерапия – это терапия с помощью изобразительного искусства. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает ребенку  познать своё предназначение.

  Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.

  Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Слайд Применение  игротерапии в обучающих целях можно очень точно охарактеризовать одной фразой: «учимся играючи, играя – учимся». Игра выступает средством, помогающим стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение. Средствами игротерапии выступают подвижные игра, игры на подражание, игры на снятие психоэмоционального напряжения, игры с песком, хороводные игры, динамические игры.

 Цветотерапия-это способ корректировки психоэмоционального состояния   ребенка при помощи определенных цветов.  То, как мы себя чувствуем, во многом зависит от цветов, которыми мы окружены. А сейчас приглашаю Вас принять участие в ряде игр, упражнений, а также посредством изобразительной деятельности, которые носят арттерапевтический характер. В дальнейшем эти приёмы Вы можете использовать в работе с детьми.

Основные принципы арт-терапии:

  • Поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»;
  • Не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
  • Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.

Практическая часть

Перед началом мастер-класса педагогам предлагаются следующие памятки:

Пожелания участнику мастер-класса

 1. Получайте удовольствие!

2. Позвольте себе быть свободным!

3. Доброжелательно относитесь к себе и другим!

4. Избегайте оценок и суждений.

5. Говорите только о собственных чувствах, ощущениях,  настроениях.

И всё получится!

  1. Упражнения «Давайте познакомимся»
  2. Группа сидит в круге. участники передают свечу по кругу, называют своё имя прилагательное на первую букву своего имени, которое бы охарактеризовало его во взаимодействием с другими людьми. Вот мы и познакомились. Я очень рада видеть Вас!
  3. 2.Игра на снятие мышечного напряжения во всем теле. Предлагаю Вам войти в круг и превратится в спагетти. Этот круг-кастрюля. пока спагетти очень твердое, напрягите ноги, руки, вытянитесь. Постепенно вода нагревается, спагетти становятся мягче. Расслабьте ноги тело, постепенно руки. И совсем обмякнем.

Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.

Время: 3 мин.

Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Описание проведения: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет    по очереди части тела, танец которых будет исполнен

         - танец кистей рук

         - танец рук

         - танец головы

         - танец плеч

         - танец живота

         - танец ног

         Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

3.Упражнение сюжетная сказка

Предлагаю педагогам выбрать себе любую понравившуюся звезду.    А я Вам расскажу сказку Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили-были звезды. Было их очень много, все звезды были очень красивыми. они светились и искрились, а люди на земле любовались ими каждую ночь. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем кто рождался под их светом, они дари смелость. Здесь были синие звезды -они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды они  одаривали людей умом, а ещё на поляне были зеленые звезды, кто рождался под светом зеленых лучей –становился очень добрым.   И вот однажды на  звездном небе, что-то вспыхнуло. все звезды собрались чтобы посмотреть что же произошло. А это на небе появилась ещё одна маленькая звездочка. Но одна была абсолютно белая. Огляделась звездочка

вокруг и даже зажмурилась: -Сколько прекрасных звезд вокруг! -прошептала она. -А ты что даришь людям? -спросили ее другие звезды. Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. Я желаю Вам светится всегда и везде, Уважаемые коллеги! Человека всю жизнь окружают цвета, часто они влияют на наше самочувствие. А созерцание всех цветов радуги часто влияет на наше настроение.    А где можно одновременно увидеть все цвета радуги.? Правильно, это мыльные пузыри (надуваю пузыри) .  Наверно нет на свете ни одного ребенка, который бы не любил играть с мыльными пузырями. В принципе их можно считать одним из символов детства.   А вы знаете, что мыльными пузырями можно рисовать?   Сегодня я хочу показать вам один необычный и даже странный из способ как можно рисовать. Здесь важен не результат, а сам процесс, дети в восторге от этого: дуть пузыри и из этого получаются цветные картинки.   Это очень интересная техника,  она порадует и взрослых и детей. Что необходимо для работы: вода в баночке, детский шампунь или жидкое мыло, гуашь, акварель, плотная бумага, трубочки для коктейля, ложечка.   Процесс приготовления очень прост и дети его могут выполнить самостоятельно экспериментируя с водой, мыльным раствором и красками. Чем больше краски, тем ярче цвет пузырей.  Предлагаю педагогам приготовить раствор и добавить краску разного цвета по своему желанию, можно приготовить несколько цветов. Вот когда наш раствор готов, теперь можно создавать красивые воздушные шары.   Предлагаю вам два способа:

1.Способ Берем соломинку для коктейля и начинаем пенить раствор(дуем в трубочку, чтобы пузыри поднялись в стакане, и образовалась пенная шапка) Когда пена поднялась, берем плотную бумагу и прислоняем ее к мыльной пене (показ)

2.Способ  Можно снимать поднявшие пузыри ложкой и выкладывать на листе. таким образом, можно одним листом пройтись по всем цветам (вы можете комбинировать понравившиеся цвета)   Предлагаю вам попробовать любой способ.   А теперь начинаем всматриваться в узоры мыльных пузырей и фантазировать, дорисовывать ( звучит музыка)       А теперь давайте посмотрим и полюбуемся вашим творчеством. Можно назвать это «Пузырное творчество»

  Рефлексия    А сейчас я предлагаю Вам оценить нашу работу и если вам понравилось вы взяли, что-то новое и интересное, то прикрепите звезду к верхней полоске,

если вам не понравилось и вы ничего не поняли, вам было не интересно, то к нижней полоске.  

