методического сопровождения повышения профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения.
статья по теме

Сизова Галина Алексеевна

Конкурсы педагогического мастерства являются одним из важных этапов в развитии профессионализма педагога, т. к. дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным сообществом его педагогической деятельности, материальное и моральное поощрение, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_konkursov_pedagogicheskogo_masterstva.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ КОНКУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ
Актуальность исследования. В условиях интенсивного преобразования российского общества успешное решение сложных экономических и социальных проблем неразрывно связано с обучением и воспитанием молодого поколения, с деятельностью системы образования, в которой существенное место занимает профессионализм педагогов. Возможность выбора систем обучения, учебных программ, пособий, методов, технологий и форм педагогического процесса, с одной стороны, открывает пути для творческой самореализации педагога, а с другой – требует, чтобы его педагогическая деятельность носила результативный характер, была высокопрофессиональной.
Современная образовательная парадигма, ориентированная на гуманистическое видение педагогического процесса, на отношение к учащемуся как к главной ценности, на педагогическое творчество, предполагает готовность педагога к самостоятельному осмыслению условий, способствующих развитию его профессионализма.
Педагог, с точки зрения науки, – это специалист, владеющий на высоком уровне приемами и способами педагогической деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе её осуществления, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в развитие педагогической науки и практики, стимулирующий в обществе интерес к результатам своего труда. Он стремится заявить о себе широкой общественности, публично создать свой профессиональный имидж, который позволит ему претендовать на продвижение по службе и быть успешным. В решении этой проблемы положительную роль играют конкурсы педагогического мастерства.
Изученность проблемы влияния конкурсов педагогического мастерства на развитие профессионализма педагогов в современной педагогической науке не нашла достаточно полного и всестороннего освещения.
В работах А. К. Адольфа, К. Д. Багаевой, Ю. Н. Кулюткина, А. К. Марковой, Т. С. Паниной, В. А. Сластенина и др. профессионализм рассматривается в связи с изучением профессиональной компетентности. Ф. Н. Гоноболин, И. А. Зязюн, Г. А. Козберг, О. Г. Красношлыкова, Н. В. Кузьмина, А. Р. Лопатин, А. И. Щербаков и др. определяют педагогическое мастерство как обязательное условие профессионализма. В исследованиях И. Л. Деменевой, С. Б. Елканова, А. А. Орлова, Е. К. Осиновой, Г. С. Сухобской, Р. И. Хмелюка и др. профессионализмом трактуется во взаимосвязи с педагогическим мышлением.
А. Г. Асмолов, Ю. А. Бабанский, Л. С. Выготский, Н. А. Заруба, Н. Э. Касаткина, И. Я. Лернер, Н. И. Мешков, А. А. Реан, Е. Л. Руднева, В. А. Якунин и др. рассматривают проблемы результативности и качества образовательного процесса как итог профессиональной деятельности педагога.
