Методическая разработка
методическая разработка
Панасюк Елизавета Сергеевна
Воспитатель ГБДОУ детский сад№6 Красносельского района
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu.docx | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Приобщение детей к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками»
Статья «Приобщение детей к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками»
Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества, и этот сложный и многогранный процесс продолжается всю жизнь. Одной из основных задач стандарта дошкольного образования является сегодня сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала. Первый институт социализации в жизни ребенка это естественно семья. Именно здесь, в общении с роднымиребенок получает свои первые знания об окружающем мире. Там он приобретает первый опыт отношений с близкими людьми, основанных на гуманных чувствах, усваивает азы нравственности, обогащает интелект.
Однако для полноценной социализации личности растущему человеку необходимы сверстники, с которыми бы он мог взаимодействовать как внутри семьи, так и за ее пределами. Детское общество одно из необходимых условий всестороннего развития ребенка. Черты нового человека, коллективизм, основы правильного отношения к трудовым обязанностям, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения- легче формируются в результате взаимодействия с другими детьми. Общение только со взрослыми не дает личностного и познавательного развития.
В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа, бабушка, но и сверстники. И второй институт социализации – это конечно жедетский сад, как первая ступень в образовании. Когда ребенок приходит в детский сад у него возникает представление о новом мире социальных отношений, где царят другие нормы и правила чем в близком окружении.
Основная функция детского сада, оказывать педагогическую помощь и поддержку в социализации детей. Группа детского сада-первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Находясь в детском саду, ребенок общается со сверстниками по общим правилам. Среди всех детей группы он находит себе товарищей со схожими интересами.
По мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматический сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают "маленькие пакости". Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций.
Каждый ребенок должен уметь слушать и понимать другого ребенка или взрослого, от этого зависит его будущий успех в личностном общении. Умение общаться не приходит само собой, оно приобретается ценой усилий. Значение взаимоотношений с окружающимиогромно, и их нарушение - один из показателей отклонений в развитии.
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается другими людьми из-за неумения организации общения, становится не интересным окружающим, чувствует себя уязвимым и отвергнутым. Это может привезти к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контакте, замкнутости. Необходимо помочь наладить взаимоотношения со сверстниками, чтобы этот факт не стал тормозом в развитии личности.
В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его социальном развитии - расширение круга общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников.
Общение – это очень важная составляющая жизни ребенка, и от этого зависит его успешность в процессе взросления. Только общаясь со сверстниками, ребенок может стать, действительно равным партнером в общении. Сверстники выступают объектом сравнения с собой, эта та мерка, которая позволяет оценить ребенку себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом.
С умения ребенка строить отношения со сверстниками начинается его подготовка к жизни среди людей – сначала в обществе детей в детском саду и в школе, а затем студенческом и производственном коллективе. Если в общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных правил и норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками используют самые непредсказуемые и неожиданные звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, квакают и гавкают, придумывают разные небылицы. Такие чудачества приносят им необузданную веселость – и чем чуднее, тем веселее. Естественно, взрослых подобные проявления раздражают – так и хочется скорее прекратить это безобразие. Кажется, что такая бессмыслица нарушает не только покой, но и конечно же не имеет никакой пользы и никакого отношения к развитию ребенка. Но если дети дошкольного возраста при первой возможности снова и снова кривляются и передразнивают друг друга, значит им это для чего-то нужно.
Очень важно, что другие дети быстро подхватывают инициативу уребенка, умножают ее и возвращают. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем не сравнимое ощущение своего сходства с другими. Если взрослый несет для ребенка культурно-нормативные образы поведения, то сверстники создают условия для индивидуальных, ненормативных, свободных проявлений.
Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Нередко ребенок растет в семье изалированным от сверстников: родители опасаются отрицательных влияний, шума, беспорядка в доме, не хотят нарушать свой покой. Дети таких семей сторонятся ребят в детском саду. Намного проще тем, из них, кто получил опыт общения со сверстниками еще в семье. Между тем опыт первых отношений со сверстникамиявляется фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.
Если ребенок не рассказывает вам о своих сверстниках, если он не может ответить на вопрос, кто у него друзья, это должно насторожить вас. Скорее всего у вашего ребенка просто нет друзей. И в такой печальной ситуации ребенку обязательно нужна помощь взрослого. Чтобы ребенок стал более раскрепощенный в общении его можно записать в какую-нибудь секцию. Таким образом ребенок будет заниматься любимым делом и при этом общаться со сверстниками
К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и показывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, "кто с кем дружит", или "водится". Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности.
Психическая помощь взрослых и родителей в данном случае очень важна. Ребенку необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьезное и сочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребенку пережить эти первые переживания и найти себе друзей. Тем более, что дети ссорятся и мирятся очень легко и, как правило, быстро забывают обиды. Такова в общих чертах возрастная логика развития отношения сверстников в дошкольном возрасте.
Общение со сверстниками играет важную роль в развитии личности ребенка, в процессах его социализации. Воспитание ребенка в коллективе сверстников - важнейшее условие развития его личности и раскрытия его внутренних богатств. Следует помнить, что в центре взаимодействий детей между собой находится взрослый. Именно он помогает ребенку выделить сверстника и общаться с ним на равных.
Рекомендации для родителей и взрослых:
- формируйте положительное отношение к сверстникам, собственным поведением демонстрируя уважительное отношение ко всем детям
- привлекайте детей к эмоциональным состояниям друг друга
- поощряйте проявления сочувствия, сопереживания к другому ребенку.
Любите своих детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...