 Вывод: Сочетая в своей работе традиционные и арт-терапевтические технологии, получить положительный результат, так как для детей подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь помогает мне достичь желаемого результата в развитии, воспитании и обучении дошкольника.  Мне остается поблагодарить зал за внимание, а участников за работу. Вы прекрасно потрудились. Будьте всегда здоровы!

Техника «Рисуем круги...»

Данное занятие подходит для завершения арт-терапевтической работы. Оно способствует развитию спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.

Арт-терапевтическое пространство организуется следующим образом: два больших стола, вокруг которых расставлены стулья.

Материалы:

Два ватмана или можно использовать обратную сторону обоев, плотную оберточную бумагу. Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Выбор изобразительных средств определяется самостоятельно каждым участником).

Ход игры:

1 Индивидуальная работа.

• Займите место за одним из столов. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории.

• Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом.

•Нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Пожалуйста, отойдите от стола и посмотрите на полученные изображения со стороны.

• Следующая инструкция только для тех, кто не удовлетворен результатами работы и хотел бы изменить (уточнить, подправить) вид, цвет, местоположение своих кругов в пространстве бумажного полотна. Вы можете сделать еще один или несколько рисунков.

• Обведите контуры рисунков.

• Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги.

• Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т. е. придайте им индивидуальность.

2. Коллективная работа.

• Походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться.

• С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам поправились. Будьте бережны к пространству и чувствам других!

• Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.

3. Этап вербализации и рефлексивного анализа.

Группы прикрепляют получившиеся картины-полотна к стене. Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники.

Посмотрите, каких красок больше в вашем рисунке?

  • Если синих – значит вам хочется тишины и покоя. Может вспомнить Стихи серебряного века будут созвучны вашему настроению.
  • Если преобладает сине-зеленый цвет – то вы давно не отдыхали, вам желательно повысить самооценку.
  • Если алый, ярко-красный – дерзайте, вы хотите победить и у вас для этого достаточно сил и энтузиазма.
  • Если в вашей «живописи» много оранжево-красных оттенков, вы возбуждены и готовы к серьезным переменам в жизни.
  • Если преобладает сочный желтый цвет, значит вы не уверены в завтрашнем дне, помечтайте.. , вспомните, что мечты имеют свойство сбываться)
  • Много светло-желтого много? Значит вам хочется общаться и веселиться. А для этого сначала надо улыбнуться
  • Если зеленые краски на вашей картине – вы мягкие и гибкие, вы можете разрешить любой конфликт.
  • А если много фиолетового, то вы тянитесь к знаниям, вам хорошо бы открыть книгу с лучшими цитатами мудрых людей или прочитать притчу о смысле жизни.

Упражнение «Волшебный рисунок»

– Предлагаю Вашему вниманию упражнение, которое называется "Волшебный рисунок". Это упражнение поможет Вам выразить эмоциональное состояние, научит видеть и чувствовать настроение своих партнеров
– Попрошу Вас разделиться на две команды, придумайте название своим командам. Я Вам предлагаю выбрать эмоцию-смайлик, угадать, что это за эмоция и изобразить ее на рисунке в виде какого-то образа восковыми свечами. А теперь поменяйтесь своими рисунками-невидимками с другой командой. Чтобы проявить полученный рисунок-невидимку, нужно закрасить лист краской любого цвета по вашему выбору. Молодцы! Расскажите, пожалуйста, какие волшебные рисунки у Вас получились, дайте им название.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотаблиц в педагогической работе с детьми"

Данный материал дает педегогам обоснавание,для чего необходимо использовать мнемотаблицы в работе с детьми.Можно использовать и как консультацию для родителей.Педагоги могут подчерпнуть информацию о т...

мастер-класс для педагогов "Использование приемов кинезиологии в работе с детьми"

содержится информация о теории Лурии о трех функциональных блоках головного мозга, о межполушарном взаимодействии, привожятся примеры игр и упражнений, направленных на тренировку каждого их трех блоко...

Мастер - класс для педагогов "Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста"

    Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не м...

мастер-класс для педагогов "Использование цвета в логопедической работе с детьми"

В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровьесберегающие технологии. В деятельности учителя - логопеда они становятся перспективным средством к...

Мастер класс для воспитателей ДОУ: «Использование Лего конструирования в работе с детьми».

Мастер класс для воспитателей ДОУ:  «Использование Лего конструирования в работе с детьми»....

Мастер - класс " Внедрение в практику использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста "

Цель мастер-класса: создание условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогов и специалистов ДОУ (инструкторов по физической культуре, учителей – логопедов, воспитателей) в в...

Конспект мастер - класса "Разучивание песен с использованием приема "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста"

Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи....