НОД по познавательно- исследовательской деятельности "Академия чудес"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Кадырбаева Г.А.
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе «Академия чудес» Цель: Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования. Задачи: * Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями. * Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности. * Создавать эмоционально-положительный настрой детей. *Развивать память, внимание, воображение, логическое мышление; умение анализировать и делать выводы. * Активизировать употребление в речи научных терминов. Ход нод: В круг широкий вижу я Встали все мои друзья Мы сейчас пойдем направо А теперь пойдем налево В центр круга соберемся И на место все вернемся Все друг другу улыбнемся, Все в сборе - дети, взрослые Мы можем начинать Но прежде надо дружно Всем здравствуйте сказать. Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята. Я старший лаборант. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию «Академия чудес». Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают). Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. Так что такое эксперименты? Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают). Я приглашаю вас стать моими помощниками. Мы с вами сегодня научимся творить чудеса, и в конце обучения вы получите дипломы нашей академии. При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит. Мы тоже будем с вами проводить эксперименты. При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными и поэтому необходимо соблюдать правила безопасности. А как вы думаете, существуют специальные правила поведения в лаборатории? 1. Внимательно слушать старшего лаборанта. 2. Точно выполнять указания 3. Аккуратно работать с оборудованием. 4. В конце опытов делать выводы Ребята, а чудеса начинаются прямо сейчас. Я случайно уронила ключ от нашей лаборатории в воду, как же достать ключ не замочив рук? Воду выливать нельзя, она нам сегодня еще пригодится (варианты детских ответов). А поможет нам чудесный камень магнит. Опыт №1 «Достань, не замочив рук» - (с помощью магнита достаем ключ из банки с водой). «Сила знаний проявись, Дверь в науку отварись!» Итак, мы в лаборатории. Для работы, нам необходимо надеть специальные фартуки и шапочки. Не будем терять время, начнем! Я приглашаю вас к первому опытному столу. Вы верите в то, что на молоке можно рисовать? Если нет, тогда давайте проведем опыт и посмотрим, что произойдет. Опыт №2 «Рисуем на молоке» Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах: например на воде, на молоке? Дети: (ответы) Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения. Нам понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды. Ход опыта: В молоко поместим немного пищевого красителя. Как вы думаете, что будет происходить? (выслушивает предположения детей, вместе с детьми наблюдают за изменениями, происходящими с молоком: молоко начинает двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии). Попробуйте добавить другой цвет и подуть на молоко (дети комментируют свои наблюдения, делают выводы). А теперь попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим? (Объяснения детей: красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна). Воспитатель: Как вы думаете, почему так получается? Дети: (ответы, предположения детей) Воспитатель: (дополняет) Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители. А сейчас в нашей «Академии чудес» - переменка. Предлагаю разминку. Физкультминутка: Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) Приседание с хлопками: Вниз - хлопок и вверх - хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.) Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.) Приглашаю вас к следующему рабочему месту. Опыт №3 «Фейерверк в стакане» Для опыта понадобится: - вода (1/4 стакана, можно чуть меньше) - растительное масло (масла нужно больше, чем воды, но мне стало жалко) - краситель жидкий (капать лучше пипеткой, чтоб краситель сразу не начал растворяться, а капельками держался в жидкости) - шипучая таблетка (а лучше две сразу) А сейчас мы проведем очень красивый опыт. Все, что нужно для этого эксперимента, уже есть у вас на столе: вода, растительное масло и пищевой краситель. А выглядит все эффектно. Суть происходящего в том, что масло всегда будет плавать на поверхности, а вот краска будет тонуть, она же тяжелее масла. Выглядит это все, как маленькие цветные взрывы — отсюда и название: фейерверк в банке. Опыт №4. Подойдите к следующему столу (закрытые бутоны цветов лежат на столе, рядом в емкости вода) – Как вы думаете, что мы с вами сейчас должны сделать, чтобы наши кувшинки раскрылись, ожили? Вы правы, мы должны их опустить в воду (дети опускают цветы в воду и кувшинки начинают распускаться, дети читают слово «вулкан»). Почему бутоны открылись? (бумага намокла…. Ребята, а вы знаете, что такое вулкан? Ответы детей. Вулкан — это гора, на вершине которой есть отверстие или трещина – это кратер, внутри вулкана проходит канал, называемый жерлом вулкана, по которому расплавленная масса горных пород — магма, поднимается. Когда во время извержения вулкана магма выходит на поверхность, она меняет свое название, становиться лавой. Но на поверхность земли выбрасывается не только лава, а еще много ядовитых газов, пепла и вулканических бомб. Хотите мы с вами устроим извержение вулкана, прямо здесь, в лаборатории? Опыт №5 «Вулкан» Для опыта нам понадобится: пищевая сода – это порошок белого цвета,лимонная кислота, краситель – гуашь красного цвета, ложечки, и конечно же сами макеты вулканов. А теперь приступаем к эксперименту: возьмем стаканчики и в «жерло» вулкана насыпаем соду, потом лимонную кислоту. И чтобы разбудить вулкан аккуратно вливаем подкрашенную воду. Посмотрите, что же получается! Наши вулканы просыпаются и начинают извергать лаву. -Ну вот, ребята, обучение в нашей «Академии Чудес» окончено. И я вручаю вам дипломы. Теперь, когда вы стали настоящими учеными, я приглашаю вас на научный совет. Вспомните все проведенные опыты, и нарисуйте то, что больше всего вам запомнилось и понравилось.​

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Чудеса на окне"

Ребёнок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. С сам...

Совместная деятельность с воспитанниками подготовительной к школе группы с ФФНР и ТНР по развитию познавательно- исследовательской деятельности "Чудеса внутри батарейки"

Цель: Формирование представления детей о физических явлениях и процессах, происходящих в батарейке, через организацию опытно-экспериментальной деятельности.Задачи:ü Коррекционно-обучающиеПознакомить д...

Технологическая карта по познавательно - исследовательской деятельности "Чудеса воздуха"

Цель: Создать условия для  формирования представлений о воздухе, его свойствах и значении.Задачи: Организовать  познавательную деятельность  по ознакомлению со свойствами воздуха.Органи...

Познавательно-исследовательский проект «Чудеса бумаги».

Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное о...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности "Чудеса на кухни"

Цель: Ознакомление детей со свойствами продуктов питания через детское экспериментирование.Задачи: формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов;-...

Познавательно - исследовательская деятельность "Чудеса магнита"

Конспект занятия познавательно - исследовательской деятельности "Чудеса магнита"....

Детский познавательно-исследовательский проект «Чудеса с мыльными пузырями»

Каждый в своей жизни сталкивался с волшебством мыльных пузырей. Они завораживают, заставляют мечтать и верить в чудеса. Как приятно смотреть, когда парят в воздухе радужные пузыри, унося ввысь  н...