«Развитие сенсорных систем у детей с тяжелыми множественными нарушениями»
методическая разработка по коррекционной педагогике
В специальной педагогике игры и игровые упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка, которая является базой для развития всех психических функций.
У детей с интеллектуальной недостаточностью имеют место нарушения ощущений различной модальности и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Но, как показывает практика, они постепенно сглаживаются под влиянием специального (коррекционного) обучения.
Предлагаю подборку игр и упражнений на формирование и стимуляцию таких видов восприятия, как зрительно-слуховое, тактильное, восприятие двигательной и коммуникативной сферы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие сенсорных систем у детей с тяжелыми множественными нарушениями»
В специальной педагогике игры и игровые упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка, которая является базой для развития всех психических функций.
У детей с интеллектуальной недостаточностью имеют место нарушения ощущений различной модальности и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Но, как показывает практика, они постепенно сглаживаются под влиянием специального (коррекционного) обучения.
Предлагаю подборку игр и упражнений на формирование и стимуляцию таких видов восприятия, как зрительно-слуховое, тактильное, восприятие двигательной и коммуникативной сферы.
Сенсорные игры можно разделить на две подгруппы:
- игры на познание и закрепление свойств окружающих предметов, направленные на развитие тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия, обоняния, вкусовых ощущений;
- игры, направленные на познание себя, своих мышечных ощущений, осознание себя в окружающем пространстве, то есть на кинетическое и кинестетическое развитие (игры динамического и статического характера, связанные с движением и удержанием позы, определением своего местоположения).
Игры и игровые упражнения на зрительно-слуховую стимуляцию
Игры и игровые упражнения на «Зрительно-слуховую стимуляцию» направлены на развитие сенсомоторных реакций, связанных с фиксацией на объекте, запоминанием образа предмета, обозначением его словом, на обогащение сенсорного опыта, доступного для детей с умственной отсталостью.
Организуя игры и игровые упражнения по зрительно-слуховой стимуляции, необходимо действовать согласно алгоритму усвоения данных эталонов.
Алгоритм развития слухового восприятия; локализация статичного источника звука (близко расположенного), прослеживание за движущимся источником звука (близко расположенным), локализация удаленного источника звука, прослеживание за удаленным движущимся источником звука, различение и узнавание звуков.
Задачи:
- активизация акустического внимания и памяти
- формирование двигательно-слуховых связей
- активизация речевого восприятия
- формирование ориентировочно-поискового движения взгляда на основе эмоционального реагирования
Активизация акустического внимания и памяти
Игровое упражнение «Ищем дудочку»
Цель: привлечение внимания к внезапно возникшему звуку (стук, хлопок.)
Подготовьте на полу площадку, чтобы было достаточно мягко и чисто. Положите ребенка на пол. Возьмите детскую дудочку (свисток, погремушку) и подудите (свистните, позвените погремушкой) так, чтобы ребенок видел, что вы делаете. Перемещайтесь, продолжая издавать звуки. Пусть малыш поворачивается вслед за вами на звук. Заходите с разных сторон – слева, справа, сзади, давайте крохе время передвинуться так, чтобы вас видеть.
Игровое упражнение "Бубенцы"
Цель: развитие умения прислушиваться к звучанию различных игрушек предметов, привлечение внимания к звучащему предмету, находящегося в поле зрения ребенка
Здесь понадобятся бубенцы (или бубен, свирель, погремушки, деревянные ложки, неваляшка и др.).
Позвените бубенцами справа или слева от ребенка на расстоянии 60-70 см так, чтобы ребенок мог ещё и видеть игрушку. Дайте звуку затихнуть. Позвените за спиной. Посмотрите на ребенка - прислушивается ли он к звучанию бубенцов, затормозив движения. Позвените ещё раз и после того, как ребенок затихнет, а звук угаснет
покажите игрушку ребенку. Добейтесь прослеживания за звенящими бубенцами. Через неделю игрушку можно сменить.
