Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка
методическая разработка (старшая группа)

Андреева Ирина Александровна

 

 

Индивидуальный образовательный

маршрут развития ребенка

 

 

 

2019 - 2020 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_marshrut.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка «Дубравушка» - детский сад № 31»

Индивидуальный образовательный

маршрут развития ребенка

2019 - 2020 учебный год

Воспитатель: Андреева И.А.

первая квалификационная  категория

                                                                                                                                                                            старшая  группа

Индивидуальный образовательный маршрут

ФИО ребенка: Арсений А.А.

Дата рождения: 15.10.2014 г.р.

ФИО мамы, возраст, профессия: А.О.Н., 1986г.р., экономист

ФИО папы, возраст, профессия: А.А.Р., 1985г.р., электрослесарь

Состав семьи: полная

Тип семьи: благополучная — стабильная,  имеющая достойный культурный уровень воспитания;

Стиль отношений ребёнка со взрослыми членами семьи:  уважение и сотрудничество — помощь и поддержка, совместное переживание трудностей.

Внешний вид:  аккуратен и ухожен.

Дата начала ИОМ: сентябрь 2019 г.

Количество занятий в неделю: 1 по 25 минут

Группа здоровья - III

Анамнестические данные. Ребенок от первой беременности. Токсикоз 2-й половины беременности. Недоношенность (36 недель). Роды: стремительные, с асфиксией.  Отмечалось нарушение сна (беспокойство).

Физическое развитие: удовлетворительное, состояние слуха и зрения в норме, двигательная активность в норме.

Соматическое развитие: имеет хороший аппетит, засыпает с трудом, сон короткий и чуткий. Перенесенные заболевания: частные вирусные заболевания.

Особенности моторной сферы: недостаточно развита ловкость и быстрота реакции. Переключаемость неточная. Недостаточно развита мелкая моторика. Ведущая рука правая.

Особенности развития познавательных процессов:

Внимание: непроизвольное, неустойчивое, низкая концентрация внимания. Во время занятий не может длительно сосредоточиться, постоянно отвлекается.

Память: непроизвольная, запоминает с трудом, воспроизводит информацию неполно, не улавливает главной мысли содержания.

Мышление: недостаточное развитие мыслительных операций, словесно-логического, образного мышления, логики. Есть трудности в обобщении и сравнении предметов и явлений по функциональным признакам. Трудности присутствуют в выстраивании сюжетного ряда из серии картинок, в логическом построении объектов, в выделении третьего лишнего в ряду.

Восприятие: из-за неусидчивости и неустойчивости внимания восприятие и запоминание материала снижено. Слабая регуляция деятельности, недостаточная целенаправленность, недоразвитие функции самоконтроля.

Речевое развитие: есть неточности в произношении твердых и мягких звуков р, л, с. Словарь и запас общих представлений об окружающем мире ограничен. Трудности в составлении рассказа по предметным, сюжетным картинкам, в пересказе произведений. При рассказе сюжета не всегда может ответить на вопрос, какой герой попал в данную ситуацию, чем все завершится.

Особенности коммуникативно-личностной сферы ребенка: конфликтность в игровой деятельности, тревожность, неуверенность в своих возможностях, нарушение правил поведения. Ребенок не умеет правильно выражать и отстаивать свою позицию в отношениях со сверстниками. Открыт всему новому, но сталкиваясь с малейшими трудностями, становится плаксив и раздражителен. Любит похвалу и особенное внимание, ждет помощи от воспитателя во всех видах деятельности. Недостаточно сформированы понятия об игровой деятельности: не может распределять роли и соблюдать правила игры. Навязывает свои желания, если они не выполняются, плачет и отказывается от участия в совместной деятельности, становится агрессивен. Не развито умение преодолевать трудности, умение адекватно реагировать на неудачу.

Индивидуальный образовательный маршрут

на 2019-2020 г.

Цель: коррекция  познавательного, речевого и личностного развития ребенка, помочь в усвоении образовательной программы, вовлечение родителей в процесс индивидуального развития ребенка.

Задачи: выявить особые образовательные потребности ребенка;

1.Создать условия, способствующие позитивной социализации ребенка, его социально-личностному развитию, связанному с общими процессами интеллектуального, эмоционального и психологического развития личности ребенка; оказать ребенку индивидуальную педагогическую помощь в усвоении образовательной программы дошкольного образования, стимулировать его.

2.Оказать ребенку индивидуальную педагогическую помощь при усвоении образовательной программы дошкольного образования, стимулировать его индивидуальные возможности, оказывать помощь родителям ребенка.

Месяц

Направление работы

Содержание работы

Взаимодействие специалистов и родителей

Ожидаемый результат

Полученный результат

Сентябрь

Создать благоприятную предметно-развивающую среду для реализации маршрута.