В исследованиях В. И. Гинецинского, З. И. Гришанова, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, Р. Н. Мильруд, Р. Н. Овчинникова, Н. Г. Осуховой, Е. И. Рогова, Д. В. Ронзина, В. Э. Тамарина и др. представлены отдельные признаки профессионализма педагога, такие как методологическое знание, решение педагогических задач, профессиональная позиция, педагогическое общение и др.
Аспекты профессионализма педагогов, связанные с их деятельностью, раскрываются Ю. К. Бабанским, А. С. Белкиным, Е. В. Ерофеевой, Н. В. Кузьминой, О. Н. Родиной и др.
Имеются исследования, отражающие отдельные стороны деятельности педагога, связанные с его профессионализмом.
Конкурсы педагогического мастерства являются одним из важных этапов в развитии профессионализма педагога, т. к. дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным сообществом его педагогической деятельности, материальное и моральное поощрение, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания. Конкурсы педагогического мастерства позволяют педагогу «выходить» за пределы образовательного учреждения, осмысливать происходящее в современной школе, прогнозировать профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения, которые будут положительно приняты обществом. В конкурсах педагогического мастерства учитель приобретает опыт, который влияет на становление его как специалиста, построение собственной успешной траектории профессионального развития, достижение более высокого уровня социальной и гражданской значимости в обществе.
Пониманию сущности конкурсов педагогического мастерства в значительной мере способствовали работы Л. П. Дугановой, Н. В. Немовой, Е. М. Пахомовой и др., в которых рассматриваются организационно-педагогические условия проведения конкурсов педагогического мастерства как средства повышения квалификации его участников.
Анализу форм конкурсных испытаний и типов конкурсных заданий посвящены работы Е. И. Власовой, К. А. Митрофанова, С. В. Старобинского и др.
Возможности конкурсного движения в профессиональной адаптации молодого специалиста рассмотрены в работах Н. В. Немовой, З. Ю. Смирновой и др.
Проблемы подготовки педагогов к профессиональным конкурсам в центрах повышения квалификации получили свое освещение в работах Г. И. Зиминой, Т. А. Соколовой и др.
Однако специальных теоретических исследований, посвященных изучению роли конкурсов педагогического мастерства в развитии профессионализма педагога, нами не выявлено, что позволило выделить
противоречия между возрастающей социальной и профессиональной ролью педагога в современном обществе с одной стороны и падением престижа, авторитета этой профессии – с другой; между необходимостью повышения уровня профессионализма педагога и недостаточным исследованием влияния конкурсов педагогического мастерства на этот процесс и др.
Необходимостью решить эти противоречия определяется
проблема исследования: каковы педагогические условия влияния конкурсов педагогического мастерства на развитие профессионализма педагогов.
^ Цель исследования: выявление и экспериментальная проверка педагогических условий влияния конкурсов педагогического мастерства на развитие профессионализма педагогов.
^ Объект исследования: профессионализм педагогов.
Предмет исследования: развитие профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства.
^ Гипотеза исследования: конкурсы педагогического мастерства будут влиять на развитие профессионализма их участников, если:

  • будет проведен анализ научной литературы и изучена педагогическая практика, позволяющая определить этапы развития профессионализма педагогов;
  • определены и учитываются факторы, способствующие развитию профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства;
  • выявлены и экспериментально проверены педагогические условия развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства и др.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решаются следующие задачи:

  1. Обосновать сущность проблемы развития профессионализма педагогов в педагогической теории и практике.
  2. Определить факторы, способствующие развитию профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства.
  3. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства.
  4. Разработать научно-методические рекомендации по развитию профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства.

Теоретико-методологической основой исследования явились теории личности и деятельности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, и др.); педагогического творчества, развития педагогического профессионализма (Е. Т. Белозерцев, В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.); идеи, отражающие фундаментальные исследования природы педагогической деятельности учителя (Ф. Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, Н. Э. Касаткина, Т. С. Панина, Е. И. Рогов, В. А. Сластенин и др.); сущность содержания профессионализма (Т. С. Абрамов, Л. В. Зарекова, Е. В. Ерофеева, Ю. Н. Кулюткин, А. К. Маркова, и др.); идеи развития конкурсов педагогического мастерства (Л. П. Дуганова, Н. В. Немова, Е. М. Пахомова и др.).
^ Методы исследования. В ходе исследования использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ психолого-педагогической литературы, сравнительно-сопоставительный метод, моделирование и аналогия, анализ и экспертиза документации и продуктов творческой и экспертной деятельности субъектов конкурсов педагогического мастерства (участников, экспертов, членов жюри), методы опроса (анкетирование, интервьюирование, беседа), наблюдение, мониторинг развития профессионализма педагогов в конкурсном движении, педагогический эксперимент.
^ Экспериментальная база исследования: образовательные учреждения Кемеровской области, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Участники эксперимента: 510 педагогов, участвовавших в конкурсах педагогического мастерства, 120 специалистов муниципальных методических служб, 75 преподавателей института повышения квалификации, 45 членов экспертных комиссий.
Исследование проводилось в несколько
этапов.
^ Первый этап исследования (2002-2004 гг.) – изучение психолого-педагогической и методической литературы и теоретическое осмысление проблемы; определение исходных научных позиций исследования, программы педагогического эксперимента и методов исследования; эмпирическое накопление материала на основе изучения влияния конкурсов педагогического мастерства педагогов региона на развитие их профессионализма.
^ Второй этап исследования (2004-2006 гг.) – анкетирование и интервьюирование, выявляющие отношение педагогов к конкурсам педагогического мастерства и их влияние на развитие профессионализма педагогов; разработка и реализация программ повышения квалификации методистов муниципальных методических служб и педагогов с целью подготовки к конкурсам педагогического мастерства; разработка и экспериментальная проверка педагогической модели развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства; апробация основных идей и анализ промежуточных результатов, полученных в ходе формирующего этапа педагогического эксперимента.
^ Третий этап исследования (2006-2007 гг.) – анализ, систематизация и обобщение результатов исследования; уточнение его теоретических положений и выводов; литературное оформление материалов диссертации; разработка научно-методических рекомендаций по развитию профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства; представление основных результатов и выводов научного исследования в периодических изданиях.
^ Научная новизна выполненного нами исследования определяется тем, что:

