Конспекты образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Виноватая тучка» и "Нахохлившийся воробей"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Представленные кейс-игры являются частью работы, проводимой в нашем детском саду с использованием кейс-технологий.
Возрастная категория: дети старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Участники игры: воспитанники старшей группы от 5 до 6 лет, воспитатель.
Темы кейс-игр: «Виноватая тучка» и «Нахохлившийся воробей».
Цель: создание условий в дошкольном учреждении, направленных на формирование у воспитанников навыков самостоятельной работы со знаниями.
средствами кейс-технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty.docx | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
«Виноватая тучка».
Образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное
Тип: интегрирование
Возраст детей: 5-6 лет
Формы образовательной деятельности: показ, использование наглядности, объяснение воспитателя, художественное слово, вопросы, индивидуальная работа, анализ.
Формы организации: подгруппа 15 человек
Задачи:
Образовательные:
- Воспитывать у детей интерес к детской художественной литературе.
- Формировать умение находить ответы на вопросы, используя прочитанное, а также свой жизненный опыт.
- Формировать способность к рассуждению, высказыванию и отстаиванию собственной точки зрения.
- Способствовать развитию устной монологической речи, речи, мышления;
Развивающие:
- Развивать диалогическую речь.
- Стимулировать активность детей
Воспитательные:
- Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.
- Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни.
- Закрепить умение детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры; воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнениями товарищей по игре.
- Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения.
- Формировать представления о том, как вести себя в трудных и конфликтных ситуациях, формировать способность к поиску различных вариантов действий.
Предварительная работа: познакомить детей с работой адвокатов и прокуроров
Оборудование и материалы: изображение грустной и весёлой тучки; иллюстрации хороших и плохих действий дождя, шапочка адвоката (голубого цвета) и шапочка прокурора(фиолетового).
Ход образовательной деятельности:
I этап- Мотивационный
Выбрать дождливый день.
Ситуация:
- Ребята, мы сегодня гулять не пойдём. Почему?
- Ответы детей.
- А чтобы нам не было скучно давайте споём знакомую песенку:
«Виноватая тучка» Д. Тухманов
Злую тучку наказали —
Ты плохая — ей сказали.
И она заплакала,
Да кап-кап-кап закапала.
Припев:
Кап-кап-кап дождик пошёл,
Кап-кап-кап дождик пошёл.
Мыши сразу задрожали,
Мыши в норы побежали.
Полетели птицы вниз,
Да птицы сели на карниз.
Припев:
Кап-кап-кап дождик пошёл,
Кап-кап-кап дождик пошёл.
Пёс по имени Барбос
Струсил не на шутку,
Еле ноги он унёс
В свою собачью будку.
Припев:
Кап-кап-кап дождик пошёл,
Кап-кап-кап дождик пошёл
Ну а мы с тобой не тужим,
Босиком бежим по лужам.
Брызги прямо ввысь летят
С тучею встречаются.
А потом они назад
Да с неба возвращаются
Припев:
Шлёп-шлёп-шлёп дождик идёт,
Шлёп-шлёп-шлёп дождик идёт.
Тучку бедную простили,
Тучку с миром отпустили.
Тучка плакать перестала,
А потом совсем пропала.
Припев:
Кап-кап-кап дождик прошёл,
Кап-кап-кап дождик прошёл.
После этого воспитатель предлагает подумать, действительно ли тучка была виновата?
Момент проблемного включения детей
II этап- Ознакомительно - аналитический
Садитесь поудобнее, я вам расскажу интересную сказку про дождик.