Наблюдение за ребенком в свободной деятельности

Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности

Составление работы по индивидуальному сопровождению ребенка со специалистами: педагог-психолог, учитель-логопед

Беседа с родителями

о склонностях и предпочтениях ребенка

Составлен индивидуальный маршрут совместно со специалистами

Октябрь

Коррекция  физического  развития.

Задачи:

1)Организовать движения (развитие общей и мелкой моторики).

2)Сформулировать гибкость, равновесие, координацию движений, быстроту реакции.

Коррекция речевого развития.

Развивать речевое дыхание, фонематический слух, умение выделять заданный звук в слове. Отработать интонацию, выразительность.

Коррекция познавательного развития

1)Развивать продуктивность, распределение и переключение внимания и памяти.

2)Развивать восприятие, мелкую моторику рук.

Коррекция коммуникативно-личностного развития.

Совершенствовать коммуникативные качества: умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность суждениям других.

Подвижные игры «Змейка», «Перелет птиц с кочки на кочку».

Привлечение к участию в подвижных играх с детьми «Лохматый пес», «Платочек». Поощрение создание ситуаций успеха. Дыхательная гимнастика. «Фокус», «Тучки», «Подуй на листочек» Артикуляционная гимнастика. «Чайка», «Хоботок». Обводка, закрашивание, штриховка. Работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, Пальчиковые игры: «Солим капусту», «Добываем огонь». Чтение стихотворений А. Барто и разучивание. Слушание сказок на аудио.

Игра «Что изменилось»; «Четвертый лишний»; «Найди различия в картинках»; «Дорисуй предмет»; «Вставь пропущенное слово»; «Слушай и рисуй»; «Угадай у кого какой детеныш»

Хозяйственно-бытовой труд: «Книжкина неделя»- организация работы по ремонту книг о добре.

Чтение В. Осеева «Рыжий кот»; «Добрые слова».

Маяковский «Что такое хорошо». Оформление тематической книжной выставки о добре. Беседа: «Что такое доброта? Что это такое?»

Привлечь к участию в подвижных играх с детьми; Упражнения с палочкой, с кольцом, с большим обручем. Подвижные игры «Догони меня»

Воспитатель, логопед.

Размещение  рекомендаций по теме «Решение педагогических ситуаций» (для родителей)

Воспитатель

логопед

психолог

Воспитатель

психолог

Воспитатель,

психолог

Наличие сформулированных согласно данному возрасту физических качеств: гибкости, равновесия, быстроты реакции.

Развитие мелкой моторики, графических навыков.

Формулирование правильного речевого дыхания, диалог речи, зрительной и слуховой памяти, умение различать на слух длинные и короткие слова.

Формировать произвольности внимания, развитие мелкой моторики, мыслительных операций: сравнения, обобщения, классификации.

Развитие способности управлять своими чувствами, эмоциями, воспитание сопереживания, взаимопомощи.

Ребенок принимает участие в подвижных играх, есть еще трудности в развитии равновесия и быстроты реакции.

Положительная динамика в развитии мелкой моторики, слухового восприятия (стал слушать сказки на аудио), лучше запоминает короткие стихи (четверостишья). Умеет различать на слух, отчетливо произносить смежные звуки «с-з», «с-ц», «л-р».

Отмечаются позитивные изменения

в развитии  познавательных процессов. Наличие остаточных трудностей в общении и классификации предметов.

Повысился уровень эмоциональной отзывчивости, проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам в литературных произведениях.

Ноябрь

Коррекция физического развития

Формировать гибкость, равновесие, быстроту реакции, совершенствовать двигательные умения и навыки.

Коррекция речевого развития

Развитие фонетического слуха, фонематического восприятия, связанной речи и внимания. 

Развитие познавательного развития.

Развивать наглядно-действительное и наглядно-образное логическое мышление. Расширять объем слуховой и зрительной памяти.

Коррекция коммуникативно - личностного развития ребенка.

Устранение конфликтности в игровой деятельности.

Дидактические игры «Звуки природы»; «Хлопай в ладоши, если услышишь звук»; «Отгадай, что я делаю за ширмой»; «Путешествие звука»; «Поймай звук»; «Закончи фразу» Составление простых предложений по демонстрации действий Дидактические игры «Разложи по порядку картинки»,

«Чередование бусинок». Отгадывание небылиц. Собирание пазлов и кубиков с иллюстрациями сказок.

Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением. Обыгрывание проблемных ситуаций игры: «Встань на его место»; «Волшебные очки». Включение в совместные игры с детьми. Тренинг эмоций с использованием фраз: «Иди сюда»; «Не мешай мне» (учить произносить фразы с разной интонацией).

