Сообщение Тема: «Развитие сенсомоторных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии»
статья

Ярдушкина Оксана Александровна

Развитие сенсомоторных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie1.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение

Тема: «Развитие сенсомоторных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии»

Значимое место среди проблем развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР) занимает сенсомоторная сфера, которая влияет на дальнейшее обучение ребенка.

Сенсомоторное развитие ребенка — это развитие его двигательной сферы за счёт совершенствования восприятия и формирования в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. с использованием двигательного анализатора.

Актуальность проблемы сенсомоторного развития детей с ТМНР заключается в том, что познание ребенком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с восприятия и ощущения в целом предметов и явлений окружающего мира. Дети с ТМНР не проявляют интереса к окружающему миру, поэтому необходимо обогащать и накапливать чувственный опыт ребенка, учить быть внимательным к тому, что его окружает.

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений его жизни. Дети всегда и везде соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Все окружающее привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития и воображения. Мир ребенка состоит из реальных объектов и предметов. Он познает мир, постоянно обследуя его, экспериментируя с его объектами. Играя, он постоянно производит действия: трогает, нюхает, пробует на вкус, стучит, слушает. Чем больше органов чувств задействовано в познании окружающего, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в обследуемом объекте, явлении, тем богаче становятся его представления. В этой ситуации педагог становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий.

Я работаю с детьми младшего школьного возраста со сниженным интеллектом. Группа детей не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, большинство из которых с детским церебральным параличом (далее – ДЦП) разной степени выраженности. Нарушения развития отдельных психических функций тормозят психическое развитие в целом. Дефицитом моторной сферы обусловливаются явления двигательной, сенсорной, когнитивной, нарушения эмоционально-волевой сферы.

Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей: а) нарушение активного произвольного внимания, которое может негативно отражаться на функционировании всей познавательной системы ребенка с ДЦП, так как нарушения внимания ведут к нарушениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи; б) повышенная истощаемость всех психических процессов (церебро-астенические проявления), выражающаяся в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности; в) повышенная инертность и замедленность всех психических процессов, приводящая к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой. Встает важная проблема, как познакомить детей с объектами окружающего мира, живой и неживой природы. Это дети со сниженным интеллектом, с трудностями в обучении, с особыми нуждами. Есть в группе и дети c наследственным заболеванием, проявляющееся в умственной отсталости и множественных аномалиях развития. Их объединяет наличие органического поражения головного мозга, что обусловливает возникновение у ребенка различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической деятельности, особенно — в познавательном.

Вопрос формирования познавательной деятельности стоит достаточно остро в отношении детей с нарушениями интеллектуального развития. Это связано с тем, что данная категория детей обладает меньшими по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую из окружающего мира информацию. Преобладание интеллектуальной недостаточности приводит к затруднениям. «Разбудить» ребенка с ТМНР — одна из главных задач педагога. Необходимо помочь ребенку проявить себя, стимулируя у него, пусть весьма незначительные, но самостоятельные движения. При этом необходимо учитывать его желания и потребности в совместной деятельности, способствовать формированию положительного отношения к педагогу и сверстнику.

Ведущими видами деятельности этих детей является предметно-манипулятивная. Эти дети не испытывают особой тяги к знакомству с окружающим миром, поэтому приходится заинтересовывать и придумывать мотивацию. Они не берут игрушки даже в руки. Необходимо как можно больше возможностей предоставить ребенку для обследования предметов и явлений окружающего мира, чтобы заинтересовать его. В этом случае ребенок с ТМНР найдет для себя новое и интересное.

Индивидуальные занятия с ребенком проводятся в виде наблюдения за погодой, объектами неживой природы, элементарными опытами, играми, включающими разнообразные исследовательские действия. Игра-опыт ребенка учит понимать сенсорные свойства предметов. Исследовательская деятельность проходит с использованием природного материала и натуральных объектов. Мотивационной деятельностью являются сюрпризные моменты, загадки, потешки, подбор аудиозаписей и презентации по темам.

Применяя на практике разнообразные дидактические занятия и упражнения: «Открой и закрой коробочку», «Разложи фасолинки по ячейкам», «Сортируем предметы по цвету, форме, размеру», «Распредели бусы по цветам», «Разложи цветные бусинки в разные мисочки», «Просей муку через сито», «Делаем салат из овощей и фруктов», «Cобираем пирамидку», «Разложи камешки по ячейкам», «Разноцветные колпачки», «Бумажный фонтан», «Найди в крупе спрятанных зверей», «Чистим вареное яичко», «Заверни матрешку в фольгу», «Играем с крупами», «Чудесные дощечки (холодные-теплые, шероховатые-гладкие)», «Шнуровки», «Вкладыши», и. т.д. Все это помогает ребенку воспринимать действительность во всей ее полноте, способствует сосредоточению внимания детей на предметах.

Большое значение для сенсомоторного развития имеют игры с водой. Вода – развлекательный материал для детей с ТМНР. Игровые упражнения, такие как: «Водолей», «Ловись, рыбка», «Волшебная губка», «Не пролей», «Фонтан», «Брызги», «Цветная водичка», дают детям положительные эмоции, развивают наблюдательность, внимание. В дальнейшем ребенок применяет свои действия на практике. Очень много игр с природным материалом, в качестве которых могут выступать: листья, рябина, шишки, желуди, мох, песок, камешки, глина. В работе используются элементы методики Монтессори. У ребенка, считает Мария Монтессори, есть внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя.

Применение элементов методики М. Монтессори положительно влияет на динамику развития детей с ТМНР. Большое внимание уделяется сенсомоторному развитию, ребенок развивает мелкую моторику, учится застегивать пуговицы, молнии, знакомится с сенсорными эталонами.

Большой вклад в работу с детьми внесла Сара Ньюмен, которая разработала «Руководство для родителей» и «Игры и занятия с особым ребенком». Cледуя ее принципам, мы учим ребенка складывать паззл, приемом «обратная последовательность» — складывать все элементы картинки, кроме последнего. Сложить картинку вместе с воспитателем, а последнюю, положить паззл самостоятельно. При этом нужна похвала ребенку за то, что у него все получилось, например: «Ты молодец!» Необходимо постепенно поощрять его, и тогда он будет все активнее участвовать в игре.

Важно при каждой возможности вызывать в ребенке чувство радости и гордости за свой успех. Чем больше облегчать ребенку задачу в начале обучения, тем охотнее он будет учиться дальше.

Маленькие дети не способны видеть на большом расстоянии, поэтому игрушки надо помещать как можно ближе к ребенку. Всевозможные источники света: торшеры, ночники, фонарики, игрушки или книжки со встроенными лампочками, предметы, отражающие свет, зеркала, жесткие и блестящие игрушки (в большей степени, чем мягкие и пушистые), игрушки, изготовленные из необычных и привлекательных на ощупь материалов, воздушные шарики, вертушки из фольги, которые крутятся от ветра, музыкальные игрушки.

В индивидуальном маршрутном листе каждого ребенка прописано посещение «сенсорной комнаты, которая служит одновременно достижению игровых, образовательных и терапевтических целей, что обеспечивает максимальную стимуляцию всех органов чувств. В них используются музыка, запахи, поверхности из различных материалов. Таким образом, сенсомоторное развитие у детей с ТМНР способствует формированию представлений об окружающем мире, обогащает детский опыт, развивает интерес к взаимодействию с окружающим, происходит накопление жизненного опыта, дети осознают себя и свое место в окружающем мире.

Литература:

  1. Е.Ф. Войлокова, «Сенсорное воспитание дошкольников и школьников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г.
  2. С.И. Сумнительная, К.Е. Сумнительный, «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие 2–4 г.». Изд. «Карапуз дидактика», 2006г.
  3. Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова, Методические рекомендации к разделу «Восприятие пространства» авторской программы курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004.
  4. Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова, Формирование тактильно-двигательного восприятия у школьников с нарушениями интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2006. — № 2.
  5. Э.Г. Пилюгина, Сенсорные способности малыша. — М.: Мозаика-Синтез, 2003.
  6. Упражнения с Монтессори-материалом. Педагогический центр «Эксперимент». — Рига-Москва, 1996.
  7. Cара Ньюмен. «Игры и занятия с особым ребенком», «Руководство для родителей», 2015 г.
  8. Л.В. Усачева, Сенсомоторное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития как фактор познавательной деятельности // Молодой ученый. — 2018. — №17. — С. 297-299.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мяч-как средство сенсомоторного развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Вследствие специфического развития дети со сложной стру...

«Игра как средство формирования эмоционального контакта у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии».

laquo;Игра как средство формирования эмоционального контакта у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии»....

Адаптированная рабочая программа по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» для детей с тяжелыми множественными нарушениями на 2021 – 2022 учебный год

Адаптированная рабочая программа по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» для детей с тяжелыми множественными нарушениями на 2021 ...

Авторские специальные пособия для развития сенсорных систем у детей с тяжелыми множественными нарушениями.

1.«Балансировочные стопы», с целью вестибулярно-моторного развития, ощущения своего тела в пространстве. 2.«Сенсорный коврик», с целью обучения в движении, развитие сенсор...

«Развитие сенсорных систем у детей с тяжелыми множественными нарушениями»

В специальной педагогике игры и игровые упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка, которая яв...

Конспект интегрированного занятия Тема: «Овощи» (группа компенсирующей направленности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) 3-8 лет)

Конспект интегрированного занятия. Тема: «Овощи» (группа компенсирующей направленности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) 3-8 лет)...