Технологическая карта по познавательно - исследовательской деятельности "Чудеса воздуха"
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему
Цель: Создать условия для формирования представлений о воздухе, его свойствах и значении.
Задачи: Организовать познавательную деятельность по ознакомлению со свойствами воздуха.
Организовать деятельность детей по постановке элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Организовать игровую деятельность детей в игре «Тонет-не тонет» на обобщение знаний детей о свойствах воздуха.
Организовать рефлексивную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh_zanyatie.docx | 26.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ № 1
(Технология системно-деятельностного подхода, автор Петерсон Л.Г)
Вид деятельности познавательно - исследовательская группа 2 младшая
Тема: «Чудеса воздуха»»
Цель: Создать условия для формирования представлений о воздухе, его свойствах и значении.
Задачи: Организовать познавательную деятельность по ознакомлению со свойствами воздуха.
Организовать деятельность детей по постановке элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Организовать игровую деятельность детей в игре «Тонет-не тонет» на обобщение знаний детей о свойствах воздуха.
Организовать рефлексивную деятельность.
Технологии: игровая, коммуникативная, исследовательская технология.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
Методы и приемы:
- словесные (беседа, ответы на вопросы,)
- игровые (игровые ситуации, сюрпризные моменты-)
- наглядные (демонстрация опытов и экспериментов);
- практические (самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность).
Оборудование и материалы: воздушные шарики, стаканы и тарелка с водой, трубочки по количеству детей, стаканчики, веера, предметы для игры «Тонет - не тонет»: деревянный кубик, камень, резиновый мячик, монетка; материал для физминутки, цветные шарики.
Предварительная работа: наблюдения на улице, беседы с детьми на тему: «Как воздух помогает людям», рассматривание иллюстраций о явлениях воздуха в энциклопедии для детей.
Здоровьесберегающая технология Физкультминутка «Парашют»
У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусочек ткани. Она какая? (Легкая, воздушная, воздуху послушная). Вы знаете кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух. Воспитатель предлагает всем детям встать в круг и взяться за края ткани.
Друг за другом мы идем, Парашют в руках несем. Руки вверх все поднимаем,
Парашют наш надуваем. Вот какой наш парашют
Этапы ОС | Деятельность педагога Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога. | Деятельность детей
| Ожидаемые результаты Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные) |
1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы) | Ребята, я сегодня утром пришла в группу и увидела, что наши красивые шарики сдулись и я никак не пойму, почему они сдулись, что случилось? Вы поможете мне разобраться?
|
| Проявление любознательности, интереса |
2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений | Нам нужно выяснить, что же внутри у шарика? Что мы можем сказать про воздух в большом шарике и в маленьком (спущенном)? (много воздуха в большом, мало в сдутом) Какие шарики на ощупь? Как вы думаете каким шариком будет удобнее играть? Нужно проверить - поиграем с шариками и выясним, с каким удобнее играть и почему? Детям предлагается сделать вывод: Играть лучше с тем, который больше надут, в котором больше воздуха, потому что он легко отбивается, летает, опускается. Один упругий, твердый; другой мягкий. | Дети высказывают предположения свои, играют с шариками. | Продолжать развивать память, внимание, речь у детей, умение взаимодействовать друг с другом |
3. Затруднение в ситуации | А почему второй шарик не летает? (мало воздуха) Чтобы его надуть откуда возьмем воздух? | Дети высказывают предположения. | Развивать у детей мыслительные операции, познавательный интерес, умение делать выводы. |
4. «Открытие» нового знания (способа действия) | А хотите узнать, что такое воздух? Человеку нужно дышать. Давайте проверим, сможем ли мы жить без воздуха? Вдохнем и задержим дыхание - не дышите. Без воздуха долго жить невозможно. Посмотрите вокруг, кто-нибудь видит воздух? Может быть его нет? Воздух окружает нас повсюду, но мы его не видим. Значит, воздух невидимый. А хотите поиграть с воздухом? Почувствовать его? Поставьте перед собой ладошку и подуйте на нее. Что вы чувствуете ладошкой? (Я чувствую ветерок). Ветер может быть сильным и слабым. Подуйте на ладонь потихоньку. Какой почувствовали ветерок? (Слабый) А теперь подуйте сильно! Какой почувствовали ветерок? (Сильный) Чтобы почувствовать ветерок можно помахать на себя ладошками, можно использовать веер. Это потоки воздуха нас обдувают. У меня есть волшебные предметы, которые помогут вам почувствовать поток воздуха