Воспитатель, инструктор по физической культуре

Воспитатель,

логопед.

Воспитатель,

психолог,

родители.

Воспитатель,

психолог

Вечер интересных встреч «Старость надо уважать» (вручение поделок, рисунков и т.д.)

Наличие сформированных данному возрасту физических качеств: гибкости, ловкости, равновесия, быстроты реакции, моторики общей и мелкой.

Формирование фонематического слуха, умения подбирать слова на заданный звук в слогах, словах, изолированно, умение подбирать слова близкие по смыслу.

Развитие согласно нормам данного возраста, способности к сосредоточению, познавательного интереса, логического мышления и зрительного восприятия  объектов действительности.

Сформированность социальной ответственности способности чувствовать и понимать себя и другого человека.

Выполняет движения осознанно, принимает участие в спортивных играх с элементами соревнования.

Определяем место заданного звука в словах (начале, середине, конце). Выделяет заданные звуки в слогах, словах. Пытается составлять предложения с заданным количеством слов (2,3,4). Отбирает предметы и картинки в названиях которых содержится заданный звук.

Отмечаются позитивные улучшения в развитии наглядно – образного мышления, развитие зрительной и слуховой памяти

Улучшились навыки общения со сверстниками, снижена агрессивность в поведении.

Декабрь

Коррекция физического развития.

Формировать устойчивое равновесие при ходьбе на наклонной доске. Развивать координационных движений, ловкость и глазомер.

 Речевое развитие.

Развивать фонематический слух: учить делить слова на слоги и определять их последовательность. Упражнять в дифференциации звуков.

Коррекция познавательного развития.

Развитие мыслительных операций (анализа,

сравнения, обобщения, умения делать выводы) 

Коммуникативно-личностное развитие.

Развивать ролевую готовность.

«Канатоходец»; «Совушка»;

«Карась и щука»; «Необычные жмурки»;

«Рыбак и рыбки»; «Лягушки и цапля»

Словесные игры:

«Замени звук и объясни слово»;

«Найти ошибку»;

«Найти различия и объясни значение слов»;

«Кто больше»;

«Подбери слово»;

«Выложи на столе столько фишек сколько частей в слове» Дидактические игры: «На что похоже»; « Найди отличия»; «Составь картину»; «Что лишнее»;  «Кот в мешке» (тренируем навыки анализа и синтеза).

«Подбери пару» (анализ, сравнение); «Что это» (анализ, обобщение, сравнение) Сюжетно ролевая игра «Школа». Дидактические игры «Умники и умницы»; «Что возьмем в школу»; «Поймай оценку»; Коррекционные сказки для школьной адаптации: «Создание лесной школы»; «Смешные страхи». Разгадывание загадок и школьных принадлежностях.  Кем я стану». «Не мешай мне» (учить произносить формулы с разной интонацией.

Инструктор по физической культуре.

Воспитатель,

логопед,

родители

Воспитатель,

психолог,

родители

Для коррекции уровня навыков социального взаимодействия ребенка с родителями были подобраны и использованы

следующие методы: игра, сказка, изобразительная деятельность,

словесные методы (рассказ, диалог).

Наличие сформированных к данному возрасту физических качеств. Формирование устойчивого равновесия, координации движения.

Развитие фонематического слуха, умение делить слова на слоги и определять последовательность, умение производить звук аналогу слов.

Формирование устойчивости внимания, зрительной и слуховой памяти, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Устранение трудностей неуверенности в своих возможностях и способностях. Ребенок уверен в себе, способен контролировать себя и свои поступки, доводить начатое дело до конца.

Ребенок сохраняет равновесие при ходьбе по наклонной поверхности, выполняет действия по сигналу, прыжках на одной и двух ногах.

Положительная динамика прослеживается в делении слов на слоги и определять последовательности, умение производить звук аналогу слов.

Отмечаются положительные изменения в развитии мыслительных операций: ребенок умеет анализировать, сравнивать обобщать и классифицировать по одному или нескольким признакам.

Ребенок стал более уверенным  в себе, своих возможностях и способностях. Вместо слов «я не умею» - говорит – «я могу». Проявляет интерес к играм с правилами.

Промежуточная диагностика

Январь

Развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Упражнение «Что изменилось?»: Ребенок   становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За время его отсутствия в группе производится несколько изменений (в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место), но не больше двух-трех изменений; все произведенные изменения должны быть существенными, заметными. Задача водящего – правильно подметить  произошедшие изменения.

Воспитатель

психолог

 Формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих 2-3 противоположных моральных понятия (например, «взаимопомощь» «взаимовыручка» – «себялюбие», «жадность» - «щедрость» и др.)