Жил-был дождик. Однажды скучал он на тучке и вдруг услышал на земле его кто-то зовет: «Помоги мне, хороший дождик, полей меня!». Спустился дождик на землю и увидел зернышко. Полил его дождь и выросло дерево. «Спасибо тебе, хороший дождик!» - сказало дерево. Запрыгал дождик от радости по кустам и … облил птичку. Заплакала птичка: «Плохой дождик, намочил все мои перья, мне теперь никак не взлететь, лиса меня поймает!». Огорчился дождик, пошел, не разбирая дороги, и угодил в болото. А там ему обрадовалась лягушка; «Здравствуй, хороший дождик! Помоги нам! Мы давно тебя ждем – болото совсем пересохло!». Припустил дождик что было силы и намочил девочку. Рассердилась девочка: «Плохой дождик! Испачкал мое новое платье, а бантик намок и стал некрасивым!». Испугался дождик, хотел на тучку спрятаться, но услышал, как его позвал мальчик: «Эй, хороший дождик, полей подольше и посильней – мне надо кораблики в лужах пускать!». Снова припустил дождик. А вечером вернулся он на тучку и подумал: «Хороший я или плохой?»
Проблема:
А вы, ребята, как думаете?
Высказывания детей:
Кто-то считает, что дождик хороший
Кто-то считает – что плохой
А какие чувства у вас вызывает намокшая птичка, девочка?
А что бы вы посоветовали девочке?
III этап- Организационно – поисковый
После этого воспитатель предлагает подумать, дождик - это хорошо или плохо? Кто готов тучку обвинить? А, может быть, кто-то встанет на ее защиту?
Предлагаются иллюстрации с изображением дождика в разных ситуациях (когда это хорошо или плохо)
Дети делятся на две группы-защитники и обвинители дождя.
Дети отбирают себе иллюстрации в зависимости от выбранной позиции.
IV этап- Презентационный
Педагог предлагает детям игру «Прокурор и адвокат».
Задача детей разбиться на пары. Участники каждой пары берут на себя роль прокурора и адвоката. Цель – привести как можно больше аргументов в защиту кого-нибудь или чего-нибудь.
Например, «Я обвиняю дождь за то, что он мокрый, холодный, не дает гулять, простужает…» и «Я встаю на защиту дождя, потому что он дает жизнь, смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы и…»
V этап- Итоговый
Дождик льется, снег идет,
Утром солнышко встает.
Мы гадаем, охаем,
Хорошо ли плохо ли?
Нравственный урок.
Никогда не огорчайтесь по пустякам, всегда можно найти в любом явлении что-то и хорошее. Если бы вы не пришли сегодня в детский сад мне не с кем было бы так интересно общаться, играть. А вы не смогли бы увидеться со своими друзьями, не узнали бы что-то новое.
Соня, что тебе запомнилось? Паша, а тебе что показалось интересным?
Ребята, попробуйте дома сами придумать интересную, необычную историю про дождик, нарисуйте рисунки, и мы обязательно послушаем ваши истории.
Конспект
образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
«Нахохлившийся воробей".
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное
Тип: интегрирование
Возраст детей: 5-6 лет
Формы образовательной деятельности: показ, использование наглядности, объяснение воспитателя, художественное слово, вопросы, индивидуальная работа, анализ.
Формы организации: подгруппа 12 человек
Задачи:
Образовательные:
- Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.
- Развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение, строит гипотезы; выявляет причинно-следственные связи; аргументировано доказывает свою точку зрения;
- Умение воспитанников видеть возможный парадокс;
- Способность формулировать проблему;
- Умение анализировать, строить гипотезы, предполагать;
Развивающие:
- Формировать умение находить ответы на вопросы, используя прочитанное, а также свой жизненный опыт.
- Формировать способность к рассуждению, высказыванию и отстаиванию собственной точки зрения.
- Способствовать развитию устной монологической речи, речи, мышления;
Воспитательные:
- Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.
- Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни.
- Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения.
- Формировать представления о том, как вести себя в трудных и конфликтных ситуациях, формировать способность к поиску различных вариантов действий.
- Способность коллективно решать сложные задачи.
Оборудование и материалы: иллюстрации нахохлившихся воробьев и замерзших детей, пуховое и маховое перо воробья, материал для опыта (перчатки или варежки из шерсти, фен, воздушно пузырьковая пленка, два стакана с теплой водой, один стакан пустой, термометр)
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель показывает детям фотоизображение птиц, нахохлившихся на морозе.