Игровое упражнение "Вслед за погремушкой"
Цель: Развитие умения удерживать в поле зрения предмет, издающий звук и слежение за его движением
Понадобится яркая погремушка. Привлеките внимание малыша к яркой погремушке, приближая ее на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки. Убедитесь, что ребенок кратковременно зафиксировал взгляд на игрушке. После этого медленно перемещайте погремушку вправо, а затем влево.
Игровое упражнение «Поиски колокольчика»
Цель: Стимуляция элементарных реакций на звуковой сигнал и зрительный поиск невидимого предмета, издающего звуки.
Позвоните колокольчиком, так чтобы ребенок смог его заметить. Затем уберите колокольчик из поля зрения малыша и снова позвоните. Понаблюдайте, станет ли ребенок искать его глазами. Попробуйте так же поиграть с погремушкой.
Формирование двигательно-слуховых связей
Игровое упражнение Игра "Привет, ладошка"
Цель: Стимулирование раскрытия кулачка и разведения пальчиков
Играйте с пальчиками малыша, прижимая подушечки своих пальцев к кончикам пальцев малыша, поглаживая и разминая пальчики ребенка:
Настало утро. Солнышко встало.
Эй, братец Федя, Разбуди соседей!
Вставай, Большак! Вставай, Указка!
Вставай, Середка! Вставай, Сиротка!
И Крошка-Митрошка! Привет, Ладошка
Игра "Тук-тук"
Цель: Обучение стучать кулаком по столу, с целью извлечения звука.
Стучите вместе с малышом в бубен, стучите по мисочке, по полу, ложкой по ложке, приговаривая: "Тук-тук, тук-тук". Постукивая по разным поверхностям и произнося слова "тук-тук", малыш начнет повторять за вами первые облегченные слова
Игровое упражнение «Пищалка»
Цель: Обучение нажимать на кнопки различных звучащих игрушек
Положите малышу на ладошку игрушку, которая пищит. Неожиданный звук позволит ему лучше почувствовать движения своей руки
Активизация речевого восприятия
Игровое упражнение «Поиск ребенка взрослого»
Цель: Стимулирование проявления эмоционального интереса к голосу взрослого, с целью привлечения внимания.
Взрослый располагается справа или слева от ребенка, но так, чтобы он его не видел.
Педагог зовет ребенка нежно, нараспев произнося его имя, внимательно наблюдает за ним. Если ребенок только прислушивается к голосу, а не пытается найти, откуда он звучит, педагог поворачивает голову ребенка в свою сторону. Взрослый дает ребенку возможность увидеть его и еще раз услышать, как он ласково и нежно называет имя ребенка. После этого педагог зовет ребенка, обращаясь к нему с другой стороны. Упражнение повторяется несколько раз.
Игра «Высокие и низкие звуки»
Цель: Развитие умения прислушиваться к голосу взрослого
Посадите ребенка напротив своего лица. Произнесите имя малыша высоким голосом. Теперь произнесите те же слова нежным, но низким голосом. Несколько раз меняйте тон своего голоса.
Играя в эту игру, ребенок начнет прислушиваться более длительно к высоким и низким звукам вашего голоса.
Игра «Петушок»
Цель: привлечение внимания к голосу взрослого, находящегося вне поля зрения ребенка
Для игры вам понадобится ширма. Вам так же понадобится игрушечный петушок.
Спрячьтесь за ширмой. Пусть ваш петушок показывается и прячется все время с одного конца ширмы. Когда петушок появляется, читайте стишок:
Рано-рано поутру
Петушок поёт: ку-ка-ре-ку!
Спрятав петушка, сделайте паузу и вновь покажите его.
Ваш малыш научится ожидать появления игрушки, смотря на одно и то же место ширмы.
Игра "Всё дело в шляпе
Цель: Осваивание первых предметных действий в общении
Вам понадобиться шляпа и игрушка (зайчик, кошка и т.п.). Спрячьте игрушку под шляпу так, чтобы был виден хвост или лапка.
Попросите малыша найти игрушку, подняв шляпу. Переложите шляпу в другое место, вновь спрятав под неё игрушку. Побуждайте малыша двигаться в поисках игрушки.
