«Игра как средство формирования эмоционального контакта у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии».
статья по коррекционной педагогике

Никитина Светлана Анатольевна

«Игра как средство формирования эмоционального контакта у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_igra.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра как средство формирования эмоционального контакта у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии».

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный    мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Игра – это неотъемлемая часть обучения ребенка. Именно во время игр происходит активное развитие двигательных и коммуникационных навыков, органов чувств, умения понимать причинно-следственные связи. С помощью игры ребенок познает окружающий его мир. Она несет в себе большую ценность в работе с детьми, так как эмоционально окрашена, за счет этого все процессы протекают наиболее активно.

Ребенок первых лет жизни учится во время игры. Младенец познает окружающий мир, слушая, рассматривая, трогая его и пробуя на вкус, а мама взаимодействует с ним и помогает, если это необходимо. Осознав себя, малыш изучает окружающие его предметы и людей, соотнося их с собой. Развитие координации движений глаз и рук позволяет ему начать исследовать предметы: он берет их и засовывает в рот, начинает узнавать форму и поверхность на ощупь, распознает их вкус – приятный он или неприятный. Физические возможности ребенка растут, тонкие движения рук совершенствуются, и главным источником информации становятся пальцы. Малыш начинает концентрировать внимание на том, что именно он делает руками. Сначала их действия случайны, затем ребенок повторяет их вновь и вновь, закрепляя навыки.

Игра для детей с ТМНР – тоже средство для развития интеллекта, эмоций, коммуникации, крупной и мелкой моторики. Но такой ребенок может развиваться медленнее. Причина - интеллектуальные, двигательные, сенсорные и другие нарушения. Только наша помощь, руководство и поддержка позволят ребёнку с ТМНР, у которого нарушено восприятие и внимание, ответная реакция или кратковременная память, получить от игр и удовольствие, и пользу.

В своей работе с детьми использую игры, направленные на обогащение сенсорного опыта, развитие эмоциональной сферы, двигательных навыков с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Так, тактильное восприятие (осязание) является одним из основных чувств, через которое мы получаем информацию извне. Для развития тактильного восприятия использую следующие игры:

Игра на формирование захвата.

Цель: Обучение захвату и удержанию предметов в руке (шарика, кубика, погремушки…)

Положите какой-либо предмет (например, погремушку) в руку ребенка и посмотрите, обхватил ли его ребенок рукой. Если ребенок не берет предмет, обхватите предмет пальцами. Подвигайте ручками в такт мелодии. Подвигайте погремушкой по запястью, по внутренней поверхности руки. Поводите предметами из различных материалов по внутренней поверхности руки и снова уберите. Это могут деревянные игрушки, кубик из ткани, шарик из смятой алюминиевой фольги, кубик из пластмассы, детское кольцо, связка ключей.

Игра  «Подержи».

Цель: Обучение удержанию вложенного предмета в руку. Обучение захвату предмета самостоятельно ладонью.

Протяните ребенку свой палец. Погладьте внутреннюю поверхность его руки. Если ребенок не сожмет руку, то нажмите на внутреннюю сторону руки и другой рукой помогите ему сжать руку. Тяните слегка, потому что рука сжата. Возьмите правую и левую – обе руки ребенка. Вращайте слегка своим пальцем в кулачке ребенка. Напевайте при этом какую-нибудь песенку, например: «Сорока-ворона»

«Варись, варись каша,

Будет кушать Маша…» и т. п.

Игры с массажными мячам

Цель: развитие тактильных ощущений

Прокатывайте массажным мячом по внутренней, внешней стороне ладони. Действия сопровождайте потешками, стихами. Например, мячик катится по мне..

Игра «Потряси»

Цель: Обучение манипулированием предмета.

Неваляшки, резиновая собачка или кошка, погремушка, к которой привязаны ленты небольшой длины. Перед ребенком размещают игрушки, а ленты от них протягивают ближе к ребенку. Чтобы привлечь внимание ребенка к игрушкам, можно слегка покачать неваляшку, сжать и разжать резиновую игрушку, издающую звуки, встряхнуть погремушку. Далее побуждают схватить любую из лент и потянуть к себе. Естественно, что игрушка приходит в движение. Ребенок может потянуть к себе и манипулировать ею. Когда его интерес к данной игрушке ослабнет, педагог снова ставит ее прежнее место рядом с остальными игрушками и побуждает ребенка снова действовать. Если ребенок не обращает внимания на ленту, воспитатель, вложив ее конец, в ладонь  ребенка, отводит его руку в сторону. Это необходимо, чтобы ребенок почувствовал мышечное усилие, вызывающие движение игрушки.

Игры с водой, с крупами, с природными материалами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д. позволяют расширить сенсорный опыт ребенка.

Зрительное восприятие играет важное значение в познании человеком окружающего мира, усвоении социального опыта, в формировании различных видов деятельности, в установлении контактов с другими людьми. До 90 % информации воспринимается человеком именно посредствам зрения.

Зрительное восприятие наших воспитанников характеризуется рядом особенностей, которые неблагоприятно сказываются на их возможности знакомиться с окружающим миром и познавать его.

Для стимуляции зрительного восприятия используем яркие, контрастные, светящиеся предметы и игрушки. Побуждаю ребенка фиксировать взгляд на предмете или  игрушке; на лице взрослого; на изображении. Дети положительно реагируют на игровые упражнения с фонариком, светящимися гирляндами.

Отдельно хочу сказать о важности развития коммуникативных навыков в игре. В связи с общим недоразвитием эмоционально-волевой сферы у детей с ТМНР владение коммуникативными навыками находятся на низком уровне.

В игре ребенок учится – взаимодействовать со взрослым или другими детьми (сотрудничать); проявлять свои эмоции; подражать; слушать и слышать; воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; говорить самому или использовать невербальные способы общения.

Например, в своей работе использую всем известную игру «Ку-ку». Благодаря игре ребенок приобретает какие-то новые навыки, учится новым действиям. Эта игра не только забавляет ребенка, она еще и важна для развития его мозга.

Можно играть в нее по-разному:

-кто-то закрывает глаза руками,

- кто-то прикрывает лицо платком,

-кто-то прячется за углом,

-кто-то закрывает ребенку глаза его же руками,

-кто-то прячет игрушки под одеялом, а потом стягивает его.

Игра в прятки способствует появлению новых ассоциаций или закреплению тех, которые уже у него сформировались. Способствует развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков ребенка, развитию поисково-ориентировочным действиям. Усложняйте каждый раз задачу, что бы ребенок развивал свое воображение и упорядочивал связи в своем мозгу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мяч-как средство сенсомоторного развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Вследствие специфического развития дети со сложной стру...

Конспекет занятия «ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ».

Благодаря пальчиковому театру, используя героев сказки разной фактуры, удетей с ТМНР развиваются новые тактильные ощущения, активизируетсязрительное восприятие и увеличивается количество положительных...

Сообщение Тема: «Развитие сенсомоторных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии»

Развитие сенсомоторных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии...

Способы и приемы формирования навыков общения у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития роль общения бесценна и является необходимым условием успешной социализации. Их коммуникативные трудности связаны со спецификой нарушений разви...