  • конкретизировано понятие «профессионализм педагога», под которым понимается высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности, формируемая в динамичном, направленном, непрерывном процессе, детерминированном внутренней активностью личности и внешними факторами, к числу которых относятся конкурсы педагогического мастерства, способствующие реализации потребности личности в саморазвитии и самореализации;
  • определены факторы, способствующие развитию профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства: внешние (организационно-методические мероприятия по подготовке к конкурсам педагогического мастерства: курсы, тренинги, мастер-классы, индивидуальные консультации и др.) и внутренние (интересы, потребности, мотивы педагогов в конкурсах педагогического мастерства и др.);
  • выявлены и экспериментально проверены педагогические условия развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства: разработка и внедрение педагогической модели развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства, которая состоит из трех взаимосвязанных этапов (этап вхождения педагога в конкурс, на котором происходит осознание своих возможностей и готовности участвовать в конкурсе профессионального мастерства; этап собственно конкурсный, на котором происходит раскрытие способностей, личностных и профессиональных качеств конкурсанта, адаптация в условиях конкурса, подтверждение профессионального уровня; постконкурсный этап, на котором осуществляется прогнозирование дальнейшей деятельности конкурсанта, определяются возможная перспектива изменений профессиональной «Я»-концепции, профессиональная позиция, происходит более глубокое осмысление гуманистических, социальных, профессиональных ценностей, необходимости профессионального роста); реализация научно-методического обеспечения и развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства, заключающаяся в сопровождении деятельности специалистов территориальных управлений образования и методистов муниципальных методических служб по организации конкурсов педагогического мастерства, методической поддержке участников конкурсов во время проведения региональных конкурсов и в постконкурсный период; оценка влияния конкурсов педагогического мастерства на развитие профессионализма педагогов по степени выраженности когнитивного, эмоционально-мотивационного, деятельностного, рефлексивно-волевого критериев;
  • разработаны критерии развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства:
  • когнитивный (теоретическая подготовленность и научность; концептуальность; знание современных педагогических технологий; систематизация собственного профессионального опыта и др.);
  • эмоционально-мотивационный (удовлетворенность педагогическим трудом, оптимистичность, положительная самооценка, потребность в профессиональном росте; позитивно ориентированный образ профессионального «Я» и др.);
  • деятельностный (развитие профессиональных и коммуникативных умений; владение активными формами организации педагогической деятельности; организация деятельности на основе собственной профессиональной позиции и др.);
  • рефлексивно-волевой (осознанность деятельности и умение преодолевать трудности; способность быть координатором собственной деятельности; принятие личной профессиональной ответственности за результаты и др.).
    ^ Теоретическая значимость исследования состоит в том, что конкретизированы теоретические положения развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства, разработана концепция влияния конкурсов педагогического мастерства на развитие профессионализма педагогов, дано научно-методическое обоснование педагогической модели развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства.
    ^ Практическая значимость исследования состоит в разработке и реализации программ повышения квалификации: «Конкурсы профессионального мастерства», «Применение видеотехники в воспитательно-образовательном процессе», «Организация и проведение образовательной выставки»; в разработке и внедрении научно-методических рекомендаций для участников и организаторов конкурсов педагогического мастерства: «Региональные конкурсы профессионального мастерства педагогов Кузбасса», «Описание и представление системы работы педагога в условиях профессионального конкурса», «Подготовка и организация выставок в конкурсах педагогического мастерства», «Нормативные, правовые основы организации и проведения конкурсов педагогического мастерства в Кемеровской области».
    ^ На защиту выносятся следующие положения:
    1. Профессионализм педагога рассматривается как высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности, формируемая в динамичном, направленном, непрерывном процессе, детерминированном внутренней активностью личности и внешними факторами, к числу которых относятся конкурсы педагогического мастерства, способствующие реализации потребности личности в саморазвитии и самореализации.
    2. Развитие профессионализма педагога в конкурсах педагогического мастерства включает:
    – этап вхождения педагога в конкурс, на котором происходит осознание своих возможностей и готовности участвовать в конкурсе профессионального мастерства.
    – этап собственно конкурсный, на котором происходит раскрытие способностей, личностных и профессиональных качеств конкурсанта, его утверждение в условиях конкурса, подтверждение собственного профессионального уровня;
