рабочая программа по самообразованию
материал (подготовительная группа)
Задачи:
- Развитие речи и пополнение словарного запаса.
- Преобразование образов в символы.
- Развитие памяти, внимания и образного мышления.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие творческих способностей, фантазии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_samoobrazovaniyu_2020-2022g.docx | 205.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Карымкарская СОШ»
Структурное подразделение «Детский сад»
План по самообразованию
«Мнемотехника в развитии речи детей
старшего дошкольного возраста»
Срок реализации: 2 года
Воспитатель Зонова Е. В.
2020г.
Актуальность
Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной. Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: подбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы. На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем: · трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; · бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ; · отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; · односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение; · отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д · недостаточный словарный запас; плохая дикция.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления.
Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. ЦЕЛЬ: Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Развитие речи и пополнение словарного запаса.
- Преобразование образов в символы.
- Развитие памяти, внимания и образного мышления.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие творческих способностей, фантазии.
Ожидаемые результаты
Дети:
- Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
- Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
- Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
- Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
- Обогащен словарный запас детей.
Родители:
- Вовлечены в процесс речевого развития детей.
- Знакомы с приемами и методами развития речи детей.
- Способны к созданию в домашних условиях речевой предметно развивающей среды.
Этапы реализации плана по самообразованию
Подготовительный:
- Изучение научно-методической литературы по данной теме.
- Подбор упражнений и игр для развития связной речи.
- Подготовка наглядного материала (подбор мнемодорожек, мнемотаблиц)
- Составление картотек мнемотаблиц по лексическим темам.
- Обсуждение проекта вместе с родителями.
- Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.
Основной:
- Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками– символами.
- Самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему – модель. Используя схему – модель как план пересказа.
- Использовать мнемотаблицу при закреплении материала по лексической теме.
- Использовать мнетаблицу при разучивании стихотворений, пальчиковой гимнастики.
Заключительный:
Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотехники.
Методы работы
- Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.
- Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.
- Практический метод - составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.
Источники самообразования:
- СМИ, в том числе специализированная литература (методическая, научно – популярная).
- Интернет, медиа информация на различных носителях.
- Семинары, мероприятия по обмену опытом, вебинары, мастер классы, курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
- Индивидуальная - через индивидуальный план.
- Групповая - через участие в жизни детского сада.
«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам —
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
План работы на 2020-2021учебный год
Раздел | Сроки | Содержание работы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - Май | Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».
|
Работа с детьми | Сентябрь | Артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок». Цель: Обучение детей артикуляционным упражнениям. |
Октябрь | Осень. Цель: Закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе. Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели. | |
Ноябрь | Любимые сказки. Цель: Пересказывать сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. Учить детей передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицу. Развивать у детей умственную активность. | |
Декабрь | Красавица зима. Цель: Упражнять детей в умении соотносить знаковые символы с образами. Учить детей составлять рассказ о зиме с использованием наглядных пособий. Заучивание стихотворения «Маша варежку надела». А. Саконская с использованием мнемотаблицы). | |
Январь | Зимние забавы. Цель: Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы, продолжать обогащать знания детей о сезоне, развивать связную речь детей. Заучивание пальчиковой гимнастики «Зимняя прогулка», стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблицы. | |
Февраль | Защитники отечества. Цель: Дать доступные детскому пониманию представления об армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину, потренироваться в составлении описательного рассказа про папу или дедушку солдата при помощи воспитателя (мнемотаблица). | |
Март | О любимых мамах. Цель: Воспитывать любовь, бережное отношение к матери, продолжать развивать умение соотносить символы с образами, повторение стихов к утреннику с использованием схем. | |
Апрель | Весна. Цель: Расширить знания о сезонных изменениях в природе, совершенствовать грамматический строй речи, развивать умение соотносить знаковые символы с образами, формировать понятия причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы. | |
