Конспект непрерывной образовательной деятельности с элементами познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница зима».
Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения на водоемах в зимнее время.
Задачи:
Образовательные: Продолжать активизировать умения и навыки детей избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать.
Закрепить знания о правилах безопасности в природе (водоемах, в зимнее время).
Познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности.
Развивающие: Развивать логическое мышление, память, связную речь детей; умение выслушать товарища, не перебивая; Способствовать развитию осторожности.
Воспитательные: Воспитывать осторожность и осмотрительность к опасным ситуациям; чуткость, отзывчивость.
Предварительная работа: Беседа о зиме, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений, опыты с водой, наблюдения за льдом, снегом; беседы о воде, о состоянии воды, о том, как вода помогает человеку; чтение и рассматривание иллюстрации по теме «Вода».
Материал и оборудование: иллюстрации с изображением зимних развлечений, картинки-плакаты о безопасности на льду; запись песни «Кабы не было зимы.» из мультфильма «Зима в Простоквашино» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина); тарелочки; нитка, кубики льда, вода, соль. формочки для льда (подойдут также любые чашки и миски), поднос с бортиками, соль, жидкие пищевые красители или краски, пипетки или чайные ложки, раскраски, разрезные картинки на тему «Зима».
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о прекрасном времени года. А о каком времени, вы догадаетесь сами, прослушав песню.
(Звучит песня «Кабы не было зимы.» из мультфильма «Зима в Простоквашино» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина).
Воспитатель: О каком времени года поется в песне?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Ребята, расскажите, как меняется природа с приходом зимы?
Дети: Земля покрыта снегом, на улице мороз ….
Воспитатель: А вы любите зиму? За что вы её любите? (0тветы детей)
Воспитатель: Зимнее время года – холодное, морозное, но сколько разнообразных развлечений и забав ждёт ребят.
Меня хлопали лопатой, меня сделали горбатой,
Меня били, колотили, ледяной водой облили…
И скатились все потом с моего горба гуртом.
Дети: Горка.
Воспитатель: Две новые, кленовые подошвы двухметровые.
На них поставил две ноги и по большим снегам беги.
Дети: Лыжи.
Воспитатель: Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За веревочку-узду через двор его веду.
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу.
Дети: Санки.
Воспитатель: На ледяной площадке крик: к воротам рвётся ученик.
Кричат все: «Шайба! Клюшка! Бей!» Весёлая игра ….
Дети: Хоккей!
Воспитатель: Два блестящих братца точно ветер мчатся.
И всю зиму напролёт чертят, режут звонкий лёд.
Летом беспробудно спят и резвиться не хотят.
Дети: Коньки.
Воспитатель: Как называется специально отведенное место для катания на коньках, игры в хоккей?
Дети: Каток.
Воспитатель: Где еще в зимнее время образуется лед?
Дети: На реках, озерах, прудах.
Воспитатель: Наше село стоит на берегу реки. Как она называется?
Дети: Тура.
Воспитатель: Зимой многие дети любят выходить играть на лед реки Тура. Конечно, приятно мчатся на лыжах по лыжне, проложенной по льду реки, или кататься на санках, коньках. Но всегда ли это безопасно?
Дети: Нет.
Воспитатель: Только при постоянных сильных морозах лед становится крепким и прочным к середине зимы. На таком льду кататься безопасно. Но в любом случае вы должны делать это только со взрослыми. Особенно опасен лед поздней осенью и ранней весной.
Ребенок: Зима! Скорее на коньки!
Какие славные деньки!
Но выходить на лёд нельзя,
Пока непрочен он, друзья,
Когда есть трещины на нём,
Когда вдруг потеплело днём…
Провалишься – придёт беда:
Зимой холодная вода…
Ребенок: На замёрзших озёрах
Лёд бывает непрочен,
И ходить по такому
Безответственно очень!
Ребенок: Водоёмы опасны: может лёд провалиться,
И спасать вас напрасно вся округа примчится…
Ведь почти невозможно к полынье подобраться –
Из воды будет сложно вас вытаскивать, братцы…
Ребенок: Лёд бывает гладкий, лёд бывает скользкий.
С ветром покатиться на коньках прекрасно!
Но бывает рыхлый, но бывает ломкий,
И тогда кататься очень уж опасно!
Воспитатель: Ребята, помните, что у обрывистых берегов, зарослях камыша, у поваленных деревьев, веток, в местах стоков в реку промышленных вод с фабрик и заводов, под снежными сугробами лед бывает тонким, а значит опасным!
Физкультминутка «Прогулка».
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети. шагать на месте
Ручки согревают, хлопки руками
Ручки потирают. трут рука об руку
Чтоб не зябли ножки,
Мы потопаем немножко. топают ногами
Нам мороз не страшен,
Весело мы пляшем. Приплясывают
(Звучит музыка, появляется Волшебница-Вода)
Волшебница-Вода: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Это я – Волшебница Вода.
Я - Волшебница Вода
Я на свете всех важней
Я волшебней всех на свете
Я на свете всех нужней.
Вы уже знаете, что я умею превращаться и изменяться. Отгадайте загадку про то, во что я умею превращаться.
Он сковал большую реку, ровный, гладкий — красота!
Он поможет человеку обходиться без моста.
А в каникулы, зимой, в эти славные деньки
Приглашает нас с тобой поскорей надеть коньки.
Дети: Лед.
Вода: Правильно. Сегодня я снова приглашаю вас побывать в моей Лаборатории Воды.
Воспитатель: Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают).
Лаборатория- это специальное место, где проводят опыты и эксперименты.
Давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
Дети: Приступай к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с разрешения воспитателя.
Не кричать, не пробовать на вкус, не трогать без разрешения, соблюдать осторожность, не брызгайся водой, она может попасть в глаза и дыхательные пути, не трогай во время опыта руками лицо и глаз, не пей воду, она не предназначена для питья, во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить.
Давайте посмотрим, что у вас лежит в тарелочках?
Дети: Кусочки льда, вода в баночках, нитки, соль.
Воспитатель: С помощью нитки невозможно вытащишь кубик льда из стакана с водой, не замочив рук.
Опыт: «Наживка» для льда.
Цель опыта: показать, что лед можно растопить с помощью соли.
Этапы эксперимента:
Опустим лёд в воду.
Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды.
Насыпаем немного соли на лёд и ждём 5-10 минут.
Берем за свободный конец нитки и вытаскиваем кубик льда из стакана.
Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.
Вывод: Лед растаял при помощи соли, кубик льда возможно вытащить из стакана с водой, не замочив рук.
Опыт: Ледяные самоцветы: красим лед изнутри
Заранее, с вечера, наморозьте побольше льда в больших и маленьких формочках. На следующий день приготовьте в нескольких емкостях крепкие солевые растворы и добавьте туда краски. Разложите ледяные фигурки на подносе, и пипеткой или чайной ложкой капайте на них солевые растворы. Соль будет плавить лед, «пробуривая» в нем ходы, а краска окрасит изнутри причудливыми узорами.
Что происходит: Когда натрий в соли вступает в контакт со льдом, происходит реакция с выделением тепла, что заставляет лед таять.
Воспитатель: Если на улице мороз и лёд не тает, то его посыпают солью. Тогда лёд быстрее тает, и улицы становится не такими скользкими. Этот опыт мы продолжим проводить на прогулке. Проверим, будет ли лёд, посыпанный солью, таять в морозную погоду.
Вода: Молодцы ребята! А вы хотите еще вернуться в мою лабораторию? Я буду ждать вас с нетерпением и приготовлю много интересных и занимательных опытов.