    – постконкурсный этап, на котором осуществляется прогнозирование дальнейшей деятельности конкурсанта, определяется возможная перспектива изменений профессиональной «Я»-концепции, профессиональная позиция, происходит более глубокое осмысление гуманистических, социальных, профессиональных ценностей, необходимости роста профессиональной успешности.
    3. Педагогические условия развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства содержат: разработку и внедрение педагогической модели развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства; реализацию научно-методического сопровождения развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства; оценку влияния конкурсов педагогического мастерства на развитие профессионализма педагогов
    4. Критериями и показателями развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства являются:
    когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностный, рефлексивно-волевой.
    ^ Достоверность научных результатов исследования обеспечена использованием положений современной педагогической науки; разнообразных источников информации; системного подхода к изучению предмета исследования; целесообразного сочетания теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету; комплексного характера поэтапного педагогического эксперимента, подтверждающего гипотезу исследования; востребованностью предлагаемых научно-методических разработок в системе образования Кемеровской, Томской, Новосибирской и др. областях.
    ^ Личное участие автора в исследовании и получении научных результатов выражается в изучении состояния исследуемой проблемы; разработке и реализации педагогических условий развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства: разработке и реализации педагогической модели развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства, реализации научно-методического сопровождения развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства, оценке влияния конкурсов педагогического мастерства на развитие профессионализма педагогов; проведении опытно-экспериментальной работы по проверке выявленных педагогических условий; обобщении полученных результатов и формулировании выводов исследования; внедрении результатов исследования в педагогическую практику.
    Материалы, полученные в процессе исследования, отражены в публикациях автора в научной печати. По теме исследования опубликовано 9 работ.
    В настоящее время результаты исследования внедрены в практику работы ГОУ ДПО « региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», 34 методических служб городов и районов.
    Результаты исследования были представлены нами на конкурс инновационных разработок в рамках Российского образовательного форума в Москве в 2005 г. и получили кубок в номинации «За лучшую инновационную разработку в подготовке и переподготовке кадров образования».
    Результаты исследования обобщены в научно-методическом комплексе для участников и организаторов конкурсов педагогического мастерства: «Региональные конкурсы профессионального мастерства педагогов Кузбасса», «Описание и представление системы работы педагога в условиях профессионального конкурса», «Подготовка и организация выставок в конкурсах педагогического мастерства», «Нормативные, правовые основы организаций и проведения конкурсов педагогического мастерства в Кемеровской области». Комплекс получил большую золотую медаль Сибирской ярмарки на выставке «Учсиб – 2006» в г. Новосибирске, а также диплом победителя в смотре-конкурсе «Лучшие методические силы России», объявленный «Учительской газетой» в 2006 г. для институтов повышения квалификации в номинации «Обобщение и распространение опыта лучших образовательных учреждений и педагогов региона» и др.
    Во
    введении обоснована актуальность исследования, его проблема и степень разработанности, объект и предмет, сформулированы цель, гипотеза, задачи, раскрыты этапы и методы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, а также положения, выносимые на защиту; содержатся сведения об апробации, достоверности и внедрении в практику результатов исследования.
    Конкурсы педагогического мастерства в развитии профессионализма педагогов как педагогическая проблема» проанализирована проблема развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства. На основе анализа философской, педагогической, психологической литературы выделены разнообразные подходы к пониманию развития профессионализма личности педагога, определены основные содержательные характеристики развития профессионализма в конкурсах педагогического мастерства, установлено, что конкурсы педагогического мастерства являются одним из этапов развития профессионализма педагогов, выявлены факторы влияния конкурсов педагогического мастерства на развитие профессионализма педагогов.
    Основными гносеологическими ориентирами по теме исследования явились понятия: «развитие» – «профессионализм» – «развитие профессионализма педагога».
    В современном общепринятом научном понимании
    развитие – философская категория, выражающая спонтанность, изменчивость вещей и явлений – их непрерывный переход, превращение в другое. Чаще всего понятие «развитие» употребляется как рядоположенное с понятиями «формирование» и «становление», объединяя и даже взаимозаменяя эти термины, в особенности, когда речь идет о развитии личности.
