Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка
методическая разработка (старшая группа)
Индивидуальный образовательный
маршрут развития ребенка
2019 - 2020 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_marshrut.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка «Дубравушка» - детский сад № 31»
Индивидуальный образовательный
маршрут развития ребенка
2019 - 2020 учебный год
Воспитатель: Андреева И.А.
первая квалификационная категория
старшая группа
Индивидуальный образовательный маршрут
ФИО ребенка: Арсений А.А.
Дата рождения: 15.10.2014 г.р.
ФИО мамы, возраст, профессия: А.О.Н., 1986г.р., экономист
ФИО папы, возраст, профессия: А.А.Р., 1985г.р., электрослесарь
Состав семьи: полная
Тип семьи: благополучная — стабильная, имеющая достойный культурный уровень воспитания;
Стиль отношений ребёнка со взрослыми членами семьи: уважение и сотрудничество — помощь и поддержка, совместное переживание трудностей.
Внешний вид: аккуратен и ухожен.
Дата начала ИОМ: сентябрь 2019 г.
Количество занятий в неделю: 1 по 25 минут
Группа здоровья - III
Анамнестические данные. Ребенок от первой беременности. Токсикоз 2-й половины беременности. Недоношенность (36 недель). Роды: стремительные, с асфиксией. Отмечалось нарушение сна (беспокойство).
Физическое развитие: удовлетворительное, состояние слуха и зрения в норме, двигательная активность в норме.
Соматическое развитие: имеет хороший аппетит, засыпает с трудом, сон короткий и чуткий. Перенесенные заболевания: частные вирусные заболевания.
Особенности моторной сферы: недостаточно развита ловкость и быстрота реакции. Переключаемость неточная. Недостаточно развита мелкая моторика. Ведущая рука правая.
Особенности развития познавательных процессов:
Внимание: непроизвольное, неустойчивое, низкая концентрация внимания. Во время занятий не может длительно сосредоточиться, постоянно отвлекается.
Память: непроизвольная, запоминает с трудом, воспроизводит информацию неполно, не улавливает главной мысли содержания.
Мышление: недостаточное развитие мыслительных операций, словесно-логического, образного мышления, логики. Есть трудности в обобщении и сравнении предметов и явлений по функциональным признакам. Трудности присутствуют в выстраивании сюжетного ряда из серии картинок, в логическом построении объектов, в выделении третьего лишнего в ряду.
Восприятие: из-за неусидчивости и неустойчивости внимания восприятие и запоминание материала снижено. Слабая регуляция деятельности, недостаточная целенаправленность, недоразвитие функции самоконтроля.
Речевое развитие: есть неточности в произношении твердых и мягких звуков р, л, с. Словарь и запас общих представлений об окружающем мире ограничен. Трудности в составлении рассказа по предметным, сюжетным картинкам, в пересказе произведений. При рассказе сюжета не всегда может ответить на вопрос, какой герой попал в данную ситуацию, чем все завершится.
Особенности коммуникативно-личностной сферы ребенка: конфликтность в игровой деятельности, тревожность, неуверенность в своих возможностях, нарушение правил поведения. Ребенок не умеет правильно выражать и отстаивать свою позицию в отношениях со сверстниками. Открыт всему новому, но сталкиваясь с малейшими трудностями, становится плаксив и раздражителен. Любит похвалу и особенное внимание, ждет помощи от воспитателя во всех видах деятельности. Недостаточно сформированы понятия об игровой деятельности: не может распределять роли и соблюдать правила игры. Навязывает свои желания, если они не выполняются, плачет и отказывается от участия в совместной деятельности, становится агрессивен. Не развито умение преодолевать трудности, умение адекватно реагировать на неудачу.
Индивидуальный образовательный маршрут
на 2019-2020 г.
Цель: коррекция познавательного, речевого и личностного развития ребенка, помочь в усвоении образовательной программы, вовлечение родителей в процесс индивидуального развития ребенка.
Задачи: выявить особые образовательные потребности ребенка;
1.Создать условия, способствующие позитивной социализации ребенка, его социально-личностному развитию, связанному с общими процессами интеллектуального, эмоционального и психологического развития личности ребенка; оказать ребенку индивидуальную педагогическую помощь в усвоении образовательной программы дошкольного образования, стимулировать его.
2.Оказать ребенку индивидуальную педагогическую помощь при усвоении образовательной программы дошкольного образования, стимулировать его индивидуальные возможности, оказывать помощь родителям ребенка.
