Конспект познавательно - исследовательской деятельности "Чудеса на кухни"
план-конспект занятия (старшая группа)

Галигузова Ю.В.

 Цель: Ознакомление детей со свойствами продуктов питания через детское экспериментирование.

Задачи: формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов;

- совершенствовать умения и навыки работы с различными материалами;

-  развивать наблюдательность, внимание, познавательную активность;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: игрушка «домовой», сундучок, молоко, лимонная кислота, яйцо, мороженное, перец молотый черный, воздушный шарик, посуда, соль, картинки из сундучка.

Предварительная работа: просмотр м/ф «Приключения домовёнка Кузи», чтение сказки Т. Александровой «Новые приключения Кузи».

 Ход НОД

- Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:

– Здравствуй, Оленька! Дин-дон-дон!

– Здравствуй, Степочка! Дин-дон-дон!

Слышится шорох и кашель.

- Ой, ребята, кто это там за печкой? (Воспитатель вытаскивает игрушку домовёнка из-за печки.)

- Ребята, мы с вами смотрели мультфильм «Приключения Домовёнка Кузи». Понравилась ли вам сказка? (Да.)

- В нашей группе тоже живёт домовой, он охраняет нашу группу, следит за порядком. Но смотрите наш-то домовой заколдованный. Как вы думаете, кто его заколдовал? (Ответы детей.)

- А как, с помощью волшебства, можно расколдовать нашего домового? (Ответы детей.)

- Расколдовать нашего домового поможет волшебный сундучок, он где-то спрятан в группе. Давайте найдем его. (Дети ищут сундучок.)

Дети находят сундучок. Под волшебную музыку он открывается.

-Ребята! Отгадайте загадку!

Тут пронзительно свистит чайник рано утром!

Холодильник здесь стоит, раковина с краном!

Вкусно пахнет пирогами, у плиты колдует мама!

(Кухня.)

- Ребята, все наше колдовство будет проходить на кухне. А чтобы работать на кухне нам надо будет надеть фартуки.

Итак… Наше волшебство начинается….

Опыт №1

Волшебный сундучок показывает, какие продукты получают из молока.

Ответы детей (творог, ряженку, кефир, сыр, масло).

- Наш домовой очень любит кефир. Ведь кефир является полезным кисломолочным продуктом. Но на нашей кухне нет кефира. Что же делать? (Ответы детей.)

- Нам понадобится молоко и лимонная кислота, которую делают из лимона. В один стакан положите ложку лимонной кислоты, размешайте.

- Что получилось?

- Чем отличается кефир от молока (кефир более густой), на вкус он кислый.

-Это кисломолочный продукт.

Опыт №2

Волшебный сундучок показывает яйцо и море.

- Что бы это могло значить? (Ответы детей.)

- Для следующего нашего волшебства нам понадобится яйцо, банка и соль.

Опустим яйцо в обычную воду, яйцо утонуло.

-А теперь добавим в банку 2 ст.ложки соли и снова опустим яйцо в воду, яйцо поднялось на поверхность.

-Почему в пресной воде яйцо тонет, а в соленой — поднимается на поверхность? Вопрос будет очевидным. Вода, хоть и жидкость, но тоже имеет свою плотность. А как ее почувствовать? Если вы были на море, то наверняка вы ощутили, как хорошо вас «держит» вода. У соленой воды «крепче руки».

Опыт №3

Волшебный сундучок показывает мороженое.

- Что бы совершить следующее волшебство нам надо сделать так, чтобы мороженое долго не могло растаять.

- Как это можно сделать? (Варианты детей.)

- Для нашего волшебства нам потребуется мороженое, блюдце, и варежка.

Один кусочек мороженого мы положим на блюдце, а второй в варежку. Давайте посмотрим, что произойдет.

-А пока мы ждём давайте немного развлечемся…

Физминутка

- Хлопни, топни, покружись и в посуду превратись.

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес. (делать большой круг)

- Хлопни, топни, покружись и в детей превратись.

-Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаяло. Так что же? Может, шуба — вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает? Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло.

Теперь закономерен и вопрос: "Зачем же человек в мороз надевает шубу?" Ответ: "Чтобы не замерзнуть". Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет.

Опыт № 4

Волшебный сундучок показывает перец, соль и Золушку.

- Кто догадался, что это значит?

- С помощью научного волшебства мы справимся с этой трудной задачей.