I этап- Мотивационный
Ситуация:
Воспитатель показывает детям фотоизображение птиц, нахохлившихся на морозе.
- Как вы думаете, что случилось с воробьями?
-
Показ фотографий детей, которые замерзли.
-А что случилось с детьми?
II этап- Ознакомительно – аналитический
Покажите и расскажите, что вы делаете, когда замерзли. Дети показывают и объясняют свое поведение
Момент проблемного включения детей
Покажите и расскажите, что делают воробьи, когда им холодно
-Правильно ли птицы делают в холода, когда распушают перья?
Почему, распушивши перья на морозе, птицы согреваются? Она же так все тепло выпустит! Может, нужно, наоборот, - перья прижать, чтобы теплее было?
III этап- Организационно – поисковый
Показ фотографий детей и птиц зимой.
-Чем похожи дети и птички на фотографиях? Выдвигаются разные версии и обсуждаются.
-Показ маховых и пуховых перьев воробья. Рассматривание перьев.
- Чем они отличаются?
Показ фотографий с изображением пухового одеяла и куртки из пуха.
- Как вы думаете для чего человек использует птичий пух? Ответы детей
Выдвигаются разные версии и обсуждаются.
IV этап-Презентационный
Проведение опытов
- А теперь проведем опыты и узнаем:
Правильно ли птицы делают в холода, когда распушают перья.
Почему, распушивши перья на морозе, птицы согреваются.
Часто можно видеть, как воробьи, синички, снегири и другие птицы сосредоточенно перебирают каждое перышко клювом. В результате этих манипуляций между телом и приподнятыми перьями сохраняется воздушная прослойка, помогающая птице согреться. Во время холодов жилища людей защищают стеклопакеты. Растения зимуют с относительным комфортом благодаря сугробам, формирующим воздушную прослойку. У большинства зверей есть густая шерсть с плотным подшерстком. А птицы, особенно небольшие, греются таким способом. Точнее, не греются, а стараются подольше сохранить тепло. Часто взъерошивая перья, пичуги как бы увеличивают количество мелких воздушных камер, сохраняющих его.
Естественно, такое действо невозможно в полете, поскольку оттопыренные перышки не позволили бы лететь. У северных птиц есть дополнительная защита – пух, который помогает пережить даже самые лютые морозы. При виде нахохлившихся пушистых комочков на ветвях, становится их искренне жаль. Особенно когда знаешь, что вернешься в блаженное тепло дома, а они останутся на морозе.
Опыты
Цели и задачи:
- показать детям «приложимость» законов физики к жизнедеятельности птиц;
- развитие и воспитание экологической культуры;
- привлечение внимания учащихся к миру пернатых и проблемам охраны природы.
Опыт 1
Воздух имеет еще одно интересное свойство, очень важное для людей, животных, растений.
Узнать о нем нам поможет один опыт.
1. Возьмем два стакана с горячей водой. Измерим температуру воды в них. Один стакан оставим открытым. Второй накроем большим стаканом. Спустя некоторое время опять измерим температуру воды в обоих стаканах. Сравним температуру воды в стаканах. Она стала разной.
А почему она стала разной?
В накрытом стакане вода осталась горячей потому, что между стаканами был воздух. А воздух плохо проводит тепло.
Это свойство воздуха можно наблюдать в природе. На зиму у зверей отрастает густая шерсть, а у птиц появляется пух. Между густыми волосками шерсти и пушинками много воздуха. Он сохраняет тепло тела животных.
Опыт 2
Возьмем варежку или перчатку.
-Из чего она сделана? (из шерсти)
Растянем варежку.
- В варежке есть дырочки? (Да)
-А почему же наши руки в них не мерзнут?
Проведем опыт:
Возьмем воздушно пузырьковую пленку, рассмотрим её – она состоит из маленьких пузырьков.
- Кто догадался, что в пузырьках? (воздух) Как у птичек в перышках, а у нас в рукавичках.