Месяц | Направление работы | Содержание работы | Взаимодействие специалистов и родителей | Ожидаемый результат | Полученный результат | ||||
Сентябрь | Создать благоприятную предметно-развивающую среду для реализации маршрута. | Наблюдение за ребенком в свободной деятельности Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности | Составление работы по индивидуальному сопровождению ребенка со специалистами: педагог-психолог, учитель-логопед Беседа с родителями о склонностях и предпочтениях ребенка | Составлен индивидуальный маршрут совместно со специалистами | |||||
Октябрь | Коррекция физического развития. Задачи: 1)Организовать движения (развитие общей и мелкой моторики). 2)Сформулировать гибкость, равновесие, координацию движений, быстроту реакции. Коррекция речевого развития. Развивать речевое дыхание, фонематический слух, умение выделять заданный звук в слове. Отработать интонацию, выразительность. Коррекция познавательного развития 1)Развивать продуктивность, распределение и переключение внимания и памяти. 2)Развивать восприятие, мелкую моторику рук. Коррекция коммуникативно-личностного развития. Совершенствовать коммуникативные качества: умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность суждениям других. | Подвижные игры «Змейка», «Перелет птиц с кочки на кочку». Привлечение к участию в подвижных играх с детьми «Лохматый пес», «Платочек». Поощрение создание ситуаций успеха. Дыхательная гимнастика. «Фокус», «Тучки», «Подуй на листочек» Артикуляционная гимнастика. «Чайка», «Хоботок». Обводка, закрашивание, штриховка. Работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, Пальчиковые игры: «Солим капусту», «Добываем огонь». Чтение стихотворений А. Барто и разучивание. Слушание сказок на аудио. Игра «Что изменилось»; «Четвертый лишний»; «Найди различия в картинках»; «Дорисуй предмет»; «Вставь пропущенное слово»; «Слушай и рисуй»; «Угадай у кого какой детеныш» Хозяйственно-бытовой труд: «Книжкина неделя»- организация работы по ремонту книг о добре. Чтение В. Осеева «Рыжий кот»; «Добрые слова». Маяковский «Что такое хорошо». Оформление тематической книжной выставки о добре. Беседа: «Что такое доброта? Что это такое?» Привлечь к участию в подвижных играх с детьми; Упражнения с палочкой, с кольцом, с большим обручем. Подвижные игры «Догони меня» | Воспитатель, логопед. Размещение рекомендаций по теме «Решение педагогических ситуаций» (для родителей) Воспитатель логопед психолог Воспитатель психолог Воспитатель, психолог | Наличие сформулированных согласно данному возрасту физических качеств: гибкости, равновесия, быстроты реакции. Развитие мелкой моторики, графических навыков. Формулирование правильного речевого дыхания, диалог речи, зрительной и слуховой памяти, умение различать на слух длинные и короткие слова. Формировать произвольности внимания, развитие мелкой моторики, мыслительных операций: сравнения, обобщения, классификации. Развитие способности управлять своими чувствами, эмоциями, воспитание сопереживания, взаимопомощи. | Ребенок принимает участие в подвижных играх, есть еще трудности в развитии равновесия и быстроты реакции. Положительная динамика в развитии мелкой моторики, слухового восприятия (стал слушать сказки на аудио), лучше запоминает короткие стихи (четверостишья). Умеет различать на слух, отчетливо произносить смежные звуки «с-з», «с-ц», «л-р». Отмечаются позитивные изменения в развитии познавательных процессов. Наличие остаточных трудностей в общении и классификации предметов. Повысился уровень эмоциональной отзывчивости, проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам в литературных произведениях. | ||||
Ноябрь | Коррекция физического развития Формировать гибкость, равновесие, быстроту реакции, совершенствовать двигательные умения и навыки. Коррекция речевого развития Развитие фонетического слуха, фонематического восприятия, связанной речи и внимания. Развитие познавательного развития. Развивать наглядно-действительное и наглядно-образное логическое мышление. Расширять объем слуховой и зрительной памяти. Коррекция коммуникативно - личностного развития ребенка. Устранение конфликтности в игровой деятельности. | Дидактические игры «Звуки природы»; «Хлопай в ладоши, если услышишь звук»; «Отгадай, что я делаю за ширмой»; «Путешествие звука»; «Поймай звук»; «Закончи фразу» Составление простых предложений по демонстрации действий Дидактические игры «Разложи по порядку картинки», «Чередование бусинок». Отгадывание небылиц. Собирание пазлов и кубиков с иллюстрациями сказок. Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением. Обыгрывание проблемных ситуаций игры: «Встань на его место»; «Волшебные очки». Включение в совместные игры с детьми. Тренинг эмоций с использованием фраз: «Иди сюда»; «Не мешай мне» (учить произносить фразы с разной интонацией). | Воспитатель, инструктор по физической культуре Воспитатель, логопед. Воспитатель, психолог, родители. Воспитатель, психолог Вечер интересных встреч «Старость надо уважать» (вручение поделок, рисунков и т.