Игра «Фонарик»
Цель: Стимуляция зрительного восприятия через визуальный раздражитель (фонарик).
Перемещайте фонарик назад и вперед. Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком
Игра «Найди палочку»
Цель: Стимуляция зрительного восприятия через визуальный раздражитель (флюоресцирующие палочки - магические жезлы)
Это упражнение следует проводить в темной комнате. Перемещайте палочки (красные, желтые т.п.) назад и вперед. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за палочками.
Игра «Кто там, в зеркале?»
Цель: Стимулирование элементарных эмоциональных реакций на отражение в зеркале
Возьмите ребенка за руки, подойдите к зеркалу. – Кто там, в зеркале? Взрослый (имя) и ребенок (имя). Погримасничайте перед зеркалом так, чтобы малыш видел и ваше лицо, и отражение в зеркале. Убедитесь, что кроха внимательно смотрит в зеркало, поднимите его ручку, помашите ею. Подвесьте зеркальце над кроваткой ребенка так, чтобы он мог себя видеть. Каждый раз, увидев, что ребенок рассматривает свое отражение, сообщайте ему: – Кто там, в зеркале? Да это же (имя ребенка)!
Игровые упражнения на двигательно-моторную стимуляцию
Двигательные расстройства, обусловленные детским церебральным параличом, гипотонией и т.п., обычно приводит к невозможности самостоятельного передвижения. Грубые нарушения сенсорно-перцептивной сферы приводят к невозможности воспринимать движущийся объект, воспринимать пространственное положение собственного тела.
Игры на «Двигательно-моторную стимуляция» направлены на обеспечение и развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных интеллектуальных реакций, связанных с выделением существенного, расчленением действия на мелкие сенсомоторные действия, корректировкой поведения и действий на основе имеющегося сенсомоторного опыта.
Задачи:
- Стимуляция оптической реакции опоры рук и поворотов туловища;
- Стимуляция захвата предмета и развитие зрительной координации;
- Стимуляция ползания;
- Стимуляция умения самостоятельно садиться и тренировка самостоятельного сидения;
- Стимуляция к вставанию и ходьбы с поддержкой
Стимуляция оптической реакции опоры рук и поворотов туловища;
Упражнение "С опорой на кисти рук"
Цель: Фиксация положения, лежа на животе с опорой на руки. Если ребенок умеет уже хорошо лежать, опираясь на предплечья рук и высоко подняв голову, его учат опираться на ладони выпрямленных рук. Положите ребёнка на живот, зафиксируйте его ручки в области локтевых суставов, полностью разгибая их. Вначале удерживают в таком положении, а затем контроль рук уменьшают.
Тренировочное упражнение "Чики-чики-чикалочки…"
Цель: Тренировка равновесия, лежа на животе
Положите ребёнка на мяч «Фитбол». Поддерживая ребёнка, покачивайте его из стороны в сторону, побуждая переносить вес тела с одной стороны на другую. Играя с малышом, читайте ему стишок:
Чики-чики-чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
А Дуня в тележке,
Щёлкает орешки.
Стимуляция захвата предмета и развитие зрительной координации
Игра "Собери ягодки"
Цели: Обучение дотягиванию до предмета, находящегося перед ребёнком, из положения, лежа на животе.
Положите ребёнка на живот на пол.
Сделайте объёмные ягодки из поролона, а плоские - из коврового покрытия. Рассыпьте объёмные и плоские предметы, побуждая ребёнка достать их, переложить из руки в руку, ощупать, отдать взрослому. Побуждайте малыша объёмные предметы брать горстью, а плоские - кончиками пальцев.