Благодаря такой работе у ребенка понижается уровень беспокойства и агрессии. Арсений через героев сказки учится преодолевать собственные трудности и страхи. Он активнее стал  взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. У него проявляются способность к творчеству.

Февраль

Понимание понятия «дружба», умение действовать совместно, развитие доверия друг к другу и доброжелательного отношения, развитие умения контролировать собственную деятельность и деятельность сверстников.

В начале занятия ребенку задаются вопросы: «Что такое дружба?», «Как она проявляется?», «Есть ли у тебя друзья?»

Игра «Дружба возрождается с улыбки». В ней дети садятся по кругу, берутся за руки и без помощи слов дарят друг другу улыбки. В конце игры происходит обсуждение с Дашей понравилось ли им дарить и получать улыбки, какие эмоции он испытывали во время игры.

Воспитатель

психолог

логопед

Специальные игры на общение  «Секрет»

Умение адекватно оценить свою работу и работу партнера. Отношение к совместной деятельности — положительное.

Есть желание  помочь партнеру в ходе совместной деятельности.

Март

Умение взаимодействовать с другими, учитывая их желания и свои, умение общаться, умение подчиняться правилам игры, принимать на себя роли

«Дорожное движение». Исходя из желаний воспитанников им даются определённые роли. Кто-то играет роль светофора, кто-то -грузовой машины, кто-то легковой, остальные играют роли зданий, деревьев и прочих дорожных элементов. После проигрывания, дети обмениваются друг с другом ролями, и игра продолжается.

Воспитатель

психолог

логопед

Показ совместных игр родителей с ребенком

Выпуск  совместной с детьми газеты «Почемучки»

Апрель

Углубленное диагностическое обследование (педагог-психолог, воспитатель, учитель-логопед) результатов работы по реализации индивидуального маршрута

Выводы:

Коммуникативно – личностное развитие:

Значительно повысился уровень развития коммуникативных навыков. Стал активнее взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, играх – соревнованиях. Способен договариваться, учитывать интересы других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, старается разрешить конфликты, не грассирует.

Познавательное развитие.

В результате работы по индивидуально образовательному маршруту у ребенка развиты основные свойства внимания:  устойчивость, продуктивность, распределение, развита способность к сосредоточению, развитие мыслительных операций позволило ребенку научиться сравнивать, обобщать, классифицировать предметы, обобщать, делать выводы.

Остались некоторые трудности при установлении причинно – следственных связей.

Физическое развитие:

Развита крупная и мелкая моторика. Ребенок может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью в двигательной активности: бегать, прыгать, играть в подвижные игры, улучшилась координация движений, осознанно относится к выполнению правил игры.

Речевое развитие:

Фонематический слух развит, выделяет названные звуки, в слогах, в словах, предложении. Умеет составлять рассказ  по картинке, из личного опыта, по игрушке с помощью взрослого. Словарный запас обогатился, меньше стало ошибок в словоизменении, меньше стало ошибок в словоизменении и образовании новых слов, правильно использует предложения.

 В результате внедрения комплексного сопровождения ребенка педагог и специалисты отметили следующие положительные изменения в развитии ребенка:

  • Улучшилась мелкая и крупная моторика у ребенка.
  • Повысилась познавательная активность.
  • При объяснении задания взрослым, самостоятельно начал выполнять задания.
  • Повысилась самооценка.
  • Лучше стал понимать, обращенную к ним речь взрослого.
  • Справляется с упражнениями, требующими повторений физических движений, по показанному способу действия.
  • Повысилась сопротивляемость организма, вследствие чего ребенок стал меньше болеть (за квартал один раз переболел).

А также тесное сотрудничество и обсуждение возникающих трудностей специалистов и педагога позволило на совместных консультациях повышать компетенцию родителей в работе с ребенком.

В связи с этим, можно отметить эффективность данной формы при работе с детьми, физически отстающими и сделать вывод: комплексное, индивидуальное сопровождение ребенка специалистами ДОУ, позволяет благополучно социализироваться в группе детского сада, а также гармонично развиваться в познавательной и эмоционально-волевой сфере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут развития ребенка среднего дошкольного возраста по разделу программы «Развитие речи»

Построение индивидуального маршрута согласно требованиям ФГОС осуществляется с целью реализации индивидуальных потребностей ребенка и оптимального развития его личностных качествОсобенность нашего вре...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо...

Индивидуальный маршрут развития ребенка старшего дошкольного возраста по разделу программы "Развитие речи"

Особенность нашего времени - активизация инновационных процессов в образовании. С недавнего времени условием повышения качества дошкольного образования является реализация ФГОС в структуре о...

Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" по разделу "Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание"

Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"...

Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Познавательное развитие" "Формирование элементарных математических представлений"

Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Познавательное развитие"...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО...

"Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития"

Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка с ОВЗ....