Воспитатель на разносе раздает детям веера. Опыт 1. Воспитатель берет в руку стакан. Дети, как вы считаете, есть что-нибудь в этом стакане? (В стакане ничего нет) А если в стакане ничего нет, значит, стакан какой? (Стакан пустой) А теперь ответьте на такой вопрос: есть ли в стакане воздух? (Воздуха в стакане нет, воздух в стакане есть) А вот это мы сейчас и проверим! Я возьму стакан, переверну его вверх дном и буду медленно опускать его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя. Опускаю стакан до самого дна. Скажите, попадает ли вода в стакан? (Вода в стакан не попадает). Что же мешает воде? (Воде мешает воздух). Что не пускает воду в стакан? (Воду в стакан не пускает воздух). А теперь вы возьмите стаканчики и опустите перевернутые стаканчики в воду Попадает ли вода в стакан? (Вода в стакан не попадает) Что мешает воде? (Воде мешает воздух). А теперь я немного наклоню стакан, чтобы водичка туда прошла, давайте посмотрим, как будет выходить воздух (пузырьками)? Это воздух выходит из стакана наверх - он же очень легкий, а его место занимает вода Вывод: мы с вами выяснили, что в стакане есть воздух. И когда мы опускаем стакан в воду, вода в него не попадет. Опыт 2 Сейчас мы с вами проведем еще один опыт. У нас на столе стаканчики с водой и трубочкой. Подойдите, вдохните воздух и подуйте один раз в трубочку. -Посмотрите, что появляется на поверхности воды? -А почему появляются пузыри? Внутри нас есть воздух. -А давайте подуем посильнее? Сколько появилось пузырей? -А где еще есть воздух? (вокруг нас, на улице, внутри нас.)
| Дети дают предположения, играют с веерами, выполняют по показу воспитателя опыты. |
Формирование познавательных действий, умение высказывать мысли, предположения. Способен обобщать. |
5. Включение нового знания в систему знаний и умений | Дидактическая игра «Тонет - не тонет» Мы сейчас проверим, в каких предметах есть воздух? Если в предмете есть воздух - он будет плавать, так как воздух легкий, если нет воздуха – потонет Нужно опустить в воду только те предметы, в которых как вы думаете спрятан воздух -Назовите предметы, в которых есть воздух? -Назовите предметы, в которых воздуха нет? Молодцы, ребята | Дети по очереди подходят, выбирают предметы, которые они считают, что в них есть воздух и опускают предмет в воду | Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать всеми доступными способами. |
6. Осмысление (итог, рефлексия) | Я предлагаю украсить нашу группу шариками. Попросим наших мальчиков надуть шарики, ведь они у нас сильные. (не смогли – значит в ваших легких мало силы, чтобы вытолкнуть воздух. Ребята, а у меня для вас есть другие разноцветные шарики, которые не надо надувать. Вот такие красивые! Я предлагаю оценить нашу работу. Если для вас сегодня задания были легкие, то возьмите желтый шарик, а если некоторые задания были трудные, сложные, то возьмите зеленый шарик и разместите шарики по группе где вам захочется. | Ребята оценивают свою работу, Высказываются по поводу качества работы, своего эмоционального состояния. | Способны оценить результаты образовательного процесса, с помощью знаков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта НОД "Исследовательская деятельность. Кто там спрятал под листок свой румяный крепкий бок?"
Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность...
Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе детского сада «Чудо-апельсин»
Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе детского сада «Чудо-апельсин»...
Технологическая карта познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей группы. Тема: «В гостях у хозяйки научной осенней лаборатории»
МБДОУ НМР РТ № 11Группа№5Старшая группа«Познавательное», «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».«В гостях у хозяйки научной осенней л...
Технологические карты проведения исследовательской деятельности в процессе формирования математических представлений у дошкольников
Технологические карты проведения исследовательской деятельности в процессе формирования математических представлений у дошкольников...
Технологическая карта Познавательно – исследовательской деятельности для педагогов МБДОУ №11 на тему «Пирожное из снега» (приуроченной к «Неделе творческих отчётов»)
Дети познакомятсясо свойствами снега, научаться наблюдать, делать вывод, с помощью воспитателя выдвигать простейшие гипотезы, проверять их с помощью воспитателя.)...
Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности, с использованием ИКТ в подготовительной группе
Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности, с использованием ИКТ в подготовительной группе...
Технологическая карта познавательно – исследовательской деятельности по теме «Волшебница сосна» для детей 6-7 лет
Технологическая карта познавательно – исследовательской деятельности по теме«Волшебница сосна» для детей 6-7 лет...