Игровое упражнение «Потряси»
Цель: Обучение манипулированием предмета
Неваляшки, резиновая собачка или кошка, погремушка, к которой привязаны ленты шириной 2 см, длиной 20 см. Перед ребенком размещают на расстоянии 25-30см игрушки, а ленты от них протягивают ближе к ребенку. Чтобы привлечь внимание ребенка к игрушкам, можно слегка покачать неваляшку, сжать и разжать резиновую игрушку, издающую звуки, встряхнуть погремушку, побуждают схватить любую из лент и потянуть к себе. Если ребенок не обращает внимания на ленту, педагог вложив ее конец, в ладонь ребенка, отводит его руку в сторону. Это необходимо, чтобы ребенок почувствовал мышечное усилие, вызывающие движение игрушки.
Игра «Попади»
Цель: Обучение бросанию предметов в чашу.
Пластмассовая чашечка, три кубика (величиной 25 мм). Положите перед ребенком три кубика. Предложите ему бросить кубики в чашку. Если ребенок не способен выполнить это упражнение, то возьмите большой по размеру сосуд (горшок), продемонстрируйте его, и положите кубик в горшок. Возьмите руку ребенка и помогите ему поднять кубик и бросить его в горшок. Поддерживайте ребенка при выполнении этого упражнения. Попросите снова положить кубики в горшок и вынуть их оттуда.
Кубик можно сначала бросать в ванную, в коробку, то же с пластмассовыми шариками (помогая ребенку или без помощи). Скатывайте шарики по наклонной доске или картонному желобу.
Игра «Лягушонок»
Цель: Стимулирование ползания на животе вперед
Взрослый кладет ребенка на живот, а ноги его сгибает таким образом, чтобы стопы соединились, после чего, придерживая ребенка одной рукой за поясницу, стараясь дотронуться пяточками до попки ребенка. Такое упражнение нужно выполнять осторожно пружиня.
Стимуляция умения самостоятельно садиться и тренировка самостоятельного сидения
Упражнение "Садимся" (двигательно-моторная стимуляция)
Цель: Тренировка умения самостоятельно садиться и ложиться
Ребенок лежит на спине. Потяните его за одну или две руки на себя, придерживая ножки ребёнка в коленях. Добейтесь, чтобы малыш пытался садиться самостоятельно. Когда вы его слегка подтягиваете на себя. А затем, придерживая ножки малыша, научите его ложиться, опираясь на одну руку
Игровое упражнение «Покачивание на мяче»
Положите ребенка на мяч животом. Ручки должны свободно лежать перед грудью. можно придерживать малыша за голеностопы правой рукой, левой рукой - в области лопаток. Если ножки разведены широко в стороны, ребенка придерживают в области поясницы. Покачайте мяч в различных направлениях: вперед-назад, в стороны и по кругу. Размах движений должен быть небольшим, чтобы ребенок не соскользнул.
Стимуляция к вставанию и ходьбы с поддержкой
Порадуйтесь его успехам и вновь повторите игру.
Игровые упражнения на коммуникацию
Развитие и совершенствование коммуникации детей с тяжелой умственной отсталостью требует много внимания и терпения. Только тесный и доброжелательный контакт ребенка и специалистов способствует формированию навыков межличностного общения у детей с нарушением интеллекта.
Для достижения успеха в работе с детьми, необходима эмоциональная поддержка. Ребенок должен ощущать себя востребованным, и знать, что его любят
Задачи
- Формирование устойчивых зрительных образов людей;
- Формирование зрительного восприятия себя;
- Формирование основ эмоционального реагирования
Формирование устойчивых зрительных образов людей
«Приветствие»
Цель: Стимулирование ответной реакции на приветствие педагога вначале занятия «здравствуй» и в конце занятия «до свидание»
Организуется как постоянное, традиционное действие в начале и в конце каждого занятия как самостоятельная игра. Придумайте ритуал приветствия и ритуал прощания с ребенком с помощью звуковых сигналов (колокольчик, звучащая игрушка, музыка т.п.). Например, звенит колокольчик, педагог здоровается и жмет руку ребенка, называя его имя. Прощание происходит по той же схеме, в конце занятия помахать рукой, на фразу «до свидание».
Игра «Где я?»