    Профессионализм педагога - сложное системное образование, под которым понимается способ выполнения профессиональной деятельности, сопровождающейся позитивным педагогическим результатом, глубоким знанием предметов этой деятельности, соответствием содержания конкретных профессиональных действий результатам труда, собственным субъективным характеристикам, самооценке и отношению к труду.
    Анализ разнообразных подходов к пониманию развития профессионализма личности, разработанных в педагогике, позволил выявить общее в определениях:
  • развитие профессионализма – это длительный, развёрнутый во времени процесс овладения профессией;
  • в ходе развития профессионализма происходит изменение определенных качеств личности как субъекта педагогической деятельности.
    Исходя из этого, под развитием
     профессионализма педагога мы понимаем высокую подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности, формируемую в динамичном, направленном, непрерывном процессе, детерминированном внутренней активностью личности и внешними факторами, к числу которых относятся конкурсы педагогического мастерства, способствующие реализации потребности личности в саморазвитии и самореализации.
    Проведенный нами анализ научно-педагогической литературы позволил выделить предпосылки, которые влияют на развитие профессионализма педагогов: результативность педагогической деятельности; определенный уровень сформированности знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также личностных качеств педагога; его потребности, ценностные ориентации, представления о себе и окружающих и др.
    Мы рассматриваем конкурсы педагогического мастерства, во-первых, как один из этапов развития профессионализма педагогов, т. к. они выявляют оригинальные, нетрадиционные подходы к обучению и воспитанию детей; стимулируют педагогическое творчество, мотивацию саморазвития всех действующих лиц конкурсов педагогического мастерства (участников, членов жюри, организаторов, сопровождающих лиц, педагогических коллективов конкурсных площадок и др.); во-вторых, конкурсы педагогического мастерства – это публичная, открытая, общественно значимая форма повышения квалификации, в результате которой осуществляется развитие профессионализма педагогов.
    Анализ динамики конкурсного движения педагогов показал, что конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как этап развития профессионализма педагогов, как открытое массовое педагогическое соревнование учителей, как развивающуюся практику, как полимотивированную индивидуальную и совместную деятельность, направленную на демонстрацию лучших профессионально-личностных качеств его участников и их саморазвитие. Конкурсное движение педагогов Кузбасса способствует пропаганде педагогических идей и достижений; актуализации творческого потенциала педагогических кадров; расширению пространства активного педагогического общения.
    Проведенное нами исследование позволило выявить
    факторы, способствующие развитию профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства (внутренние и внешние).
    В группе внутренних факторов мы выделили возраст, потребности, интересы, мотивы педагогов в конкурсных состязаниях.
    К внешним факторам мы отнесли: организационно-педагогические мероприятия по подготовке к конкурсам педагогического мастерства: курсы, тренинги, мастер-классы, индивидуальные консультации и др.
    Нами была выявлена недооценка таких внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства, как собственное отношение к профессии педагогов, участвующих в конкурсах; их заинтересованность и мотивация к участию в конкурсах педагогического мастерства; низкий уровень мотива достижения успеха; организационно-методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства муниципальными методическими службами.
    Учет данных факторов был положен нами в основу реализации педагогических условий развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства.
    «Педагогические условия развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства» представлены педагогическая модель развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства, научно-методическое сопровождение развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства; оценка влияния конкурсов педагогического мастерства на развитие профессионализма педагогов.
    Основу педагогической модели развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства составляет анализ проблемы, который характеризует поэтапное развитие профессионализма педагогов на основе преемственности целей, содержания, методов, средств, организационных форм и критериев результативности развития профессионализма педагогов.
    Мы выделили три взаимосвязанных этапа, представляющие единую систему развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства.
    I этап – вхождение педагога в конкурс, на котором происходит осознание своих возможностей и готовности участвовать в конкурсе профессионального мастерства.
    II этап – собственно конкурсный, на котором происходит раскрытие способностей, личностных и профессиональных качеств конкурсанта, его утверждение в условиях конкурса, подтверждение своего профессионального уровня.