д.) | Наличие сформированных данному возрасту физических качеств: гибкости, ловкости, равновесия, быстроты реакции, моторики общей и мелкой. Формирование фонематического слуха, умения подбирать слова на заданный звук в слогах, словах, изолированно, умение подбирать слова близкие по смыслу. Развитие согласно нормам данного возраста, способности к сосредоточению, познавательного интереса, логического мышления и зрительного восприятия объектов действительности. Сформированность социальной ответственности способности чувствовать и понимать себя и другого человека. | Выполняет движения осознанно, принимает участие в спортивных играх с элементами соревнования. Определяем место заданного звука в словах (начале, середине, конце). Выделяет заданные звуки в слогах, словах. Пытается составлять предложения с заданным количеством слов (2,3,4). Отбирает предметы и картинки в названиях которых содержится заданный звук. Отмечаются позитивные улучшения в развитии наглядно – образного мышления, развитие зрительной и слуховой памяти Улучшились навыки общения со сверстниками, снижена агрессивность в поведении. | ||||
Декабрь | Коррекция физического развития. Формировать устойчивое равновесие при ходьбе на наклонной доске. Развивать координационных движений, ловкость и глазомер. Речевое развитие. Развивать фонематический слух: учить делить слова на слоги и определять их последовательность. Упражнять в дифференциации звуков. Коррекция познавательного развития. Развитие мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, умения делать выводы) Коммуникативно-личностное развитие. Развивать ролевую готовность. | «Канатоходец»; «Совушка»; «Карась и щука»; «Необычные жмурки»; «Рыбак и рыбки»; «Лягушки и цапля» Словесные игры: «Замени звук и объясни слово»; «Найти ошибку»; «Найти различия и объясни значение слов»; «Кто больше»; «Подбери слово»; «Выложи на столе столько фишек сколько частей в слове» Дидактические игры: «На что похоже»; « Найди отличия»; «Составь картину»; «Что лишнее»; «Кот в мешке» (тренируем навыки анализа и синтеза). «Подбери пару» (анализ, сравнение); «Что это» (анализ, обобщение, сравнение) Сюжетно ролевая игра «Школа». Дидактические игры «Умники и умницы»; «Что возьмем в школу»; «Поймай оценку»; Коррекционные сказки для школьной адаптации: «Создание лесной школы»; «Смешные страхи». Разгадывание загадок и школьных принадлежностях. Кем я стану». «Не мешай мне» (учить произносить формулы с разной интонацией. | Инструктор по физической культуре. Воспитатель, логопед, родители Воспитатель, психолог, родители Для коррекции уровня навыков социального взаимодействия ребенка с родителями были подобраны и использованы следующие методы: игра, сказка, изобразительная деятельность, словесные методы (рассказ, диалог). | Наличие сформированных к данному возрасту физических качеств. Формирование устойчивого равновесия, координации движения. Развитие фонематического слуха, умение делить слова на слоги и определять последовательность, умение производить звук аналогу слов. Формирование устойчивости внимания, зрительной и слуховой памяти, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Устранение трудностей неуверенности в своих возможностях и способностях. Ребенок уверен в себе, способен контролировать себя и свои поступки, доводить начатое дело до конца. | Ребенок сохраняет равновесие при ходьбе по наклонной поверхности, выполняет действия по сигналу, прыжках на одной и двух ногах. Положительная динамика прослеживается в делении слов на слоги и определять последовательности, умение производить звук аналогу слов. Отмечаются положительные изменения в развитии мыслительных операций: ребенок умеет анализировать, сравнивать обобщать и классифицировать по одному или нескольким признакам. Ребенок стал более уверенным в себе, своих возможностях и способностях. Вместо слов «я не умею» - говорит – «я могу». Проявляет интерес к играм с правилами. | ||||
Промежуточная диагностика | |||||||||
Январь | Развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения. | Упражнение «Что изменилось?»: Ребенок становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За время его отсутствия в группе производится несколько изменений (в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место), но не больше двух-трех изменений; все произведенные изменения должны быть существенными, заметными. Задача водящего – правильно подметить произошедшие изменения. | Воспитатель психолог | Формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих 2-3 противоположных моральных понятия (например, «взаимопомощь» «взаимовыручка» – «себялюбие», «жадность» - «щедрость» и др.) | Благодаря такой работе у ребенка понижается уровень беспокойства и агрессии. Арсений через героев сказки учится преодолевать собственные трудности и страхи. Он активнее стал взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. У него проявляются способность к творчеству. | ||||