Цель: Развитие умения длительно прослеживать за лицом и игрушкой, лежа на спине
Привлеките внимание малыша к своему лицу, высовывая язык, надувая щеки, округляя губы. Возьмите ручку ребенка, обхватив её за локоток, и проведите ею по своему лицу, дотрагиваясь до губ, щек, носа и подбородка. Не забывайте разговаривать с ним и ласкать его. Убедившись, что ребенок смотрит на вас, отклоняйтесь вправо и влево, напевая что-нибудь.
Игра «Мы зовём детку»
Цель: Развитие умения эмоционально реагировать на свое имя
Играйте в эту игру втроём, положив малыша на диван или большую кровать. По очереди зовите малыша по имени, нараспев, ласково произнося его имя. Когда малыш повернёт голову в вашу сторону, спросите: "Где у нас детка (имя ребёнка)? Вот детка (имя ребёнка)". Похлопайте его ладошкой по груди. Играя в эту игру, вы научите малыша эмоционально реагировать на своё имя
Упражнение «Запрет»
Цель: Обучение понимания речевого сигнала и реагирование на просьбу, на запрет.
Ни в коем случае не провоцируйте сами возникновение опасных ситуаций для того, чтобы достичь этой учебной Цели. Вполне достаточно естественных возможностей ее достижением. Исключительно важен сам принцип действия.
Когда ребенок приближается к опасному предмету, вы выразительно, с определенной интонацией в голосе, сказать, «Нельзя!» Объясните ребенку, что опасный предмет, например, очень горячий или острый. Отведите ребенка от опасного предмета и снова сказать, «Нельзя!» Если он снова захочет приблизиться к источнику опасности, то хлопните его по рукам и снова громко сказать, «Нельзя!» Отвлеките внимание ребенка на какую-нибудь интересную для него деятельность. Похвалите ребенка, если он сам обратил внимание на ваш запрет. Ребенок должен учиться узнавать запрещающие слова в целях обеспечения собственной безопасности
Игра «Сделай так»
Цель: Стимулирование ребенка воспринимать отдельные инструкции в знакомых словах, которые соответствуют действиям: просьба "дай ручку", "прощай".
Инструкция к выполнению: взрослый обращается к ребенку с просьбой выполнить какое-то действие. Если ребенок не реагирует, нужно усилить свою просьбу нужным жестом.
Формирование зрительного восприятия себя
Игра «Я до тебя дотрагиваюсь»
Цель: Стимулирование ответной реакции на обращенную речь, сопровождаемую прикосновениями, жестами, совместными действиями.
Предложите ребенку оптические или акустические раздражители (вертушки, погремушка, игрушечные часы). Поговорите с ребенком. Если он реагирует на ваш голос улыбкой, поддержите его поглаживанием или улыбкой. Эмоциональный контакт очень важен во время тактильного соприкосновения. Ребенок должен связать эту приятную ситуацию с голосом человека, который за ним ухаживает, и испытывать к нему доверие. Возможно, ребенок оживится, едва заслышит голос. Это значит, что он воспринимает взрослого и что-то с ним связывает. Разговаривайте с ребенком, пока он не отреагирует соответствующим образом.
Игра "Мое отражение»
Цель: Стимулирование умения разглядывать себя в зеркале.
Ничто не вызывает у ребенка такого удивления, как открытие своего удивления, как открытие своего отражения. Ребенок удивляется, и оно удивляется, ребенок машет ручками, и оно машет. Малыш качает головой, и оно качает. Это тоже открытие мира и познание себя, пусть еще и неосознанное.
Затем пускать зайчиков, показывать в зеркале игрушки, крутить и поворачивать зеркало, менять его размер. Следите, чтобы оно было безопасным.
Позже малыш начнет узнавать свое отражение в нем. Это будет вызывать неописуемую радость с включением двигательного и голосового компонента. Он будет заигрывать с отражением, разговаривать с ним.
Формирование основ эмоционального реагирования
Игра "Забава"
Цель: Стимулирование выражения чувств ребенка в ответ на эмоциональное обращение взрослого
Привлеките внимание к своему лицу. Высуньте язык, сделайте им "болтушку".
