Способы оценки сформированности исследовательских умений.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Способы оценки сформированности исследовательских умений детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_otsenki_sformirovannosti_issledovatelskih_umeniy.docx | 14.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы оценки сформированности исследовательских умений.
Несомненно, это не количественные, а качественные показатели, причем нам важно отследить их устойчивое позитивное развитие. Какие показатели являются важными, и каковы должны быть оценочные параметры?
Во-первых, известно, что любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценивать отношение детей к деятельности экспериментирования, которое оценивается по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и в процессе деятельности.
Во-вторых, важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования. Соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает.
Развитие у старших дошкольников умений необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач исследовательского обучения. Овладение этими важными инструментами - залог успешности детской познавательной деятельности. Сам факт эффективного использования ребёнком умений исследовательского поиска можно рассматривать как важнейший индикатор познавательной потребности.
Несмотря на всё это методическая сторона данной работы лишь фрагментарно представлена в психолого-педагогической литературе, поэтому многие педагоги сталкиваются с трудностями в работе при создании условий для развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
Решение этой важной проблемы начнём с выделения принципов формирования исследовательских умений:
- принцип широкой трактовки понятия «исследование». В научно - методической литературе понятие «исследование» чаще сводится
к эмпирической стороне детской исследовательской практики и часто ассоциируется с учебными наблюдениями и экспериментами в области естественных наук. Значительно продуктивнее в условиях исследовательского обучения понятие «исследование» трактовать максимально широко, не ограничивая его лишь эмпирическим познанием;
- исследовательский поиск можно вести не только эмпирическим путём,
но и путём анализа литературных источников (текстов), последние могут быть и художественными, и научными, повествующими о других исследованиях;
- полноценное исследование проводится с помощью «мысленных экспериментов», путём виртуального экспериментирования
с математическими или виртуальными моделями [4,С.277];
- принцип самостоятельной ценности общих исследовательских умений.
Для традиционного подхода в частных методиках, характерно рассмотрение проблемы формирования исследовательских умений как служебной задачи, актуализирующейся лишь при освоении той или иной дисциплины.
В исследовательском обучении задача развития у детей исследовательских умений рассматривается как основной путь формирования особого жизненного стиля, при котором поисковая активность занимает ведущее место [4,С.278].Исследовательские умения важны как наиболее соответствующий способ динамично развивающемуся миру способ адаптации личности к условиям постоянно меняющегося окружения;
- принцип межпредметности. Хорошо известно, как разнятся предметы разных наук. Каждая наука из общей палитры методов исследования берёт лишь их часть.
Развитие у детей старшего дошкольного возраста умений исследовательского поиска на примере, какой - то одной предметной области не позволяет применять, а, следовательно, и формировать все умения. Поэтому привязывать занятия по формированию умений исследовательского поиска, к какому - либо одному предмету было бы ошибкой [4,С.278].
Таким образом, возможно, выделить основные правила организации работы по формированию исследовательских умений:
1. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.
2. Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
3. Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
4. Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
5. Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
6. Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.
7. Когда эксперимент закончен и сделаны выводы, задавать вопрос: «Как определить правильный ли вывод мы сделали?» Детей следует подвести к мысли о том, что результаты эксперимента являются достоверными, если при повторении исследования они не изменяются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром
Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром Евдокимова Н.Е., воспитатель ДОУ «Улыбка», вторая квалификационная катего...
Английские рифмовки как способ развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Главная цель в обучении иностранному языку – практическое овладение языком. Ребенок должен научиться говорить на английском ( немецком, французском ) и все цели и средства вращаются вокруг этого....
Обобщение опыта на тему: «Игровая терапия как способ формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста»
Для детей игра один из основных инструментов становления в жизни. С помощью неё они учатся взаимодействовать с другими людьми, развиваются интеллектуально и физически, познают мир, расширяют кругозор....
Исследовательский проект: «Формирование исследовательских умений детей дошкольного возраста».
Исследовательский проект: «Формирование исследовательских умений детей дошкольного возраста»...
Исследовательский проект:Формирование исследовательских умений детей дошкольного возраста
Исследовательский проект:Формирование исследовательских умений детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов на тему: «Полоса препятствий как способ развития двигательных умений и навыков дошкольников»
Полоса препятствий — это комплекс разнообразных физических упражнений, выполняемых в определенной последовательности. Она позволяет разнообразить физкультурные занятия, повысить интерес детей к ...
Развитие исследовательских умений детей средствами проектно-исследовательской деятельности
Современное общество так стремительно развивается что для того, чтобы быть иди в ногу со временем недостаточно просто усвоить опыт, накопленный предками, сегодняшний человек должен уметь решать возник...