Нагреем перчатки на батарее или феном до одинаковой температуры
Одну перчатку завернем в пленку, а другую-нет. Вынесем перчатки на улицу на несколько минут.
После возвращения проверим температуру перчаток на ощупь
- Какая перчатка теплее? (та, что была завернута в пленку с пузырьками).
Вывод: пленка с пузырьками воздуха сохранила тепло. Воздух как известно обладает плохой теплопроводностью, прослойка воздуха между двумя листами стекла - стеклопакет, отлично держит самые сильные перепады температуры. Вот и птицы, хотя и не учили в школе физику, опытным путем узнали про это замечательное свойство воздуха. Когда настают сильные морозы, птицы предпочитают переждать их сидя и распушив все перья. Таким образом они не только избегают обдувания ледяным ветром при полете, а следовательно выдуванием остатков тепла, но и увеличивают воздушные прослойки между перьями - создавая свои собственные перья-пакеты. Такая теплоизоляция позволяет птицам переносить самые сильные морозы. Птички сидят распушив свои перышки, находят безветренный уголок под крышей, воздух поступает к каждой пушинке и такое нахохливание делает им шубу.
Ведь и нас даже искусственная шуба греет из-за воздуха между ворсинками, ватное одеяло, пуховик и т.д. все также из-за воздушной прослойки.
V этап- Итоговый
Нравственный урок.
С наступлением холодов, мы с вами надеваем тёплые шапки, шубы, сапоги. Птицы же летом от жары и зимой от стужи защищены только одним– это своим пером. Температура их тела выше, чем у человека и равна 41-42С, почти всегда они очень подвижны. Но чтобы быть активным и весёлым им, как и нам, необходимо хорошо кушать. С наступлением зимы, многие птицы не могут найти себе пропитание, и поэтому они улетают в далёкие тёплые края – это перелётные птицы. Они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места. Птицы, которые не улетают – называются оседлыми.
Зима – трудное время для птиц. В этом году, как и в прошлом, зима выдалась суровая. Выпало много осадков в виде снега. Температура воздуха колеблется от –10° до – 40°C. Это значит, что птицам приходится очень тяжело в этот период. Для того, чтобы не замёрзнуть, птицам нужно много корма. Гибнут птицы не от холода, а от голода. И помочь птицам выжить могут только люди.
Как можно помочь птицам зимой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия для детей старшего дошкольного возраста с элементами цветотерапии «День рождение тучки»
Cовершенствовать моторные навыки с помощью игровых имитационных движений, воспитание бережного отношения к природному окружению, стремление не задавать ему вреда, формировать заинтересованное отношени...
Дополнительная образовательная программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к фольклору народа саха «Ай – Туой!»
В целях системного приобщения детей к фольклору народа Саха в детском саду «Парус» организована работа фольклорного кружка «Ай-туой». Кружок посещают по желанию дети 5-7 лет. П...
Сценарий развлечения "Путешествие на планету Туами" для детей старшего дошкольного возраста
Данная методическая разработка будет полезна музыкальным руководителям и воспитателям для подготовки к празднованию 60-летия полёта Ю.А.Гагарина в космос....
Конспект занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по теме «Пересказ рассказа «Воробей» по И.В.Тургеневу.
Конспект занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по теме «Пересказ рассказа «Воробей» по И.В.Тургеневу....
Русской народной игры «Андрей воробей» для детей старшего дошкольного возраста
Воспитание общей выносливости. Развитие координации движений. Проявление инициативы....
Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Осени сердитая тучка, или проказы тучки»
Сердитая Тучка мешает ребятам встретить праздник. Она уводит Осень, но друг Лесовичок и его волшебная дудочка помогает найти Осень и зделать Тучку доброй....
ВИКТОРИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ШУСТРАЯ СИНИЧКА – ВОРОБЬЮ СЕСТРИЧКА» (Посвящённая акции к Синичкину дню – 12 ноября)
Задачи: · Познакомить детей с праздником –«Синичкин день»;· проверить и углубить полученные знания о птицах родного края;· выявить лучших знатоков...