Открывайте рот. Пропевая звуки "А-А", "О-О", пропойте "У-У-У", вытягивая губы трубочкой. Надуйте щёки и фыркайте.
Игра "Звонкое ведёрко"
Цель: Стимуляция вербальных и не вербальных высказываний при физическом контакте
Сядьте и посадите ребенка так, чтобы его спина опиралась о вашу грудь.
Вам понадобится оцинкованное ведро. Покажите ребёнку ведро, наклоните его к себе, пропев фразу со слогами лепета. Ведро усилит ваш голос, придаст ему необычный тембр. Побуждайте ребенка повторять за вами звуки, пропевая их в ведро. Малыш научится подражать вам. Повторяя те слоги, которые есть у него в лепете.
Игровые упражнения на тактильное восприятие
При нормализации тактильных и проприоцептивных ощущений соотношение пассивных, пассивно-активных и активных движений изменяется в пользу последних.
Задачи
- стимуляция положительных эмоции на прикосновение, поглаживания, ласковые щекотания;
- стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении с различными материалами
- активизация тактильных ощущений в ходе вибрационной стимуляции;
Стимуляция положительных эмоции на прикосновение, поглаживания, ласковые щекотания
Игра "Пальчики погладим"
Цель: Стимуляция рук и ног с целью побуждения ребенка к действию
Ребенок находится на диване, на коврике в позе "на спине". Спросите его: "Где твои ножки?", помогите ему захватить свою ножку рукой и потянуть её на себя. Пощекочите его пальчики на ножке, покажите, как можно перебирать и ощупывать пальчики руками. Чтобы побудить малыша к действиям, можно вначале нежно растереть пальчики его ног, напевая:
Мы пальчики погладим,
Так-так и вот так,
Мы пальчики потрём,
Так-так и вот так!
Игра "Наша птичка"
Цель: Стимуляция головы шеи, рук, ног с проговариванием потешек, детских четверостиший
Легко дотрагивайтесь до ножек малыша, поглаживайте его ступни, ручки, перебирайте пальчики, дотрагиваясь до каждого ноготка ребенка
Игра "Знакомимся с телом"
Цель: Стимуляция различных мест тела, с целью распознавания эмоциональных реакций ребенка.
Эта игра связана с множеством прикосновений к ребенку, она помогает ему скорее осознать части своего тела.
Малыш лежит на спине на водяном матраце, в «сухом» бассейне. Возьмите его ручки и поднесите ко рту. Скажите:"Пальчики вы, пальчики". Прикоснитесь к ним.
Прикоснитесь своим носом к носику ребенка. Скажите: "Это чей тут животик?". Поцелуйте малыша в животик. Называйте другие части тела прикасаясь, называя их их.
Игра развивает доверие, приносит радость общения друг с другом.
Стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении с различными материалами
Игровое упражнение «По кочкам»
Цель: Стимуляция тактильного восприятия с помощью «сенсорной тропы»
«Сенсорная тропа» представляет собой дорожку, выполненную из ковролина, на которую с помощью «липучек» крепятся пять круглых «блинчиков» и два прямоугольных коврика. Четыре круглых «блинчика» представляют собой чехлы, заполненные материалами с различными свойствами (пластина пенополиэтилена, гранулы полиэтилена, шарики из полиэтилена, узлы из хлопчатобумажного каната), а один круглый чехол без наполнителя. Два жестких коврика – один прямоугольник из соединенных между собой полиэтиленовых трубок, другой игольчатый массажный коврик «травка». «Блинчики» и коврики можно менять между собой. При тактильном восприятии их ребенком они вызывают разные ощущения. Передвигаться следует босиком или в носках, чтобы не снижалась чувствительность стоп. Эффективность упражнений повышается, если они выполняются под счет, удары бубна, с использованием музыкального сопровождения (песенки, мелодии), аудиозаписей.