- Для этой работы нам понадобиться бумажное полотенце, смесь соли и молотого перца, шерстяной свитер и воздушный шарик.

- Расстелите на столе бумажное полотенце. Насыпьте на него смесь соли и перца.

Начинаем научное волшебство!

- Возьмите шарик и потрите им о шерстяной свитер.

-Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Что вы увидите?

Результат. Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

Объяснение. Это  пример действия статического электричества. Когда вы трете шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику.

Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда — остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

- Ребята, вы очень хорошо стараетесь, но что-то наш домовой всё никак не оживёт, наверное, Баба Яга его сильно заколдовала. Давайте еще раз попросим сундучок нам помочь. А попросим мы его самыми ласковыми словами. (Дети обращаются к сундучку ласковыми словами.)

Опыт №5

Волшебный сундучок показывает краски и молоко.

-Сейчас произойдет настоящее волшебство. Молоко оживёт.

-Наливаем в тарелку молоко, добавляем несколько капель разного красителя и в самый центр рисунка капнем каплю моющего средства.

-Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.

Опыт №6

Волшебный сундучок показывает спички и дрессировщика.

- Мы будем дрессировать спички. Хотите попробовать?

-  В миску с водой кладём несколько спичек, в центр миски опускаем кусок сахара-рафинада и — о чудо! Спички соберутся в центр. Наверное, наши спички — сластёны!? А теперь уберём сахар и капнем в центр миски немного жидкого мыла: спичкам это не нравится — они «разбегаются» в разные стороны! На самом деле всё просто: сахар впитывает воду, создавая тем самым её движение к центру, а мыло, наоборот — растекается по воде и увлекает за собой спички.

- Ребята, посмотрите!!!! Наш домовой, то исчез, но он нам оставил угощения!!!! Это значит, что мы его расколдовали, а ушел он не заметно, потому что стеснительный!

-Вы все молодцы, и вы не просто сегодня помогли домовому вы были настоящие волшебники!!!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesa_na_kuhni.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

 Цель: Ознакомление детей со свойствами продуктов питания через детское экспериментирование.

Задачи: формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов;

- совершенствовать умения и навыки работы с различными материалами;

-  развивать наблюдательность, внимание, познавательную активность;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: игрушка «домовой», сундучок, молоко, лимонная кислота, яйцо, мороженное, перец молотый черный, воздушный шарик, посуда, соль, картинки из сундучка.

Предварительная работа: просмотр м/ф «Приключения домовёнка Кузи», чтение сказки Т. Александровой «Новые приключения Кузи».

 Ход НОД

- Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:

– Здравствуй, Оленька! Дин-дон-дон!

– Здравствуй, Степочка! Дин-дон-дон!

Слышится шорох и кашель.

- Ой, ребята, кто это там за печкой? (Воспитатель вытаскивает игрушку домовёнка из-за печки.)

- Ребята, мы с вами смотрели мультфильм «Приключения Домовёнка Кузи». Понравилась ли вам сказка? (Да.)

- В нашей группе тоже живёт домовой, он охраняет нашу группу, следит за порядком. Но смотрите наш-то домовой заколдованный. Как вы думаете, кто его заколдовал? (Ответы детей.)

- А как, с помощью волшебства, можно расколдовать нашего домового? (Ответы детей.)

- Расколдовать нашего домового поможет волшебный сундучок, он где-то спрятан в группе. Давайте найдем его. (Дети ищут сундучок.)

Дети находят сундучок. Под волшебную музыку он открывается.

-Ребята! Отгадайте загадку!

Тут пронзительно свистит чайник рано утром!

Холодильник здесь стоит, раковина с краном!

Вкусно пахнет пирогами, у плиты колдует мама!

(Кухня.)

- Ребята, все наше колдовство будет проходить на кухне. А чтобы работать на кухне нам надо будет надеть фартуки.

Итак… Наше волшебство начинается….

Опыт №1

Волшебный сундучок показывает, какие продукты получают из молока.

Ответы детей (творог, ряженку, кефир, сыр, масло).

- Наш домовой очень любит кефир. Ведь кефир является полезным кисломолочным продуктом. Но на нашей кухне нет кефира. Что же делать? (Ответы детей.)

- Нам понадобится молоко и лимонная кислота, которую делают из лимона. В один стакан положите ложку лимонной кислоты, размешайте.

- Что получилось?

- Чем отличается кефир от молока (кефир более густой), на вкус он кислый.

-Это кисломолочный продукт.