Май | Заучивание стихотворения наизусть «Одуванчик» Е. Серова с использованием метода мнемотехники. | |
Работа с семьей | Сентябрь - Май | Консультация для родителей: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей». Цель: Познакомить родителей с понятием «мнемотехника». Папка-передвижка. «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехник». Цель: Помощь родителям в заучивании стихотворений с детьми дома. Домашнее задание.потренироваться детям с родителями в составлении простейшей мнемотаблицы дома на тему «Как я проведу лето». Цель: закрепление умения самостоятельно составлять мнемотаблицы и рассказывать по их содержанию. |
План работы на 2021-2022 учебный год
Раздел | Сроки | Содержание работы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - Май | Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. «Детство Пресс», Веселые встречи «Детство – Пресс». Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990г. - №10. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Спб.,2005 |
Сентябрь | Заучивание стихотворения В. Миронович «Листопад». Цель: Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть; выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы. | |
Работа с детьми | Октябрь | Загадывание загадок о фруктах, овощах с помощью мнемотаблицы. Цель: Закрепить с детьми знания о овощах и фруктах, о характерных признаках осени. |
Ноябрь | Пересказ сказки «Два жадных медвежонка». Цель: Составление мнемотаблицы для пересказа; учить передавать текст точно, последовательно, выразительно; пересказывать текст. Дидактическая игра «Зашифруем слова». Обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти. Содержание: Попросить ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, соответствующий предметам возникает легко, поэтому детям предлагается «зашифровать» слова, типа вкусный суп, радость и т.п. | |
Декабрь | Пересказ русской народной сказки «Зимовье зверей». Цель: Продолжать учить передавать текст точно, последовательно, выразительно с опорой на мнемотаблицу; пересказывать текст, написанный от лица автора, и переводить его при этом в косвенную речь. Заучивание стихотворения И. Гурин «Веселый снеговик». Цель: Способствовать запоминанию стихотворения наизусть используя прием мнемотехники. | |
Январь | Пересказ сказки «Три поросенка». Цель: Способствовать умению пересказывать содержание сказки точно, последовательно, выразительно; (использование для пересказа готовые мнемотаблицы). | |
Февраль | Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза». Цель: Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть; интонационно передавать нежность, любование зимней природой. | |
Март | Составление описательного рассказа на тему: «Птицы». Цель: Учить детей составлять описательный рассказ на тему: «Птицы» с опорой на мнемотаблицу. | |
Апрель | Д/игра «Кто в домике живет?» (по И.А.Чистяковой). Цель: обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления Содержание: Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, например, летает, вьет (гнездо), клюет, поет – это птица. Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика. Составление описательного рассказа на тему: «Деревья». Цель: Продолжать учить составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу и без нее. | |
Май | Заучивание наизусть стихотворение С.Есенина «Черёмуха». Цель: Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Учить выразительно, читать наизусть стихотворение без опоры на наглядность. Времена года. Цель: Составить описательный рассказ о временах года, выделить различия между ними по предложенной воспитателем мнемотаблице, предложить детям самим составить таблицу. Дидактическая игра «Времена года» | |
Работа с семьей | Сентябрь - Май | Папка - передвижка «Особенности речевого развития ребенка шестого года жизни». Цель: Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей. Консультация «Уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста». Цель: информирование родителей знаниями по развитию речи. Конкурс совместно родители и дети: «Лучшие мнемотаблицы по сказкам и рассказам для детей» Цель: Продолжить распространение педагогических знаний среди родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по самообразованию для педагога
Применениемузыкально-дидактические игр и пособий, которые воздейстуют на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в ...
Рабочая программа по самообразованию "Использование ИКТ-технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
НАПРАВЛЕНИЕ: познавательное развитие ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: сентябрь 2019 г.ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ: май 2020 г.ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ: групповаяГР...
Рабочая программа по самообразованию воспитателя на тему: "Использование кинезиологии в развитии детей младшего дошкольного возраста".
quot;Движение может заменить лекарство - но ни одно лекарство не заменит движения". Ж.Тассо.Основная цель кинезиологических упражнений : развитие межполушарного взаимодействия, спосо...
рабочая программа по самообразованию на 2020-2021 г
рабочая программа по самообразованию на 2020-2021 г....
Рабочая программа по самообразованию на 2019-2020 учебный год
Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и малой родине»...
рабочая программа по самообразованию на 2021-2022 г
Рабочая программа по самообразованию на 2021-2022г...
Рабочие программы по самообразованию и дополнительному образованию
рабочие материалы...