Игровое упражнений «Игра с перышком»
Цель: Стимуляция и обогащение тактильных ощущений
Ребенок сидит или лежит так, чтобы вам обоим было удобно. Легко погладьте перышком тыльную сторону руки ребенка. Когда ребенок поймет, что это не страшно, переходите к поглаживанию ладони, каждого пальчика, между пальчиками. Поглаживайте быстрее или медленнее, надавливайте с разной силой. Поглаживайте другие части тела — ноги, ступни, спину и т. д.
Похожие упражнения можно выполнять, используя различные предметы: кусочки кожи, колючие мячики, ватные шарики, кисточки и т. д.
Игровое упражнение «Наши ручки»
Цель: Стимуляция тактильных ощущений, развитие мелкой моторики
В глубокой миске, наполненными: фасолью, кусочками поролона, рисом, камушками и т. д., прячется: игрушка, шарики, кубики и т.д. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными,
Пальчиковый массаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.
Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.
Игровое упражнение «Круглый, круглый»
Цель: Стимулирование чувствительности тела с использованием предметов округлой формы
Педагог помещает ребенка на модуль; сам располагается рядом. Затем берет гладкий, колючий, шершавый мячик (поочередно), поглаживая ею руки и пальчики ребенка. Затем вкладывает мячик в ладошку ребенка. Он начинает ощупывать различные по фактуре мячики. Затем каждым мячиком педагог катает по разным частям тела ребенка. Все, что делает педагог. Он должен комментировать.
Игровое упражнение «Водичка, водичка»
Цель: Стимуляция тактильных ощущений при знакомстве с разной температурой воды
Знакомим ребенка с разной температурой воды. Это тоже очень важно. Это можно сделать с пластиковыми бутылками. Налейте холодную воду, слегка потеплее, теплую, погорячей, горячую. Дайте ребенку потрогать бутылки. Назовите его ощущения словами, научите сравнивать – расставлять от самой холодной к самой горячей. Можно попробовать погружать пальчик в воду, налитую в стаканчик или выливать из бутылки на руку и сравнивать.
Игровое упражнение «Льдинка»
Поняв, что вода может быть холодной и горячей, попробуйте сделать ее очень холодной и превратить в лед. Заморозить подкрашенную воду в формочке, положа в нее маленькие сюрпризы (шарики, кубики, игрушки). Вложить ребенку в руку. Потом все это можно размораживать разными способами: на воздухе, в воде, на батарее и т.д сравнивать, где и почему тает быстрее.
Игровое упражнений "Зеркало"
Цель: Стимулирование тактильного восприятия
Вам понадобится детский крем и гребенка.
Выдавите немного крема на носик, щечки, лобик и подбородок малыша. Поглаживая лицо ребёнка, приговаривайте:
Активизация тактильных ощущений в ходе вибрационной стимуляции
Игровое упражнение «Рыбки и пузырьки».
Игровое упражнение «Ветер».
Цель: Стимуляция тактильных ощущений.
Ребенок сидит в «сухом душе» так, чтобы и ему и вам было удобно. Включите и направьте вентилятор сначала на слабый воздух, чтобы ребенок не испугался. Варьируйте скорость движения, приговаривая:
Дует, дует ветер. Дует, задувает...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий утренника, посвященного Международному женскому дню 8 марта, для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Сценарий утренника, в котором участвовали дети, посещающие Лекотеку....
Сценарий спортивного праздника для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Сценарий утренника, в котором принимали участие дети,посещающие Лекотеку....
Мяч-как средство сенсомоторного развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Вследствие специфического развития дети со сложной стру...
Сообщение Тема: «Развитие сенсомоторных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии»
Развитие сенсомоторных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии...
Адаптированная рабочая программа по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» для детей с тяжелыми множественными нарушениями на 2021 – 2022 учебный год
Адаптированная рабочая программа по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» для детей с тяжелыми множественными нарушениями на 2021 ...
Авторские специальные пособия для развития сенсорных систем у детей с тяжелыми множественными нарушениями.
1.«Балансировочные стопы», с целью вестибулярно-моторного развития, ощущения своего тела в пространстве. 2.«Сенсорный коврик», с целью обучения в движении, развитие сенсор...