Февраль | Понимание понятия «дружба», умение действовать совместно, развитие доверия друг к другу и доброжелательного отношения, развитие умения контролировать собственную деятельность и деятельность сверстников. | В начале занятия ребенку задаются вопросы: «Что такое дружба?», «Как она проявляется?», «Есть ли у тебя друзья?» Игра «Дружба возрождается с улыбки». В ней дети садятся по кругу, берутся за руки и без помощи слов дарят друг другу улыбки. В конце игры происходит обсуждение с Дашей понравилось ли им дарить и получать улыбки, какие эмоции он испытывали во время игры. | Воспитатель психолог логопед | Специальные игры на общение «Секрет» | Умение адекватно оценить свою работу и работу партнера. Отношение к совместной деятельности — положительное. Есть желание помочь партнеру в ходе совместной деятельности. | ||||
Март | Умение взаимодействовать с другими, учитывая их желания и свои, умение общаться, умение подчиняться правилам игры, принимать на себя роли | «Дорожное движение». Исходя из желаний воспитанников им даются определённые роли. Кто-то играет роль светофора, кто-то -грузовой машины, кто-то легковой, остальные играют роли зданий, деревьев и прочих дорожных элементов. После проигрывания, дети обмениваются друг с другом ролями, и игра продолжается. | Воспитатель психолог логопед Показ совместных игр родителей с ребенком | Выпуск совместной с детьми газеты «Почемучки» | |||||
Апрель | Углубленное диагностическое обследование (педагог-психолог, воспитатель, учитель-логопед) результатов работы по реализации индивидуального маршрута |
Выводы:
Коммуникативно – личностное развитие:
Значительно повысился уровень развития коммуникативных навыков. Стал активнее взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, играх – соревнованиях. Способен договариваться, учитывать интересы других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, старается разрешить конфликты, не грассирует.
Познавательное развитие.
В результате работы по индивидуально образовательному маршруту у ребенка развиты основные свойства внимания: устойчивость, продуктивность, распределение, развита способность к сосредоточению, развитие мыслительных операций позволило ребенку научиться сравнивать, обобщать, классифицировать предметы, обобщать, делать выводы.
Остались некоторые трудности при установлении причинно – следственных связей.
Физическое развитие:
Развита крупная и мелкая моторика. Ребенок может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью в двигательной активности: бегать, прыгать, играть в подвижные игры, улучшилась координация движений, осознанно относится к выполнению правил игры.
Речевое развитие:
Фонематический слух развит, выделяет названные звуки, в слогах, в словах, предложении. Умеет составлять рассказ по картинке, из личного опыта, по игрушке с помощью взрослого. Словарный запас обогатился, меньше стало ошибок в словоизменении, меньше стало ошибок в словоизменении и образовании новых слов, правильно использует предложения.
В результате внедрения комплексного сопровождения ребенка педагог и специалисты отметили следующие положительные изменения в развитии ребенка:
- Улучшилась мелкая и крупная моторика у ребенка.
- Повысилась познавательная активность.
- При объяснении задания взрослым, самостоятельно начал выполнять задания.
- Повысилась самооценка.
- Лучше стал понимать, обращенную к ним речь взрослого.
- Справляется с упражнениями, требующими повторений физических движений, по показанному способу действия.
- Повысилась сопротивляемость организма, вследствие чего ребенок стал меньше болеть (за квартал один раз переболел).
А также тесное сотрудничество и обсуждение возникающих трудностей специалистов и педагога позволило на совместных консультациях повышать компетенцию родителей в работе с ребенком.
В связи с этим, можно отметить эффективность данной формы при работе с детьми, физически отстающими и сделать вывод: комплексное, индивидуальное сопровождение ребенка специалистами ДОУ, позволяет благополучно социализироваться в группе детского сада, а также гармонично развиваться в познавательной и эмоционально-волевой сфере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут развития ребенка среднего дошкольного возраста по разделу программы «Развитие речи»
Построение индивидуального маршрута согласно требованиям ФГОС осуществляется с целью реализации индивидуальных потребностей ребенка и оптимального развития его личностных качествОсобенность нашего вре...
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО
Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо...
Индивидуальный маршрут развития ребенка старшего дошкольного возраста по разделу программы "Развитие речи"
Особенность нашего времени - активизация инновационных процессов в образовании. С недавнего времени условием повышения качества дошкольного образования является реализация ФГОС в структуре о...
Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" по разделу "Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание"
Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"...
Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Познавательное развитие" "Формирование элементарных математических представлений"
Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Познавательное развитие"...
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО...
"Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития"
Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка с ОВЗ....