Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром
статья по окружающему миру по теме
Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников
в процессе ознакомления с окружающим миром
Евдокимова Н.Е., воспитатель ДОУ «Улыбка»,
вторая квалификационная категория
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечным, постоянно изменяющимся миром начинается с первых лет жизни малыша. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Наблюдая окружающий мир, ребенок постигает законы природы и мира людей, каждый день совершая свои маленькие открытия. Исследование является инструментом не только познания, но и активного преобразования ребенком окружающей действительности, оказывает благоприятное воздействие на его мировоззрение.
Ведь недаром русский ученый, естествоиспытатель К.М. Тимирязев, говорил, что «….люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с тем, кто такой школы не проделал……»
Исследование в детском саду организуется с целью познания реальных предметов и объектов окружающего мира и формирования познавательной, речевой и коммуникативной компетентностей ребенка.
Содержанием исследований является все то, что окружает ребенка, то, что он видит ежедневно, и то, что от него скрыто:
- это живая природа– многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.;
- неживая природа – воздух, почва, звук, песок, камни, свет, цвет, вес и т.д.;
- мир растений – деревья, растения, цветы, грибы;
- рукотворный мир – все то, что сделано руками человека, история и эволюция человеческой цивилизации в предметах быта, искусства, культуры и науки;
- мир человеческих отношений – когда ребенок на собственном опыте и примере окружающих людей, литературных персонажей постигает нормы и правила общения, взаимодействия, межличностных отношений.
В процессе познания ребенок учится находить в окружающей среде предметы, объекты, явления, выявлять их свойства и качества, находить отличительные особенности. Детей 5-6 лет уже не устраивает простая констатация фактов, им необходимо самим выяснить так ли это на самом деле, убедиться в верности утверждения или суждения. Им интересно знать, как предметы или объекты зависят друг от друга, какое влияние оказывает человек на окружающий мир и отдельные его объекты.
Формирование исследовательских умений и навыков – одна из важных задач. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, которые получены простым, репродуктивным путем.
Для развития познавательной активности детей необходима система познавательной деятельности, т.е. постепенное усложнение познавательных задач, и использование специальных методов - проблемные вопросы и проблемные ситуации, задания исследовательского характера, опытно-экспериментальная деятельность и др.
Рассмотрим, каким образом формируется познавательная компетентность ребенка на примере объекта неживой природы «Песок» (Занятие «Сыплем, лепим).
Объект – песок
Физические свойства – мелкий, светлый, сыплется
Рассматривая его через лупу, дети обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок потому и сыплется. Далее предлагаю детям слепить фигурку из песка, дети выясняют, что из сухого песка слепить невозможно. Сами предлагают добавить воды. Подвожу детей к тому, что объекты неживой природы связаны между собой (вода и песок).
А как же влияет человек на песок?
Дети уже знают, что песок сыпучий, мелкий, легко пропускает воду, быстро нагревается и остывает, бывает разного цвета, легко меняет форму, находится в постоянном движении, во влажном состоянии темнеет, и из него хорошо лепятся разные фигурки. Человек уже давно научился использовать песок для своих нужд. Из него делают стекло, используют в строительстве, он нужен для игры и отдыха. Больше всего песка в пустынях.
Далее необходимо установить, как песок взаимосвязан с другими объектами живой и неживой природы. Вспоминаем тему «Пустыня» и выясняем, что песок, растения, животные связаны между собой.
Возраст 5-7 лет является наиболее сензитивным не только для развития познавательных процессов, но и для развития речевой деятельности. Каким образом происходит формирование лингвистической компетентности, попробуем проследить на примере объекта живой природы «Одуванчик» (лексическая тема «Цветы»)
Наблюдая за одуванчиками, дети уже имели базовые знания и умения по этому блоку. Мы выясняли из чего он состоит, каковы его функции:
- что он делает – цветет, пахнет, колышется, пьет, гнется, гибнет, размножается….
- какой он на ощупь – мягкий, влажный, шершавый.
- как используется – для красоты, для сбора нектара пчелами, из них можно варить варенье.
- Словотворчество – одуванчиковое варенье, одуванчиковая поляна и др.
Во время утреннего приема на участке дети заметили, что бутоны одуванчика закрыты и сначала подумали, что они завяли. После предложения педагога понаблюдать в течение дня за одуванчиками, дети заметили, что бутоны на некоторых одуванчиках раскрылись, а некоторые остались еще закрыты. Дети начинают доказывать, почему же это произошло? Выглянуло и пригрело солнышко, распустились те бутоны, которые были на солнечной стороне. .. корни одуванчиков напились воды, и бутон распустился.
Почему утром бутон закрыт, а днем раскрывается? Подобный вопрос является замечательным поводом для установления связи между небесными телами (солнцем) и земными растениями.
У детей появляются навыки доказательной речи, навыки рассказывания, пересказывания, они пытаются объяснить, почему они считают именно так, а не иначе. У детей развивается - словесно-логическое мышление, дети используют различные грамматические формы для оформления своего суждения.