    III этап – постконкурсный, на котором происходит прогнозирование дальнейшей деятельности конкурсанта, возможная перспектива изменений профессиональной «Я»-концепции, утверждение профессиональной позиции, более глубокое осмысление гуманистических, социальных, профессиональных ценностей, необходимость роста профессиональной успешности.
    Нами определены система эмпирических критериев развития профессионализма педагога-конкурсанта на различных этапах, которая включает: когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностный, рефлексивно-волевой критерии; а также показатели по каждому критерию.
    К показателям
     когнитивного критерия мы отнесли: 
  • наличие знаний основных педагогических закономерностей, принципов, методов педагогики, методик, технологий, активных средств обучения, основ физиологии, психологии развития личности ребенка, основ психологии педагогического труда и др.
    К показателям эмоционально-мотивационного критерия относятся:
  • стремление педагога к достижению успеха, наличие потребности в получении хорошей оценки, профессионального интереса, способности принимать ответственность на себя, низкого уровня конфликтности, включенность, ориентация на конечный и промежуточный успех, принятие новой профессиональной роли, устойчивая положительная мотивация профессиональной деятельности и др.
    Показателями деятельностного критерия мы считаем:
  • уровень развития вербальных и невербальных навыков взаимодействия, активность, энергичность, логичность, структурированность действий, способность убеждать, уровень умений инновационной деятельности, умение организовать коллективную деятельность, игру, способность моделировать общение в когнитивном и эмоциональном плане, артистизм и др.
    Показателями рефлексивно-волевого критерия, на наш взгляд, являются:
  • твердость профессиональных позиций, объективность восприятия себя другими, самостоятельность в принятии решений, навыки саморегуляции, произвольное управление собственным вниманием в процессе деятельности, эмоциональное самоуправление и др.
    Нами разработано и реализовано научно-методическое сопровождение развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства, которое заключалось в экспертизе материалов конкурсов, в разработке методических рекомендаций и пособий, в оказании помощи организаторам, методистам и участникам педагогических конкурсов. Реализация научно-методического сопровождения развития профессионализма педагогов, участвующих в конкурсах педагогического мастерства осуществлялась по следующим направлениям:
    – научно-методическое сопровождение деятельности специалистов территориальных управлений образования и методистов муниципальных методических служб, занимающихся организацией и проведением конкурсов;
    – научно-методическое сопровождение деятельности участников конкурсов, направленное на развитие профессионализма в конкурсных состязаниях;
    – научно-методическое сопровождение организации и проведения региональных конкурсов, создание условий для развития профессионализма педагогов, участвующих в конкурсах педагогического мастерства;
    – научно-методическое сопровождение конкурсантов в постконкурсный период с целью дальнейшего развития их профессионализма.
    Основой научно-методического сопровождения мы считали деятельностный подход, обеспечивающий сохранение позитивного в приобретенной стратегии профессиональной деятельности конкурсанта; восполнение имеющегося дефицита знаний в области преподаваемого предмета и обогащение методологического и технологического инструментария; корректировка негативных профессиональных установок; обеспечение условий адаптации конкурсанта к развивающейся практике конкурса.
    Нами определена специфика научно-методического сопровождения педагога, которая выражается в гибком реагировании на степень профессиональной готовности участника к конкурсу и предполагает непрерывность деятельности сторон, заинтересованных в развитии профессионализма педагога; целостный подход к личности педагога, участвующего в конкурсах педагогического мастерства; направленность динамики профессионального развития конкурсанта на формирование мотива достижения успеха в конкурсе и в постконкурсный период.
    В соответствии с обозначенными критериями и показателями нами выделены три уровня профессионализма педагогов, участвующих в конкурсе.
    ^ Высокий уровень характеризуется способностью учителя к построению педагогического процесса, направленного на создание условий для достижения успеха учащимися, развития их индивидуальных особенностей, и затрагивает перестройку всех компонентов педагогического процесса: цели, содержания, форм, методов и т. д.
    ^ Средний уровень характеризуется принятием гуманистических ценностей, центрацией на интересах детей, но ограничивается только гуманизацией сферы общения, знанием основных категорий, принципов, технологий, но неспособностью применить их в конкретной педагогической ситуации.
    ^ Недостаточный уровень. Для этого уровня характерны следующие показатели: деятельность по инструкции, ориентация на четкое исполнение методических рекомендаций; заимствование образцов деятельности у других учителей; акцентирование внимания на собственных действиях, без привлечения к решению педагогических задач учащихся.
    Динамику уровней (высокий, средний, недостаточный) развития профессионализма педагогов, участвующих в конкурсах педагогического мастерства на начальном этапе педагогического эксперимента и по его окончании, можно проследить по рисунку.