Опыт №2

Волшебный сундучок показывает яйцо и море.

- Что бы это могло значить? (Ответы детей.)

- Для следующего нашего волшебства нам понадобится яйцо, банка и соль.

Опустим яйцо в обычную воду, яйцо утонуло.

-А теперь добавим в банку 2 ст.ложки соли и снова опустим яйцо в воду, яйцо поднялось на поверхность.

-Почему в пресной воде яйцо тонет, а в соленой — поднимается на поверхность? Вопрос будет очевидным. Вода, хоть и жидкость, но тоже имеет свою плотность. А как ее почувствовать? Если вы были на море, то наверняка вы ощутили, как хорошо вас «держит» вода. У соленой воды «крепче руки».

Опыт №3

Волшебный сундучок показывает мороженое.

- Что бы совершить следующее волшебство нам надо сделать так, чтобы мороженое долго не могло растаять.

- Как это можно сделать? (Варианты детей.)

- Для нашего волшебства нам потребуется мороженое, блюдце, и варежка.

Один кусочек мороженого мы положим на блюдце, а второй в варежку. Давайте посмотрим, что произойдет.

-А пока мы ждём давайте немного развлечемся…

Физминутка

- Хлопни, топни, покружись и в посуду превратись.

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес. (делать большой круг)

- Хлопни, топни, покружись и в детей превратись.

-Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаяло. Так что же? Может, шуба — вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает? Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло.

Теперь закономерен и вопрос: "Зачем же человек в мороз надевает шубу?" Ответ: "Чтобы не замерзнуть". Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет.

Опыт № 4

Волшебный сундучок показывает перец, соль и Золушку.

- Кто догадался, что это значит?

- С помощью научного волшебства мы справимся с этой трудной задачей.

- Для этой работы нам понадобиться бумажное полотенце, смесь соли и молотого перца, шерстяной свитер и воздушный шарик.

- Расстелите на столе бумажное полотенце. Насыпьте на него смесь соли и перца.

Начинаем научное волшебство!

- Возьмите шарик и потрите им о шерстяной свитер.

-Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Что вы увидите?

Результат. Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

Объяснение. Это  пример действия статического электричества. Когда вы трете шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику.

Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда — остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

- Ребята, вы очень хорошо стараетесь, но что-то наш домовой всё никак не оживёт, наверное, Баба Яга его сильно заколдовала. Давайте еще раз попросим сундучок нам помочь. А попросим мы его самыми ласковыми словами. (Дети обращаются к сундучку ласковыми словами.)

Опыт №5

Волшебный сундучок показывает краски и молоко.

-Сейчас произойдет настоящее волшебство. Молоко оживёт.

-Наливаем в тарелку молоко, добавляем несколько капель разного красителя и в самый центр рисунка капнем каплю моющего средства.

-Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.

Опыт №6 

Волшебный сундучок показывает спички и дрессировщика.

- Мы будем дрессировать спички. Хотите попробовать?

-  В миску с водой кладём несколько спичек, в центр миски опускаем кусок сахара-рафинада и — о чудо! Спички соберутся в центр. Наверное, наши спички — сластёны!? А теперь уберём сахар и капнем в центр миски немного жидкого мыла: спичкам это не нравится — они «разбегаются» в разные стороны! На самом деле всё просто: сахар впитывает воду, создавая тем самым её движение к центру, а мыло, наоборот — растекается по воде и увлекает за собой спички.

- Ребята, посмотрите!!!! Наш домовой, то исчез, но он нам оставил угощения!!!! Это значит, что мы его расколдовали, а ушел он не заметно, потому что стеснительный!

-Вы все молодцы, и вы не просто сегодня помогли домовому вы были настоящие волшебники!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Вот я какой!"

Предлагаемый материал поможет детям познакомиться с внутренним строением человека, с функциями внутренних органов....

Конспект познавательно - исследовательской НОД в подготовительной логопедической группе по теме "Мебель"

Конспект интегрированного НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе детей с ОНР. Тема "Мебель". Дети знакомятся с этапами производства мебели, узнают о профессиях: столяр, дизайнер, л...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»

КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию  с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...

Конспект познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие » Тема: «Свойства магнита».

   Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами       магнитов.     Задачи:...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» ОО «Познавательное развитие» Подготовительная группа

Цель: развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты с водой....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Секреты кухни».

Важной чертой детского поведения является стремление наблюдать, исследовать, дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент.Представленный конспект – является автор...