На занятиях дети учатся вступать в диалог и вести его, учатся задавать вопросы, учатся обращаться с предложениями: «Давайте сделаем так». Дети самостоятельно задумывают какую то исследовательскую деятельность, учатся планировать ее, договариваются со сверстниками о совместных действиях, сами распределяют обязанности между собой, учатся комментировать свою деятельность и сами делают необходимые выводы.
Значимость работы заключалась в том, что проведение исследований, опытов, экспериментов побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов, действий, проявлению творчества т.к. подбираются с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности
- активность, стимулируемая взрослым;
- собственной активности ребенка полностью определяемой им самим.
Отсюда выявились 2 пути постановки проблемы и выбор темы исследования.
Вариант 1 - на основе анализа актуального развития детей группы. В процессе занятий, бесед, совместной деятельности воспитатель видит, что знания у детей по определенной теме есть, но у них низкая познавательная активность, или их знания не соответствуют возрасту. Поэтому данную проблему воспитатель сам формулирует и сам разрабатывает пути ее решения.
Вариант 2 – тема или проблема формулируется по запросу детей.
Как же происходил поиск путей решения какой-либо проблемы?
Ребёнок самостоятельно говорит, рассуждает, у него развивается целый спектр умений и способностей, в том числе исследовательских, математических, языковых. Ребенок участвует в разработке алгоритма или плана исследования. Все предложенные варианты выслушиваются, и дети являются активными участниками в обсуждении всех предлагаемых решений. Ну и, конечно же, ребёнок имеет право на ошибку, но эту ошибку он должен найти и осознать сам, и сам же найти способ, чтобы ее исправить.
За время данной работы - в нашей группе была создана мини-лаборатория, где созданы все условия для полноценной организации экспериментально – исследовательской работы. Имеется постоянно действующий центр - «Центр Воды», где дети знакомятся с различными свойствами воды, ставят эксперименты и опыты с водой. Дети знакомятся с круговоротом воды в природе, создают различные фильтры для очистки загрязненной воды, ставят опыты с растениями по выращиванию их в разных средах. Имеется Центр «Взвешивание» - данный центр оснащен различными весами: медицинскими, бытовыми, лабораторными, напольными, безменами, а также соответствующими гирьками. В этом центре дети работают с различными веществами, предметами разных размеров и форм, измеряют, взвешивают.
Также действуют центры «Фитодизайн»; «Экология» - где имеются различные семена, полезные ископаемые, природные материалы и др. «Юный физик»; «Этот бумажный мир».
В результате работы дети научились:
- проявлять интерес к ярким явлениям природы;
- у детей развита высокая творческая активность, самостоятельность, инициативность;
- умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- дети быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;
- дети владеют основными нормами поведения в природе.
В ходе работы с детьми по данной теме, нами были выделены несколько основных правил:
- Меньше учите, больше делитесь.
Дошкольник способен усвоить только ту программу, которая отвечает его интересам. Голые факты его не интересуют. Здесь необходима эмоциональная окраска. (Вот ситуация с одуванчиками) - Поощряйте поисковую активность детей.
В каждый момент времени вокруг нас что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить это мгновение, извлечь из него привлекательное, волнующее. Чутко реагировать на интересы ребят. Поощрять поисковую активность детей. - Активизируйте внимание ребёнка.
С самого начала прогулки займите внимание детей загадкой, шуткой, вопросом, песенкой, рассказывая попутно, что интересного можно увидеть и услышать. - Учите детей наблюдать и соблюдать правила поведения в природе.
Дети редко забывают опыт прямого общения с природой. Одно из правил "Азбуки поведения на природе" - "Не шуми". Но маленький ребёнок ещё не может соотносить правила и поступки. провела беседу о правилах поведения в природе, прочитала детям рассказ А.М.Горького "Воробьишко". Дальнейшие прогулки и экскурсии показали, что дети на природе стараются найти что - нибудь интересное, учатся наблюдать и сами напоминают друг другу правило - "Не шуми". - Знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным.
Очень важно как входит окружающий мир в жизненный опыт ребёнка, как он эмоционально им осваивается. Надо заинтересовывать детей собственным энтузиазмом, восхищением прекрасным. Помнить, что только положительное накопление эмоций даёт толчок к творчеству.
В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу: «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». То есть, задача педагога не дать ребенку готовые знания, а поддержать его интерес, подсказать способ и вселить в ребенка уверенность, что он обязательно добьется успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой
Развитие речи в онтогенезе, требования к речи ребенка 4-летнего возраста, рекомендации родителям, памятка родителям по развитию речи ребенка....
Развитие исследовательских умений и навыков у старших дошкольников средствами проектной деятельности
Проект:"Развитие исследовательских умений и навыков у старших дошкольников средствами проектной деятельности"...
На тему "Формирование экологического сознания старших дошкольников в процессе ознакомления их с миром деревьев"
Конспекты родительских собраний проектная деятельность по экологическому воспитанию детей....
Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром
Организация: ГБДОУ д/с №86Населенный пункт: Санкт-ПетербургВлияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Наблюдая окружающий мир, они постигают з...
Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Дети дошкольного возраста очень любознательны....
Родительское собрание «Формирование грамматического строя речи старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим».
В данном материале даны практические рекомендации по формированию граммотического строя речи старших дошкольников....