    Рис. Уровни развития профессионализма педагогов
    в конкурсах педагогического мастерства
    Анализ полученных данных на завершающем этапе педагогического эксперимента подтвердил действенность используемых нами педагогических условий развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства (разработанная и реализованная педагогическая модель развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства; реализация научно-методического сопровождения развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства и т. д.). Об этом свидетельствует существенное перераспределение педагогов по уровням развития профессионализма (от недостаточного к высокому уровню): педагогов с высоким уровнем развития профессионализма в процессе эксперимента стало больше на 31,5 %, а с низким уровнем стало меньше на 17,1 %. Следовательно, можно констатировать положительную динамику роста уровня развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства.
    Проведенная экспериментальная работа
    подтвердила выдвинутую гипотезу исследования и позволила разработать научно-практические рекомендации, способствующие развитию профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства.
    В
    заключении  исследования сформулированы основные выводы.
    Установлено, что профессионализм педагога как самостоятельное явление в современной педагогической науке исследовано достаточно полно. Однако проблема развития профессионализма в конкурсах педагогического мастерства не нашла достаточного всестороннего освещения, что позволило предпринять исследования в этом направлении.
    Уточнено, что основными содержательными характеристиками профессионализма являются мотивация на профессиональное самосовершенствование, самостоятельность и научность убеждений, активность, готовность к действию и реализации своих идей.
    Подтверждено, что конкурсы педагогического мастерства являются одним из этапов развития профессионализма педагогов, т. к. выявляют оригинальные, нетрадиционные подходы к обучению и воспитанию детей; стимулируют педагогическое творчество, мотивацию саморазвития всех действующих лиц конкурсов педагогического мастерства (участников, членов жюри, организаторов, сопровождающих лиц, педагогических коллективов конкурсных площадок и др.)
    Выявлены факторы, способствующие развитию профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства: внешние (организационно-педагогические мероприятия по подготовке к конкурсам педагогического мастерства: курсы, тренинги, мастер-классы, индивидуальные консультации и др.); внутренние (интересы, потребности, мотивы педагогов в конкурсах педагогического мастерства и др.).
    Определены педагогические условия, к которым относятся: разработка и внедрение педагогической модели развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства; реализация научно-методического сопровождения развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства; проведение оценки влияния конкурсов педагогического мастерства на развитие профессионализма педагогов.
    Разработана педагогическая модель развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства, которая включает в себя принципы, цели, функции, содержание деятельности, организационные формы, методы, программно-методические средства, критерии и показатели, уровни профессионализма педагогов.
    Определена специфика научно-методического сопровождения педагога, которая выражается в гибком реагировании на степень профессиональной готовности участника к конкурсу и предполагает:
  • непрерывность деятельности сторон, заинтересованных в развитии профессионализма педагога;
  • целостный подход к личности педагога, участвующего в конкурсах педагогического мастерства;
  • направленность динамики профессионального развития конкурсанта на формирование мотива достижения успеха в конкурсе и в постконкурсный период.
    Проведена оценка влияния конкурсов педагогического мастерства на развитие профессионализма педагогов, которая выявлялась в исследовании посредством педагогического эксперимента. Основной целью педагогического эксперимента являлось определение уровня профессионализма педагога в конкурсах педагогического мастерства и выявление педагогических условий развития профессионализма педагогов в конкурсах педагогического мастерства.
    Разработан в результате проведенного педагогического эксперимента комплекс научно-методических материалов, который включает:
  • научно-методическое пособие «Региональные конкурсы профессионального мастерства педагогов Кузбасса»;
  • методическое пособие «Описание и представление системы работы педагога в условиях профессионального конкурса»;
  • методическое пособие «Подготовка и организация выставок в конкурсах педагогического мастерства»;
  • справочник «Нормативные, правовые основы организации и проведения конкурсов педагогического мастерства в Кемеровской области».
    Полученные теоретические и практические результаты исследования
    рекомендованы для использования организаторам повышения квалификации учителей в учреждениях дополнительного профессионального образования (институты и факультеты повышения квалификации, институты усовершенствования учителей, научно-методические центры, информационно-методические центры).
    Результаты проведенного нами исследования не претендуют на исчерпывающее раскрытие рассматриваемой проблемы, но, тем не менее, они позволяют определить направления ее дальнейшей разработки: апробацию педагогической модели развития профессионализма личности в конкурсных состязаниях в других социальных сферах деятельности, сопоставление уровней развития профессионализма педагогов, участвовавших и не участвовавших в конкурсах педагогического мастерства, обоснование и разработку диагностических процедур по выявлению уровня профессионализма педагога с учетом дифференциации образовательной области его профессиональной деятельности.



Resource id #5976

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние психологического климата в коллективе на повышение профессионального мастерства педагога дошкольной образовательной организации».

Данный материал помогаем выяснить,  при каких условиях развития и какие факторы психологического климата в коллективе влияют на повышение  профессионального мастерства педагогов. А та...

Свидетельство участника заочного этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов дошкольных образовательных учреждений

Свидетельство участника заочного этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов дошкольных образовательных учреждений...

Презентация "Модель методического сопровождения повышения профессиональной компетентности педагогов в рамках реализации ФГОС ДО"

Изменившийся подход к системе дошкольного образования требует новых условий организации  методической службы, а ориентация на подготовку «компетентного педагога» является тенден...

Консультация для педагогов на тему: «Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов дошкольных образовательных учреждений, необходимых для самореализации в профессии" (Hard skills и Soft skills)

      Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В эт...

План методического сопровождения повышения профессиональной компетенции педагогов ДОО.

План методического сопровождения повышения профессиональной компетенции педагогов ДОО....

Консультация для педагогов на тему: «Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов дошкольных образовательных учреждений, необходимых для самореализации в профессии" (Hard skills и Soft skills)

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...